Об одном из лидеров сборной Одессы 1913 года, которая стала первым чемпионом
Российской Империи, осталось не так много сведений. Зато о Григории Богемском
можно прочесть у Юрия Олеши, а не о каждом футболисте (включая звезд любого
масштаба) писал самый настоящий великий писатель. Конечно, все потому,
что за игрой первых одесских игроков наблюдала целая плеяда блестящих
литераторов.
Конкурировать с Олешей в плане описания Богемского невозможно, потому
предоставим слово классику (который, кстати, под впечатлением игры Григория
и сам едва не стал футболистом - помешали проблемы со здоровьем):
«Самое удивительное - это всегда меня удивляет, когда я вижу Богемского
или о нем думаю, - это то, что он не смуглый, не твердолицый, а, наоборот,
скорее рыхловатой наружности, во всяком случае, он розовый, с кольцами
желтоватых волос на лбу, с трудно замечаемыми глазами. Иногда на них даже
блестят два кружочка пенсне! И подумать только: этот человек с неспортсменской
наружностью - такой замечательный спортсмен! Уже помимо того, что он чемпион
бега на сто метров, чемпион прыжков в высоту и прыжков с шестом, он еще
на футбольном поле совершает то, что сделалось легендой, и не только в
Одессе - в Петербурге, в Швеции, в Норвегии! Во-первых - бег, во-вторых
- удар, в-третьих - умение водить. Гораздо позже я узнал, что это умение
водить называется дриблингом. О, это было одним из самых захватывающих
зрелищ моего детства, кричавшего вместе со всеми в эту минуту, вскакивавшего,
аплодирующего... Лучше всех водил Богемский! Не то что лучше всех, а это
был выход поистине чемпиона!
Такой игры я впоследствии не видел. Я не говорю о качестве, о результативности
- я говорю о стиле. Это был, говоря парадоксально, не бегущий форвард,
а стелющийся. В самом деле, если смотреть на поле как на картину, а не
как на действие, то мы видим бегущих футболистов, фигурки в основном с
прямыми торсами - именно так: при быстром движении ног, при некоей колесообразности
этого движения торс футболиста остается выпрямленным. Богемский бежал
- лежа. Может быть, этот стиль в свое время повторил единственно Григорий
Федотов, столь поразивший своих первых зрителей».
Богемский привел свою команду «Спортинг-клуб» к победе в одном из первых
чемпионатов города (1913/1914) - именно центральный нападающий забил решающий
гол в финале с командой Шереметьевского кружка.
В 1913 году форвард сборной России по футболу Григорий Богемский стал
чемпионом страны в составе одесской команды. В финале наши футболисты
обыграли питерскую сборную со счетом 4:2, и третий мяч (после голов Джекобса
и Тауненда) провел Богемский. Вот как описывал его гол Борис Галинский
в своей книге «Черноморцы»: «Центральный нападающий Богемский, сделав
блестящий рывок и обойдя нескольких защитников, забил третий мяч».
К
сожалению, футбольную карьеру Богемского съело тяжелое время перемен,
обрушившееся на нашу страну. Война, революция - тут уже было не до футбола.
Выпускник Одесского Сергиевского юнкерского училища крепостной артиллерии
отправился на фронт, после войны немного играл за команду «РОС», а в начале
20-х покинул «красную» Одессу и поселился в Чехии (учитывая, что в ее
состав входит Богемия - можно сказать, прописался по фамилии). Играл за
«Викторию-Жижков» (Прага), в 1923-м году даже стал чемпионом Чехословакии
среди студентов. Есть свидетельства, что Богемский выступал также в Болгарии
и даже во Франции. У нас же о нем остались только воспоминания болельщиков
со стажем, да и то не такие частые, потому что Григорию оказалось с советской
властью не по пути. А значит, и вспоминали его осторожно. Но это не относится
к Юрию Олеше, посвятившему кумиру своей юности несколько страниц автобиографической
книги «Ни дня без строчки». Кажется, речь идет о той фотографии, которую
мы прилагаем к статье. По крайней мере, описание совпадает, а производимое
впечатление - усиливается.
«Я хочу только вспомнить, как стоял Гриша Богемский, в белой одежде -
«Спортинга», позируя Перепелицыну для фотографии перед матчем. Просто
белая одежда - белая, тонко-тонко нитяная рубашка и белые трусы. Тогда
то, что теперь называют майкой, футболкой, называли просто рубашкой, хотя
это была та же майка, футболка, обтягивающая туловище, а сейчас на Богемском
кажущаяся мне прямо-таки гипсовой... На ногах у него черные чулки, завернутые
на икрах неким бубликом и оставляющие колени голыми, а также и бутсы -
старые, сильно разбитые, скрепленные, как скрепляют бочки, в обхват по
подъему кожаными завязками.
И, странно, пока Петя наводит на него коробочку своего аппарата, он стоит
с видом просто какого-нибудь репетитора... Нет! Нет, нет, приглядись,
дурак! Что же, разве ты не видишь необыкновенного изящества его облика,
его легкости, его - секунда! - и он сейчас побежит, и все поле побежит
за ним, публика, флаги, облака, жизнь!».