СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
СЕРГЕЙ ПАРШИН: «РЕКОМЕНДОВАЛ ВМЕСТО СЕБЯ
СЛУЦКОГО. НЕ В СБОРНУЮ — В КВН»
Много
лет подряд наиболее ревностные антипоклонники футбола все свое презрение
к игре выражали одной ехидной фразой: «Подумаешь, двадцать два мужика
в трусах по одному полю бегают». В семидесятые годы прошлого века
популярнейший советский актер Аркадий Райкин, который в болельщицких
пристрастиях тоже замечен не был, эту фразу модернизировал: «Двадцать
два бугая один мяч перекатывают! А вы выдайте каждому… каток… Полтора
часа на 22 бугая — да они все поле заасфальтируют!!!»
Спустя почти полвека наше телевидение наконец догадалось совершить
обратный рекламный ход. Теперь в сознании всех потребителей отечественного
ТВ сборная России по футболу прочно ассоциируется с образом… нет,
не двадцати двух, а всего лишь одного беспрерывно бегающего по экрану
дядьки в семейных трусах. Не такого уж бугая — но вполне себе солидного
телосложения. Симпатичный дядька на экране в считаные секунды успевает
все: развернуть по телефону широчайшие перспективы («принимай 12
капсул, надолго хватит!») перед удрученным закадровым приятелем,
лихо выпить таблетку — и не менее лихо метнуться в соседнюю комнату
в ответ на томный призыв своей дамы. А его телефонные рекомендации
«А что? А вдруг?» на долгие годы и вовсе стали настоящей визитной
карточкой сумбурной игры нашей сборной на крупнейших турнирах!
Зато самому народному артисту России, лауреату Государственной премии,
председателю правления Союза театральных деятелей Санкт-Петербурга
и по совместительству болельщику «Зенита» и сборной (куда ж без
нее?) Сергею Паршину такая «визитная карточка», честно говоря, совсем
ни к чему. Но что поделаешь, если один из лучших учеников великого
русского артиста Василия Васильевича Меркурьева халтурить не умеет
— ни на театральной сцене, ни перед телевизионной камерой! Создал
Паршин свой рекламный образ настолько запоминающимся, что давно
уже ушел вместе с ним, что называется, в народ. Про «мужика с сеалексом»
сочиняют анекдоты, размещают забавные — и не очень — коллажи в Интернете.
А центральные телеканалы, отрабатывая рекламный контракт, все крутят
и крутят эти давно примелькавшиеся ролики в ходе футбольных трансляций.
И порой их количество превышает все разумные пределы…
Школьник, Кохтла-Ярве, «Спартак»
— Выпустили мы с Эрой Зиганшиной театральную премьеру. Режиссер
Саша Исаков недавно поставил на нас двоих «Старомодную комедию».
По случаю премьеры пригласили в телепередачу на канал «Санкт-Петербург».
После гримера чинно рассаживаемся в студии, вот-вот должна начаться
программа, настроение у всех торжественно-приподнятое. И тут в рекламном
блоке в телевизоре вдруг появляюсь я в трусах и произношу это свое:
«Дружище, с кем не бывает!» Практически тут же ролик запускается
во второй раз, а потом и в третий! Не успел я в полном ошеломлении
переварить этот, говоря футбольным языком, «хет-трик», как начинается
программа и ведущий культурным голосом произносит: «Доброе утро!
Сегодня у нас в гостях народные артисты России Эра Зиганшина и Сергей
Паршин с премьерой спектакля…» Представляете, какой получился контраст
для телезрителя?! В тот момент я готов был под землю провалиться
от смущения, а надо было поддерживать интеллигентную беседу о премьере…
— гостеприимный хозяин председательского кабинета Союза театральных
деятелей с доброй улыбкой комментирует трагикомический эпизод, но
по всему ощущается, что «рекламная тема» Паршину, мягко говоря,
поднадоела. Зато о футболе нежданный символ нашей сборной готов
говорить часами. И как говорить! В самом начале «футбольной» части
беседы автор этих строк, к своему стыду, напрочь забыл цифровой
эквивалент отставания России от Франции в еврокубковом рейтинге.
Все так же мягко улыбаясь, артист дал подсказку спортивному журналисту
— с точностью до тысячных балла…
— Сергей Иванович, я вычитал, что в школьные годы вы симпатизировали
московскому «Спартаку», хотя росли в эстонском городе Кохтла-Ярве.
Шахтерском городе…
— Совершенно верно. Жители моего родного города в основном работали
именно на шахтах, но был там и большой химический комбинат. И напомню
вам, что еще до природного газа, которым теперь пользуются все петербуржцы,
в Ленинград долгое время шел сланцевый газ. Из Кохтла-Ярве — города,
по своей территории почти не уступающего Питеру, зато населения
там меньше в разы. А почему так получилось? Возле каждой шахты возникали
рабочие поселки — Йыхви, Ахтме, Кукрузе, Сомпа… Их становилось все
больше, и поселки решили объединить в один город, но ближе от этого
друг к другу они не стали. Из одного в другой надо было ехать на
автобусе. Так что география Кохтла-Ярве очень причудлива. Я жил
в Новом Ахтме, а потом в Йыхви — там были самые большие терриконы,
8-я и 10-я шахты. Отец мой работал на обеих, и я с малых лет привык
спускаться в шахту. Нет, не в клеть — сланец ведь залегает гораздо
ближе к поверхности земли, чем уголь. По лестнице спускался, аккуратно.
— Спорт шахтеры и химики уважали?
— Еще как! Боксерские традиции были сильны в Кохтла-Ярве, и я боксом
тоже занимался. Увлекался баскетболом, с удовольствием в футбольных
воротах стоял, где мой рост тоже очень был полезен… Но основной
упор делал все-таки на лыжи. Вы же понимаете, этот зимний вид спорта
в Эстонии в особом почете.
— О да! Знаменитая лыжная база в Отепя, сестры Шмигун, Андрус Веэрпалу…
И, конечно же, легендарные лыжники сборной СССР, олимпийские чемпионы
Павел и Алевтина Колчины, много лет тренировавшиеся только в Отепя
и навсегда переехавшие туда в середине восьмидесятых.
— Вот-вот! У меня лыжи неплохо шли, по мастерам бегал в свое время…
И в Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта я приехал
поступать, можно сказать, с подачи такого громкого имени, как Колчин.
Но… Была у меня, 17-летнего парня из Эстонии, дилемма — и тоже благодаря
Ленинграду. Вернее, одной ленинградке — преподавательнице моего
школьного драмкружка. Это Александра Александровна Розитис, ее девичья
фамилия — Подымалова. Интеллигентнейшая женщина, перенесла все ужасы
блокады… А после войны приехала работать в Кохтла-Ярве и организовала
школьный драмкружок. Шикарный у нас был коллектив! Мы даже лауреатами
республиканского конкурса стали со своим спектаклем! В общем, театр
меня все-таки перетянул. Но и к спорту я остаюсь неравнодушен всю
жизнь, хотя лыжи давно уже ушли на второй план. Теперь главное для
меня — футбол. «Зенит»!
— Но в школе-то вы все-таки болели за «Спартак»…
— Болел. Не отрицаю. Причем «Спартаку» я симпатизировал один из
всего нашего класса. Товарищи мои предпочитали либо «Торпедо» с
Валерием Ворониным и Эдуардом Стрельцовым, либо «Динамо» с Игорем
Численко. Но вы знаете, тогда в Кохтла-Ярве болеть за «Спартак»
было значительно безопаснее, чем сейчас в Санкт-Петербурге (смеется).
А все началось с невероятного финала Кубка СССР в 1965 году, ровно
полвека назад. Причем финалов состоялось сразу два из-за переигровки
по случаю ничьей 0:0 в первом матче — это был первый случай в советском
футболе! (Затем ситуация повторилась в 1971 и 1972 годах. — «Спорт
День за Днем».) Игрокам московского «Спартака» и минского «Динамо»
на следующий день пришлось опять выходить на поле. Да еще дважды
за сутки играть не по 90 минут, а по целых 120! Вот тогда я, сидя
у телевизора, был потрясен игрой спартаковцев и победным дублем
Галимзяна Хусаинова во втором матче.
Артист, Ленинград, «Зенит»
— В 1969 году, когда вы в 17 лет приехали в Ленинград и умудрились
пройти жесточайший отбор в ЛГИТМиК на курс Василия Меркурьева и
его супруги Ирины Мейерхольд, именно «Спартак» стал чемпионом СССР,
а «Зенит» занял только 9-е место. Вряд ли вы в тот момент, как в
известном анекдоте, «сейчас же все бросили» и стали болеть за ленинградскую
команду.
— Да, еще несколько лет был верен «Спартаку». Но постепенно аура
нашего неповторимого города сделала свое дело. Я влюбился в Ленинград!
И стал понимать, что молодому спортивному парню, живущему в ТАКОМ
городе, как-то неправильно, что ли, не сопереживать «Зениту». А
решающий шаг мне помог сделать Геннадий Унанов.
— Унанов?! Нападающий «Зенита» в 1968–1971 годах?
— Именно он. Только направил меня на путь истинный (улыбается) в
футболе Геннадий немного позже, к тому моменту он уже не играл за
«Зенит». Но был приглашен на эпизодическую роль в кинокартину о
футболе «Одиннадцать надежд», которую снимал на «Ленфильме» режиссер
Виктор Садовский. Съемки тренировок «киношной» сборной СССР по футболу
велись на зенитовской базе в Удельной, где Унанову было знакомо
все. А вот я, претендовавший на роль футболиста по фамилии Бабочкин,
попал на базу впервые. И хотя в тот фильм я так и не попал — Садовский
предпочел взять на роль Бориса Щербакова — с Унановым мы еще на
пробах подружились. Гена открыл для меня целый футбольный мир. Благодаря
ему я начал регулярно ходить на стадион имени Кирова. И стал отчаянно
переживать за «Зенит», чем с удовольствием занимаюсь вот уже 40
лет…
— Стадиона имени Кирова нынче уже нет, на его месте возводится новая
суперарена, которую все мы давно ждем… А на «Петровский» на футбол
выбираетесь, Сергей Иванович?
— Если каким-то чудом нахожу свободное время и в этот вечер у меня
нет спектакля… В позапрошлом сезоне, к примеру, раз семь на домашние
матчи «Зенита» удалось попасть. В этом году «живьем» смотрел футбол
намного реже. Но уж по телевизору ни одного репортажа не пропускаю!
Причем смотрим «Зенит» вместе с супругой. Как раз тонкости футбольной
трансляции однажды Наташу (народная артистка России Наталья Кутасова.
— «Спорт День за Днем») и подвели на трибуне…
— Расскажите.
— В игре возник какой-то спорный момент. Болельщики в ажиотаже повскакивали
со своих мест. А Наташа начала всех громко успокаивать: «Ну что
вы так волнуетесь! Сейчас нам покажут повтор, и все станет ясно!»
Халк и Данни — это замечательно. Но что за «черная дыра» с молодежью?
— Есть у вас любимый футболист в сегодняшнем «Зените»?
— Оригинально не отвечу — Халк. Причем именно образца текущего сезона.
Как будто подменили парня, перестал он тащить одеяло исключительно
на себя. И теперь прямо душа радуется, когда видишь, что бразилец
отрабатывает везде, по всему полю. Как забивал раньше, так и забивает.
Но какие передачи-конфетки стал раздавать Дзюбе, Шатову! Вот говорят:
сколько же миллионов на него потрачено! Я же считаю: окупил он уже
эти миллионы. Халк и Данни в «Зените» бегают и стараются больше
всех. Но ведь оба уже далеко не мальчики, Данни за тридцать, Халку
вот-вот исполнится… А молодежь-то где? Нет, я все понимаю: не наделен
ты от природы таким удивительным сплавом характера, физической мощи
и техники, как у Халка. Но ты хотя бы двигайся на поле, как Халк!
Открывайся в свободную зону, предлагай себя в игре!
— А молодежь?
— Не понимаю я каких-то процессов в нашем футболе. Вот взяли в «Зенит»
из «Динамо» Ваню этого… Соловьева… Сколько же было разговоров в
газетах, по телевизору! И что? Где он, Ваня Соловьев? Куда пропал?!
Могилевец, Канунников… Сколько еще других молодых ребят — собственных
воспитанников! — исчезают один за другим, как в черную дыру. А в
других клубах почему-то играют — и на виду, как тот же Могилевец
в «Ростове». Нет, понятно, что сейчас в основном составе «Зенита»
мастерская планка поднята очень высоко. Тут и спорить не о чем.
Но! Меня сильно беспокоит средний возраст нынешнего «Зенита». Одно
удовольствие смотреть на команду в текущей Лиге чемпионов. Но когда
ведущим футболистам требуется передышка, смены им нет. Нет длинной
скамейки. Играют все время одни и те же. И получаются такие матчи,
как с «Мордовией», «Крыльями» или вот с «Тереком», которые даже
и вспоминать не хочется…
— Не могу не спросить про ваше отношение к Андре Виллаш-Боашу…
— Сложное у меня к нему отношение… Многого я, видимо, просто не
знаю, а потому эту тему развивать не хочу. Одно скажу: думаю, что
пора бы его в скором времени уже провожать… Другой вопрос: кто сможет
заменить Виллаш-Боаша? Тут очень важно не ошибиться. Вот пошли сейчас
разговоры о Бердыеве. Знаете, еще надо посмотреть, как «Ростов»
будет играть весной, в концовке чемпионата!
— На данный момент «Ростов» опережает «Зенит» в таблице. Не сокращается
и отрыв от ЦСКА. Что скажете о тренере армейцев Леониде Слуцком?
— Про Слуцкого я вам интересную историю могу рассказать. Это же
я его сосватал в тот знаменитый выпуск КВН. Вместо себя…
— ???
— Это команда веселых и находчивых, физики из Долгопрудного, пригласила
участвовать в съемках меня. Я должен был исполнить в КВН роль… ну,
конечно же, Сеалекса. Прислали мне ребята первый вариант сценария,
потом уже Первый канал все доработал — и прислали второй. Выучил
забавный такой текст, приехал в Москву. Удачно прошли вечерний прогон,
Масляков улыбается… И вдруг ребята из команды в 12 ночи приезжают
ко мне в гостиницу. Прячут глаза: «Зарубили идею на телевидении…
Посчитали, что это будет реклама сеалекса! Что нам делать, Сергей
Иваныч?» И тут я с ходу предложил им кандидатуру взамен. Того, чья
фамилия в те дни была на самом слуху. «А возьмите вместо меня Слуцкого!
Пусть он в программе будет учить вас в футбол играть». Так и поступили.
Только ребята взмолились, чтобы я ни в коем случае домой не уезжал.
Сел в зал, болел за них от души, показали меня, болеющего, аж три
раза… Что ни делается — к лучшему. Ну не сыграл в КВН, зато получил
удовольствие.
Слово «вставлю» пришлось переозвучивать
— Надо же — опять вам этот сеалекс помешал…
— А что тут поделаешь? Не я же эти ролики без конца кручу по ТВ.
И не от хорошей жизни я ведь снялся в этой рекламе, уж поверьте!
Первая моя жена тогда умирала, позарез нужны были лекарства, стоившие
бешеных денег. И не менее дорогостоящая операция. Пришлось сниматься,
заработал средства, сделали супруге операцию, и после нее Татьяна
еще три с половиной года прожила.
— Абсолютно не в чем вам оправдываться, Сергей Иванович! Только
не кажется, что реклама заезженная уж слишком? И персонаж ваш —
такой настоящий русский мужик. Ну пошаливает, правда, причем в международном
масштабе…
— Это точно. Мы «с ним» и в Венеции уже побывали, и откуда-то из
района Эмиратов бодрой трусцой по песочку домой возвращались. Нормально
я к «нему» отношусь. Такой «наш ответ Чемберлену» получился — то
есть виагре.
— Часто узнают вас на улицах?
— Как «сеалекса»? Один только раз проблема возникла. Упросила меня
жена у нас на Васильевском прокатиться на велосипедах. Кепочку надел
на всякий случай… Но только стартовали, слышу: «Ой, смотри — сеалекс
едет!» Как я нажал на педали!!!
А вот со словами благодарности за солдата Ивана Варежкина подходили
и подходят до сих пор гораздо чаще. Хорошая ведь была передача «Сказка
за сказкой» на Ленинградском телевидении, почти 20 лет в эфир выходила!
А потом канал понадобился москвичам, и… Один случай никогда не забуду.
Возвращался я домой с Парашютной улицы, дублировал на 6-м канале
очередной фильм. Неподалеку от станции метро «Пионерская» задержался
у газетного киоска. И вдруг тормозит рядом иномарка, выходит из
нее мужчина в черном пальто и с ним еще двое, с такой «сопровождающей»
внешностью. И все трое целеустремленной походкой — ко мне.
— Испугались?
— А я вроде никому ничего не должен (смеется). Мужчина в пальто
подходит и начинает жать мне руку: «Спасибо вам огромное за сказки!
Моя дочка их очень любит и смотрит все выпуски подряд, не отрываясь».
Развернулись потом все трое, сели в машину и уехали… Много лет письма
Варежкину мешками приходили, дети совета спрашивали у солдата Ивана,
как поступить в той или иной ситуации. Откуда только не писали:
из Чехии, из Польши, даже из Англии! И со всего Союза — это уж само
собой…
— Кстати, о дубляже. Вы озвучивали и «Титаник», и «Армагеддон»,
и «Астерикса и Обеликса», и «Планету обезьян», и «Властелина колец»,
и «Розовую пантеру», и «Пиратов Карибского моря» — всего более сотни
фильмов! Знаменитую фразу «сейчас куплю, поднимусь — и вставлю!»
вам же пришлось переозвучивать. Точнее, заменять последнее слово…
— (Смеется.) Я еще на съемках предупредил режиссера — моего хорошего
приятеля: «Со словом „вставлю“ точно будут проблемы!» Не послушал
он меня. Пустили ролик именно в таком виде. Очень большой был шум!
Решали вопрос в Москве на самом высоком телевизионном уровне. Пришлось
заменять «вставлю» на «исправлю»! А артикуляция ведь не совпадает.
Хорошо, что у меня громадный опыт дубляжа. И эта задачка выглядела
пустяковой по сравнению с тем, что однажды пришлось решать, когда
режиссер Виктор Титов снимал картину о строительстве московского
метро и одну из центральных ролей поручил Леше Жаркову. Который
появился на съемках, не зная текста и вообще немного не в форме.
И вместо текста он предпочел наговорить только что-то типа: «А-а!
О-о! У-у!» Да потом еще не приехал на озвучку! Неудобно ему, видимо,
стало… Титов попросил меня помочь — и я на этих «а-о-у» озвучил
всю роль! Позже на кинофестивале «Виват кино России!» ко мне подошел
Жарков: «Как тебе это удалось?!»
Два Острова. И один «Зенит»
— Вы возглавляете Союз театральных деятелей Санкт-Петербурга, параллельно
являясь еще и секретарем такого же Союза, но уже в масштабах всей
Российской Федерации. Могу только представить себе тяжкий груз ответственности,
что лежит на ваших плечах. Знаменитая фраза «театр — это террариум
единомышленников» подразумевает один отдельно взятый дружный творческий
коллектив… А тут — театральный Союз!
— Тяжело, не буду скрывать. Микроинсульт уже заработал. Все конфликты
— а их очень много! — пропускаешь через сердце… А по-другому я не
умею, с холодным носом ни на сцене, ни в жизни никогда не ходил.
Пока удается сажать враждующих людей за переговорный стол, как-то
сглаживать ситуации, примирять непримиримых… Но устаю безумно. А
иногда придешь в таком вот взвинченном состоянии домой, включишь
телевизор — а там мой обожаемый «Зенит» гоняет нулевую ничью с «Мордовией».
И на своем поле! Просто не заснуть…
— В таком состоянии на природу бы выбираться…
— Обязательно! Так и делаю, если удается выкроить хотя бы пару свободных
деньков. Сразу же еду на дачу на Псковщину. Маленький город Остров
— там родился великий артист Меркурьев. Горжусь тем, что он был
моим учителем. И тем, что Василий Васильевич был свидетелем на моей
свадьбе. Места в Острове сказочные… И тишина в лесу потрясающая.
Разве что лось пробежит. Или енот вдруг у самой калитки возникнет.
А однажды (показывает фотографию красавца лиса) этот вот товарищ
на участке объявился — и брал еду прямо из рук. Вот там, на Псковщине,
и черпаю новые силы. А в городе по вечерам беру кроссворд или хороший
детектив — и голова переключается. Ну и еще, признаюсь вам по секрету,
уважаю одну «стрелялку» в компьютере…
— В Петербурге у вас ведь тоже есть свой остров…
— Вы про Васильевский остров? Да! Много лет на нем живу и давно
прикипел к нему душою. Раньше квартира у меня была на Морской набережной.
Какой был вид из окна! А какой воздух! Но сейчас эту квартиру я
оставил родителям, которых перевез из Эстонии. Отцу и матери уже
за 80… А я шучу, что подался в примаки к Наташе на 13-ю линию. Остался
на Васильевском!