СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ДЗЮБА, КОТОРОГО НАМ НЕ ХВАТАЛО
Обозреватель Sovsport.ru рассуждает о преображении форварда «Зенита»
и сборной России Артема Дзюбы этой осенью.
От критики до восхищения — полтора месяца. Примерно столько времени
мне понадобилось, чтобы изменить свое отношение к нападающему, которого
еще в августе было сложно воспринимать всерьез. Тогда Дзюба не забивал,
имел аномально низкую для форварда статистику ударов по воротам
и вообще выполнял какие-то сомнительные функции в игре. А сейчас
это лучший российский бомбардир, ставший таковым, что особенно ценно,
не просто за удивительно короткий промежуток времени, а сразу в
двух командах — «Зените» и сборной России.
С учетом матчей сборной осенью Дзюба забил 10 мячей в 11 матчах.
Вообще, когда речь заходит об этом нападающем, без статистики никуда
не деться, ибо она — чуть ли не единственное, что выделяет его из
толпы. Игра-то неказистая — обычная, без выкрутасов, техника, медвежья
походка, и работа с мячом (особенно самый знаменитый трюк — закрывает
мяч корпусом и разворачивается на 180 градусов) такая, словно смотришь
трансляцию в замедленном воспроизведении. Не цепляет игра Дзюбы
нерв, не западает в душу, не отпечатывается в памяти. А статистика
— вот она, любуйся.
Но не вина Дзюбы в том, что его игра вызывает восторг только в тот
момент, когда мяч нежится в сетке ворот. Попробуй с такой комплекцией
выдай спринтерский забег в стиле Мусы или обыграй полкоманды, как
некоторые известные личности из испанского чемпионата. У Дзюбы вообще,
если разобраться, немного достоинств: рост да умение играть корпусом.
Даже прыжка как такового нет. Подавляющее большинство забитых верховых
мячей — только за счет роста. Но в этом-то и фишка Артема — не обладая
какими-то суперспособностями, он выжимает из себя максимум.
Кстати, с суперспособностями я погорячился. Одна такая все же есть.
Реализация моментов. Представьте себе, что Дзюба конвертирует в
гол каждый четвертый (на самом деле каждый 3,6, но для удобства
округлим) удар. Чтобы осознать, насколько это круто (и круто ли
вообще), давайте проведем сравнение: Смолов — каждый 11 удар, Халк
— 9, Промес — 8, Кокорин — 8. А есть в нашей премьер-лиге и такие
уникумы, как, например, краснодарец Ари, который в этом сезоне выходил
на ударную позицию 34 раза, но ни разу не достиг цели.
Со стороны может показаться, что Дзюба забивает «халявные» мячи
— переводит в пустые ворота, бьет с трех метров и все в таком роде.
Вообще, с таким подходом можно забраковать огромное количество видных
и даже выдающихся нападающих. И первым в этом длинном списке будет
легендарный Герд Мюллер. Нет, забивать такие мячи — это вовсе не
«халява», эта вознаграждение за грамотный выбор позиции, за чутье.
Дзюба — практически идеальный форвард штрафной площади. Вот его
стихия.
И все-таки чем вызвана осенняя метаморфоза? Летом не забивал. А
осенью — четыре подряд за «Зенит», шесть — за сборную. Да еще ассистировать
успевал. Есть ли этому преображению логическое объяснение? Если
вы внимательно посмотрите на графики (в конце), то обратите внимание,
что осенью Дзюба прибавил почти во всех ключевых технико-тактических
действиях. А самое главное — он стал чаще бить по воротам, хотя
и по-прежнему мало.
Летом приходилось неоднократно задаваться вопросом: зачем Андре
Виллаш-Боаш использует форварда в роли опорного нападающего? Принимать
мяч на подступах к штрафной площади, скидывать кому-то юркому и
техничному — это, безусловно, часть работы любого габаритного нападающего.
Но для любого габаритного нападающего важно отыскать баланс, чтобы
он не стал баскетбольным щитом, рикошетящим в нужном направлении.
Применительно к Дзюбе этот баланс был нарушен.
Если нападающий такой атакующей команды, как «Зенит», наносит в
среднем по одному удару за матч (при этом не имеет значения рост,
вес и знак зодиака этого нападающего), то это значит, что его неправильно
используют. В «Зените», где балом правит Халк Вездесущий, вообще
сложно уделять внимание кому-то еще. Потому что в такой организации
игры кто-то еще — это изначально роль второго плана, подыгрывающая
звезде, творцу, кумиру. И тот факт, что Дзюба не затерялся в титрах,
действительно многое значит.