СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
РОМАН ШИРОКОВ: «КТО ХОЧЕТ ИНВЕСТИРОВАТЬ,
ТОТ ДЕЛАЕТ САМ»
Капитан сборной России по футболу Роман Широков рассказывает, сколько
получают футболисты и куда вкладывают заработанное.
Роман Широков. Фото: vedomosti.ru
Капитан сборной России по футболу Роман Широков — давний читатель
«Ведомостей» — приехал в редакцию газеты незадолго до решающего
матча сборной страны с командой Черногории, победа в котором вывела
нашу сборную в финальную часть Чемпионата Европы-2016. Но разговор
у нас состоялся не о перспективах национальной команды и не о феномене
тренера Леонида Слуцкого, а бизнесе и о деньгах — футбольных клубов
и игроков.
— Когда российский футбол станет бизнесом? Что для этого нужно сделать?
— На спортивной составляющей, я думаю, у нас в ближайшие десять
лет вряд ли удастся заработать. Нужны современные стадионы и инфраструктура
вокруг них. Как это делает Леонид Арнольдович [Федун] на стадионе
«Спартак», — вокруг него построят много коммерческой недвижимости.
Это и будет приносить доход. Сейчас прилегающую территорию обустроят
в течение двух лет, и тогда, я думаю, он будет на самоокупаемости
точно.
— А производство товаров с клубной символикой — здесь есть потенциал?
— Безусловно. Хороший пример — Питер, их хоккейный и футбольный
клубы. Роман Ротенберг пришел [в СКА], и у них значительно поднялись
продажи, много магазинов открыли. До 2009 г. у них, наверное, только
один был, и то на стадионе. А сейчас у них магазин на Невском. Мне
кажется, не самая дешевая аренда магазина на Невском, а у них тем
хорошо торговля идет, много покупают.
— Другие клубы особо этим не занимаются. С чем это может быть связано?
Проще деньги у спонсора получить?
— Конечно проще. Зачем что-то развивать, когда дают так. На этом
у нас, как мне кажется, весь спортивный бизнес пока, к сожалению,
и построен.
— Правило финансового fair play, которое продвигает UEFA, может
сдвинуть дело с мертвой точки? Ведь декларируется, что у клуба должны
быть рыночные контракты, а хозяин не может закрывать все дыры в
финансах, UEFA это проверяет и наказывает нарушителей.
— Я думаю, в Восточной Европе это тяжело сейчас применимо. Конечно,
нужно от этого отходить, но все равно нам нужны спонсоры — частные,
госструктуры, — те, кто будет давать деньги. Потому что заработать
здесь практически нереально на данный момент.
— Это понятно и давно уже обсуждается, но тем не менее UEFA на уступки
не идет.
— Будут применять схемы разные. А как у нас могут выйти по-другому
из ситуации?
— Вы за последние два года выступали за три разных клуба. Можете
сравнить их бизнес-модели?
— Мне кажется, что у тех клубов, в которых я играл, приблизительно
одинаковые модели. Просто «Зенит» и «Спартак» обладают огромной
армией болельщиков, и маркетинг могут строить по-другому, отлично
от того, что может делать «Краснодар». У него еще совсем маленькая
база болельщиков, но она постоянно растет и расширяется, благодаря
главному спонсору [основателю сети «Магнит» Сергею Галицкому], который
сам очень много делает для этого. А у двух больших клубов есть большая
база для как раз расширения прибыли за счет болельщиков, но для
этого нужно иметь стадионы. У «Спартака», слава богу, он есть.
— А есть ли разница в том, как три ваших клуба занимались маркетингом,
вовлекали в маркетинг спортсменов?
— Разница есть. В этом плане «Зенит» более продвинут, чем остальные
клубы. Видимо потому, что в Питере только одна команда. А спортсмены
должны осознавать, что чем больше они будут вовлечены в маркетинг,
тем больше узнаваемость, тем больше прибыль у клуба, который они
представляют.
— В контрактах прописаны маркетинговые обязанности спортсменов?
Разные ли они в разных клубах?
— Нет, практически у всех типовые контракты. Прописано, но размыто.
Нужно и нужно, но никто за это не штрафует по большому счету.
— У «Спартака» клубный автомобильный спонсор — Nissan. Вы обязаны
ездить на машине этой марки?
— Обязаны те, кому по контракту положена клубная машина. Им дали.
— А у вас в контракте прописана машина?
— Нет.
— Как же так: главной звезде клуба не положена машина?
— На тот момент (Широков подписал контракт со «Спартаком» летом
2014 г. — «Ведомости») спонсором «Спартака» был другой автомобильный
партнёр (Kia — «Ведомости»), и у меня не было никакой потребности
в автомобиле.
— У вас есть какие-то ограничения по рекламным контрактам? Должны
ли вы носить одежду какой-то марки на публике, например?
— Такого жесткого нет. У меня есть контракт личный с Nike. И естественно,
когда я иду на публичное мероприятие, на котором нет дресс-кода,
то я должен быть в Nike. Если меня сфотографируют в кроссовках другой
фирмы, то последуют санкции.
— Вам пришлось их все выкинуть?
— (Смеется) У меня их и не было.
— Личные рекламные контракты фиксированные или привязаны к результатам
игрока и тех команд, за которые он выступает?
— Конечно, предусмотрены бонусы за результат, причем как за личные,
так и командные достижения.
— А по количеству упоминаний или фотографий вас в Nike?
— Нет. Несколько раз в год надо быть на мероприятиях, которые они
считают нужными. Мне заранее присылают список.
— Полтора года назад вы были самым упоминаемым в прессе игроком
российской футбольной сборной. Известность подстегивает интерес
рекламодателей?
— У нас не так сильно развит рынок именно спортивной рекламы — к
спортсменам пока не очень сильный интерес. Больше шоу-бизнес, потому
что они чаще мелькают на экране.
— Какие еще ограничения на вашу жизнь, на ваши решения накладывают
клубы? Была информация, например, что все игроки «Зенита» обязаны
были держать деньги в Газпромбанке. Было такое?
— Первый раз слышу. Деньги не обязательно держать. Естественно,
приходят деньги в Газпромбанк, так как все расчеты идут через «Газпромбанк».
Услуги по управлению деньгами тоже никто не навязывал. Были встречи,
когда приезжали специалисты, — если кто-то желал, то мог с ними
обсудить более конкретно.
— А в «Спартаке» обязательных программ для спортсменов нет?
— Обязательных нет. К сожалению, и необязательных пока тоже. «Открытие»
только интегрировалось с «Петрокоммерцем» — может быть, еще не успели.
Кто хочет инвестировать, тот делает сам. Я делаю с «Газпромбанком»,
с «Петрокоммерцем», в последнее время со Сбербанком CIB. В «Зените»
достаточно много тех, кто сам занимался.
— Как результат, они довольны?
— Кого я знаю, да. Допустим, Костя Зырянов сам занимается этим.
Говорит [брокеру], когда покупать, когда продавать.
— А когда он находит время, — это же надо отслеживать котировки?
— Он же не ежеминутно это отслеживает. Вот он едет на тренировку,
посмотрел котировки, прочитал аналитику какую-то: если считает нужным,
что надо продать — продает, покупать — покупает.
— Вы к его советам прислушиваетесь?
— Я у него не спрашивал, но я знаю, что у него неплохо получается.
— А почему у Аршавина с Кержаковым плохо получалось?
— Может, другие советчики были.
— В одном из интервью вас спрашивали про собственный бизнес и вы
сказали, что у вас бизнеса нет, так как вам некогда этим заниматься.
По-прежнему ли это так?
— Естественно. Потому что если я буду бизнесом заниматься, мне тогда
надо с футболом закончить.
— Тем не менее известно, что у спортсменов иногда бывают доли в
каком-то бизнесе. Но когда читаешь про их бизнес — это всегда либо
автодилеры, либо рестораны или бары, недвижимость еще может быть.
Почему такой выбор? Эти виды бизнеса кажутся наиболее понятными,
более простыми?
— Просто знакомыми. Плюс в тот момент — в 2006—2010 гг. — реклама
шла такая, что на недвижимости можно заработать, на машинах тоже,
потому что много открывалось дилеров.
— А вам не предлагают участвовать в каких-то бизнесах?
— Мне много что предлагают. Примерно все то же самое — недвижимость,
машины. Но я не вижу смысла. Потому что считаю, что нужно самому
заниматься, чтобы быть в теме и понимать структуру всего этого бизнеса
от начала до конца.
— А много ли вы знаете случаев, когда эти люди, которые предлагают
что-то спортсменам, оказывались мошенниками? С известными спортсменами
эти случаи становятся известны публике. Насколько это распространенное
явление?
— Мошенничество достаточно распространено. Но каждый же думает,
что он самый умный: если кто-то прогорел, то я обязательно заработаю.
Кому-то агенты предлагают бизнес. Насколько я знаю, все достаточно
успешны.
— Что вы думаете про агентов? Прежний президент РФС, Николай Толстых,
пытался с ними бороться.
— Система не у нас зародилась. Не думаю, что есть российская специфика,
— наверное, все так же как и везде. Комиссии, главное, чтобы поменьше
были.
— Экономический кризис и девальвация рубля привели к тому, что футболистам
стали платить меньше?
— Да, сейчас тенденция такова, что зарплаты уменьшаются, и уже не
платят таких баснословных денег. Во многих клубах при подписании
фиксировали курс.
— Клубы не пытаются пересмотреть контракты из-за девальвации?
— Я не слышал такое.
— У вас контракт в валюте?
— На этот вопрос отвечу так: я получаю зарплату в рублях.
— Насколько, по вашим ощущениям, упали зарплаты в российском футболе?
— Цифр назвать не могу, но чувствительно. Особенно для тех, кто
средние зарплаты получал.
— А что такое средняя зарплата у футболиста?
— Я думаю от $10 000 до $25 000 в месяц.
— У нас было другое представление о зарплатах футболистов, что они
намного выше…
— Ну вот пишут «90 топ-зарплат футболистов» на одном ресурсе. Но
90 на всю премьер-лигу поделите, по два-три человека в команде выходит.
В топовых командах — 5–6 человек, которые больше получают.
— Это не баснословные деньги. В чем тогда резон становиться профессиональным
футболистом?
— Ну, миллион, может, не соберешь, но квартира, машина, возможность
куда-то вложить, — это будет. Плюс есть премиальные.
— Что вы думаете о возможности введения потолка зарплат в российском
футболе? Это поможет бизнесу клубов?
— Думаю, что в НХЛ эту систему не просто так придумали. Мы в сборной
между собой это обсуждали. В принципе, все были за то, чтобы и у
нас было тоже самое. У нас, допустим, человек может сверкнуть один
сезон, ему предложат большой контракт, а потом его пять лет не видно.
А в НХЛ система такова, что первые три года у игрока контракт новичка.
Это, если не ошибаюсь, $800 000 плюс бонусы, — выходит максимум
около $3,5 млн минус налоги. Если ты в течение трех лет постоянно
держишь высокий уровень, только тогда тебе могут предложить значительно
больший контракт.
— Но введение потолка зарплат противоречит вашим интересам, как
игрока.
— Да, но перспектива должна быть. Если мы хотим остаться в футболе,
он должен развиваться, чтобы как раз эти зарплаты потом росли или
хотя бы оставались на том же уровне. Чтобы качество продукта улучшалось,
приходили новые рекламодатели и приток денег становился больше.
У нас позиция такая была.
— Как спортсмены готовят себя к окончанию карьеры, как выбирают
то, чем будут заниматься дальше? Особенно когда есть привычка к
высокому уровню доходов?
— В процессе того, как карьера близится к завершению, надо готовить
себя к тому, что если у вас нет никакого бизнеса, и конкретных планов,
то нужно поумерить аппетиты и готовиться к тому, что доход будет
меньше.
— А клубы как-то участвуют в трудоустройстве? Помимо «Зенита», который
декларирует, что все его звезды будет интегрированы в структуру
клуба.
— Многие предлагают работу — если видят потенциал тренерский или
еще какой-то. Есть еще селекционные службы, многие ребята идут в
селекционеры.
— Вы получили диплом юриста. И говорили, что хотели бы по окончании
спортивной карьеры заняться спортивным менеджментом.
— Да, и сейчас хочу.
— Но сколько еще лет вы планируете продолжать профессиональную карьеру?
— Хотелось бы подольше, но пока ориентируюсь на 2018 г.