Борис Игнатьев: «Надо готовить не много середняков, а одного Ломоносова» – Сборная России/СССР/СНГ по футболу
СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР МАТЧЕЙ

Сборная России по футболу

Главная | Матчи | Соперники | Игроки | Тренеры

ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ

БОРИС ИГНАТЬЕВ: «НАДО ГОТОВИТЬ НЕ МНОГО СЕРЕДНЯКОВ, А ОДНОГО ЛОМОНОСОВА»

Заслуженный тренер РСФСР, экс-главный тренер сборной России Борис Игнатьев рассказал о проблемах юношеского футбола в стране и предложил пути выхода из кризиса.
Борис Игнатьев
Куда деваются 180 тысяч футболистов

— Состояние детско-юношеского футбола в стране — тема не просто актуальная, она системообразующая. От того, как выстраивается работа этого звена, во многом зависит количество и качество игроков, приходящих в команды мастеров, а также результаты выступления наших команд в евротурнирах и сборных команд страны. Имея способное пополнение, мы сможем проще решать вопрос лимита легионеров в российском футболе и увеличения количества команд в РПЛ. Поэтому детско-юношескому футболу необходимо постоянное внимание, а не формальное рассмотрение каких-то отдельных недостатков, над которыми «предстоит поработать».

Сегодня в России 2208 учреждений, которые занимаются воспитанием юных футболистов, из них 199 являются чисто футбольными. В этих школах и академиях занимаются около 180 тысяч футболистов. Эти учебные заведения выпускают много игроков, однако в большинстве своем качество их подготовки соответствует лишь решению локальных задач.

Испанский подход

— С группами юных футболистов у нас на начальном этапе работает совсем маленькое количество специалистов. В лучшем случае — два тренера. Я наблюдал за тем, как этот процесс строится в Испании, там с юношами работают сразу четыре тренера.

Что это дает? Эти тренеры развивают понимание игры, объясняют на деле, что такое футбол, вырабатывая практические навыки. Юным футболистам нужно как можно больше внимания. У нас же явно не хватает тренеров, как и времени на формирование устоявшегося навыка у юного футболиста. Здесь ведь — как в школе. Если я отец ребенка, то, конечно, будут спрашивать с учителей, почему он знает, что такое «Б», а что такое «А», не знает. Меня это будет волновать. А в нашем футбольном хозяйстве сегодня не так: то, что легко тренеру, то он и отрабатывает с детьми. А в результате пробелы остаются…

Выпускники многих школ плохо владеют скоростной техникой, ненадежно действуют на максимальных скоростях, немногие из них владеют умением индивидуально обыгрывать в атаке, предпочитая этому эффективному действию игру в пас.

После ухода из большого футбола защитников из ЦСКА даже сборная России ощутила, что новое поколение игроков обороны недостаточно надежно владеет навыками отбора мяча и позиционной игры у своих ворот.

Нужна своя философия

— Проблема не только в невысоком профессиональном уровне тренерского состава, но и в отсутствии ответственности за содеянное. Ведь здесь не школа: отец не придет и не спросит.

У нас нет своей философии подготовки футболистов. Надо признать, что на это влияют некоторые объективные факторы. Речь — и о низком уровне заработной платы, и о слабой материально-технической базе.

В Испании все строится иначе. Философия заключается в подготовке одного конкретного игрока. Если опять провести параллель с общеобразовательной школой, то в футболе мы же не целый класс должны выпускать, а одного Ломоносова. Мы же не юношескую команду будем продвигать дальше — нам нужны один-два игрока, которые раскроются на взрослом уровне. Именно за этих игроков тренеры должны получить деньги и за счет этого выстраивать свою жизнь. Оценка и оплата труда должны исходить из количества футболистов, подготовленных для команды мастеров, сборной страны. Это очень важно. А сегодня получается так: берет тренер мальчиков, тренирует, а проходит десять, даже тридцать лет, и выясняется, что ни одного человека он не подготовил для команды мастеров. Ушел на пенсию — и спроса с этого тренера никакого.

Подготовка футболиста — сродни строительству дома

— Нужен бригадный подход. Один тренер должен оценивать, правильно ли все сделал другой, кто раньше готовил ребенка. Ведь один человек не строит дом. Кто-то за фундамент отвечает, кто-то за двери, кто-то за окна. В футболе такой же подход нужен. Каждый должен быть профессионалом на своем участке. К сожалению, этого в нашем футболе нет.

Кержаковы рождаются не каждый год, но…

— Мне задают вопрос: почему в «Зените» нет своих воспитанников в основном составе? Во-первых, многое зависит от таланта. Не каждый год рождаются Аршавины и Кержаковы. Во-вторых, важно, какие задачи решает команда в данный момент. В-третьих, кто у руля команды. Есть люди, которые не боятся ответственности и четко понимают характер футболиста. Сразу понимают, кто такой Аршавин, например. А есть те, кто работает только с большими футболистами, сложившимися личностями. Таким сложно разобраться, растет ли в юном футболисте Аршавин. Так что каждому воспитаннику необходим второй, третий, четвертый тренеры. Один из них должен видеть, растет ли Аршавин и через сколько лет он заиграет в основном составе. И быть при этом в диалоге с главным тренером команды! Это серьезная, кропотливая, очень важная работа. Должен быть конвейер по выращиванию футболистов до уровня основного состава.

Было бы здорово, если бы у наших топ-клубов были фарм-клубы, где продолжалась бы работа по подготовке футболистов. Допустим, школа подготовила игрока, но «Зениту» он не подходит, а ведь нужно получить деньги за эту работу, за подготовку. Те, кто не подходит сразу для решения больших задач, должны продаваться в клубы рангом ниже. И школа за это должна получать деньги. Это должен быть неразрывный творческий процесс — это очень важно.

О контроле за выплатой компенсаций

— Вот сейчас принято решение о выплате компенсаций за подготовку игроков. Нужно строго следить за исполнением этого решения. Иначе тренер не будет заинтересован в подготовке футболистов для команд мастеров. Это должно быть на уровне государства. В Испании за подготовку игрока для топ-клуба тренер получает больше, чем за несколько месяцев рутинной работы. Поэтому тренерам в Испании интересно подготовить качественного игрока, а не выигрывать что-то командой в юношеском футболе. Оценивается клубом именно подготовка конкретного игрока. И в результате такой последовательной работы футболист попадает в основной состав «Барселоны» и его уже не надо переучивать, он четко представляет, что ему нужно делать на поле. Если такого подхода нет, то для чего работает тренер?

Не скажу, что у нас все плохо. Есть школы «Зенита», «Чертанова», «Спартака», «Локомотива», ЦСКА, «Рубина». Эти команды дают футболистов, но их явно недостаточно.

После решения ЦК КПСС наш футбол обогатился

— Вот в 1984 году по указанию больших партийных руководителей в связи с неудовлетворительным состоянием дел в футболе были открыты 16 интернатов, 75 школ СДЮШОР, школы с продленным днем обучения. Для этого были собраны лучшие тренеры. И была конкретная работа. Четким был контроль за подготовкой тренера к занятиям. Если нет конспекта и подготовка примитивная, то тренера увольняли. Два или три раза в год проводили экзамены. Это заставляло тренера постоянно готовиться, работать. И если тесты не выполняются по технике, по физической подготовке, то работать тебе больше незачем. И никого не интересовало, какое место занимает твоя команда. Вот твой футболист не попадает в «девятку», а должен попадать по всем канонам — за это деньги платят.

И пошли футболисты, которые позже блистали в больших командах — Шалимов, Мостовой, Заваров, Гамула, Кирьяков, Саленко, Онопко… То есть тренеры понимали, что к ним могут приехать и уволить их в любой момент. И так появилась определенная группа специалистов, которая понимала ситуацию, понимала, как нужно выстраивать футбол. Тренер становился ключевой фигурой. Вспоминаю, как я пришел в ФШМ: работали Бесков, Маслов, Дементьев, Акимов, Царев — все заслуженные мастера спорта. Они могли дать не столько методическую начинку, сколько объяснить нюансы, принципы игры, потому что сами разбирались.

Считаю необходимым разработать и внедрить во всех школах и академиях тесты по физической и технической подготовке. Проводить их необходимо в виде спортивных праздников 2–3 раза в год. Результаты тестирования необходимы для получения информации о динамике подготовки игроков. Эти данные будут объективными ориентирами для дальнейшего построения учебно-тренировочного процесса.

Хочу, чтобы Широков и Аршавин работали с детьми

— Сегодня необходимо привлечение в наш футбол специалистов, имеющих лицензии, А, PRO, которые сегодня по разным причинам не работают, а также специалистов, ранее игравших в большом футболе и сборных командах страны.

Поэтому я бы очень хотел, чтобы сегодня Аршавин, Кержаков, Широков, Сенников занимались такой работой. А они пока сейчас больше рассказывают о футболе. Аршавин, Широков знают все нюансы игры. Родители футболистовв сразу бы повернулись к ним, потому что знали бы, кто будет работать с их детьми. А мальчики как были бы рады работать у таких мастеров! А сейчас тренирует подчас не пойми кто. Лицензию «С» можно получить за три недели. Разве такой специалист не испортит мальчика, который только пришел заниматься?

Ни один мальчишка не должен быть потерян

— У нас сейчас много соревнований юношеских команд, но не особо серьезно государство относится к этим стартам. Каждое соревнование — это тест на готовность. Кто за этим наблюдает? Нам надо создать разветвленную сеть селекционеров. Ни один мальчик ни на одном соревновании не должен быть упущен, потерян. Он может играть в глуши, но кто-то должен его заметить и сказать: «Зенит», вы должны его взять».

Раньше было так: из 18 человек юношеской сборной в первой играют 11. Такая же связь существовала между молодежной и олимпийскими ­командами. Сегодня такой преемственности нет. Вот мы выигрывали юношеский чемпионат Европы. Где эти футболисты? Пропали почти бесследно. Значит, что-то не так. Селекционная работа не запущена. Поэтому наши сборные выступают далеко не так, как того требует ситуация. Мы можем проиграть посредственной команде, кому угодно. И не способны сегодня выигрывать у Германии или Франции. Вот говорят, что растут те, кого мы обыгрывали раньше. Австрия, например. То есть получается, они растут, а мы — нет? Остановились в развитии? Слышал такое объяснение: все научились играть в футбол. Будто учеба заканчивается потолком в два метра. Такого же нет! Идет постоянное движение вперед. Развиваются и Германия с Испанией, но и Австрия с Норвегией тоже. Все ищут свои ходы.

Бельгийцы сами выковали свое счастье

— Возьмем Бельгию. В какой-то момент они почувствовали, что в их футболе плохи дела. И приняли директивное решение, что все юношеские команды в обязательном порядке играют в три нападающих, прессингуют на чужой половине поля. Это было сделано для того, чтобы вырастить хороших нападающих. И у них пошло! Сейчас мы видим, как играет сборная Бельгии в атаке, ее форварды очень ценятся во всем мире. Мы недавно прочувствовали их силу на себе. Вот это подход!

Тренера юношеской сборной нельзя увольнять за одну неудачу

— Если мы сами не садимся за круглый стол и не говорим, что нам нужно сделать, то ничего не поменяется. Мы должны четко обозначить вертикаль от самой детской школы до сборной страны. Сейчас за неудачный результат могут уволить тренера юношеской команды. Я работал 19 лет тренером юношеских сборных. Несколько лет я только приобщался к познанию предмета — меня стал знать народ в стране. Звонил тренерам команд от Владивостока до Калининграда, они мне рекомендовали того или иного игрока. Если таковых не было, они несли передо мной ответственность. А сейчас тренера юношеской сборной выгоняют за неудачу в одном цикле.

Наши футболисты уступают сверстникам из Европы

— Проблемы работы юношеских школ подтверждаются результатами выступления наших команд в юношеской Лиге УЕФА. Наши команды принимали участие в 7 турнирах, и результаты здесь совсем не впечатляющие. При вполне организованной командной игре во многих матчах наши футболисты уступали своим сверстникам в индивидуальном мастерстве. У соперников гораздо в большем количестве были игроки, которые в перспективе способны выступать на самом высоком уровне.

Мы как-то с Юрием Семиным смотрели матч юношеской Лиги чемпионов. И Юрий Палыч говорит: «Смотри, этого игрока можно уже сейчас брать, он будет возле основного состава». Это было сказано о футболисте зарубежной команды, которая приехала в Москву. А у нас все одинаковые. Мы не можем ничем похвастать, кроме организованной командной работы. Но ведь команда завтра развалится — юношам придется расходиться. В индивидуальном мастерстве мы пока уступаем. Надо засучить рукава и работать.

Константин РОМИН

«Спорт уик-энд», 29.04.2020

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru