БОРИС ИГНАТЬЕВ: «НАДО ГОТОВИТЬ НЕ МНОГО
СЕРЕДНЯКОВ, А ОДНОГО ЛОМОНОСОВА»
Заслуженный тренер РСФСР, экс-главный тренер сборной России Борис
Игнатьев рассказал о проблемах юношеского футбола в стране и предложил
пути выхода из кризиса.
Куда деваются 180 тысяч футболистов
— Состояние детско-юношеского футбола в стране — тема не просто
актуальная, она системообразующая. От того, как выстраивается работа
этого звена, во многом зависит количество и качество игроков, приходящих
в команды мастеров, а также результаты выступления наших команд
в евротурнирах и сборных команд страны. Имея способное пополнение,
мы сможем проще решать вопрос лимита легионеров в российском футболе
и увеличения количества команд в РПЛ. Поэтому детско-юношескому
футболу необходимо постоянное внимание, а не формальное рассмотрение
каких-то отдельных недостатков, над которыми «предстоит поработать».
Сегодня в России 2208 учреждений, которые занимаются воспитанием
юных футболистов, из них 199 являются чисто футбольными. В этих
школах и академиях занимаются около 180 тысяч футболистов. Эти учебные
заведения выпускают много игроков, однако в большинстве своем качество
их подготовки соответствует лишь решению локальных задач.
Испанский подход
— С группами юных футболистов у нас на начальном этапе работает
совсем маленькое количество специалистов. В лучшем случае — два
тренера. Я наблюдал за тем, как этот процесс строится в Испании,
там с юношами работают сразу четыре тренера.
Что это дает? Эти тренеры развивают понимание игры, объясняют на
деле, что такое футбол, вырабатывая практические навыки. Юным футболистам
нужно как можно больше внимания. У нас же явно не хватает тренеров,
как и времени на формирование устоявшегося навыка у юного футболиста.
Здесь ведь — как в школе. Если я отец ребенка, то, конечно, будут
спрашивать с учителей, почему он знает, что такое «Б», а что такое
«А», не знает. Меня это будет волновать. А в нашем футбольном хозяйстве
сегодня не так: то, что легко тренеру, то он и отрабатывает с детьми.
А в результате пробелы остаются…
Выпускники многих школ плохо владеют скоростной техникой, ненадежно
действуют на максимальных скоростях, немногие из них владеют умением
индивидуально обыгрывать в атаке, предпочитая этому эффективному
действию игру в пас.
После ухода из большого футбола защитников из ЦСКА даже сборная
России ощутила, что новое поколение игроков обороны недостаточно
надежно владеет навыками отбора мяча и позиционной игры у своих
ворот.
Нужна своя философия
— Проблема не только в невысоком профессиональном уровне тренерского
состава, но и в отсутствии ответственности за содеянное. Ведь здесь
не школа: отец не придет и не спросит.
У нас нет своей философии подготовки футболистов. Надо признать,
что на это влияют некоторые объективные факторы. Речь — и о низком
уровне заработной платы, и о слабой материально-технической базе.
В Испании все строится иначе. Философия заключается в подготовке
одного конкретного игрока. Если опять провести параллель с общеобразовательной
школой, то в футболе мы же не целый класс должны выпускать, а одного
Ломоносова. Мы же не юношескую команду будем продвигать дальше —
нам нужны один-два игрока, которые раскроются на взрослом уровне.
Именно за этих игроков тренеры должны получить деньги и за счет
этого выстраивать свою жизнь. Оценка и оплата труда должны исходить
из количества футболистов, подготовленных для команды мастеров,
сборной страны. Это очень важно. А сегодня получается так: берет
тренер мальчиков, тренирует, а проходит десять, даже тридцать лет,
и выясняется, что ни одного человека он не подготовил для команды
мастеров. Ушел на пенсию — и спроса с этого тренера никакого.
Подготовка футболиста — сродни строительству дома
— Нужен бригадный подход. Один тренер должен оценивать, правильно
ли все сделал другой, кто раньше готовил ребенка. Ведь один человек
не строит дом. Кто-то за фундамент отвечает, кто-то за двери, кто-то
за окна. В футболе такой же подход нужен. Каждый должен быть профессионалом
на своем участке. К сожалению, этого в нашем футболе нет.
Кержаковы рождаются не каждый год, но…
— Мне задают вопрос: почему в «Зените» нет своих воспитанников в
основном составе? Во-первых, многое зависит от таланта. Не каждый
год рождаются Аршавины и Кержаковы. Во-вторых, важно, какие задачи
решает команда в данный момент. В-третьих, кто у руля команды. Есть
люди, которые не боятся ответственности и четко понимают характер
футболиста. Сразу понимают, кто такой Аршавин, например. А есть
те, кто работает только с большими футболистами, сложившимися личностями.
Таким сложно разобраться, растет ли в юном футболисте Аршавин. Так
что каждому воспитаннику необходим второй, третий, четвертый тренеры.
Один из них должен видеть, растет ли Аршавин и через сколько лет
он заиграет в основном составе. И быть при этом в диалоге с главным
тренером команды! Это серьезная, кропотливая, очень важная работа.
Должен быть конвейер по выращиванию футболистов до уровня основного
состава.
Было бы здорово, если бы у наших топ-клубов были фарм-клубы, где
продолжалась бы работа по подготовке футболистов. Допустим, школа
подготовила игрока, но «Зениту» он не подходит, а ведь нужно получить
деньги за эту работу, за подготовку. Те, кто не подходит сразу для
решения больших задач, должны продаваться в клубы рангом ниже. И
школа за это должна получать деньги. Это должен быть неразрывный
творческий процесс — это очень важно.
О контроле за выплатой компенсаций
— Вот сейчас принято решение о выплате компенсаций за подготовку
игроков. Нужно строго следить за исполнением этого решения. Иначе
тренер не будет заинтересован в подготовке футболистов для команд
мастеров. Это должно быть на уровне государства. В Испании за подготовку
игрока для топ-клуба тренер получает больше, чем за несколько месяцев
рутинной работы. Поэтому тренерам в Испании интересно подготовить
качественного игрока, а не выигрывать что-то командой в юношеском
футболе. Оценивается клубом именно подготовка конкретного игрока.
И в результате такой последовательной работы футболист попадает
в основной состав «Барселоны» и его уже не надо переучивать, он
четко представляет, что ему нужно делать на поле. Если такого подхода
нет, то для чего работает тренер?
Не скажу, что у нас все плохо. Есть школы «Зенита», «Чертанова»,
«Спартака», «Локомотива», ЦСКА, «Рубина». Эти команды дают футболистов,
но их явно недостаточно.
После решения ЦК КПСС наш футбол обогатился
— Вот в 1984 году по указанию больших партийных руководителей в
связи с неудовлетворительным состоянием дел в футболе были открыты
16 интернатов, 75 школ СДЮШОР, школы с продленным днем обучения.
Для этого были собраны лучшие тренеры. И была конкретная работа.
Четким был контроль за подготовкой тренера к занятиям. Если нет
конспекта и подготовка примитивная, то тренера увольняли. Два или
три раза в год проводили экзамены. Это заставляло тренера постоянно
готовиться, работать. И если тесты не выполняются по технике, по
физической подготовке, то работать тебе больше незачем. И никого
не интересовало, какое место занимает твоя команда. Вот твой футболист
не попадает в «девятку», а должен попадать по всем канонам — за
это деньги платят.
И пошли футболисты, которые позже блистали в больших командах —
Шалимов, Мостовой, Заваров, Гамула, Кирьяков, Саленко, Онопко… То
есть тренеры понимали, что к ним могут приехать и уволить их в любой
момент. И так появилась определенная группа специалистов, которая
понимала ситуацию, понимала, как нужно выстраивать футбол. Тренер
становился ключевой фигурой. Вспоминаю, как я пришел в ФШМ: работали
Бесков, Маслов, Дементьев, Акимов, Царев — все заслуженные мастера
спорта. Они могли дать не столько методическую начинку, сколько
объяснить нюансы, принципы игры, потому что сами разбирались.
Считаю необходимым разработать и внедрить во всех школах и академиях
тесты по физической и технической подготовке. Проводить их необходимо
в виде спортивных праздников 2–3 раза в год. Результаты тестирования
необходимы для получения информации о динамике подготовки игроков.
Эти данные будут объективными ориентирами для дальнейшего построения
учебно-тренировочного процесса.
Хочу, чтобы Широков и Аршавин работали с детьми
— Сегодня необходимо привлечение в наш футбол специалистов, имеющих
лицензии, А, PRO, которые сегодня по разным причинам не работают,
а также специалистов, ранее игравших в большом футболе и сборных
командах страны.
Поэтому я бы очень хотел, чтобы сегодня Аршавин, Кержаков, Широков,
Сенников занимались такой работой. А они пока сейчас больше рассказывают
о футболе. Аршавин, Широков знают все нюансы игры. Родители футболистовв
сразу бы повернулись к ним, потому что знали бы, кто будет работать
с их детьми. А мальчики как были бы рады работать у таких мастеров!
А сейчас тренирует подчас не пойми кто. Лицензию «С» можно получить
за три недели. Разве такой специалист не испортит мальчика, который
только пришел заниматься?
Ни один мальчишка не должен быть потерян
— У нас сейчас много соревнований юношеских команд, но не особо
серьезно государство относится к этим стартам. Каждое соревнование
— это тест на готовность. Кто за этим наблюдает? Нам надо создать
разветвленную сеть селекционеров. Ни один мальчик ни на одном соревновании
не должен быть упущен, потерян. Он может играть в глуши, но кто-то
должен его заметить и сказать: «Зенит», вы должны его взять».
Раньше было так: из 18 человек юношеской сборной в первой играют
11. Такая же связь существовала между молодежной и олимпийскими
командами. Сегодня такой преемственности нет. Вот мы выигрывали
юношеский чемпионат Европы. Где эти футболисты? Пропали почти бесследно.
Значит, что-то не так. Селекционная работа не запущена. Поэтому
наши сборные выступают далеко не так, как того требует ситуация.
Мы можем проиграть посредственной команде, кому угодно. И не способны
сегодня выигрывать у Германии или Франции. Вот говорят, что растут
те, кого мы обыгрывали раньше. Австрия, например. То есть получается,
они растут, а мы — нет? Остановились в развитии? Слышал такое объяснение:
все научились играть в футбол. Будто учеба заканчивается потолком
в два метра. Такого же нет! Идет постоянное движение вперед. Развиваются
и Германия с Испанией, но и Австрия с Норвегией тоже. Все ищут свои
ходы.
Бельгийцы сами выковали свое счастье
— Возьмем Бельгию. В какой-то момент они почувствовали, что в их
футболе плохи дела. И приняли директивное решение, что все юношеские
команды в обязательном порядке играют в три нападающих, прессингуют
на чужой половине поля. Это было сделано для того, чтобы вырастить
хороших нападающих. И у них пошло! Сейчас мы видим, как играет сборная
Бельгии в атаке, ее форварды очень ценятся во всем мире. Мы недавно
прочувствовали их силу на себе. Вот это подход!
Тренера юношеской сборной нельзя увольнять за одну неудачу
— Если мы сами не садимся за круглый стол и не говорим, что нам
нужно сделать, то ничего не поменяется. Мы должны четко обозначить
вертикаль от самой детской школы до сборной страны. Сейчас за неудачный
результат могут уволить тренера юношеской команды. Я работал 19
лет тренером юношеских сборных. Несколько лет я только приобщался
к познанию предмета — меня стал знать народ в стране. Звонил тренерам
команд от Владивостока до Калининграда, они мне рекомендовали того
или иного игрока. Если таковых не было, они несли передо мной ответственность.
А сейчас тренера юношеской сборной выгоняют за неудачу в одном цикле.
Наши футболисты уступают сверстникам из Европы
— Проблемы работы юношеских школ подтверждаются результатами выступления
наших команд в юношеской Лиге УЕФА. Наши команды принимали участие
в 7 турнирах, и результаты здесь совсем не впечатляющие. При вполне
организованной командной игре во многих матчах наши футболисты уступали
своим сверстникам в индивидуальном мастерстве. У соперников гораздо
в большем количестве были игроки, которые в перспективе способны
выступать на самом высоком уровне.
Мы как-то с Юрием Семиным смотрели матч юношеской Лиги чемпионов.
И Юрий Палыч говорит: «Смотри, этого игрока можно уже сейчас брать,
он будет возле основного состава». Это было сказано о футболисте
зарубежной команды, которая приехала в Москву. А у нас все одинаковые.
Мы не можем ничем похвастать, кроме организованной командной работы.
Но ведь команда завтра развалится — юношам придется расходиться.
В индивидуальном мастерстве мы пока уступаем. Надо засучить рукава
и работать.
Константин РОМИН
«Спорт уик-энд»,
29.04.2020
|
|