На днях сборная России по футболу и еще несколько команд презентовали
новую игровую форму. Ту, в которой они будут защищать свои
цвета на чемпионате Европы в Польше и Украине. Главный тренд - умеренность
вместе с обязательным использованием национальных мотивов. У России
это стилизованный под кольчугу орнамент, у Украины - двойная горизонтальная
строчка в виде дубовых листков, у Германии - диагональные линии
цветов государственного флага. "СЭ-Воскресенье" решил проследить
более чем вековой путь развития футбольной экипировки.
На заре развития футбола командам нужно было просто выглядеть
одинаково. Форма преследовала исключительно практические цели.
Главное, чтобы игроки были в одежде примерно одинаковой расцветки.
Один из старейших спортивных клубов Англии "Шеффилд Уэнсдей"
(на снимке 1878 года) решил играть в футбол для поддержания
тонуса в зимнее время, когда главный спорт – крикет – уходил
на каникулы. Отсюда – плотный материал и длинные рукава. Как
можно видеть на фото, вместе с рубашками игроки носят штаны.
Строгий фасон, элегантные воротнички, качественный крой. Перенесись
сборная Уругвая из 1930 года в наш 2011-й, в таких свитерах
ее вполне могли бы пустить в элитный загородный клуб. Штаны
также были заменены на шорты – пока что длинные, до колена.
Согласно указу английской футбольной ассоциации от 1904 года,
все, что выше, показывать возбранялось. Вратари носили
строгие водолазки, а члены тренерского штаба и вовсе выглядели
щеголями - как мужчина на фотографии справа в верхнем
ряду. В 1933 году на футболках впервые появились номера. Первопроходцами
стали "Эвертон" и "Манчестер Сити", сразившиеся в финале Кубка
Англии. Любопытно, что футболисты "ирисок" были пронумерованы
с 1 до 11, тогда как "горожане" - с 12 до 22.
Минимализм - главный тренд послевоенного периода. Дело не столько
в дизайнерских предпочтениях, сколько в вопросах экономии.
Пока Европа поднималась из руин, было не до шика. Длинные
тяжелые шорты заменили на легкие и короткие из более практичных
материалов, а простые без изысков футболки пришли на смену
свитерам с вышивкой. Даже мадридский "Реал" (на фото), несмотря
на свой королевский статус, выглядел скромно. Не в пример
нынешним "галактикос".
В 70-х дизайнерская мысль стала потихоньку двигаться вперед.
Клубы и сборные хотели подчеркнуть индивидуальность, а не
просто носить майки одинакового цвета. Кроме того, форма стала
полноправным участником коммерческой жизни. В 1975 году "Лидс"
наладил продажу своих футболок фанатам, а "Айнтрахт" стал
первой командой, которая поместила на экипировку логотип спонсора
– повезло алкогольной настойке "Ягермайстер". Не спали и технические
спонсоры. Именно в эти годы, славные для сборной ФРГ, белые
футболки и черные полоски стали ассоциироваться с бундестим
(на фото). Обувь у чемпионов мира тоже соответствующая.
Наша сборная была узнаваема во все времена. Красные футболки
с большими белыми буквами СССР – вот ее визитная карточка.
Второй вариант – белые футболки с красными буквами. Расцветка
та же, что и в хоккее, баскетболе, волейболе, да и всех прочих
видах спорта. Это сейчас российская команда играет то в белом,
то в синем, то в кирпичном, то в алом. Советский Союз ассоциировался
у всего мира с красным цветом. На фото - нападающий киевского
"Динамо" Олег Блохин.
"Барселона" - сине-гранатовый клуб. Цветовое и дизайнерское
решение настолько удачное, что в футболке, в которой красуется
Йохан Кройф на этом фото 35-летней давности, можно смело выходить
на поле хоть сейчас. Главное не забыть нанести логотип Qatar
Foundation. К слову, до 2011 года "Барса" была чуть ли не
последним клубом в мире, который отказывался от использования
титульных коммерческих спонсоров, но все-таки деньги шейхов
оказались убедительнее доводов борцов за сохранение традиций.
К концу 80-х дизайнеры стали себе позволять куда более смелые
решения. Видимо, общемировое настроение с окончанием холодной
войны стало настолько благодушным, что на форме футбольных
команд стали появляться все цвета радуги, а шорты превратились
в коротенькие трусы. На чемпионате Европы 1988 года Марко
ван Бастен (на фото) и его партнеры по сборной Голландии были
самыми нарядными. Советская команда, проигравшая в финале,
выглядела строже.
Веяния времени не могли не коснуться наших команд. В сложные
перестроечные годы, когда вся страна училась жить по-новому,
советские клубы выживали как могли. Даже "Спартаку" на свою
традиционную полосу приходилось наносить имя различных спонсоров,
чьи имена в наше время ни о чем не говорят.
После чемпионата мира во Франции одну из этих футболок мечтал
заиметь каждый российский мальчишка. Номера на груди и на
шортах стали обычным делом, цветовое безумие сменилось стильным
сочетанием двух-трех оттенков, а шорты вновь обрели нормальную
длину. В последнем важную роль сыграла сумасшедшая популярность
НБА. Мальчишкам не хотелось выглядеть балеринами в
коротких трусах. Им больше нравилось быть крутыми парнями
типа Майкла Джордана.
Со временем коммерческая составляющая стала неотъемлемой частью
футбола. Многие компании стали ассоциироваться с клубами,
как Sony и "Ювентус", Opel и "Бавария", Sharp и "Манчестер
Юнайтед". В конце 90-х договоры были долгосрочными, в отличие
от нынешнего времени, когда контракты могут заключаться и
на год.
Сегодня некоторые клубы уверены: чем больше спонсоров, тем
лучше. Как правило, подобной установке следуют не слишком
богатые середняки из не самых сильных первенств.
Однако радует, что минимализм и традиции
возвращаются в новом стильном обличии. Лишь лихая запятая
технического спонсора говорит о том, что Радамель Фалькао
(на фото) играет в "Атлетико" в 2011 году, а не, скажем, 1911-м.