СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
РЖД ПОСТУПИТ С «ЛОКО», КАК ВТБ —
С «ДИНАМО»?
Что ждет «Локомотив» после претензий Федеральной антимонопольной
службы к РЖД? Как за последние годы менялись бюджет клуба и зарплаты
футболистов? Почему удалось избежать серьезных санкций за нарушение
финансового fairplay? Об этом «Спорт-Экспрессу» рассказал бывший
первый вице-президент «Локомотива» Алексей Киричек.
«ДОЧКА»
— Экс-президент «Локомотива» Николай Наумов на днях обронил: «Страшно
за клуб. Может повторить судьбу «Торпедо». Разделяете мысль?
— В пессимистичный расклад я не верю. Изменения, конечно, будут.
Но вряд ли глобальные. Финансируется «Локомотив» благодаря спонсорскому
контракту с РЖД, а не из прибыли или других источников. Любая компания
имеет право заключать такие контракты. Все упирается в их размер
и эффективность. Ясность наступит в декабре, когда утвердят бюджет
«Локомотива» и РЖД на 2016 год.
— Значит, уже в этом сезоне клуб рискует столкнуться с финансовыми
проблемами?
— Даже если бюджет вдруг сильно урежут, ничто не помешает «Локомотиву»
спокойно доиграть сезон. Важно грамотно спланировать платежи. В
первом полугодии можно взять чуть больше денег, решить свои задачи
в чемпионате, а летом объявить о перезагрузке и новой стратегии.
— ФАС обязала РЖД представить план реализации непрофильных активов,
среди которых и «Локомотив». Но ведь с 2009 года основной акционер
клуба — «Транстелеком»?
— В 2012-м шли разговоры, что «Транстелеком» должен выйти из числа
акционеров, но подтвердить данную информацию не могу.
— Это что-то меняет?
— «Транстелеком» — стопроцентная «дочка» РЖД. Кстати, многие рассматривают
его тоже как непрофильный актив для РЖД. Будущее «Транстелекома»
— вопрос открытый. В этой истории все взаимосвязано.
— Допускаете, что железная дорога вообще отойдет от футбола?
— Уверен, сотрудничество РЖД и «Локомотива» продолжится. В каком
формате — пока непонятно. Возможно, повторится сценарий с ВТБ, который
был и спонсором, и владельцем «Динамо». Теперь остался спонсором,
передав акции ВФСО «Динамо». При этом ВТБ, по сути, такое же государственное
предприятие. Хотя у банка и есть акции, которые обращаются на рынке
ценных бумаг — в отличие от акций РЖД.
— РЖД может передать акции клуба РФСО «Локомотив»?
— Да. Тогда РФСО станет владельцем клуба. И клуб будет получать
деньги в рамках спонсорского контракта с РЖД. Впрочем, приобрести
акции «Локомотива» могут и другие компании, не имеющие отношения
к РЖД.
— За какую сумму?
— В 2010-м уставной капитал клуба составлял 3 миллиарда рублей.
Но существует несколько вариантов оценки любого актива — рыночное
сравнение, стоимость будущих доходов… Важно понять — что получит
взамен новый акционер «Локомотива»? Лишь футболистов? Или еще какие-то
активы?
БЮДЖЕТ
— Владимир Якунин озвучил бюджет «Локомотива» на 2015 год — 5,4
миллиарда рублей. Кто сравнится с ним в премьер-лиге по этому показателю?
— Думаю, у «Зенита» бюджет побольше. Какой у «Спартака» и «Краснодара»
— не в курсе. Закрытая информация. А вот подробности рекламного
соглашения ВТБ и «Динамо» опубликованы — 4,6 миллиарда рублей. Аналогичная
сумма фигурирует в договоре РЖД и «Локомотива».
— Откуда же взялись 5,4 миллиарда?
— Цифры можно подавать по-разному. 4,6 миллиарда — рекламный контракт
без НДС. С НДС это уже другая сумма. Плюс у клуба есть собственные
источники дохода. Тогда условные 800 миллионов — разница, которую
«Локомотив» зарабатывает сам.
— В 2016-м бюджет «Локомотива» скорректируют в сторону понижения?
— Не исключено. Болельщикам делать из этого трагедии не стоит. В
России есть клубы, у которых бюджет намного меньше, а эффективность
выше.
— Вы о ЦСКА?
— Не только. В любом случае «Локомотив» останется конкурентоспособен.
В этом у меня сомнений нет.
— Когда вы работали в «Локомотиве», бюджет был 2,5 миллиарда рублей?
— Скажем так: он был значительно меньше нынешнего.
— Говорят, сегодня самый высокооплачиваемый футболист клуба — Чорлука.
Получает около четырех миллионов евро в год.
— Вполне возможно.
— Кто был самым высокооплачиваемым в ваше время?
— Одемвингие, Баша, Билялетдинов. Зарплата каждого — в районе полутора
миллионов долларов в год. Для «Локомотива» тогда это был потолок.
— С Олегом Белозеровым, новым главой РЖД, знакомы?
— Нет. В тот период он никак не был связан с РЖД. Знаю, сразу после
назначения Белозеров приехал в Черкизово на матч «Локомотив» — «Краснодар»
вместе с Аркадием Дворковичем, председателем совета директоров РЖД.
«Локомотив» выиграл — 2:1.
— Якунин на футболе — редкий гость?
— Почему? Выбирается по возможности. Такого, чтоб ни разу за сезон
не появился на «Локомотиве», — не было точно. По крайней мере когда
я работал в клубе.
— Сокращать непрофильные активы в спорте помимо РЖД начнут и другие
госкомпании?
— Разумеется. Почему поднялся шум вокруг «Локомотива»? ФАС готовила
справку о развитии реформы РЖД. И упомянула «Локомотив» как один
из факторов, влияющих на эту реформу. Но на совещании у премьер-министра
присутствовали руководители разных государственных компаний. Некоторые
из них тоже спонсируют футбольные клубы.
— Вы о «Газпроме» и «Россетях»?
— В том числе. «Газпром» — акционерное общество, но государство
контролирует более 50 процентов его акций. В случае с «Россетями»
эта цифра приближается к 80 процентам. Не будем забывать и о муниципалитетах,
которые ищут для клубов источники финансирования. К примеру, в «Ростове»
есть целевые инвестиции со стороны регионального бюджета.
— Генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев сказал в интервью: «Параллели
между ЦСКА и проблемами „Локомотива“ с РЖД не совсем уместны. РЖД
один из владельцев клуба, а у нас с „Россетями“ — спонсорский контракт».
— Правильно. С одной стороны, предполагаю, оптимизация расходов
коснется всех госкомпаний в том или ином формате. С другой — вспомним
недавнее заявление Виталия Мутко, что профессиональный спорт пока
нельзя оставить без поддержки государства. Посмотрим, что будет
дальше.
ШТРАФ
— Почему «Локомотив» в отличие от «Динамо» не попал под санкции
финансового fairplay (ФФП)?
— «Локомотив» тоже наказали. Ограничили заявку в Лигу Европы — туда
можно внести 22 футболиста, а не 25, как предусмотрено регламентом.
Выписали штраф — 5 миллионов евро, из них 3,5 миллиона условно.
Деньги будут удержаны из любых доходов за выступление в еврокубках.
— «Динамо» пострадало серьезнее.
— УЕФА в рамках ФФП оценивает не только текущую ситуацию, сиюминутное
соотношение расходов и доходов. Но и дальнейшую стратегию развития
клуба, бюджетную дисциплину, наличие потенциальной возможности увеличивать
собственные источники дохода. Проще говоря, есть ли свет в конце
тоннеля.
— В «Динамо» вместо света — мрак?
— Там доля ВТБ, основного акционера-спонсора, достигала почти 96
процентов от общего дохода. В «Локомотиве» — процентов 80. Остальное
клуб зарабатывает самостоятельно. В частности, благодаря стадиону,
который находится в его управлении, и трансферам. У «Динамо» же
сейчас нет своей арены, многие игроки уходили бесплатно. Кроме того,
УЕФА обращает внимание, сколько клуб тратит на зарплаты футболистов.
В идеале — 65 — 70 процентов от бюджета. Если «Локомотив» оказался
близок к этим цифрам, то в «Динамо» — опять перебор. 90 с лишним
процентов!
— Еще процитирую Наумова: «Слышал, есть сторонние компании, вовлеченные
в отношения клуба и РЖД. Ввела это Ольга Смородская. Разумное решение,
помогающее уйти от санкций УЕФА…» Что конкретно имеется в виду?
— В Европе клубы часто заключают рекламные контракты с привлечением
маркетинговых агентств. Продают им свои права, а компании ищут спонсоров.
Вероятно, «Локомотив» использовал похожую схему. Но от ФФП это не
спасло.
— Почему?
— В УЕФА сидят не глупые люди. Они прекрасно разбираются в тонкостях
рекламного рынка и финансирования через группы компаний. К тому
же сумма контракта с РЖД — 4,6 миллиарда — была в открытом доступе.
«ХАБНАРФЬОРДЮР»
— Кажется, вы были среди экспертов, которые разрабатывали в УЕФА
принципы ФФП?
— Я представлял «Локомотив» в Европейской клубной ассоциации. Для
диалога с УЕФА образовали несколько рабочих групп. В финансовую
включили меня. Там же были руководители «Интера», «Лиона», клубов
Германии, Чехии, Исландии…
— От России — только вы?
— Да. Роман Бабаев из ЦСКА и Павел Пивоваров из «Зенита» вошли в
группы по маркетингу, правовым вопросам и проблемам детско-юношеского
футбола. Финансовая группа взаимодействовала с УЕФА, старалась соблюсти
интересы всех сторон, направленных на внедрение ФФП. Заговорили
об этом еще в 2008-м. Применять санкции за нарушение правил ФФП
начали с сезона-2013/14. У клубов было достаточно времени, чтобы
подготовиться.
— Владелец «Краснодара» Сергей Галицкий считает, что требования
ФФП для клубов из Восточной Европы несправедливы — с учетом низкой
стоимости билетов и телевизионных прав.
— Не согласен! В ту же группу входили представители чешской «Спарты»
и исландского «Хабнарфьордюра». Они не выдвигали дополнительных
условий лишь на том основании, что в Праге и Рейкьявике билет на
футбол стоит 2 евро, а в Лондоне — 50. В Чехии, Исландии, Швеции,
Дании, Норвегии продажа телевизионных прав не приносит баснословных
денег. Однако у клубов из этих стран никаких вопросов не возникало.
Ведущие клубы также не особо симпатизировали введению ФФП. Но все
понимали, что эти правила — залог стабильности развития футбольной
системы. Главная мысль УЕФА — не тратить больше, чем зарабатываешь.
И не иметь долгов перед футболистами.
— Трезво.
— Чтоб не было ситуаций, как с «Малагой». Пришел шейх, скупил звезд,
потом соскочил — и нет «Малаги». Клуб весь в долгах.
— «Анжи» времен Это’О категорически не вписывался в ФФП и разделил
бы судьбу «Динамо», если б не поменял стратегию?
— Да. Либо надо было срочно привлечь инвесторов, не связанных с
основным акционером — Сулейманом Керимовым. Хотя в России рыночная
цена спонсорских контрактов все равно несопоставима с зарплатой
звезд калибра Это’О. О чем говорить, если в Англии еще недавно такие
контракты были в районе 20 миллионов фунтов. Сейчас фигурируют другие
суммы. «Манчестер Юнайтед» за новый сезон получит от «Шевроле» 80
миллионов фунтов.
ЛИПАТОВ
— В «Локомотиве» вы занимали разные посты. Как менялся круг ваших
обязанностей?
— У Сергея Липатова в «Транстелекоме» отработал пять лет. Когда
он стал председателем совета директоров «Локомотива», вызвал: «Начинаю
инвестировать в клуб. Мне нужен свой человек на позиции финансового
директора». Вот на эту должность и пришел в 2006-м. Через год назначили
первым вице-президентом. Отвечал за коммерческий блок, IT, инфраструктуру.
— А за трансферы?
— Игроков я не выбирал. Закрывал техническую часть сделок. Если
в бюджете не хватало денег, привлекал банковское финансирование.
Например, именно так в «Локомотиве» появился атакующий полузащитник
Вагнер Феррейра из «Крузейру».
— По словам Наумова, бразилец обошелся «Локомотиву» в 6 миллионов
евро.
— Совершенно верно. Вагнера очень хотел пригласить Семин, который
летом 2009-го снова стал главным тренером. Мы были ограничены в
средствах — пришлось брать кредит в банке под залог прав на футболиста.
— Вагнер не заиграл.
— Травмы замучили. Жалко — игрок-то хороший. Да и по человеческим
качествам подошел. Сына назвал Юрием…
— В честь Семина?
— В честь Гагарина! Спустя полтора года Вагнера продали в турецкий
«Газиантепспор». За какую сумму — не знаю, меня в клубе уже не было.
— Почему?
— В августе 2010-го президентом «Локомотива» назначили Смородскую.
Мой контракт заканчивался в декабре. В октябре поговорили с Ольгой
Юрьевной и решили расстаться на два месяца раньше. По обоюдному
согласию.
— Не сработались?
— У нее своя команда. Я ассоциировался с человеком Наумова.
— Ничего личного — просто бизнес?
— Именно.
— Куда пропал Липатов?
— Из «Транстелекома» ушел. Живет в Москве, у него свой бизнес.
— А вы чем занимались после ухода из «Локомотива»?
— С друзьями основал компанию, которая проводит международные турниры,
детские футбольные фестивали, оказывает консалтинговые услуги. Еще
преподаю в нескольких вузах. Читаю лекции по курсу «Менеджмент и
маркетинг в спортивной индустрии». Совмещаю приятное с полезным.