СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
КУРС НА ТРЕНЕРА
В футболе и политике разбираются все, но связывают жизнь со спортом
номер один немногие. Тем не менее шанс стать тренером, оказывается,
есть у всех. Другой вопрос — каким. Журналист «Спорта день за днем»
прошел обучение в Академии тренерского мастерства РФС, и хотя экзамен
сдать не сумел, зато нашел ответ для Валерия Карпина, в свое время
поставившего под сомнение необходимость лицензирования.
Как оказаться на его месте?
Этот вопрос мучает практически каждого, кто считает, что разбирается
в футболе лучше Леонида Слуцкого и уж тем более слетевшего в далеком
Манчестере с катушек Луи ван Галя. На самом деле проверить себя
куда проще, чем вы думаете. Потратив совсем немного времени на поиск
в Интернете, я нашел сайт Академии тренерского мастерства. Обучение
на лицензию начинается в одном из региональных центров подготовки
тренеров, всего их на данный момент около двенадцати, но на сайте
указаны лишь семь городов: Москва, Санкт-Петербург, Омск, Ярославль,
Воронеж, Краснодар, Волгоград. Обучение длится три недели. Нужно
регулярно следить за обновлениями на сайте, чтобы успеть записаться,
количество желающих обычно вдвое превышает количество мест.
Первая ступень тренерской профессии — категория «С» РФС, которая
дает право работать в России в детско-юношеском футболе. Обучение
начинается именно с нее и стоит 15 000 рублей. Единственное требование
— наличие высшего образования. Следующие ступени «В», «В — юношеский
футбол», «А», «А — юношеский футбол» и Pro являются международными
лицензиями и дают право работать в любой стране, входящей в УЕФА.
Для того чтобы продолжить обучение, нужно иметь категорию «С» и
год отработать детским тренером. В исключительных случаях за особые
заслуги профессиональным игрокам, закончившим карьеру, позволяют
начать обучение с категории «В». Как, например, Егору Титову. Несколько
лет назад наиболее известным представителям российского футбола
позволяли начинать обучение сразу с категории «А» — с нее начинали
Игорь Шалимов, Виктор Онопко, Дмитрий Аленичев.
Где же Мостовой?!
30 ноября — первый день занятий. Обучение проходит на кафедре «Теории
и методики футбола» в ведущем спортивном университете страны — РГУФКСМиТ.
В нашей группе собрались как действующие тренеры и бывшие футболисты,
так и люди, никогда профессионально футболом не занимавшиеся. Группа
— 24 человека. Самым известный среди них — Денис Киселев, отыгравший
несколько сезонов в премьер-лиге за «Томь». Александра Мостового,
постоянно жалующегося на отсутствие предложений и не имеющего никакой
тренерской лицензии, среди обучающихся замечено не было. В соседних
аудиториях подтверждали лицензию Pro Григорян, Гунько, Чугайнов
и обучались Точилин, Радимов, Бесчастных, Черевченко, Билялетдинов-старший.
Где еще встретишь сразу столько известных футбольных персон?
Преподаватели, обучающие на Pro, проводят занятия и для слушателей
категории «С». Лекции оказались действительно интересными: постоянное
общение с аудиторией, примеры из жизни, футбольные байки. Большинство
историй рассказывают, не называя фамилии действующих лиц, но если
вы интересуетесь футболом, догадаться несложно.
За время обучения вам преподают предметы, непосредственно связанные
с футболом, по которым вы впоследствии сдаете экзамен, а также анатомию,
биомеханику и психологию — для общего развития. Ни одно занятие
пропускать не хочется. К примеру, психологию нам преподавала Надежда
Сингина, поработавшая в юношеских сборных с Симутенковым и Хомухой,
во взрослой — со Слуцким, а также в Российском футбольном союзе.
Вы знали, к примеру, что порой нападающие умышленно прячутся за
спинами защитников, дабы не получать мяч и не совершать ошибок?
Вот и я не догадывался, а оказывается, такие игроки были в нашей
юношеской сборной.
В первую неделю обучения проводят только теоретические занятия,
со второй недели начинается практика. На итоговую оценку практическое
занятие никак не влияет, но каждому желающему предоставляется возможность
побывать в шкуре главного тренера или ассистента. Тренировка проводится
либо на студентах, либо на коллегах, с которыми вы вместе обучаетесь.
Среди студентов встречаются и действующие футболисты, чаще всего
из «Спортакадемклуба». За день до проведения тренировки вы получаете
тему и, исходя из нее, подбираете возраст, упражнения и составляете
план-конспект учебно-тренировочного занятия, по которому будете
проводить тренировку. К примеру, мне досталась тема: «Развитие быстроты
и закрепление техники удара по мячу внутренней стороной стопы».
С планом-конспектом проблем не было, а вот на своей первой тренировке
в качестве ассистента я немного потерялся, но более опытный коллега
спас и меня, и занятие. Непростое это дело, управлять командой.
В голове я продумал все свои действия до мелочей, но воплотить задумку
в жизнь оказалось куда сложнее. После каждой тренировки — подробный
разбор ошибок. Также за время обучения у нас была возможность посетить
занятие одного из преподавателей. А в последний день мы разбирали
видеозапись одной из тренировок Фабио Капелло перед чемпионатом
мира — 2014. Первое, что бросилось в глаза, — конечно же, знаменитая
дисциплина. Каждая пауза в тренировочном занятии была заполнена
либо методическими указаниями, либо стретчингом. Даже во время отдыха
игроки не разбивались на группы по интересам, а всей командой выполняли
одно и то же действие. К примеру, ворота на тренировках «сборники»
носили сами, причем каждый игрок обязан был участвовать в этом процессе.
Персоналу стадиона имени Стрельцова запретили носить ворота за игроков
в первый же день.
Главный эксперт
Любопытной показалась история о главном эксперте на Руси, который
очень любит подсчитывать ТТД.
В свое время действительно был у Бескова помощник, который занимался
подсчетом технико-тактических действий. На тот момент подсчет ТТД
был, пожалуй, одним из первых применений научного подхода в советском
футболе. Нельзя при этом утверждать, что эта модель оценки действий
футболистов морально устарела. По сути, подсчет ТТД в продвинутом
виде ведется и сейчас, просто это делает компьютер. Но технико-тактические
действия не могут быть единственным и самостоятельным критерием
оценки. Передачу можно отдать как на метр ближнему игроку, так и
на двадцать метров голевую. При подсчете ТТД сложность, дистанция,
риск и направление передачи не учитываются. Или как оценить действия
футболиста, вышедшего на пятнадцать минут на замену и ни разу не
коснувшегося мяча, если тот грамотно выбирал позицию, закрывал зоны
и своей игрой позволил добиться необходимого результата? Следуя
логике Эксперта, он должен остаться без оценки. Но разве это справедливо?
На самом деле параметров, по которым оценивают действия футболистов,
гораздо больше, и применяются они в совокупности. Учитывается расстояние,
которое пробежал игрок за матч, взаимодействия в звеньях и линиях,
командные взаимодействия, биологические показатели и т. д. Ни во
времена Бескова и Лобановского, ни в современном футболе никто не
анализировал игры на основе одних лишь ТТД. Ведь в той же ЛФЛ хватает
футболистов, наматывающих за матч лигочемпионский километраж. Почему
их не зовут в топ-клубы? Все просто: чаще всего именно эти игроки
допускают много брака и совершают ошибки, которые пытаются исправить
за счет беговой работы. Тот же Александр Бубнов не может этого не
понимать, он учился на категорию Pro. Его «аналитика» на ТВ — лишь
шоу, где можно паразитировать на неграмотности болельщиков, порождая
неправильное представление о футболе и формируя стереотипы. Бедный
Кариока…
Курсы для руководства — больше не утопия?
Разумеется, затрагивались во время обучения и проблемы детско-юношеского
футбола. Одна из главных заключается в том, что в нашей стране работу
тренера, воспитывающего подрастающее поколение, по сей день оценивают
по командным результатам. За примером далеко ходить не надо. Совсем
недавно из молодежной команды «Спартак» за плохие результаты уволили
Владимира Бесчастных. Одна из главных претензий, которую ему предъявило
руководство, заключалась в том, что Бесчастных не разбирал игры
соперников по турниру дублеров. Казалось бы, тренер «молодежки»
должен не командный результат показывать, а игроков для основной
и второй команд готовить. Но в «Спартаке» решили иначе. Наверное,
для руководителей красно-белых никому не нужные медали молодежного
первенства важнее. Говорят, на базе кафедры «Теории и методики футбола»
в будущем планируют организовать курсы и для руководителей футбольных
клубов. Быть может, тогда подобных странных отставок станет меньше.
Но если такое происходит в одном из российских топ-клубов, что говорить
об условной рязанской ДЮСШ. К тому же помимо футбольных категорий,
о которых я писал выше, в России параллельно существует и своя градация
тренерских категорий: вторая, первая, высшая, а также категория
«Олимп». Именно от них зависит уровень оплаты. В нашей стране существует
балльная система оценки работы тренеров, и от того, сколько баллов
тренер заработал, зависит категория, которую ему присвоят. А количество
заработанных баллов во многом определяется результатами выступления
команды в соревнованиях. Попытка изменить существующую систему оплаты
была предпринята при Сергее Фурсенко — разработана программа «Солидарность»,
по которой детским тренерам, воспитавшим профессиональных футболистов,
полагалась разовая выплата. Однако на деле эта программа не принесла
желаемых результатов. Компенсацию получали лишь тренеры, работавшие
с игроком последние два года. То есть, если топ-академия переманила
воспитанника в возрасте до шестнадцати лет, никакая компенсация
первому тренеру не полагается. При этом развивают физические качества
и обучают большинству технических приемов именно в раннем возрасте.
Что до лицензии категории «С», то на данный момент ее наличие никак
не сказывается на зарплате тренера и она не является обязательной
для работы в детско-юношеском футболе. Единственное неудобство —
без лицензии по регламенту некоторых соревнований тренер не может
находиться на скамейке запасных во время матча, но заявить своих
подопечных на турнир и руководить командой с трибуны ему никто не
запрещает. По большому счету категория «С» ничего, кроме знаний
и возможности дальнейшего обучения, не дает.
И теперь о самом интересном. Оказывается, на данный момент в нашей
стране отсутствует программа развития детско-юношеского футбола,
и это всего за два с половиной года до домашнего чемпионата мира!
Последняя была принята в 2011 году при Фурсенко, признана неудачной
и отменена в 2014-м, а новая находится только на стадии разработки.
Под присмотром Симоняна
Вернемся к обучению. Экзамены длятся два дня. Объем информации,
которую необходимо выучить, довольно большой, но осилить его реально.
В последний день учебы вам выдают задание для написания плана-конспекта,
который вы составляете дома, а потом защищаете перед комиссией.
По итогам защиты вас допускают либо не допускают до экзамена по
теории. Комиссия состоит из преподавателей, читавших лекции, но
могут прийти послушать ваши ответы и другие педагоги. На наши экзамены
периодически заходил заведующий кафедрой, а по совместительству
технический директор РФС Андрей Лексаков. Говорят, иногда приезжает
в гости и не отказывается посидеть в комиссии сам Никита Симонян.
Тем, кто не справился с экзаменами, предоставляется второй шанс
— бесплатная пересдача через полгода. Врать не буду — это мой случай,
я завалил теорию, и весной мне предстоит вторая попытка. Если говорить
конкретно о нашей группе, то были и действующие тренеры, не справившиеся
с экзаменом, и люди, никогда футболом профессионально не занимавшиеся,
но сдавшие на отлично. Все зависит от способностей и немного от
везения.
Сравнить обучение на тренерских курсах в России с аналогичными курсами
за рубежом у меня возможности нет. Но итог, пожалуй, таков: в Москве
действительно обучают не для галочки, а дают реальные знания. И
хотелось бы, чтобы в других региональных центрах подготовка тренеров
велась на том же уровне. Достаточно ли этих знаний для того, чтобы
стать хорошим тренером? При желании развиваться и самосовершенствоваться,
наверное, достаточно. Во всяком случае, эти три недели я потратил
не впустую.
|Совет
Для тех, кто планирует учиться на тренера, но прежде никогда профессионально
футболом не занимался: найдите заранее где-нибудь книгу «Футбол.
Учебник для институтов физической культуры» под редакцией Полишкиса
и Выжгина и ознакомьтесь с ней. Проще будет усваивать информацию.
Почти все, что встретится на лекциях и экзамене, в этом учебнике
есть.