Сборная России по футболу. Новости. Сергей Юран
Сборная России по футболу
 

Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры

   

НОВОСТИ

СЕРГЕЙ ЮРАН: ИГРОКИ ДОЛЖНЫ ПОЛУЧАТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ФУТБОЛА

Главный тренер дебютанта премьер-лиги считает, что в успехе его команды можно обнаружить немалый вклад... Бескова, Романцева, Лобановского, Семина, Робсона и Эрикссона

Сергей Юран

В том, что ярославский «Шинник» на следующий год вернется в премьер-лигу, перестали сомневаться еще летом. Разговоры шли только о том, когда путевка будет гарантирована. Неделю назад, к радости всех поклонников ярославской команды, это событие свершилось: «Шинник» снова в элите российского футбола. Об этом и о многом другом мы говорили с главным тренером ярославского клуба Сергеем Юраном.

Бей первым, тренер!

Насчет интервью договориться с главным тренером «Шинника» не составило труда. Проблема одна – Сергей Юран всегда после двух домашних игр «Шинника» уезжает из Ярославля в Москву к семье. «Вернусь - и поговорим, - пообещал главный тренер. – Правда, только один день для этого». Для беседы с Юраном нужно добраться до базы «Шинника» в Белкине и дождаться окончания тренировки. Те, кто давно или вообще никогда не видел Сергея Юрана в игре, могут позавидовать вашему корреспонденту. Тренировка «Шинника», которую наставник проводил, - это было что-то!

Тренеры развели футболистов на четыре команды (по 7 игроков с вратарем) и провели блиц-турнир по мини-футболу. Два тайма по 10 минут, затем победители играют по той же схеме между собой, а проигравшие определяют команду, которой потом предстоит штрафной круг по полю. Из-за недостатка игроков к игре были привлечены тренер Александр Гутеев, врач Евгений Роженков и собственно Сергей Юран. Причем Юран не отбывал номер, а демонстрировал своим питомцам неувядаемое мастерство футболиста высокого класса. Попробовал бы кто из футболистов сачковать, когда рядом с ними по полной программе «пашет» главный тренер!

Против тренера, правда, не церемонились и приличий особых не блюли. Тем не менее Юран, как в свои лучшие годы, блистал голами-красавцами и ювелирными передачами. Причем выполнялось все на таком высоком уровне, что футболисты могли считать, что им преподали урок высокого класса.

Команда Юрана оказалась лучшей, что дало наставнику «Шинника» основание шутливо попенять своего партнера Антона Хазова: «Нет, Антон, ты видел, какие это были голы? А какие передачи?»

Коньячку?

Прошел час, отведенный на тренировку. Засмотревшись, не сразу и почувствовал, что немного замерз. Сергей Юран, сразу же разобравшись в ситуации, пригласил в свой кабинет, предложил горячий чай и коньяку для «сугрева». Отказываться от рюмочки было бы неприлично, но я рассчитывал на поддержку.

- А вы, Сергей Николаевич?

- Нет, мне нельзя.

- Вы же не за рулем?!

- Не имеет значения.

Начнем с грустного

- Сергей Николаевич, думаю, начинать лучше, как в анекдоте, с плохой новости, точнее темы. Известно, что в карьере любого спортсмена есть и радости, и огорчения, и даже катастрофы. Девять лет назад «Шинником» руководил великий Давид Кипиани. В разговоре с ним мне не нужно было искать ключевой вопрос интервью. Самым трагичным для него событием был 1982 год, когда его, лучшего игрока страны в то время, не включили в сборную СССР на чемпионат мира. Расстроенный донельзя Кипиани объявил об уходе из футбола. У вас, Сергей Николаевич, тоже бывали грустные минуты в карьере футболиста, пусть не такие жуткие. Какие были самыми чувствительными?

- Конечно, это 1996 год, год чемпионата Европы в Англии, куда я так и не поехал. Готовился к нему в составе сборной. Уже были списки сборной, включая врачей и массажистов. Завтра надо было улетать. Я знал, что в списке. Но утром меня вызывают Игнатьев и Гершкович и сообщают: «Ты не едешь». Для меня это было, если и не катастрофа, то удар. Ведь это чемпионат Европы! Мне 27 лет. Возраст, как говорят, расцвета. Я готовился к этому чемпионату, отыграл до этого в Англии, забил гол, провел несколько тренировок со сборной. Надо было только сбросить немного лишний вес. Привел себя в порядок и готов был на хорошем уровне. Потому было крайне неприятно, когда меня оставили, а взяли Хохлова. Он тогда проявил себя на молодежном чемпионате. Но там были и закулисные игры. Что-то на что-то. В общем, состояние у меня было шоковое. Где-то дней десять я ходил в шоке. Одно дело, когда ты не соответствуешь и у тебя только амбиции и эмоции, но совсем другое, когда… Поэтому я прекрасно понимаю Давида Кипиани в тот момент. Он был яркой личностью, как футболист, и не поехать на чемпионат! В любом случае Кипиани должен был попасть в состав. Плюс к тому надо было учитывать, что грузины – люди горячие.

Я вам докажу

- Но вы в похожей ситуации остались в футболе.

- Я отнесся к этому философски. Посчитал, что надо доказывать игрой. Меня такие моменты только заводят. У меня будто переключатель внутри. Если вижу несправедливость, стараюсь во что бы то ни стало, но не любыми способами, а по-мужски, на поле, доказать, что там ошиблись. То же получилось у меня, кстати, и на тренерской работе. Когда был в Ставрополе - задачу решаю, есть результат, но не находится финансирование. Я надеялся, что будут другие предложения, хотя бы из 1-го дивизиона. Но их не было. Это меня завело. Рук не опустил: «Я вам докажу». Поработал в Прибалтике. И вот этот год в Ярославле.

- Скажу вам честно, ваше приглашение сюда многие в Ярославле восприняли скептически.

- Имели полное право, потому что не было команды. К этому скептически отнеслись и в Москве. Еще бы! Задача серьезная, а команды нет, какой-то Юран… Он еще молодой, не готов, и пр., и пр… Но вот сейчас я от всего этого получаю огромное удовольствие, делом и работой доказывая.

- Но вы, наверное, этим доказывали и самому себе?

- Я не берусь доказывать сразу всем. Сначала перед собой ставлю задачу. Если что-то не получалось, делаю самоанализ, потом раскладываю по полочкам моменты «за» и «против». Потом, когда больше моментов «за», то можно и на публике, которая скептически относится, говорить. Если мне начинают говорить, что еще рано, что еще молодой, не созрел, я отвечаю: «В 65 лет мне будет достаточно удочки. Тогда мне не нужны будут амбиции, желание побед и максимального результата».

- Кстати, об удочках. Кипиани говорил, что стал понимать Льва Яшина, любившего посидеть с удочкой, только после того, как взвалил на себя тренерскую ношу. А вы здесь, на речке, возле базы пробовали рыбачить?

- Рыбалка – мое хобби. Когда отдыхаю, люблю поохотиться, порыбачить. Но в этом году со временем очень тяжело, большие нагрузки, большая задача, перелеты и переезды туда-сюда. Сложновато было выбраться посидеть с удочкой. Один раз удалось поохотиться, но без особой удачи.

Либо все - либо харакири

- Вернемся к «Шиннику». Для вас приглашение в Ярославль оказалось удачным, хорошей ступенькой в тренерской карьере. Может, даже разбегом.

- Однозначно. Я благодарен губернатору Лисицыну, потому что поверить и доверить решение такой сложной задачи молодому тренеру, тем более в год 50-летия клуба, это мог только сильный человек. Знаю, сколько вокруг «Шинника» крутилось и вертелось имен. Предлагались разные кандидатуры. Но губернатор выбрал меня. Для меня это стало ростом в карьере, потому что оправдал надежды на решение поставленной задачи. «Шинник» стал моей второй командой, с которой я выполнил задачу. С первой вышли в 1-й дивизион, сейчас – в премьер-лигу. Будем теперь решать задачи премьер-лиговского масштаба. Задача там, считаю, должна быть максимальной, хотя конкретизировать ее я пока бы не стал. Всему свое время. Нужно достойно завершить сезон в первом дивизионе, а параллельно – продолжить развитие команды. Выступление в премьер-лиге – это и структура, и кадры, и стратегия, и тактика. Все требует развития, движения вперед.

- Можно сказать, что с «Шинником» вы кое-кому утерли нос.

- Это факт. Но нам еще нужно будет обязательно выйти в премьер-лигу с первого места. Тут вопрос принципиальный. Я – максималист. И ребят приглашал в команду по этому признаку, под решение максимальной задачи. Поначалу задача была – достаточно путевки, но по ходу сезона мы почувствовали, что готовы на большее. Поэтому теперь нацелились на золото.

- Но вы все же рисковали, принимая команду.

- Без этого нельзя. Если не решаешь задачу, то сам себя зарезал, сделал харакири.

- Теперь вы можете испытывать удовлетворение от проделанной работы.

- У меня этот год удачный. Сын родился, задачу на сезон решили…

С бразильцами без переводчика

- Недавно вы ездили просматривать бразильских футболистов. Догадываюсь, что не случайно именно бразильских, потому что за годы выступлений в Португалии вы неплохо освоили родной для бразильцев язык, и это вам поможет для работы с ними. Так?

- Конечно, язык имеет значение. Это во-первых. Я с бразильцами смогу общаться свободно. Футболист лучше впитывает и понимает тренера, когда разговор напрямую, без переводчика. Во-вторых, бразилец получит место в команде только в том случае, если будет на голову выше российского футболиста по мастерству. Бразильцы хорошо оснащены технически и тактически. Я люблю комбинационный футбол, контроль мяча. А тут бразильцы полезны. Но это не обязательно бразильцы. Это один из вариантов. Все будет зависеть и от того, поедут ли они сюда, в Россию.

- А кто конкретно появится в команде?

- Пока о кандидатах говорить рано. По нынешнему сезону до сих пор неясно, кто покинет премьер-лигу, кто станет чемпионом. Это говорит о том, что уровень команд и чемпионата растет. Вот в прошлые годы задолго было видно две-три команды на вылет. С игроками этих команд заранее беседовали.

Дорогу молодым!

- Вы недавно высказались о главном тренере сборной России по футболу Гусе Хиддинке в том смысле, что рано его пригласили, не все еще есть в России для иностранных специалистов. Но согласитесь, в России налицо кризис с тренерскими кадрами. В то же время ваш пример доказывает, что молодые талантливые тренеры в стране есть.

- Я бы не назвал это кризисом. Скорее, смена поколений. Руководители клубов уже на это обратили внимание и работают. Однако молодые тренеры должны понимать свою ответственность, что нельзя просто так быть на посту главного тренера. Нужно быть готовым чем-то для этого жертвовать.

- Кто из тренеров старой гвардии эталон для вас?

- Эталон… Бесков и Романцев, то есть те, кто создавал спартаковский футбол, Лобановский, у которого я созревал как футболист. Это гранды нашего футбола. Семин, который работал с «Локомотивом» долгое время и из довольно серой команды создал сильный клуб высокого уровня. Правда, Лобановский и Романцев – это две разные школы футбола. Но мне нравится делать из них гибрид, как я называю. Естественно, многое я взял у Бобби Робсона, у Свена Эрикссона. Импонирует мне и рациональный футбол. Игроки должны получать удовольствие от футбола. Да, тяжелая игра или тяжелая тренировка. Но игроки, приходя в раздевалку, какое-то удовлетворение чувствуют. И для болельщиков тоже должно быть интересно, а не зрелище типа «бей-беги».

P.S. Беседа подошла к концу. Но Юран на то и Юран, чтобы удивлять – даже когда тема, казалось бы, исчерпана.

- Кстати, - заметил он перед прощанием. - Свен Эрикссон недавно пригласил меня в сборную мира. 1 декабря отправляюсь в Манчестер, на следующий день у нас тренировка, а 3 декабря играем товарищеский матч: сборная мира – сборная Англии (игроки до 40 лет, поигравшие, видимо, в сборных. - В. П.). Приятное приглашение.

- Ну не просто приятное, а приятное во всех отношениях.

Виктор ПОЛЯК, Ярославль. «Спорт уик-энд», 21.10.2007

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru