Игорь Корнеев: «Вели переговоры с Игуаином, Суаресом и Дибалой о переходе в «Зенит» – Сборная России по футболу
СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР МАТЧЕЙ

Сборная России по футболу

Главная | Матчи | Соперники | Игроки | Тренеры

НОВОСТИ / ОБЗОР ПРЕССЫ

ИГОРЬ КОРНЕЕВ: «ВЕЛИ ПЕРЕГОВОРЫ С ИГУАИНОМ, СУАРЕСОМ И ДИБАЛОЙ О ПЕРЕХОДЕ В «ЗЕНИТ»

Бывший полузащитник сборной России Игорь Корнеев о том, можно ли провести параллели между Сергеем Семаком и Павлом Садыриным? Нужен ли «Зениту» Леандро Паредес, а «Барселоне» Лионель Месси? И многом другом в интервью «Спорт уик-энду».

Корнеев, Игорь Владимирович. Полузащитник.
Родился 4 сентября 1967 г. в Москве. Воспитанник московской ДЮСШ «Спартак» (первый тренер – Виктор Евгеньевич Зернов).
Выступал за команды «Красная Пресня» Москва (1983), «Спартак» Москва (1984–1985), ЦСКА-2 Москва (1986), ЦСКА Москва (1987–1991), «Эспаньол» Барселона, Испания (1991–1994), «Барселона» Барселона, Испания (1994–1995), «Херенвен» Херенвен, Голландия (1995–1997), «Фейеноорд» Роттердам, Голландия (1997–2002), НАК Бреда, Голландия (2002–2003).
Чемпион СССР 1991 г. Обладатель Кубка СССР 1991 г. Чемпион Голландии 1999 г. Обладатель Кубка УЕФА 2002 г.
Лучший футболист СССР 1991 г.
За сборную СССР/СНГ/России сыграл 14 матчей и забил 3 гола.
Участник чемпионата Европы–1992. Участник чемпионата мира–1994.
Ассистент главного тренера сборной России (2006–2010).
Заслуженный тренер России (2009).

В чем Семак превзошел Луческу и Манчини? Выиграл титул!

— Игорь Владимирович, вы разбираете матчи на канале «Матч ТВ», смотрите достаточно много футбола — и российского, и европейского. С точки зрения качества, интриги вам интересны игры внутреннего чемпионата?

— Конечно, интересны. Многие матчи. Думаю, нынешний сезон один из самых интригующих, что остались в памяти. До последнего момента шла борьба за чемпионство, а за распределение мест в еврокубках продолжается до сих пор.

— И каким образом, на ваш взгляд, распределятся места?

— Лучшие шансы занять второе место и напрямую пробиться в Лигу чемпионов у «Локомотива». Однако и с представителями России в Лиге Европы еще не все ясно. Тут могут быть сюрпризы.

— «Зенит» впервые в российской истории выиграл золото под руководством российского тренера. В чем, на ваш взгляд, Сергей Семак превзошел Мирчу Луческу и Роберто Манчини?

— Выиграл титул, а его предшественники — нет. Это — главное. Что касается повседневной работы, то я бы не назвал ее однозначной. «Зенит» провел два разных круга. Было много неоднозначных игр. Появлялись желающие уколоть тренера. Говорили, что игра неубедительная, нечемпионская. Я слушал комментарии Семака, даже после проигранных матчей, он находил в себе силы сохранять спокойствие. После первой половины сезона стало очевидным: лидеру чемпионата требуется усиление! Летом этого не произошло, игра команды не могла быть стабильной. Что бы я еще поставил в заслугу Сергею Богдановичу? Он нашел в себе силы не жаловаться на ситуацию, не устраивать скандалы и склоки, что случалось у его предшественников. Он обходился теми игроками, которые были в наличии, и выбирал состав, руководствуясь своими идеями, подходом. Семак знал, чего он хочет добиться. В этом его сила. Его не штормит. Когда-то он идет быстрее, когда-то медленнее, но тренер «Зенита» не останавливается. Ну и, конечно, микроклимат в команде — его заслуга.

— Прогресс в весенней части сезона Оздоева, интеграция в команду зимних новичков — тоже заслуга Семака?

— Безусловно! Я даже не вспомню, когда Оздоев был настолько важной частью команды. Да и было ли такое? Остальные трое новичков очень удачно вписались в игру, по крайней мере, на уровне чемпионата России. Это тот хребет, который был необходим «Зениту» во второй половине сезона. Хотя связка Азмун — Дзюба вызывала сомнение. В том числе у меня. Казалось, что двум похожим по фактуре форвардам одновременно функционировать будет сложновато. Дзюбе много приходилось отходить назад, просить мяч. Он исполнял роль фальшивой «десятки». В некоторых матчах это не было идеально. Тем не менее ближе к финишу, в решающих матчах они действовали синхронно. Азмун много забивал, Дзюба — отдавал. Опять же, в этом я вижу заслугу тренерского штаба. Кстати, и в «Уфе» было понятно, чего Семак хотел от своей команды. Он исходил из того «материала», что был под рукой. От этого и выстраивал игру. Понятно, что там просматривался более атлетичный футбол, с акцентом на оборону, с выходом в атаку, где искали свой шанс. В «Зените» же нужно играть «первым номером». Иначе тренера никто не поймет.

— Семак вам не напоминает Павла Садырина, под руководством которого вы играли в ЦСКА? Павел Федорович, кстати, выиграл чемпионат СССР, когда ему исполнилось 42 года и на второй год самостоятельной работы в «Зените».

— Какие-то параллели я бы, наверное, провел. Прежде всего открытость, доступность к игрокам, чувство юмора, спокойствие. Все это передавалось команде. У Садырина в ЦСКА, и сейчас у Семака в «Зените».

— Артем Дзюба, на ваш взгляд, лучший игрок чемпионата России?

— Как правило, лучшего игрока выбирают из состава чемпиона. Это логично, хотя и не всегда объективно. Артем — один из претендентов на звание лучшего, это точно. В ключевых матчах Дзюба сыграл так, как должен играть лидер команды. Даже, несмотря на долгий безголевой отрезок, его влияние на внутренний микроклимат ощущалось постоянно.

— Можно говорить, что в сегодняшнем «Зенит» именно он выполняет, по сути, роль плеймейкера?

— Нет, не соглашусь с вами. Дзюба — нападающий. И у меня по-прежнему остаются сомнения по поводу их связки с Азмуном.

— В чем же вы сомневаетесь?

— Повторюсь, что пока работала она исключительно в матчах премьер-лиги. Дзюба опасен вблизи штрафной, он цепляется за мяч, разворачивается, отдает передачи. Но плеймейкер в моем понимании — несколько другое. Маркизио? Итальянец не справился с этой ролью. Если мы говорим об усилении «Зенита», эта позиция должна рассматриваться. А-ля «восьмерка», «десятка»… Игрок, который бы связывал среднюю линию с атакой и при идеальном варианте еще умел играть на фланге.

— Не удивило, что Паредес провалился в ПСЖ? Комментатор Геннадий Орлов рассказал, что по его информации агенты аргентинца уже обращались в «Зенит» на предмет возвращения своего клиента…

— То, что в Париже не в восторге от игры Паредеса, у меня нет никаких сомнений. Это не сюрприз. На свободных мячах в Европе уже никто не играет. Эта функция более-менее «отморозилась». Паредеса продали за безумные, на мой взгляд, деньги (47 млн евро, по данным портала tranfermarkt. — Прим. автора), которые тут же вложили в приобретение трех новых игроков. Я не представляю, каким образом Паредеса можно вернуть? А главное — Паредес абсолютно не нужен «Зениту»! Он качественный игрок, но в любой момент может подвести. Получить красную или желтую карточку, где-то сфолить, где-то не добежать. Во многих матчах с его участием у «Зенита» был «минус 1». Когда в этой зоне начал играть Барриос, питерцы прибавили в надежности.

Недопустимо, когда нам начинали выкручивать руки

— На протяжении двух лет (2010–2011) вы работали спортивным директором «Зенита». Можете провести параллели между командой Лучано Спаллетти, которую называли едва ли не сильнейшей в клубной истории, и нынешним «Зенитом»?

— Мне сложно объективно ответить на ваш вопрос, потому что сейчас не нахожусь внутри клуба. В то время был очень грамотный подход к распределению ролей. Спаллетти тренировал, я отвечал за свою территорию.

— Какими границами она очерчивалась?

— Отвечал, в частности, за российских ребят, которые были достаточно сложными в управлении. Это одно из направлений. Случались до этого негативные моменты, еще при работе Дика Адвоката. Нужно было найти баланс в общении. В то время мы этого добились. Это стало частью успеха. В России тогда равных «Зениту» просто не было! Конечно, и руководство во главе с Алексеем Миллером и Александром Дюковым делали все возможное, чтобы команда ни в чем не нуждалась.

— В том «Зените» костяк составляли питерцы — Кержаков, Быстров, Денисов, Малафеев. Сегодня своих воспитанников в команде не осталось.

— Вы забыли назвать Анюкова?

— Он все-таки приехал из Самары, хотя уже давно стал легендой «Зенита». Речь идет о выпускниках питерских школ…

— Для Петербурга этот момент, конечно, имеет значение. При этом отмечу, что в нынешнем «Зените» большую роль играют российские игроки. Во славу лимита или в ущерб ему… Это не так важно. Играть своими воспитанниками — не так-то просто. Я не знаю, как сейчас работает академия? Но у меня сомнения, что кто-то из воспитанников может бороться за место в составе или просто выходить на замену. Если бы появился хотя бы один конкурентоспособный игрок, то Семак его обязательно бы ставил. Впрочем, «Зенит» над этим наверняка работает. Остается надеяться, что в ближайшем будущем кто-то из выпускников академии заиграет. Посмотрим…

— Вы занимались селекционной работой. Сложно было мотивировать серьезных игроков переехать в чемпионат России?

— Если мы говорим о топовых игроках или о потенциально топовых, то в определенный момент переговоров финансовая составляющая играла большую роль. Однако практика показывала, что в Питер хотят ехать практически все. Все знают о возможностях клуба «Зенит», его амбициях, Петербург — прекрасный город. Если игрок хочет расти, подняться в трансферной цене, с такими футболистами можно было договариваться.

— А с кем не удалось договориться?

— Я могу назвать лишь несколько фамилий. Луис Суарес, Матич, Оскар, Дибала. Они были молодые на тот момент. Причины, по которым они не оказались в «Зените», — разные. Даже рассматривали Игуаина. Просто сделка оказалась слишком дорогой для того времени. Это не было связано с их нежеланием ехать в Россию. Если такое происходило у меня и руководства клуба — мы были в постоянном контакте — сразу же закрадывалось сомнение: а нужен ли такой игрок, что его надо сильно убеждать? И недопустимо, когда, учитывая положение «Зенита», нам начинали выкручивать руки.

— Тогда же, в августе 2010-го, Семак перешел в «Зенит» из «Рубина». Вы помните, кто был инициатором трансфера?

— Мы обсуждали его кандидатуру с Дюковым и Спаллетти. Ни у кого не было сомнений! Сергей и в 34 года был способен усилить любую команду. Физически он был в полном порядке. Для «Зенита» его трансфер стал большим приобретением, учитывая фактор личности в коллективе. Многим командам не хватает тренера на поле, который мог бы переломить ход игры, зажечь игроков словом, поступком. С тренерской скамейки не всегда это удается. Семак выполнял именно такую роль. Я соглашусь со словами Александра Дюкова, что Семака «Зенит» вел и воспитывал. Вспомните, он же работал с каждым из европейских тренеров. Начинал со Спаллетти, потом Виллаш-Боаш, Луческу, а также в сборной с Капелло. Это школа, которую не приобретешь ни в каком магазине и не за какие деньги! Сергей, находясь рядом с ними, многое почерпнул. Что-то, наверное, оставил для самостоятельной работы, что-то отбросил. И когда он принял «Уфу», думаю, уже четко понимал, по какому пути пойдет.

Дело не в Месси, он по-прежнему лучший игрок на планете

— Полагаю, помимо бывших команд в России вам также интересна «Барселона». Четыре сезона кряду «блауграна» не может пробиться в финал Лиги чемпионов. Один журналист образно сравнил «Барсу» со временами СССР 70-80-х годов. Цены на нефть, как Месси, убеждали советское руководство, что не надо ничего менять?

— Не совсем понял мысль? Месси-то для чего менять? Он лучший игрок на планете?! Газ или нефть чем можно заменить? Воздухом? В случае «Барселоны» — то же самое. Кто может заменить Месси? Однако если смотреть на состав в целом, ротация постоянно идет. Появляются новые люди, удачно или не совсем — это другой вопрос. Тем не менее «Барселона» остается топ-командой, даже не попадая в финал Лиги чемпионов.

— Месси уже не фактор, обеспечивающий благополучие?

— Давайте рассмотрим проблему с другой стороны. Может, все дело в тренерских историях? С кем «Барса» выигрывала Лигу после ухода Гвардиолы? С Луисом Энрике. Все! Думаю, проблема последних сезонов — не хватает грамотной тренерской руки.

— Гвардиола собрал восемь титулов в топ-лигах за десять сезонов. Это уникальное достижение. Может, Пепу и «Барсе» задуматься о новом сотрудничестве?

— Думаю, для него путешествие по разным странам — определенный вызов. Может быть, он окажется в Италии или во Франции и там сделает свою команду чемпионом, тогда круг замкнется и Пеп захочет вернуться в «Барсу»? Мы можем только фантазировать. Впрочем, я-то знаю, насколько он разносторонний человек — исключать этого нельзя. Он может поставить перед собой любую задачу.

Алексей ПАВЛЮЧЕНКО

«Спорт уик-энд», 16.05.2019

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru