Александр Тарханов
вспоминает Моуринью в «Челси», подсматривает за Зико в ЦСКА, подслушивает
Рахимова в «Локомотиве» – и все для того, чтобы рассказать читателям
своего блога на Sports.ru о том, как распознать в большом игроке
большого тренера.
- Недавно в прессе пробежался по списку новых учеников Высшей школы
тренеров. Отличные футболисты, звезды своего поколения, кое-кого
знаю не понаслышке. И ведь иной раз я задавался вопросом, а кто
же из них в действительности потом будет нести эту тяжкую ответственность
за результат.
Увидеть в игроке тренера почти невозможно. Да, аналитический склад
ума, да, сильный характер – это все из незыблемого. Однако такой
же неотъемлемой является внутренняя готовность, пропитанная пониманием,
что, как и зачем нужно делать, чтобы хотя бы стартовать в этой профессии.
Не повторение на автомате заезженных формулировок «не мыслю себя
вне футбола», а потому «иду в ВШТ», а реальное осознание себя как
человека хотя бы с задатками видения.
И у нас очень часто ВИДЕНИЕ путают с ПРЕДПОЧТЕНИЕМ. Второе проявляется
в связи с глаголами «нравиться», «импонировать». В основном, у нас
любят кивать на романцевский «Спартак», да на семинский «Локомотив».
В свое время Валентину Бубукину нравилась работа Михаила Якушина,
и он попросил у великого наставника конспекты, на что Михаил Иосифович
Валентину Борисовичу ответил: «Валь, конспекты я тебе дам, но ты
же не станешь Якушиным».
Чужой конспект в лучшем случае даст тебе правильное напутствие к
установке. Но установка – это всего лишь тост, только в руке у тебя
вместо рюмки блокнот. За столом ты желаешь… В раздевалке тоже желаешь.
Но сбудутся ли мечты, решать людям. В нашем случае – игрокам.
Некоторые тренеры – с характером, с аналитическим складом, – после
одного матча своей команды говорят, что футболисты выполнили установку,
а после следующего – что игры не получилось. Подобный дисбаланс
говорит о нечеткой игровой линии тренера. О том, что установочные
пожелания не подкреплены в должной степени действиями – тренировочным
процессом, который постоянно видоизменяется, отчего конспект выдающегося
тренера в твоих руках становится не основой труда, а всего лишь
музейной реликвией. Подходить к полюбившемуся стилю нужно не со
слов, а с упражнений, до которых ты дошел сам, и знаешь цель каждого
движения. Ведь постановка игры – это не жужжание над головами футболистов
«держите мяч», это отработка множества упражнений с мячом, выдержанных
в одном стиле, и направленных на сохранение стиля, что автоматизирует
игроков под конкретный футбол. Возьмите ветеранов «Спартака», они
безо всякой установки выходят играть, и видно, кто их учил. Соберите
же бывших из большинства других клубов, во что они будут играть?..
Как-то мне довелось наблюдать за тренировкой «Челси» Жозе Моуринью.
В одном занятии 7 видов упражнений, из которых 5 – «квадраты» разной
направленности. После такого разнообразного, но одностилевого тренинга
футболисты выйдут, и будут командой, каждое действие которой выверено.
А представьте, им в начале дали бы кросс вокруг поля, а затем, когда
у всех язык на плече, кинули бы мяч… Кстати, многие тренеры используют
в тренировках «квадрат» – великое изобретение Константина Ивановича,
– но понял его истинное назначение только один человек. Олег Романцев.
Рашид Рахимов как-то гордо произнес: «Если увижу в тренировке какого-то
клуба некое упражнение, сам ни за что не буду его применять», –
категорично, но Рашид прав, потому как цельной игры путем копирования
ты ни за что не добьешься. Пока он не достиг результата в «Локомотиве»,
но его репутация тренера ищущего себя придает руководителям клуба
уверенности. Этот процесс может занимать не один год, поэтому начинающим
специалистам не рекомендуют браться сразу за те команды, которые
из года в год борются за максимальный результат.
Сам я познавал футбол у Бескова, Лобановского, Боброва, Шапошникова.
Стиль каждого из них мне нравился. Но к видению своему я пришел,
так скажем, с низов. Еще будучи игроком ЦСКА, я дружил с Вадимом
Осадчим, детским тренером ДЮСШ Тимирязевского района, и мы уже тогда
задавались насущным по сей день вопросом: «Почему у наших футболистов
такая плохая техника?». Стали анализировать и постепенно пришли
к тому, что уверенная, координированная техника достигается путем
контроля мяча – и желательно в самых неудобных условиях: например,
Зико сейчас дает упражнения армейцам на игру одной ногой и обязательных
трех касаниях. Для чего? Для правильной расстановки ног во время
владения мячом, то есть для координации техники. Только при умении
контролировать мяч игрок способен расти.
Итак, закончив карьеру игрока, я уже ментально знал цену комбинационной
игры. И первый мой опыт состоялся в 1989 году. Солнечная Армения.
Южный темперамент и слабая система подготовки, чем всегда эта республика
негативно отличалась от соседней Грузии. «Котайк» (Абовян), главный
тренер которого мой давний товарищ Назар Петросян. По его приглашению
я стал консультантом, Осадчий – вторым тренером. Стали применять
методику собственного производства, и добились девятого места в
союзной первой лиге, что для нестоличного армянского города было
потрясающим успехом. Нынешний доктор наук РГУФК, известный преподаватель
ВШТ Борис Чирва увидел у меня данную методику в грозненском «Тереке»
и затем обосновал ее научно, назвав «техникой в шаге».
Мне думается, из нынешнего состава слушателей ВШТ есть предварительные
тренерские задатки у Радимова и Аленичева. Сказать нечто большее
пока сложно. Наше ремесло любит неотрывную любовь, без долгих выжиданий,
поэтому нет у меня уверенности в благоприятном наставническом будущем
Саши Мостового, который давно говорит, что поработал бы тренером,
да предложений нет… По-моему, ему больше подошла бы роль менеджера,
может, спортивного директора. Хотя когда-то Анатолий Тарасов говорил,
что не выйдет тренера из Газзаева. Как показало время, великий хоккейный
тренер в этой части футбольной истории ошибся.
Вообще, с нынешними молодыми тренерами я связываю еще и решение
такой проблемы, как наличие у игроков непонятной психологии. Раньше-то
мы ходили строем, а сегодня у многих футболистов чересчур большая
привязанность к околофутбольным вещам. Профессионализм современного
спортсмена требует каких-то новых качественных критериев. И еще
бы мне хотелось, чтоб нашему талантливому поколению игроков повезло,
и они бы попали в «свои» клубы, важность чего всегда подчеркивал
Романцев, которому на важнейшем этапе карьеры доверял Старостин.
Как Кройф доверял Рейкаарду и доверяет Гвардьоле в «Барселоне».
И это не нечто расплывчато-духовное, а самое-самое стилевое. Хранитель
традиций – он же и хранитель стиля. А везение – понятие хоть из
категории мистики, но в победах оно необходимо даже великим мастерам.