СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
НЕФУТБОЛЬНАЯ СТРАНА? КАК СБОРНОЙ РОССИИ ВЕРНУТЬ
ДОВЕРИЕ ПУБЛИКИ
Причина охлаждения России к своей национальной сборной известна.
Рецепт исправления ситуации — в общем-то, тоже.
Олег
ЛЫСЕНКО
Каждый понедельник у нас летучка. Собираемся, обсуждаем творческие
успехи и упущения прошедших дней, намечаем повестку предстоящей
недели. Определяем приоритетные темы для освещения, исходя из календаря
событий и интереса к ним.
В не такие уж лохматые «доинтернетные» времена при редакциях существовали
отделы писем. Почта была единственной формой бесперебойной обратной
связи с читателем и верным индикатором востребованности того или
иного материала. Теперь для анализа ситуации существуют более точные
и эффективные инструменты. И, пожалуй, главный из них — счетчик
посещаемости. Так вот, он на прошлой семидневке показал противоречивые
результаты. Но безоговорочно удручающие для главной команды страны.
Если вкратце, читать про нее стали меньше. Относительно лета — сильно
меньше. Понятно, что товарищеские матчи не идут ни в какое сравнение
по степени резонанса с официальными. Так никто и не ставит их на
одну ступень. Однако же полученные данные заставили призадуматься:
то ли мы что-то делаем не так, то ли она, то есть сборная.
Казалось бы, новый цикл, смена тренера и последовавшая за ней кадровая
перезагрузка должны были оживить интерес публики к команде. На деле
ничего подобного не произошло. Даже пикантный политический подтекст
матча не заставил страну в едином порыве прильнуть к экранам телевизоров,
а затем — к мониторам компьютеров и дисплеям мобильных устройств.
Как ни силилась пресса «завести толпу», премьера Станислава Черчесова
прошла буднично и прозаично. Обида болельщика на сборную целиком
и отдельных членов в частности оказалась настолько глубока, что
игру в курортной Анталье многие просто не заметили. Или, презрительно
хмыкнув, осознанно проигнорировали, что для команды еще хуже.
Причина охлаждения болельщика к своим футболистам — на поверхности.
Что бы там ни говорили непосредственные участники Евро о «нашем
уровне» и «потолке возможностей», трудно смириться с мыслью, что
даже в Словакии с ее откровенно неказистой национальной лигой дела
с футболом обстоят лучше, чем в самой большой державе мира. Все
это, простите, отговорки в пользу бедных. Нашим, доморощенным, миллионерам
они точно не к лицу. Возмутительного тулузского безволия разница
в классе с соперником, даже если она существует, тоже не оправдывает.
Эхо Уэльса еще долго будет преследовать сборную.
Показательны и итоги свежего интерактивного опроса. Мы справились
у пользователей, пойдут ли они сегодня на матч Россия — Гана. Первый
для сборной после французской гастроли. Комфортный стадион, приятная
сентябрьская погода, удобное время начала и приличный по мировым
меркам соперник — что еще нужно для аншлага? Видимо, что-то еще.
Может быть, вера в свою собственную команду, обыкновенная человеческая
симпатия?
Судя по результатам голосования, и с тем, и с другим у нас нынче
проблемы. И серьезные. Из почти восьми тысяч респондентов лишь 139
человек (2%) уверенно ответили: «Пойду» (на стадион). Еще 3 процента
сомневаются. 68% сказали сборной категоричное «нет». Естественная
и, увы, закономерная реакция на французское фиаско.
Любопытное мнение, близкое к поднятой теме, намедни высказал Леонид
Слуцкий, теперь уже бывший тренер команды №1. Приведу его полностью:
«Мы все еще нефутбольная страна. Вот пример. «Спартак» — самый популярный
клуб в стране, у него шикарная «Открытие Арена», но она заполняется
лишь на матчи с ЦСКА. Средняя посещаемость — около 20 тыс. зрителей.
Хотя сейчас арены заполняются в MLS, чемпионатах Голландии, Бельгии,
Турции, Греции. Я даже не беру чемпионат Англии или Чемпионшип.
Или возьмем ЦСКА. У нас сейчас лишь около 7000 проданных абонементов,
хотя мы ожидали 15 000. Речь про чемпиона страны, который регулярно
играет в Лиге чемпионов, который построил шикарный стадион в центре
15-миллионого мегаполиса. Мы ожидали, что и у нас будет средняя
посещаемость в районе 20 000 зрителей, но, судя по всему, эта цифра
будет значительно ниже. И как вы думаете, у нас футбольная страна
или нет? Да, менеджмент в любом российском клубе может работать
лучше. Нужно привлекать не только болельщиков, но привлекать другие
срезы общества. Продавать эмоцию, а не обязательно понимание футбола.
Это все так, но арены не меняют ситуацию принципиальным образом.
Шикарный стадион у «Локомотива», сколько зрителей он собирает?».
На этой пессимистической ноте можно было бы и закруглиться. Констатировать
тотальное равнодушие соотечественников к самой популярной игре на
планете, сесть в уголке и тихонько заплакать. Но все та же статистика
если не опровергает целиком, то как минимум подвергает сомнению
данный тезис. В глобальном отношении страна, может быть, и не футбольная
— если сравнивать с Бразилией или Германией. Но людей, интересующихся
игрой, в ней по-прежнему масса. Просто многие из них, разуверившись
в своих, родимых мастерах мяча, все больше переключают внимание
на иноземных. Оно и приятнее, и для нервной системы безопаснее.
Цифры это наблюдение подтверждают: в то время как тэг «сборная России»
у нас не пользовался высокой популярностью, материалы по трансферному
«дедлайну» собрали колоссальное количество кликов. А текстовая онлайн-трансляция
вошла в пятерку самых посещаемых статей «Чемпионата». Не за год
— за историю портала! А это, на минуточку, 11 с половиной лет.
Выходит, не в футболе дело. Скорее — в конкретных людях и командах,
эту игру представляющих. Сборной России сейчас не дуться обиженно
на окружающих нужно, но сделать все возможное, чтобы вернуть расположение
зрителя. А сделать это можно только одним способом — самоотверженной,
вдохновенной игрой. В каждом матче, даже товарищеском, а не через
два раза на третий. И это… Будьте искреннее, проще, парни, и народ
к вам потянется. Он у нас вспыльчивый, но отходчивый.