ЕВРОКУБКИ: КАК ПОСЛЕ РЕФОРМ РОССИИ НЕ ЗАТЕРЯТЬСЯ
В СЕРЕДНЯКАХ
По документам УЕФА при учреждении третьего еврокубка представительство
нашей страны в существующих ныне двух клубных лигах безосновательно
сократится в полтора раза
«Спорт уик-энд» много писал о предстоящей реформе еврокубков,
вводимой в действие через два с лишним года (с сезона-2021/22).
Подчеркивал, что считать проект делом отдаленного будущего нельзя:
численные квоты стран будут определены уже по итогам следующего
розыгрыша-2019/20, а какие-то коррективы
можно внести только в текущем году. Напомним, что главная новация
реформ — учреждение третьего еврокубка, своего рода третьей по уровню
лиги УЕФА.
К сожалению, явное нежелание авторов этого проекта избежать упреков
по поводу возрождения Кубка обладателей кубков (упраздненного 20
лет назад) дало неизбежный негативный эффект: совершенно не понятен
принцип комплектования нового турнира. Не случайно УЕФА пока дала
новому турниру безликое наименование UEL-2 (ЛЕ-2),
потому что, по сути, это просто второй по силе дивизион еврокубка
номер два. Это название точно не сохранится, но оно абсолютно соответствует
содержанию нового турнира — более слабая Лига Европы.
Можно было бы не брюзжать, если бы УЕФА честно призналась, создается
турнир для большинства ассоциаций, которые из года в год не попадают
в групповой этап нынешних еврокубков. Однако организаторы третьей
лиги маскируют явную второразрядность соревнования, путем привлечения
в него по одному клубу из пяти стран лидеров таблицы коэффициентов
УЕФА, и по два — из ассоциаций, находящихся на 6–15 рейтинговых
местах.
Россия не заслуживает двойного секвестра в Лиге Европы
Россия как раз возглавляет вторую указанную группу и потому является
одной из главных пострадавших. Ведь у нашей страны не возникало
больших проблем с попаданием в два прежних еврокубка. Как правило,
не пробивалась на групповой этап одна российская команда. Вот ее
было бы логично и переотрядить в UEL-2. Второго клуба
в двух основных еврокубках мы лишаемся совершенно несправедливо.
Мы специально составили «Таблицу ежегодных потерь в квалификации»,
чтобы вы наглядно убедились, нынешняя численная квота России четко
соответствует пяти клубам в двух действующих лигах, а вот еще одну
команду, регулярно проваливавшуюся в отборе, вполне можно было бы
отправить в турнир рангом ниже. Ведь новый еврокубок создается не
для ущемления чьего-то участия в еврокубках, а наоборот
— для расширения представительства.
Как мы уже писали, особенно несправедливо выглядит секвестр квоты
России на фоне Франции, занимающей соседнюю с нашей страной, 5-ю,
ступень в таблице коэффициентов УЕФА. «Трехцветные» сохранят оба
клуба на групповом этапе Лиги Европы, а единственный клуб (№ 6 в
национальном чемпионате), перемещенный в UEL-2, начнет
отборочную борьбу с заключительного 4-го раунда, хотя
прежде он стартовал со 2-го круга квалификации Лиги
Европы. Россия же не только лишается двух команд в самых престижных
турнирах (представительство в Лиге чемпионов и Лиге Европы будет
сокращено с шести до четырех), но и ущемляется по проекту УЕФА в
стартовых позициях квалификации. По действующей ныне системе два
клуба (с 5 и 6 мест в чемпионате России) начинают свой отборочный
путь со 2-го и 3-го круга Лиги Европы,
а через два года они будут стартовать с аналогичных раундов квалификации
еврокубка более низкого ранга. Никакой компенсации взамен не предлагается.
УЕФА собирается «обидеть» еще 10 стран
Составители проекта явно формально отнеслись к определению границ
численного представительства. Если представленный документ УЕФА
изучить еще глубже, то найдется целая группа стран, обделенных не
менее России. Речь об ассоциациях, занимающих в таблице коэффициентов
УЕФА места с 16-го по 25-е. Клубы этих
стран регулярно участвуют на групповом этапе Лиги Европы, однако
их ни за что ПОЛНОСТЬЮ лишили этого права, отправив ВСЕ команды
из еврокубка номер два в новообразуемый турнир EUL-2.
Хотя, как показывает практика, совсем не сложно установить справедливые
границы между лигами.
Проект полностью сохраняет в нынешнем виде Лигу чемпионов — это
стоит целиком поддержать: зачем экспериментировать с курицей, несущей
золотые яйца. А вот коль в целом численные квоты представительства
всех стран сохранены, то из Лиги Европы в EUL-2 следует
отправить столько команд (речь о странах, находящихся в верхней
части таблицы коэффициентов УЕФА), сколько сейчас остается за бортом
основной фазы еврокубков. От лидеров (с 1-го по 6-е,
или даже по 8-е, рейтинговое место) — по одному клубу,
от следующей группы стран — по два клуба в EUL-2.
Хотя в номере от 11 января мы предлагали еще более справедливое
решение вопроса: не отправлять механически 140 команд в новый турнир,
лишая участия в «старом» еврокубке, а допустить их в предварительный
раунд Лиги Европы (гарантированно сохранив места во втором еврокубке
только шестерке лидеров таблицы коэффициентов УЕФА). Кто проиграл,
тот и отправился в первый раунд EUL-2. Всё по-спортивному,
а значит — честно.
Реформа назрела — и проект УЕФА по замыслу хорош
Впрочем, наша критика отдельных, хоть и очень важных, положений
реформы УЕФА отнюдь не означает отрицание ее необходимости. Ведь
действительно несправедливо, когда большинство ассоциаций, входящих
в УЕФА, из года в год с сентября начинают наблюдать еврокубки со
стороны. И проект, кстати, однозначно направлен не только в пользу
пятерки лидеров, но и стран, занимающих в таблице коэффициентов
УЕФА ниже 25-го места. Для них EUL-2 —
это открытое окно на групповой этап.
Также нам (не только редакции, но и читателям, приславшим письма
в обсуждение публикации от 11 января) очень нравится сокращение
группового формата Лиги Европы до 32 команд (важно только провести
его по-спортивному справедливо). Еврокубок номер два
станет заметно сильнее по составу, а значит, престижнее и привлекательнее
для спонсоров.
Однозначно мы поддерживаем и введение стыковых матчей между лигами.
Кстати, еще лет 7 назад за их проведение начала ратовать наша газета.
Мы тогда посылали в УЕФА свой проект на этот счет. К сожалению,
наши предложения приняты ныне лишь половинчато — «лифт» введен только
в одну сторону: из вышестоящего турнира в нижестоящий, а хотелось,
чтобы ротация была двусторонней. Подробнее об этом мы также уже
писали 11 января (и не только) и посвятим этой теме один из ближайших
номеров нашей газеты.
А пока лишь отметим, что интересы России можно, конечно, попытаться
решить кулуарно — просто договорившись с членами исполкома об увеличении
численной квоты в Лиге Европы на одну команду. Но можно и «по-честному»,
в интересах всех стран и самих еврокубков. А для этого стоит принять
всего две меры. Во-первых, допустить большую часть
из 140 клубов, которые по проекту дискриминационно отправляют в
новый еврокубок, в предварительный этап квалификации «старой» Лиги
Европы. И, во-вторых, запустить «лифты» стыковых матчей
в обе стороны, чтобы победители групп Лиги Европы боролись за попадание
в 1/16 финала Лиги чемпионов с клубами, занявшими третьи места в
главном еврокубке. А затем на старте весеннего плей-офф,
который увеличится на один раунд, с командами, занявшими 2-е
места в Лиге чемпионов. А дальше — по прежней схеме. Смеем вас уверить,
что тогда все три новых турнира будут носить захватывающий характер
от первого до последнего матча. И элитарный, и коммерческий характер
Лиги чемпионов при этом не пострадает.
Дмитрий ВОРОХОВ
«Спорт уик-энд»,
31.01.2019
* * *
Таблица ежегодных потерь в квалификации еврокубков
|
18/19 |
17/18 |
16/17 |
15/16 |
14/15 |
13/14 |
Сумма |
Ком (-) |
1 (1). Испания |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0.167 |
2 (4). Англия |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
5 |
0.833 |
3 (2). Италия |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
3 |
0.500 |
4 (3). Германия |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
4 |
0.667 |
5 (5). Франция |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
2 |
5 |
0.833 |
6 (6). Россия |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
6 |
1 |
7 (7). Португалия |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
1.333 |
8 (8). Бельгия |
1 |
3 |
0 |
2 |
1 |
1 |
8 |
1.333 |
9 (10). Украина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
12 |
2 |
10 (9). Турция |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
11 |
1.833 |
11 (13). Голландия |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
15 |
2.500 |
12 (14). Австрия |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
15 |
2.500 |
13 (11). Греция |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
13 |
2.167 |
14 (15). Дания |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
18 |
3 |
15 (12). Швейцария |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
14 |
2.333 |
Прим.
1. В скобках указано место по числу команд, потерянных в квалификации.
2. В графе «Сумма» значится количество клубов, не добравшихся до
группового этапа за 6 последних лет.
3. В графе «Ком (-)» - указано число команд (в среднем) не проходящих
отбор в сезоне.
4. При равенстве численных потерь выше расположена страна, которая
находится выше и в действующей таблице коэффициентов УЕФА.
|
|