СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ФУТБОЛЬНОЙ ТАКТИКИ. ЧАСТЬ 1
Хороших команд сотни, богатых — десятки, но побеждают все равно
единицы. Кто-то считает, что все дело в психологии. Кто-то отстаивает
особую спортивную науку. Неправы оба. Любая теория сыплется без
правильного настроения, но и никакая мотивация не имеет силы без
плана действий. Еженедельник «Футбол» выделяет главные моменты в
развитии игры, чтобы проследить, как футбол учился думать.
Пирамида. Как создавали тактику
История прямо у нас за окном. Во дворе толпа пацанов в пестрой форме
играет в футбол примерно так, как это делали 150 лет назад в Англии,
когда осваивали недавно созданный вид спорта. Позиций почти нет,
основа любой атаки — дриблинг, пасы примитивные, в атаке носятся
все, в защите — кто успеет или самые слабые. До 1870 года в футбольных
командах даже не существовало вратарей, а до 1912-го они могли брать
мяч руками хоть в центральном круге. Но в процессе люди шаг за шагом
понимали, как сделать футбол адекватным и интересным, что обязательно
нужно для этого делать и каким образом передвигаться для лучшего
результата.
Уже в 1872 году в первом международном матче — Англия против Шотландии
— на поле было две схемы. Английская 1+2+7 являлась скорее условностью:
физически крепкие англичане по-прежнему рассчитывали на силу и дриблинг.
Сборная Шотландии, составленная из футболистов клуба «Куинз Парк»,
была заметно хилее, и, чтобы выжить, им пришлось соображать. Так
появились более сбалансированная расстановка 2+2+6 и командная игра
с пасами. Несмотря на прогнозы, шотландцы провели классный матч
и сдержали верзил-англичан на счете 0:0. Мозги впервые победили
мускулы в самом популярном виде спорта планеты.
На самом деле 2+2+6 можно считать чем-то вроде предсхемы. По-настоящему
футбол ушел в сложную стратегию, только когда придумали разгрузить
давку форвардов в передней линии и перевести одного из них вниз
в помощь полузащите. О том, где это произошло раньше, спорят до
сих пор. Первая версия — в 1883 году командой Кембриджского университета.
Вторая — в 1878-м в финале Кубка Уэльса, где новаторский «Рексхэм»
победил «друидов». Окончательно популяризировал эту идею «Престон
Норд Энд», выиграв с ней первый «золотой дубль» в Англии.
Расстановку 2+3+5 называют пирамидой из-за схожести формы. Внутри
нее спрятан самый важный игрок команды — центральный полузащитник,
предок современного бокс-ту-бокс. Тот самый универсал, который успевает
и разводить атаки, и помогать обороне. Два его партнера по полузащите
были больше нацелены на разрушение, спасая этим двух номинальных
центрдефов от вечного позора, когда против них выбегало по 4–5 форвардов
соперника.
Постепенно у пирамиды появились свои стилевые и визуальные изменения.
Например, «Сандерленд» начала XX века пугал всех своими infernal
triangle («адский треугольник») — атакующей придумкой, когда от
пятерки форвардов чуть ниже откалывались два инсайда, каждый из
которых создавал с двумя партнерами по треугольнику для распасовки.
Отсюда позднее возникнет методо, или просто 2+3+2+3, которую сочинил
итальянский тренер Витторио Поццо, побеждавший на чемпионатах мира
в 1934 и 1938 годах. Кстати, методо, по мнению некоторых нормальных
аналитиков, активно заимствовал Пеп Гвардиола в лучшей «Барселоне»
третьего тысячелетия.
Дубль-вэ. Первая тактическая революция
В 20-е годы XX века футбол неожиданно вляпался в кризис. Команды
так здорово научились разбираться в нехитрой тактике, что многие
матчи проходили на автомате. Результативность падала, игроки зевали,
болельщики морщились и в следующие выходные оставались дома.
Чтобы избежать катастрофы, чиновники из Футбольной ассоциации Англии
пролоббировали микрореволюцию правил. Теперь офсайды мерили не по
трем игрокам (два полевых + один вратарь), а по двум. Сразу после
этого показатели результативности снова подскочили до верхушки Биг-Бена,
зато теперь клубы не знали, что им делать с тактикой в новых реалиях.
В конце сезона-1924/25 лондонский «Арсенал» искал тренера по объявлению.
В частности, там были потрясающие строки: «Джентльмены, которые
могут создать хорошую команду лишь при помощи вложения огромных
средств, нам не нужны». Абсолютно неожиданно на вакансию откликнулся
Герберт Чепмен — несмотря на то, что его тогдашний клуб «Хаддерсфилд»
стоял в топе английского футбола, а «канониры» скреблись о дно без
лишних денег с президентом-скупердяем. Но Чепмен считался творческим
романтиком, и вызов из популярного клуба в столице вместо теплого
места в провинции для него — идеальный вариант. В глазах коллег
своего времени он вообще был немного странным. Лично контролировал
игру резервных команд, искал новых игроков под строго определенную
тактику, а когда сам был футболистом, надевал яркие бутсы, если
не мог выделиться сильной игрой. Откуда такая изобретательность
у одного из одиннадцати детей семьи деревенского шахтера, не знали,
пожалуй, даже его родители.
С собой из Уэст-Йоркшира Чепмен привез несколько инновационных решений.
Ключевые из них – контратаки и индивидуализация игры. Изменение
правил офсайда заставило конструкторский разум Чепмена быстро соображать.
В традиционную схему 2+3+5 он внес две судьбоносные реформы.
1) Один из трех центральных полузащитников оттягивался в оборону
и назывался особым словом «стоппер». Считается, что отсюда появилась
вся теория персональной опеки. Стоппера потом несколько десятилетий
использовали как основу для командных построений.
2) Однажды «Ньюкасл», использовавший ту же фишку с оттягиванием
хавбека назад, уничтожил «Арсенал» со счетом 0:7. Это помогло Чепмену
найти слабое место — креатив в полузащите. Чтобы средняя линия больше
не тормозила, тренер отодвинул туда одного из инсайдов, наполовину
трансформировав прежнюю тенденцию на бокс-ту-бокс игрока.
После еще пары лет шлифовки Чепмен вывел свой окончательный шедевр
— схему «дубль-вэ», она же WM, где царили персональная оборона (стоппер
кроет центрфорвада, крайний центрдеф — ближнего вингера и т.д.),
атака в две выраженные линии и торжество продуманного паса. Новая
стратегия вскоре поможет «Арсеналу» выиграть свои первые трофеи,
а всему миру — окончательно убедиться в реальной силе тактических
построений.
Катеначчо. Как три человека сочинили главную философию Италии
Чтобы создать тенденцию, нужны тысячи одинаковых действий. Чтобы
создать прорыв, нужна одна уникальная мысль. Пока вся планета сходила
с ума по WM, в Швейцарии развивался австрийский тренер Карл Раппан.
Открытый нацист, бывший выпускник Школы торговли, отличный предприниматель,
он решил, что его «Серветт» просто не сможет нормально скопировать
дубль-вэ.
Тогда Раппан придумал идею, которую позднее называли то «замок»,
то «болт», то verrou (фр. — «засов», «задвижка», «цель»). Ее суть
— в использовании особого защитника, свиппера, который продолжил
эволюцию эксклюзивной роли стоппера в схеме «дубль-вэ». Этот игрок
располагался позади основной линии обороны и выступал кем-то вроде
личного телохранителя вратаря, разбираясь со всем, что до него дойдет.
Отсюда второе название позиции — «чистильщик». Другими важными элементами
Раппана были вовлеченность всех игроков в оборону, строгость исполнения
плана и мощная физическая готовность каждого футболиста.
Из-за Второй мировой и не самого топового статуса Швейцарии все
эти идеи так и остались бы историями для тактических фриков, если
бы за замок Раппана не взялся итальянский тренер Нерео Рокко. В
первые послевоенные годы, когда денег и условий не было ни у кого,
выделяться можно было только вот такими инновациями. Рокко смело
перевел свою «Триестину» за всевозможные 1+3+3+3, 1+4+4+1, 1+4+3+2,
где ключевое значение имела только первая цифра — тот самый свиппер.
Раппан придумал, Рокко сохранил, а довел все эту задумку до состояния
культа француз аргентинского происхождения Эленио Эррера. В 1960-м
он впервые приехал в Италию, чтобы тренировать «Интер», и почти
сразу обратился к наработкам Рокко. Говорят, Эррера был чертовски
дотошным. Мог проверять вес мяча или контролировать, какое оливковое
масло дают команде на выезде. Только с таким человеком визуально
сомнительная система, которую в Италии теперь называли «катеначчо»,
могла пробиться через тонны недовольства. Жесткую оборонительную
игру, позицию либеро (свиппер), занятую Армандо Пиччи, и прагматизм
критиковали болельщики, ненавидели игроки, не понимали журналисты.
Эрреру называли гипнотезером и трусом, но он все равно упорно гнул
свою линию. Иногда тренер даже заставлял игроков давать клятвы на
сплоченность и выгонял любую строптивую звезду, которая хотела сольного
шоу.
Он победил. «Интер» взял три скудетто и два Кубка чемпионов, а катеначчо
признали авторитетом. Итальянцы нашли в этой строгости, дисциплине
и сложных ребусах что-то очень родное. Эррере поклоняются, лучшие
тренеры последних 50 лет считают его своим прямым или заочным учителем,
а поклонники напоминают, что катеначчо — это вообще-то не победа
через оборону (хотя бы потому, что грамотной атаке там уделялось
не меньше внимания) и не история про либеро. Это целая философия.
Философия результата.
4+2+4. Почему бразильцы стали королями
Миром правит дуализм. На каждое добро есть свое зло, против лева
всегда находится право, у одного участника всегда есть другой соперник.
В середине XX века футбольная тактика разошлась по противоположным
веткам. В своем развитии схема «дубль-вэ» раскололась пополам на
две зеркальные части. Одна осталась в разумной чопорной Европе,
где из нее слепили оборонительную тактику и хладнокровное катеначчо.
Другая отправилась в суетливую душевную Южную Америку для знакомства
с бразильцами.
Футбол обречен был стать для Бразилии топовым спортом. Простая демократичная
игра лучше всего помогала угнетенному народу забыть о нищете и неравенстве
и выразить себя в имитации борьбы. Но у бразильцев возникла та же
проблема, что и когда-то у первых футболистов: как передвигаться
так, чтобы это приносило пользу.
С наброса европейцев страна в первой половине прошлого столетия
сразу переняла схему WM со всеми нюансами. Но Южная Америка — слишком
особенное место, чтобы тут могли просто так повторять за другими.
Южноамериканские тренеры искали свои инновации, и вскоре один из
них — Флавио Коста, по прозвищу Плоскогубцы — предложил задумку
с диагоналями.
К тройке защитников как бы полусмещался один из двух центрхавов,
благодаря чему он, а также оставшийся без изменений полузащитник
и ближний крайний защитник образовывали своеобразную диагональ.
На противоположной стороне схемы все было так же: инсайд отходил
наполовину ниже, в зону ЦПЗ, и образовывал дополнительную линию
с другим, нетронутым, инсайдом и вингером.
Коста отшучивался, что это корявая копия дубль-вэ, однако уже в
конце 1940-х было ясно, что в ней начало чего-то глобального. Пирамида
накренилась и застыла в полуобороте до полного изменения. Чтобы
оно произошло, пришлось ждать почти 10 лет. В 1950-м у бразильцев
случился проигранный финал домашнего ЧМ, который стал народной трагедией.
Главного тренера сборной Косту позорно выгнали из команды, а страна
долго пережевывала опыт собственных ошибок.
Пока в 1958 году вокруг Бразилии не сошлось сразу три важных фактора.
Во-первых, появилось поколение индивидуальных титанов, таких как
Гарринча, Пеле, Загалло, Вава. Во-вторых, на страну несколько лет
плотно оказывали воздействия методики тренерских новаторов из Перу,
Парагвая, а также венгерского «Гонведа» с Пушкашем и Белой Гуттманном,
который еще и целый год тренировал «Сан-Паулу». В-третьих, сборной
дали подходящего тренера — толстяка Висенте Фиолу, способного сделать
личные желания игроков полезными для всей команды.
Придуманные когда-то диагонали наконец-то вышли в окончательную
расстановку 4+2+4 с динамикой, персональным классом как частью тактики
и футболом, похожим на самбу. Бразильцы-1958 самоутверждались и
творили в игре, чем очень давно занимались их предки, впервые ударив
ногой по мячу. Из чемпионата мира в Швеции та команда вернулась
домой с золотыми медалями и навсегда закрепила свою страну в мировой
элите.