СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ДЕНИС МАЦУЕВ: «ГОЛОВИН ПРАВ — НАШИМ ФУТБОЛИСТАМ
НАДО ЕХАТЬ В ЕВРОПУ»
Денис Мацуев. Фото: sport-express.ru
Всемирно известный пианист, болельщик «Спартака» и сборной России
прокомментировал выступление национальной команды на Euro-2016.
…А ведь он предупреждал. Встреченный в Париже неподалеку от Эйфелевой
башни главным редактором «СЭ» Максимом Максимовым и проинтервьюированный
им после матча с Англией, Денис Мацуев восхитился характером нашей
команды, но сам себя одернул: «Сейчас все говорят: „Осталось выиграть
у словаков, и все“. Но обычно, когда так рассуждают, у нас никогда
ничего не получается».
НАТУРАЛИЗАЦИЯ — ПУТЬ В НИКУДА. НАДО ЗАНЯТЬСЯ ДЕТСКИМ ФУТБОЛОМ
Так все и вышло. И вот теперь звоню победителю конкурса имени Чайковского,
у которого всегда есть масса небанальных мыслей о футболе, на гораздо
более грустной ноте, чем пару недель назад. Мацуев начинает самоиронично:
— Смотрю в последние дни телевизор, читаю высказывания в интернете
— и складывается ощущение, что теперь о футболе говорят все, кроме
футбольных специалистов. Вот и нас с Михаилом Грушевским просят
комментировать вместе… Обожаю это делать, уважаю и Михаила. Но в
целом это то же самое, как если бы Александра Бубнова и Евгения
Ловчева позвали бы разобрать мое исполнение концерта Рахманинова
(смеется). Тут попахивает дилетантизмом. Поэтому так и предлагаю
объявить: это непрофессиональный взгляд болельщика. Мне это понятно:
футбол представляется игрой доступной, и болельщицкий голос, наверное,
тоже важен. Но нужно бы побольше конструктивных, профессиональных
разборов.
— В «СЭ», чьим Читателем года вы были, профессиональных разборов
хватает — взять тех же Валерия Газзаева, Рината Билялетдинова, Игоря
Шалимова, Харри Реднаппа, Олега Романцева. Но интересен и взгляд
человека искусства. После гола Василия Березуцкого на 92-й минуте
матча с Англией вы были преисполнены надежд. Что, на ваш взгляд,
случилось дальше?
— История очень знакомая. В 2012 году в первом матче разгромили
чехов — 4:1. Кстати, если бы система розыгрыша тогда была такой,
как сейчас, мы бы после второго тура вышли из группы, матч с Грецией
уже ничего бы не решал. Можно вспомнить и 1992 год, когда начали
с двух ничьих с фаворитами турнира — Германией и Голландией. А потом
получили те же 0:3 от шотландцев, и тот матч был покрыт разного
рода слухами. В общем, игра с Уэльсом — это дежа-вю. Случайностью
это не назовешь.
Главная проблема в том, что мы к этому привыкли. Два года назад
с Алжиром, четыре — с Грецией… По-настоящему больно было в 2009
году, когда проиграли в Мариборе Словении. Это была реальная несправливость:
как сборная Гуса Хиддинка, которая менее полутора лет назад вытащила
на улицу всю страну с флагами, чуть ли не День Победы устроила,
не вышла на чемпионат мира?!
— Причем после отличного на самом деле отборочного цикла.
— Абсолютно! В домашнем матче с Германией я стоял у кромки поля
Лужников — мне Илья Казаков с Гусом сделали специальный пропуск
— и наслаждался. Играли блестяще, хоть и уступили! И в Дортмунде
здорово сыграли, а третью команду группы, финнов, дважды по 3:0
уделали, дома Аршавин перед голом полкоманды обыграл… И ту же Словению
в стыках на своем поле по делу победили, а потом звезды сошлись
в какое-то проклятье. Не заслуживали мы невыхода в Южную Африку-2010,
и душа разрывалась от несправедливости.
А потом три раза подряд — одинаковые истории. И тех эмоций, что
в Мариборе, уже нет и близко. Во что-то верим, довольно лихо начинаем,
а потом все хуже и хуже. И с каждым разом — все меньше веры. Внутри
меня сталкиваются два моих эго. С одной стороны, я всегда рядом
со своей сборной, как бы ее ни клеймили и мешали с грязью. А, с
другой, не могу с происходящим смириться, потому что по натуре победитель.
Ненавижу проигрывать, и это из меня никогда не вытравить.
До домашнего чемпионата мира осталось два года. Кто там будет играть
в защите?! Игнашевич — герой нашего времени, последних 15 лет. Лучший
футболист последнего отборочного цикла, вытянул там на своих плечах
два матча, забил кое-что. Но, слушайте, неужели в стране нельзя
найти центрального защитника лучше почти 37-летнего игрока? Сколько
у нас жителей, людей, занимающихся футболом?
Одна эта история показывает, какого масштаба у нас проблемы с детско-юношеским
футболом. Надо что-то придумывать, а не причитать, что у нас нет
талантливой молодежи! Строить школы, внедрять передовые методики,
воспитывать. Одно и то же говорим после каждого чемпионата мира
и Европы. Но ничего не меняется. А натурализация иностранцев — это
путь в никуда.
У нас торжествуют голые эмоции. Поругали сборную, покритиковали
футболистов, тренеров. И такое впечатление, что на них свет клином
сошелся. А в результате раз за разом наступаем на одни и те же грабли
и подошли к тому моменту, что на низовом уровне до домашнего мирового
первенства поменять уже ничего не успеем. Хотя с момента, когда
нам его дали, прошло почти шесть лет.
— Валерий Газзаев сказал, что на ЧМ-2018 мы должны ставить задачу
попасть в четверку сильнейших. Но как это возможно при том, как
мы играем последнее время?
— После Уэльса, конечно, никто в это не поверит. Но, с другой стороны,
без веры невозможно. Что же, мы будем все время поносить нашу сборную,
клеймить ее? От этого лучше не станет. Есть два года. У нас всегда
были талантливые люди во всех областях, и футбола это тоже касается.
Давайте возьмемся и что-нибудь придумаем, в конце концов.
Нельзя опускать руки, говорить, что все отвратительно и шансов даже
выйти из группы нет изначально. Если так подходить — ничего и не
получится. Спасибо всем тем, благодаря кому мы получили ЧМ-2018,
хотя бы за то, что мы прошли туда без отбора (грустно смеется).
Давайте что-то придумывать и делать — прямо с сегодняшнего дня!
Без ссор, без ругани. И шансы есть всегда.
Я ЗА ЧЕРЧЕСОВА, НО ФАМИЛИЯ ТРЕНЕРА — НЕ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
— Лимит на легионеров надо, по-вашему, вообще убирать?
— Да. Может, не полностью, но в значительной степени. Как мы видим,
это путь в никуда. Когда в 2008 году наша сборная взяла бронзу,
все ее игроки превратились в мастеров без лимита, пусть к тому моменту
его уже и ввели! А нынешние росли в тепличных условиях. При этом
не считаю это поколение бесталанным.
— А кого вы видите следующим главным тренером сборной после заявления
Леонида Слуцкого об уходе? Называются фамилии Черчесова, Бердыева,
Газзаева, Хиддинка, чуть ли не Пеллегрини с Левом. У вас есть своя
кандидатура?
— Начал бы думать сейчас в первую очередь о юношеском футболе. Это
гораздо более важная тема, чем то, кто сейчас возглавит сборную.
И решать это надо прямо сейчас, в этот месяц. Потому что потом все
опять замылится.
Что касается кандидатур, то не скрою: дружу со Станиславом Черчесовым
и всегда видел у него большую тренерскую жилку. Познакомились, когда
он только начал тренировать «Спартак», наблюдал за развитием его
карьеры, мы все время на связи. Практически незамеченным прошло
то, что человек стал единственным россиянином, в Европе выигравшим
золотой дубль. Да, Польша не Англия — но это все равно европейский
чемпионат, и не такой легкий. Несколько человек из него играют на
Euro, где поляки с семью очками вышли из группы, а Черчесов принял
«Легию» с 10-очковым отставанием.
Может, я пристрастен, поскольку хорошо его знаю. Черчесов, мне кажется,
нашел золотую середину, в которой совместил творчество, жесткость
и дисциплину, направленность на атакующий футбол, который приносит
результат. Жалко, что в «Динамо» все внезапно развалилось, потому
что шесть побед в шести матчах Лиги Европы показали потенциал той
команды. Бердыев — тоже замечательный специалист. Но, повторяю,
мы должны думать о будущем больше, чем о сиюминутном. Ситуация,
мягко говоря, серьезная.
— По-вашему, возвращение Хиддинка — это утопия?
— Мы не знаем, каково сейчас его здоровье и состояние. На это нужны
большие силы, а возраст уже не мальчишеский. На мой взгляд, нужен
российский тренер из поколения Слуцкого и Черчесова. С энергией.
— Черчесов и многие другие сетуют на то, что вся сборная играет
в чемпионате России. Вот и юный Александр Головин говорит, что все,
у кого есть предложения из топ-чемпионатов, должны туда уезжать.
Согласны?
— Абсолютно согласен. То, что происходит сейчас, — путь в никуда.
Футболист, зная, что из-за «правильного» паспорта получит здесь
деньги, которые ему никогда не будут платить в европейском чемпионате,
и он за них может даже посидеть на лавке, автоматически снижает
требовательность к себе. А затем начинается деградация.
У нас это происходит и с россиянами, и с легионерами. Сколько высококлассных
иностранцев приходили в наш чемпионат, здорово начинали, расслаблялись
и превращались ни во что! Вспомнить Веллитона, который дважды подряд
становился лучшим бомбардиром, а потом зазвездился и пошел по ночным
клубам. Единственный человек, который провел в России уже несколько
лет и остался на своем уровне, — Халк. Если мы его потеряем, будет
совсем плохо.
Я бы вообще подписывал контракты в нашем футболе с большим упором
на достижения — и командные, и индивидуальные. Чтобы было как можно
меньше гарантированных в любом случае денег. И сразу станет понятно,
кто хочет играть в футбол, а кого интересует только ежемесячная
сумма на карточке. Нашему чемпионату нужны спортсмены, которые и
сами рвутся к большему, и рядом с которыми есть правильные люди.
Всегда привожу в пример своих родителей. По сей день после любого
моего концерта, в том числе в «Карнеги-холле» в Нью-Йорке, где трехтысячный
зал стоит, на следующий день «Нью-Йорк Таймс» пишет, что это одно
из лучших выступлений сезона, я прихожу в отель и слышу совершенно
другие слова от своих родителей. И не потому, что они хотят меня
отчехвостить и удержать в тонусе (хотя и это отчасти верно), а поскольку
знают мои возможности. И чтобы улучшить мою игру, прямо об этом
говорят, а я всегда им доверяю. Футболистам тоже важно иметь рядом
не прихлебателей, желающих погреться в лучах их славы и денег, а
тех, кто скажет правду в глаза. Но много ли у нас есть людей, способных
сказать: «Ты снизил к себе требования!»
А игра за европейские клубы — это как раз возможность, чтобы сама
жизнь к тебе эти требования каждый день предъявляла. Но давайте
сначала дождемся хотя бы одного приглашения кого-либо! В «Реал»
и «Барселону», понятно, сейчас никого не позовут. Но если у тебя
есть амбиции, характер и ты думаешь не только о своем кошельке —
почему бы не попробовать себя в одной из лучших лиг Европе? Поэтому
я бы все-таки ехал. И пробовал.
— Думаю, если бы Алан Дзагоев после триумфального для себя Euro-2012
сделал бы это — стал бы нашим Хамшиком.
— Абсолютно согласен. И говорил об этом уже тогда. В тот момент
ему и нужно было ехать. Как и в свое время Илье Цымбаларю и Егору
Титову, которые имели конкретные предложения от топ-клубов.
ОДНАЖДЫ СЛУЦКИЙ ЕЩЕ ВЕРНЕТСЯ В СБОРНУЮ
— Слуцкий после матча с Уэльсом взял всю вину на себя и подал в
отставку. Как вы к этому относитесь?
— Считаю, что как личность, как человек с интеллектом, Слуцкий этим
шагом поставил себя в один ряд с большими, мудрыми тренерами. Взять
все на себя, а не начать пенять на отсутствие мастерства у футболистов
или какие-то другие «объективные» причины — это мужественное решение.
Представляю, насколько были бы оскорблены игроки, если бы он после
матча поддался эмоциям и сказал: просто у нас очень плохие футболисты,
мы даже с Уэльсом не можем сравниться ни по физическим кондициям,
ни по скоростным, ни по техническим. Он же и слова такого не сказал!
Хотя все мы прекрасно знаем, что, может, это на сегодня и правда.
Валлийцы реально бегали вдвое, втрое быстрее наших.
Снимаю перед ним шляпу за такую реакцию. Слежу за Слуцким — и все
больше его уважаю, все больше убеждаюсь, что он, во-первых, очень
хороший и честный человек, во-вторых, умный и, в-третьих, талантливый.
Да-да, талантливый. Уверен, что он переживет эту пощечину с достоинством,
сделает выводы и станет еще сильнее. Тренерская профессия — не самая
благодарная профессия для здоровья. Ему сейчас, уверен, нелегко.
Но он ведет себя с достоинством.
— Стоит ли дать Слуцкому второй шанс, или ему не дадут нормально
работать?
— Я не большой поклонник совмещения постов. Думаю, что если дать
ему выбор — ЦСКА или сборная, Леонид Викторович выберет клуб. Основные
победы в карьере он одержал именно там, у армейцев замечательный
коллектив. Его возглавляет преданный человек — Евгений Гинер. Что
проверено годами. И у него снова будет Вернблум — фигура, какой
так не хватало сборной России…
В то же время не считаю, что надо ставить крест на Слуцком как тренере
сборной вообще. Думаю, что когда-нибудь он туда еще вернется. Но
сегодня должен руководить освобожденный тренер, который занимался
бы только национальной командой. Потому что разорваться очень сложно.
Получалось только у Валерия Лобановского, и то во времена, когда
в основном составе сборной было десять его киевлян и Ринат Дасаев.
В этом смысле ему было гораздо легче, чем Слуцкому. Были случаи
и у Олега Романцева, когда все 11 футболистов в его сборной были
спартаковцами, а многие из легионеров выступали за «Спартак» раньше.
— Валерий Газзаев похвалил Слуцкого за мужской поступок — заявление
об отставке, но раскритиковал за то, что на матчи Euro выходил в
спортивном костюме. По его мнению, это турнир, требующий более строгого
дресс-кода.
— Господи, к чему мы придираемся! Насколько помню, у него это связано
с определенными суевериями…
— Да, связано. Я подробно писал об этом в книге «Леонид Слуцкий.
Тренер из соседнего двора».
— Слуцкому главное, чтобы было удобно. Газзаев — другой человек,
он всегда был в костюме, галстуке, одет с иголочки. И Газзаев многое
выигрывал, и Слуцкий. У каждого свой стиль, и критиковать за это,
считаю, нельзя. Если мы перенесемся в наш музыкальный цех, то я
всегда выхожу на сцену во фраке и бабочке. У нас тоже есть разная
мода, кое-кто выходит в рубашках нараспашку, балахонах и т. д. Лично
я считаю, что когда ты выходишь играть Рахманинова или Шопена, то
должен делать это во фраке или смокинге, бабочке, хорошо надушенный,
в лаковых ботинках. Я по-другому просто не могу, мне иначе играется,
если выйду в чем-то другом. Но еще раз повторяю: у каждого есть
право одеваться по-своему, если это приносит ему удачу.
МАТЧ С УЭЛЬСОМ — КОЛЛАПС, ШОК И УТОПИЯ
— Какие тренерские решения Слуцкого по ходу чемпионата вызвали у
вас удивление?
— Лично мне казалось, что в матче со Словакией надо было выпускать
раньше и Глушакова, и Мамаева, и Широкова. Пара Головин — Нойштедтер
в опорной зоне — в матче с Англией, может, это и сыграло правильную
роль в разрушении, но со словаками, когда уже нужен был креатив,
это не сработало. С другой стороны, мы многого не знаем. Может,
тот же Глушаков еще не был готов выходить с первых минут…
— А он и не был. Сергей Балахнин об этом публично сказал.
— Может, для острой игры на флангах нужен был Самедов… Но для музыканта
давать советы Слуцкому — это выглядит глупо. Уверен, что он так
действовал не от хорошей жизни, а от того, что те были готовы лучше.
И все они, кроме Самедова, в итоге попали в стартовый состав на
матч с Уэльсом…
Сложно сказать, что произошло в этой игре. Давно не видел такого.
После матча с Англией в «СЭ» вышло мое интервью под заголовком:
«Если будем биться так же, как с Англией, готов смириться с отсутствием
в сборной спартаковцев». Здесь, где спартаковцы на поле были, мы
не только не бились, а не было вообще ничего. Просто коллапс, шок
и утопия.
Вроде все те же игроки с англичанами рубились до конца, со словаками
чуть не сравняли. Там, пусть мы и совершили две детские ошибки в
обороне (я во дворе тоже любил на противоходе поймать защитников
так, чтобы они парой улетели, но то двор, а не чемпионат Европы!),
и Хамшик есть Хамшик, хоть был футбол, интрига.
А тут Бэйл от них как ракета раз за разом уносился. Выдающийся исполнитель,
понятно, но не до такой же степени! Грустно, когда к 19-й минуте
ты уже понимаешь, что никакого чуда не произойдет. Спасти команду
мог только старик Хоттабыч. Всех в одночасье словно парализовало.
Словно с Шотландией на Euro-1992. Привет Анатолию Федоровичу! Там
было примерно то же самое.
— Как, кстати, отнеслись к жесточайшим высказываниям Бышовца в адрес
Слуцкого? «Дилетант», «убожество»…
— Он выиграл последний трофей сборной тогда еще СССР на Олимпиаде
в Сеуле. Но считаю, что все равно нельзя допускать оскорбления в
адрес своих коллег. Это ниже человеческого достоинства. Тем более
по отношению к такому человеку, как Слуцкий, который всегда ведет
себя культурно и порядочно. Не понимаю и не принимаю этого.
Если же возвращаться к тому, что произошло со сборной, то все это
очень странно. Конечно же, хочется узнать изнутри, от того же Слуцкого,
что реально происходило в сборной на Euro. Мы все ожидали, что функционально
наша команда будет выглядеть с каждым матчем все лучше, как в 2008
году. Первые две игры в этом смысле обнадеживали — и вдруг такой
провал с Уэльсом. После всех предыдущих проигрышей всегда всплывала
какая-то скандальная история. То футболист по ходу чемпионата высказался,
что выйти из группы у нас шансов нет. То делили премиальные, спорили
по поводу бутс, в которых можно и нельзя играть. Но даже в такой
ситуации, как сегодня, ничего не вылезает. И полагаю, что скандалов
внутри команды не было.
— Считаете, истинная причина швов и фингала под глазом у Павла Мамаева
однажды не всплывет?
— Думаю, нет. По-моему, Слуцкий умеет даже в такие тяжелые моменты
и при столь неудовлетворительных результатах сохранять коллективный
дух. Не завидую Леониду Викторовичу, потому что ему сейчас надо
здорово держаться, как бы сложно это ни было. Продолжать работать
в ЦСКА, как он делал до сих пор. И ни в коем случае не сорваться.
— То, что Слуцкий уже 25 июня выходит на работу в ЦСКА, кажется
мне форменным сумасшествием. После такого-то стресса всего четыре
дня паузы!
— А я тоже так делаю. Не люблю отдыхать. Не могу уехать на море
и две недели лежать пузом к верху. Для меня лучший отдых — это работа.
Она и заряжает, и отвлекает, и одухотворяет. Я Слуцкого понимаю.
Может, это и правильно.
СПАСИБО ПЛАТИНИ ЗА НОВУЮ ФОРМУЛУ И ТАБУН ТЕМНЫХ ЛОШАДОК
— Кого-то из игроков сборной могли бы хоть как-то положительно отметить?
— Игоря Акинфеева. Он доказал, что по-прежнему остается уникальным
вратарем, который на протяжении почти 15 лет остается настоящим
лидером, — даже несмотря на ляпы на чемпионате мира в Бразилии.
И по этому чемпионату не заслуживает никаких претензий. Раньше можно
было говорить о том, что и ему следует попробовать себя в Европе,
но, наверное, уже не сейчас. Он счастлив дома.
В остальном после матча с Уэльсом выделять кого-то сложно. Ждал,
что Дзюбу прорвет. Как здорово он боролся с англичанами! Как выпрыгнул
Вася Березуцкий в момент драматической развязки! Игнашевич бился
как мог. Но дальше все стало печальнее. И Акинфеев — вне досягаемости.
А еще из представителей России мне не к чему придраться к… Сергею
Карасеву. Судит очень четко (мы говорили еще до того, как стало
известно, что в плей-офф наш рефери, увы, не прошел. — Прим. И.Р.).
— 43-секундные путешествия капитанской повязки во втором тайме с
Уэльсом — что это было?
— Мне кажется, команда уже находилась в трансе. Попахивает сюром.
— А известное сообщение Павла Мамаева в соцсети, снабженное фотографией
из частного самолета, — не сюр?
— Глупо. Если бы он забил несколько мячей, был бы лидером и его
команда вышла из группы, — это одно. А так — проявление слабости.
И сразу все переводится в пласт, о котором вы сказали: почему у
него шрам. И все это будут обсуждать, поскольку больше, видимо,
говорить не о чем.
— Головина и Шатова журналисты в «Шереметьеве» спровоцировали на
неосторожные фразы. Ваше отношение?
— Видел на Youtube. Неправы ни одни, ни другие. Ребята тоже должны
собраться и не отвечать на провокации. Понятно, что тяжело с этим
смириться. Но, что бы ни происходило, нужно держать себя достойно.
Сейчас такой момент, когда вспыхнуть можно любая искра. Есть люди,
которые сознательно пытаются спровоцировать. Но нельзя на это реагировать.
И на время лучше дистанцироваться от всех, успокоиться. И уж точно
не выкладывать фотографии и комментарии подобные тем, о которых
вы сказали.
— Венгрия и Уэльс выигрывают группы, Северная Ирландия и Исландия
выходят в плей-офф. Говорят, что у России нет звезд. А у этих команд,
исключая Бэйла, они, что ли, есть?
— Согласен. Очень рад, что так произошло, потому что от любого чемпионата
жду неожиданностей. А здесь этих темных лошадок так много! Мэтров
надо встряхнуть. Было скучно оттого, что мы знали, чем все закончится.
Болею за то, чтобы «выскочки» прошли как можно дальше, жду сенсаций
и в плей-офф.
Надо сказать спасибо Мишелю Платини: недавно еще никто не мог представить
эти команды вообще на чемпионате Европы, а сейчас они наводят шороху
и никого не боятся! Какой сумасшедший матч — Венгрия — Португалия!
И даже в этой ситуации мы заняли четвертое место в группе. Вдвойне
досадно. Мы же были разгромлены не только Бэйлом и Рэмси, но и остальными,
куда менее звездными валлийцами. Выстрелили же в 2008 году, когда
и комбинации были, и темп, и страсть!
— У кого из маленьких стран есть шанс пройти еще дальше?
— По игре с Португалией думаю, что венгры еще могут тут удивить.
И страсть есть, и характер, и комбинации. Вот вам Джуджак — можно
сказать, наш соотечественник! Знаю, что Черчесов с ним переписывается.
Пусть продолжает, чтобы и дальше забивал!
— Когда Криштиану Роналду высокомерно высказывается об исландцах,
это отталкивает от него и его сборной?
— С Венгрией он наконец-то забил два мяча, один из которых — пяткой.
Молодец, выдающийся мастер, забивает по 40 голов за сезон и держит
уровень. Но любой поступок, который оскорбляет людей, недопустим,
какой бы звездой ты ни был. Есть рамки, которые нельзя переходить.
У нас, сибиряков, есть два негласных правила с детства — не оскорблять
и помогать. Это мой внутренний девиз. Могу дать сдачи, двинуть по-сибирски,
если вижу несправедливость. Но если вижу какую-то наглость, хамство,
перестаю человека уважать.
— Вы за Месси или за Роналду?
— На них обоих строится весь мировой футбол, они оба гениальны.
Но по человеческим качествам мне ближе Месси.
— Кто вам еще здесь симпатичен?
— Всегда симпатизировал хорватской сборной — еще со времен команды
1998 года с Просинечки, Шукером и т. д. Население в стране небольшое
— но кладезь талантов. В 2007 году, когда хорваты помогли нам выйти
на Euro, они нравятся мне еще больше. И сейчас чувствую, что у них
есть очень серьезный шанс выстрелить.
СТЫДНО ЗА ТО, ЧТО СДЕЛАЛИ ВО ФРАНЦИИ НАШИ ХУЛИГАНЫ
— Вам стыдно, что мы запомнимся на этом чемпионате Европы в первую
очередь поведением наших хулиганов в Марселе?
— Да, стыдно. В любом случае на больших турнирах мы представляем
свою страну — что на поле, что на трибунах. Любой скандал — пятно
на нее. Хулиганство не имеет национальности. Как и, с обратной стороны,
талант. Но вдвойне обидно, что так отличились наши. Осадок остался.
Такие вещи влияют на имидж нашей страны в преддверии ЧМ-2018. Желаю
следующим поколениям болельщиков, которые поедут на большие турниры,
держать себя в руках.
Хотя у меня перед глазами уникальный пример Сочи. Я был внутри этого
кратера вулкана. Ходил фактически на все соревнования. Атмосфера
на трибунах была уникальная, наши болельщики братались со всеми
и болели за всех, даже за прямых конкурентов россиян! Это был пример
того, как нужно себя вести. И надеюсь, что эта атмосфера сохранится
на ЧМ-2018 и не будет никаких провокаций. Нам нужно достойно провести
этот чемпионат и показать наше гостеприимство.
— И пару вопросов, не касающихся Euro. Как человек, выступавший
на церемонии закрытия Олимпиады в Сочи, с облегчением восприняли
новость, что МОК не отстранил всю российскую делегацию от Игр в
Рио?
— Не знаю всей этой кухни. Естественно, поддерживаю идею того, что
те, кто нарушает закон, должны неотвратимо нести наказание, из какой
бы страны он ни был. С другой стороны, если на это влияет какая-то
политика и другие моменты, не связанные со спортом, — это никуда
не годится. Надо знать всю правду. Но если та же Елена Исинбаева
получила свой шанс, — конечно, это справедливо, и если чистые спортсмены
смогут поехать на Олимпиаду, — то браво.
Меня задело и разозлило другое. Знаю, что Елена разослала письмо
о поддержке своим коллегам по цеху. О том, что это ее последняя
Олимпиада, и чтобы другие легкоатлеты заступились за нее, ни в чем
не повинного человека. И все промолчали.
Сейчас есть такая шутка, которую мы любим вспоминать с Валерием
Гергиевым. «Что-то Мацуев с Гергиевым играют очень много концертов,
по 300 в год. Надо их на мельдоний проверить!» Проверяйте, я готов!
Главный мельдоний для меня — сцена и публика.
— Как отнеслись к тому, что в «Спартаке» остался Дмитрий Аленичев?
— Когда мы встречались с Романцевым и Ярцевым, то пришли к мнению,
что надо дать ему шанс отработать еще год, может, даже два — и только
после этого спрашивать. В поддержку Курбана Бердыева была очень
мощная пиар-кампания. Я был в курсе дела, что он уже практически
подписал контракт, что через два года гарантирует чемпионство… Тем
не менее, очень рад, что Дмитрий Анатольевич остался. Но для него
сейчас начинается самое главное. Момент, когда нужно показывать
и игру, и результат.