СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
«ШИЛТОН ПРОСИЛ 500 ФУНТОВ ЗА ИНТЕРВЬЮ, ДЗЕНГА —
«РУССКУЮ КУКЛУ»
1967 год. Режиссер Владимир Коновалов (слева), оператор
Георгий Епифанов (справа) и хоккеист «Спартака» Вячеслав Старшинов
на съемках фильма «Три капитана».
Герой рубрики «Разговор по пятницам» — легендарный спортивный кинодокументалист
Владимир Коновалов.
В ревнивой кинематографической среде о нем отзываются почтительно:
Коновалов — легенда.
Кажется, нет счета его документальным фильмам о спорте. Было время,
когда у Владимира Федоровича уходило на кино три недели. 15 фильмов
за год — пусть кто-то попробует повторить рекорд.
От этих картин такое тепло, что хочется пересматривать снова и снова.
Никакой художественный фильм так не пробирает. Его герои на час
снова с нами, снова живы — Лев Яшин, Эдуард Стрельцов, Константин
Бесков, Людмила Пахомова…
Завтра легенде — 80.
МИКЛАШЕВСКИЙ
— Первым делом откройте тайну — как можно снять фильм за три недели?
— Создавал две-три бригады, распределял задания. Потом все сам монтировал.
Как-то успевал!
— Зачем столько?
— Требовался уровень — и некоторые режиссеры пахали на износ. В
60-е, 70-е таких периодов у меня было несколько.
— Вы и сегодня работаете, несмотря на болезнь?
— Я — худрук студи «Юность», которая выпускает в основном спортивные
фильмы. Ко мне домой привозят аппаратуру, помогаю монтировать. Выдаю
задания на съемки. Заканчиваю фильм, который называется «Коллекционер».
Не о спорте. А последнее мое спортивное кино — «Спартак». Точка
невозврата». История футбольного клуба за весь век — от Старостиных
и победы над басками до наших дней.
— Давно сняли?
— В прошлом году. Чуть раньше — «Бесков. Футбол и вся жизнь».
— Приблизительно — сколько стоит документальный фильм?
— Если небольшой, на полчаса — около 600 тысяч рублей. С первого
до последнего кадра. Сейчас мечтаю, чтоб по моему сценарию сняли
полнометражное кино об Игоре Миклашевском. В курсе, кто это?
— Боксер, разведчик, завербованный для убийства Гитлера.
— Когда-то сделал о нем документальный фильм. Затем написал сценарий
для игрового кино. Предложу Карену Шахназарову — думаю, заинтересуется.
Я дружил с Миклашевским, о самых драматичных поворотах в биографии
этого уникального человека знаю не понаслышке.
— Где познакомились?
— О, это отдельный сюжет! На студии Горького собирались запускать
фильм о Наташе Качуевской. Студентке ГИТИСа, геройски погибшей под
Сталинградом в 1942-м. В Москве в ее честь назвали улицу, но в 90-е
переименовали обратно в Скарятинский переулок. На роль Наташи было
много претенденток, но мама, актриса Александра Леонидовна Спирова,
отметала всех. Кто-то посоветовал прийти на пробы моей жене.
— Актрисе Алле Мещеряковой?
— Совершенно верно. Мама воскликнула: «Вот — Наташа!» Завязалось
общение. К сожалению, фильм не состоялся — режиссер попался слабый.
В итоге об этой девочке я снял документальное кино, где закадровый
текст читает Алла. Через Александру Леонидовну познакомились с сестрой
— Августой Леонидовной Миклашевской и ее сыном Игорем.
Миклашевская — звезда Камерного театра, последняя любовь Есенина.
Посвятил ей стихи из цикла «Любовь хулигана». А маленькому Игорю,
рассказывала она, дарил конфеты, игрушки, фотоаппарат. Его отец
— балетмейстер Большого театра Лев Лащилин. Но брак не регистрировали,
и Августа дала сыну фамилию первого мужа.
Игорь занимался боксом, в 1941-м выиграл чемпионат Ленинграда. Дальнейшей
карьере помешала война. Он прекрасно говорил по-немецки, который
выучил в школе. И в 1942-м его забросили в тыл к фашистам. Под видом
перебежчика сдался в плен.
— Не раскололи?
— Долго держали в камере, проверяли. Устроили мнимый расстрел. Поставили
к стенке, одна пуля врезалась в доску над головой, другая просвистела
над ухом. Отправили в лагерь, откуда весной 1943-го с эшелоном военнопленных
привезли в Нормандию. Рыл траншеи, познакомился с французом Мареном,
стрелочником на железной дороге. Тот боксировал в местном кафе,
развлекал немецких офицеров. Марен предложил выйти на ринг и Миклашевскому.
— Зачем?
— «Легенда» строилась именно на его боксерском прошлом. Он проводил
бои с французами, вскоре против него выставили немца, которого нокаутировал.
Популярность росла, Игоря перевезли в Берлин. Там тренировался,
выступал в Лейпциге, стал чемпионом немецкой армии по боксу. На
него обратил внимание Макс Шмелинг. Подарил свою фотографию, размашисто
расписался.
— Сохранилась?
— Мне в Москве показывал! Но непутевые родственники Игоря снимок
потеряли.
— Мы читали, что Миклашевский должен был влиться в высшее общество
нацистской Германии с помощью дяди-перебежчика, актера Всеволода
Блюменталь-Тамарина, и Ольги Чеховой.
— Дядя в Германии на таком уровне не котировался. Это ерунда — как
и версия, будто Игорь его убил. Не мог этого сделать! У него было
совсем другое задание. А вот с Ольгой Чеховой, любимой актрисой
Гитлера, действительно встречался пару раз. Теперь пишут, что она
была связной Берия, однако конкретных подтверждений, что работала
на советскую разведку, нет.
— Про нее что Игорь рассказывал?
— Его фраза: «Я так и не понял — была Ольга двойным агентом или
нет…» Впрочем, в истории самого Миклашевского тоже есть белые пятна.
Некоторые материалы до сих пор в архивах под грифом «секретно».
— Почему отменили приказ о ликвидации Гитлера?
— Решение принимал лично Сталин. Опасался, что после смерти фюрера
Германия и союзники договорятся за спиной СССР. Отмена операции
спасла Игорю жизнь. Говорил, до него шесть человек готовили покушение
на Гитлера — все погибли.
— Приключения на этом не закончились?
— Из Берлина перебрался по Францию. Устроился на немецкий завод,
производивший оружие. Наладил связь с французскими партизанами,
и завод взорвали. Фашисты расстреляли всех, кто работал в той смене.
В том числе Миклашевского.
— ???
— Повезло. Пуля прошла через горло. В горе трупов еле живого его
обнаружила Ирен Спаде — актриса, участница Сопротивления. Вытащила,
отнесла к партизанам. Среди них был врач. Сказал: «Нужна срочная
операция, в полевых условиях она невозможна. Созрел план.
Его облачили в форму недавно убитого партизанами немецкого капитана,
на которого был немножко похож. Устроили засаду на шоссе, расстреляли
водителя «Виллиса» и перенесли туда Игоря. Вскоре мимо проезжали
немцы. Раненого подобрали, отвезли в госпиталь. В этот момент началась
бомбежка. Часть здания рухнула, две бетонные плиты сложились домиком
прямо перед его лицом. Кто-то увидел — и Миклашевского снова спасли.
— С ума сойти.
— Госпиталь — немецкий. Ранение в горло пару месяцев не позволяло
издавать звуки, но это и к лучшему — мог спокойно лечиться. Питался
желтками яиц да разбавленным вином. Когда пошел на поправку, хирург
«обрадовал»: «Завтра из Берлина приедет ваша жена. Мы разрешили
навестить вас».
— Жена — настоящего капитана?
— Да. Игорь в палате обдумывал ситуацию. Вдруг зашла пожилая санитарка.
Начала мыть окно и тихонько напевать по-русски. Эта женщина в начале
20-х годов приехала во Францию из России. Игорь шепнул: «Я русский.
Из Москвы, с Конюшков. Помогите…» Вечером его вывезли из госпиталя
в куче старого белья.
— Куда?
— К французским партизанам. Воевал в их отряде. После капитуляции
Германии уже в составе штаба наших войск патрулировал Париж. Тут
очередной невероятный изгиб. На улице столкнулся с Ирен Спаде. Узнала
Игоря сразу — он-то был без сознания, когда его обнаружила. Несколько
дней гуляли по городу, позже встретились и в Москве — Ирен приезжала
с какой-то делегацией.
— Миклашевский вернулся в Москву в 1947-м. Как избежал ареста?
— Сам удивлялся, почему не посадили. Генерал КГБ Ильин, которому
я в лоб задал этот вопрос, ответил: «Игорь рассказал все настолько
подробно, что нельзя было не поверить…» Его наградили орденом Красной
звезды, дали двухкомнатную квартиру в районе Сокола.
— Чем занимался в мирной жизни?
— Был тренером-консультантом по боксу и судьей на ринге. С Игорем
связано еще два ярких эпизода. «Белый Бим, черное ухо» — история
про его собаку. Гавриил Троепольский написал об этом повесть, а
Станислав Ростоцкий ее экранизировал.
— Второй эпизод?
— В ресторане сада «Эрмитаж» с Игорем и ребятами из съемочной группы
отмечали выход картины. За соседним столиком сидела подвыпившая
компания. Слово за слово, началась драка. Миклашевский одного завалил
— больше к нему не лезли. А вот мне здорово досталось. Наутро с
двумя фингалами приковылял на работу. Кто-то пошутил: «Зато честь
родной студии защитил…»
ВЛАСОВ
— Работая над документальными фильмами о легендах спорта, открывали
для себя много интересной хроники?
— Интересной хроники вообще мало. Почти вся использована. Если не
хочешь повторов — ищи свежие идеи. Да и хроника — примитивная. Снимали
люди, далекие от спорта. Это потом появились глыбы уровня Льва Михайлова
и Рубена Петросова.
— Петросов? Был такой видеооператор в «Торпедо». Умер в 2011-м.
— Рубен там работал в последние годы. До этого много лет мы снимали
вместе фильмы. Выдающийся оператор с точки зрения знания и понимания
спорта. Хоть необразованный парень, из ассистентов. Чувствовал момент,
когда нужно вклиниться любой ценой. Лев Михайлов — такой же. Это
потрясающее качество!
Помню, на Олимпиаде-1980 в Москве, где я снимал пять фильмов разом,
нам в качестве главных дали операторов с «Мосфильма». Им подчинялось
два-три из наших. Так эти «главные» ничего не могли снять. Привыкли
каждый кадр выстраивать. В спорте этим заниматься некогда.
— Все упускали?
— Да! Говорю: «Следи, сейчас будет обгон, вот в этом месте» — «Да,
да…» И — ничего. А нашим даже подсказывать не нужно было, сами все
знали. Потом Юрий Озеров сделал фильм о московской Олимпиаде целиком
на материале документалистов.
— Снимать спорт сможет не всякий оператор?
— Далеко не всякий! Надо тонко чувствовать психологию борьбы! Вы
видели мои фильмы «Двое на треке» и «Эта тяжелая штанга»?
— «Двое на треке» посмотрели.
— А «Эта тяжелая штанга» посвящена Яану Тальтсу и американцу Роберту
Беднарскому. На чемпионате мира-1969 в Варшаве я поставил всю пленку,
все деньги на то, чтоб снять эту дуэль! Риск оправдался. Вместо
привычного репортажа о турнире родился фильм, который завоевал главный
приз на фестивале в Палермо.
— Победил Тальтс?
— Да, хотя американец котировался выше. Подвели нервишки, затрясло
— не привык Беднарский к жесткой конкуренции. Тальтса, наоборот,
она разжигала, придавала сил. Ответственный секретарь Международной
федерации тяжелой атлетики Оскар Стейт следил, чтоб возле помоста
не было посторонних. Но в какой-то момент я подкрался поближе, крикнул:
«Как ты, Яан?»
— Что ответил?
— «Сколько надо для победы, столько толкну!» Излучал фантастическую
уверенность. И вот, решающая попытка. 212,5 кг — мировой рекорд,
на 6,5 кг превосходивший вес, который Тальтс когда-либо поднимал.
Взял!
— Кого еще из штангистов снимали?
— Юрия Власова, например. Один из героев фильма «Линия судьбы».
У него квартира в Чапаевском переулке — в том же доме, что у Валентины
Тимофеевны Яшиной. Тяжелый человек. Закрытый, живет в своем мире,
пишет романы, никого не принимает. Обижен на весь белый свет.
— Из-за поражения полувековой давности — на Олимпиаде в Токио?
— Не только. Выступал за ЦСКА, но после конфликта с чиновником,
который разорвал его учетную карточку, лишился военной пенсии. А
в Токио, по мнению Власова, Леонид Жаботинский поступил нечестно,
скрыв свои возможности. У Жабо другая точка зрения. Говорил мне:
«Кто больше поднял, тот и первый. Так что выиграл я законно!»
— Согласны?
— Власов сам виноват — не просчитал ситуацию. Жабо-то — мужик хитрый.
Во второй попытке сделал вид, что 217,5 кг ему не по зубам. А в
третьей, когда Власов уже закончил, — спокойно толкнул от груди.
Но на чемпионате мира в Варшаве Жаботинский меня разочаровал. Вальяжный,
на тренировках ходил, палочку подкидывал — больше себя не утруждал.
В итоге даже начальный вес в рывке не взял!
МЕТРЕВЕЛИ
— «Двое на треке» — фильм удивительный. Его же показывают первокурсникам
ВГИКа?
— Одно время для поступивших во ВГИК, но еще не понимающих, чем
будут заниматься, 1 сентября демонстрировали несколько картин. В
том числе эту. Фильму дали несколько призов как «репортаж», хотя
никакого репортажа в нем нет. Отснят всего-навсего из девяти заездов.
Все сделано руками! Мозгами!
— Помните, когда почувствовали: что-то получается?
— Я с самого начала знал, что получится. Не сомневался. Настолько
разные два героя. На этой разнице можно было играть. Если б с героями
что-то не клеилось, вытянул бы на мастерстве. Главное, сюжет хороший.
Вот точно такая же уверенность была в фильме «Чайковскому посвящается»
— про конкурс пианистов. Снял совместно с режиссером Вадимом Раменским.
Фильм не спортивный — но сделан по законам спорта. Соревнование
музыкантов.
— Человек, научившийся снимать спорт, сможет снимать, что угодно?
— Я бы не сказал. В художественных фильмах своя специфика — выставить
свет, записать сцены, глубокие разговоры… Совсем другое! А у меня
в «Двух на треке» сцена с падением велосипедиста Пхакадзе. Тут не
надо быть художником-постановщиком, тут надо чувствовать.
— Предчувствовали падение?
— Говорю оператору: «Стой на вираже, что-нибудь придумаем». Одному
велосипедисту на отборочном заезде шепнул: «Ты не бойся Пхакадзе.
Он все время будет идти позади, а на последнем вираже попробует
догнать и обойти. Не пропускай. А там уж как решится…»
— Послушал вас?
— Да. Не побоялся, не пропустил. Пхакадзе врезал ему сзади в колесо.
— Два героя вашего фильма — могучие велогонщики Игорь Целовальников,
олимпийский чемпион-1972, и Омар Пхакадзе, чемпион мира, лучший
спринтер СССР 60-х. Судьбы сложились трагично: один умер в 42 года,
другой — в 48.
— Сначала страшные перегрузки в велоспорте, потом — переход к обычной
жизни. Не режимили. Кстати, после моего фильма оба получили квартиры,
Целовальников в Харькове, Пхакадзе — в Тбилиси. Очень понравилось
кино городским начальникам. А какая слава была у Пхакадзе в Тбилиси!
Это что-то! Я знаю, как там умели чествовать — жил дома у Славы
Метревели.
— Ничего себе.
— Мы дружили. Ежедневно к его балкону являлись свадебные процессии:
«Слава, выйди, благослови!»
— Что Слава?
— Матерился, но выходил. Но чаще — на балкон, мрачно произносил
два слова на грузинском — и исчезал, захлопнув дверь. Он вообще
излагал емко.
Подружились мы, когда Слава играл в «Торпедо». В ту пору к нему
делегации шли из Грузии одна за другой. Все говорили: «Какой бы
ты ни был, старый, не старый, — ждем тебя!» Обеспечили роскошной
квартирой и дачей. У Метревели в Тбилиси был свой ресторан.
— Мы слышали — пельменная. И не его, просто служил директором.
— Ничего подобного. Частный ресторан. Уже тогда, при Советской власти.
Мы там регулярно обедали. Что в Тбилиси, что в Ташкенте такие вещи
никого не смущали. У Месхи, например, была своя заправка. Еще тренировал
глухонемых.
— Вот у него-то дом, говорят, был шикарный. С бассейном под балконом.
— Да, у Месхи было все. Вот у кого ничего не было, так это у Кипиани.
Тот был предан только футболу. Даже дачу не успел построить. Выделили
землю, так остался пустырь…
— Чем еще удивлял? Метревели
— Им, футболистам сборной СССР, принесли бутсы. Слава показывает:
«Вот, смотри, чем нас кормят. В этом я должен играть!»
— Что не так?
— Рваные! Ношеные! Самое интересное — действительно, надел и пошел
играть.
— Про Метревели вы фильм так и не сняли?
— Деньги-то выделяло государство, а что просить на Метревели — если
на тему «Иванов — Стрельцов» долго не давали? Но если уж средства
на фильм отпускались, мы ни в чем нужды не знали. Хватало выше крыши.
Сейчас командировку пробить — целая история. А тогда, чтоб снять
«Двое на треке», фильм в девять минут, я получил шесть командировок!
— Сняв художественный фильм, режиссер при Советской власти на заработанные
деньги мог жить год?
— И неплохо жить!
— У вас были условия другие?
— Могу рассказать. Зарплата — 220 рублей. Если фильм проходил в
нашей разнарядке как произведение выдающееся, причитался гонорар
в 1200 рублей. Так оценили «Двое на треке», «Эту тяжелую штангу»
и «Чайковскому посвящается». Три моих фильма прошли по супер-категории.
Сильнее «высшей».
— Не самые большие деньги за выдающийся труд.
— 1200 за сценарий, плюс столько же — за режиссуру. Причем эту сумму
платили за одну часть, десятиминутку. А «Чайковский» у меня из шести
частей. Умножайте!
— При таком раскладе могли бы снять и десять.
— Э-э, нет… Тут идешь по чувству. Мне важнее было конфету сделать.
Для меня деньги никогда не были главным, не вели в этом вопросе.
Останавливался там, где драма заканчивается.
— Коллеги специально «надували» свои картины?
— Случалось другое. Некоторые люди не могли быстро работать. Все
время им чего-то не хватало, не было продумано. Вот я считаю себя
счастливым режиссером, который может хоть через двадцать, хоть через
сорок лет пересмотреть свою картину — и понять: ничего не надо менять.
Это и есть счастье!
Я часто ездил в Грузию на конференции как заместитель председателя
Всесоюзной комиссии по документальному кино. Мотался по студиям,
помогал молодым. Грузины мне задали вопрос: «Что такое — счастье
режиссера?» Сделать фильм, который нельзя изменить!
— Неужели ни в одном своем фильме не хотели бы что-то подправить
годы спустя?
— Разве что в некоторых.
— В «Бескове», например?
— Длинный, 57 минут! «Жидковатая» картина. Надо было сделать чуть
плотнее.
БЕСКОВ
— Алексей Габрилович во время съемок «Невозможного Бескова» становился
объектом раздражения Константина Ивановича. А вы?
— Нет. Только дома сниматься отказался. Категорически!
— Почему?
— Фильм Габриловича ему ужасно не понравился. Все, начиная с названия.
Там много домашних съемок. С той поры Бесков дома снимать запрещал.
Вошли мы туда с камерой лишь после его смерти.
— А вам понравился фильм Габриловича?
— Нет. Леша не нашел общего языка с Бесковым. Там есть кадры, где
они идут — Бесков впереди, Габрилович отстает. Кадры символические:
каждый шагает своей дорогой. В этом тоже есть определенный интерес,
говорит о характере, но… Габрилович не попытался влезть к нему в
душу. Получилось поверхностно.
— Бескова вы снимали и в фильме «Больше, чем футбол» — о турне московского
«Динамо» по Великобритании в 1945-м.
— Константин Иванович смотрел хронику и отпускал реплики. Я спросил:
«А что было бы, если б в Англии вдруг проиграли?» Бесков отшутился,
а Валерия Николаевна прошептала: «Страшно подумать, что было бы.
С «Динамо» могли сделать то же самое, что в 1952-м — с ЦДКА».
— Почему это не вошло в фильм?
— Не было цели — что-то поставить под сомнение. Я вообще считаю,
что документальное кино должно сохранить эпоху. Передать дух. Но
так, чтоб в этом была правда характеров и мыслей. Показать живыми
людей, которые играли роль в то время. То, что нам удается добиться
в раскрытии характеров, — это гораздо сильнее, чем все игровое кино
вместе взятое. Когда сыграно актерами — не то…
— В каком году снимали «Больше, чем футбол»?
— В 2001-м. Кроме Бескова из участников турне еще были живы Владимир
Савдунин и Леонид Соловьев. Пообщался с ними для фильма. В Лондоне
надеялся встретиться с кем-нибудь из тех, кто играл против «Динамо»
за «Челси» или «Арсенал», но выяснилось, что никого не осталось.
Как и в «Рейнджерс». Лишь в «Кардиффе» — человека три.
— Как у англичан с хроникой?
— Есть уникальные кадры матча в тумане — с «Арсеналом». Наши-то
операторы, которые сопровождали команду, эту игру не сняли! Прежде
возникали сомнения по поводу автора третьего гола «Динамо». Но на
этой записи видно — из тумана выскакивает Сергей Соловьев и добивает
мяч в ворота.
— Бывало, что в наших архивах находили хронику и поражались — просто
бриллиант?
— Бриллианты — среди километров неразобранной пленки, которая лежит
в Красногорске в Государственном архиве кинофотодокументов со времен
Великой Отечественной!
— Что ж не разобрали-то — за 70 лет?
— Финансирования не хватает. В архиве штат маленький, работа — трудоемкая.
Но делать ее нужно. Уже давно в документальных фильмах о войне гоняют
одно и то же. А на тех пленках — бесценные кадры, которых не видел
никто и никогда.
— Вы с Лени Рифеншталь были знакомы?
— Нет. Хотя в 2001-м приезжала в Россию — на фестиваль неигрового
кино «Послание к человеку» в Петербург. Ей было 98 лет. Режиссер
Михаил Литвяков, мой друг и президент фестиваля, рассказывал, что
Лени очаровала всех. Мягкая, доброжелательная, чуть полноватая,
но симпатичная. К фашизму никакого отношения не имела. Выполняла
госзаказ.
— Талантливо?
— Не то слово! Особенно ей удавался монтаж многотысячных митингов,
шествий, парадов, на которых выхватывала лица крупным планом. Мощное
впечатление.
— Что вы очень хотели снять — но не сняли?
— Поединок теннисистов Александра Метревели с Тоомасом Лейусом.
Как же мне этого хотелось! Настолько разные типы, разные темпераменты
— настоящая психологическая драма. Восемь раз подавал заявку! Оказалось
— никому не надо.
— Это Лейус время спустя задушил жену, приревновав к знаменитому
режиссеру?
— Он самый. Из восьми лет отсидел три. Потом работал тренером сборной
Грузии. Веллер про этого парня написал рассказ «Фуга с теннисистом».
— Вы с Лейусом обсуждали фильм?
— Нет. Вот поговорю — а заявку не примут. Смысл? Я знал: если что
— найду с ним общий язык. Я всегда договаривался со своими героями.
Даже с самыми сложными — вроде Льва Яшина.
ЯШИН
— Лев Иванович как персонаж — сложен?
— Да! Угрюмый, вечно недоволен — собой, командой… Вообще-то у меня
четыре фильма, где снят Яшин.
— В одном из фильмов — потрясающая сцена. Пожилой Яшин в воротах
стадиона «Динамо». Камера медленно опускается, и мы видим костыли.
Легко было уговорить его на такую съемку?
— Вот тогда — легко. У нас уже были дружеские отношения, он делал
все, что попрошу. А помните, чем завершилась та сцена, о которой
вы говорили? Яшин идет — мимо пробегает молодежь. Камера выше, выше,
выше… Эпизод, который придумал сценарист Александр Марьямов, вошел
в «Линию судьбы», а потом и в фильм «Вратарь ХХ века».
— Благодаря вам сохранились на пленке похороны Яшина.
— Запомнилось, что люди пришли с мячами. Кидали в могилу. А Стрельцов
подошел к Валентине Тимофеевне и тихонечко что-то сказал. Потом
она мне передала эти слова: «Я следующий». Эдуард уже знал диагноз
и предполагал, сколько с таким живут.
На похоронах Яшина мы поставили стремянку, крана не было — с нее
снимали, как люди засыпают могилу. Лопаты не понадобились, всю закопали
руками…
— Когда Яшин вас признал?
— Поехали в пионерлагерь к его дочерям. Хотели снять Льва с детьми,
там как раз проводилась Спартакиада. Его девочки участвовали. Обстановка
душевная — в этот момент мы стали частью семьи. Потом чувствую,
что-то сдвинулось, совсем другие интонации…
Переросло в дружбу. Отправились на фестиваль спортивных фильмов
в Каунас. В купе Яшин с Валентиной Тимофеевной, я — с Рубеном. Так
Лев Иванович сбежал к нам, выпивали. Хоть ему нельзя было.
— Валентина Тимофеевна сердилась?
— Она добродушная. Хорошая женщина.
— Как вел себя Яшин до того, как отношения потеплели?
— Не препятствовал — но и не шел навстречу. Говорим: «Лева, подойди
сюда!» — «Нет, я не могу…» После прощального матча сидит рядом с
Пильгуем, расшнуровывает бутсы. Мы расчехляем камеру, наводим на
Яшина — начинает бурчать: «Что вы меня снимаете? Никому это не надо!»
— Евгений Рубин, писавший с Яшиным книжку, нам рассказывал: «Он
был одинокий и несчастный человек».
— Точно! Он жаждал, чтоб кто-то пришел — в картишки с ним перекинулся,
в «дурачка». А не с кем! Иногда приезжал брат, откуда-то из провинции.
Сидели, играли…
Когда Яшин закончил футбольную карьеру — другая жизнь ему не слишком-то
была нужна. Все остальное тяготило. Жизнь, быт, вся эта бедность…
Странно, но он выглядел бедным человеком!
— Вот так новость.
— Ему привозили подарки из-за рубежа. Золотое кольцо с бриллиантами
прислал Замора, знаменитый испанский вратарь. Какие-то немцы вручили
новый костюм. Не знаю, почему — но жил Яшин очень скромно…
— В больнице его навещали?
— Да. Беда случилась в Будапеште, куда Яшин поехал с ветеранами
— оторвался тромб, закупорка сосудов, началась гангрена. Операцию
могли сделать там, тогда был шанс сохранить ногу. Но оперировали
в Москве — по причине его же вечного недовольства: «Не хочу с венграми
связываться, лучше дома…» Упустили самые важные дни.
— Сейчас будут снимать художественный фильм про Яшина. Валентина
Тимофеевна счастлива?
— Насколько я знаю, Валентине Тимофеевне эта затея не по душе. Впрочем,
спросите у нее. До сих пор считает лучшим фильмом про мужа мой дипломный.
А мне — не очень нравится.
— Почему?
— У председателя Спорткомитета Сергея Павлова была помощница. Занималась
в том числе и спортивным кино. Выездами, запуском картин…
— Курировала от комитета вашу работу?
— Ну да. Попросила показать материал — и решила, что все это малоинтересно.
Пригласила Яшина, каких-то чиновников, те надавали миллион советов
и предложений. Давление было приличное. Заставили снять сцену, как
Яшин учится в институте. Тот пришел на экзамен и слова не мог вымолвить.
Педагог все сказал за него!
Яшин был нормальный парень. Хоть и скептически настроенный, без
энтузиазма. Но вот дело свое делал изумительно. Понимал — его судьба
зависит от того, в какой он форме. Как будет работать.
— Работал много?
— Помню, в проливной дождь едем с ним на тренировку. В лужах ловит
мяч за мячом. Бил ему Сергей Сергеевич Ильин. Маленький, пузатый
— но удар точнейший. Тренировка к концу — внезапно Яшин произносит:
«Нет, ребята. Мы на каком месте? Четырнадцатом! Поэтому еще кросс,
полтора километра…» Все оцепенели.
— И что — бежали?
— Пришлось. Яшин тогда был авторитетнее, чем любой тренер. Бежал,
весь в грязи, усталый, самый старый в команде…
— Когда вас особенно поразила популярность Яшина?
— В Аугсбурге. Там устроили матч в его честь, играли сборные СССР
и мира. Я в то время снимал «Линию судьбы», брал у Льва интервью
по поводу Воронина. А потом отправился с теми же расспросами к Беккенбауэру.
Так Франц даже не смог вспомнить, что это за Воронин такой.
— Не может быть.
— Да точно вам говорю. Я был поражен, показал фотографию Воронина:
«Русский, такой-то номер, вошел в символическую сборную мира вместе
с вами!» — «Не припоминаю…» А вот Яшина все знали и обожали. Лезли
с цветами, фотоаппаратами.
— Вы уже чувствовали характер Яшина. Его раздражало?
— В таких ситуациях у него словно панцирь был. Все отскакивало.
Чего он не любил, так это рассказывать. Обычно ограничивался репликами.
Еще не любил, когда кто-то говорил, что его учитель — Хомич.
— Надо же. Почему?
— В то время это стало трафаретом. Но Яшин Хомича своим учителем
не считал, совершенно разные вратари и люди. У Яшина была вообще
другая природа.
— Расшифруйте.
— Яшин на поле был предельно сосредоточен. Ни на секунду не отвлекался
от происходящего. Благодаря тому, что футбол знал профессионально,
предугадывал ходы. Безошибочно выходил на то место, куда придет
мяч. А Хомич спасал в последний момент.
— Кто из спортивных звезд закончил жизнь в нищете?
— Александр Альметов и Игорь Численко. Оба здорово поддавали. В
1990-м Альметов улетел в Нью-Йорк, надеялся, что там его помнят,
помогут с работой. Но ничего не получилось. Промаялся полгода, вернулся
в Москву и умер.
А Численко трудился в тресте озеленения Москвы. Для фильма о Воронине
мне нужен был кадр — Игорь вспоминает друга на его могиле. Поехали
на кладбище. Он прихватил с собой бутылку портвейна, к которой по
дороге все время норовил приложиться.
— Отговаривали?
— Просто крепко сжимал его руку. Продумал вопросы, но они не потребовались.
Едва подошли к могиле, Численко прорвало! Выдал такой монолог! «Ой,
Валера, дурачки мы, дурачки! Что ж с тобой наделали…» Это была покаянная
песнь. Почти псалом Давида.
— А потом?
— Сели в машину, он быстро выдул портвейн. Я спросил про его победный
гол в ворота Италии на чемпионате мира-1966. Численко усмехнулся:
«Я вообще свои голы не помню. Ни единого!» Страшная вещь — алкоголизм.
КОЗЬМИЧ
— Маму Стрельцова, Софью Фроловну, снимали вскоре после похорон
сына?
— Да. Тяжелые съемки. Все время плакала, каждый день ездила на кладбище…
— Когда беседовали с Валентином Ивановым, не показалось, что к Стрельцову
он относился без большой любви?
— Допускаю. Воронин достиг всего трудом. Стрельцов — талантом. Иванов
— понемножку и тем, и другим. Сам признавал, что Эдуард — талантливее.
При этом не скрывал раздражения, когда его просили рассказать о
Стрельцове: «Опять?! Да сколько можно…» Ревность ли это? Наверное!
— На вас хоть раз Козьмич прогневался?
— Однажды неудачно повернулся и камерой, которая висела на плече,
ударил его в живот. Еще и новенький костюм испачкал. Реакция была
такой, что понял — сегодня съемки не будет. И завтра тоже.
— Проводил матерком?
— Ну да. Козьмич — резкий, шумный, вспыльчивый. С годами отношения
потеплели. Помню, на премьерах в Доме кино просил его не уходить
из «Торпедо»: «Валя, без тебя все развалится…» Но он уже тренировать
не хотел.
— С какого года болеете за «Торпедо»?
— С 1943-го! Еще жил в Свердловске, слушал по радио репортажи Синявского.
А в 1960-м приехал в Москву поступать во ВГИК и впервые увидел «Торпедо»
живьем. В финале Кубка с тбилисским «Динамо». На 120-й Иванов забил
победный гол — 4:3. Мне кажется, это лучший матч в истории нашего
футбола — по уровню игры, технике, фантазии.
— Сегодняшнее «Торпедо» — боль для вас? Или давно отпустило?
— Грустно, что такой клуб никому не нужен. Одно название осталось.
Теперь за «Уралом» слежу — все ж таки земляки!
— Был герой, с которым у вас отношения категорически не сложились?
— В 1968-м в фильме «Три капитана» хотел снимать еще Яниса Лусиса,
олимпийского чемпиона по метанию копья. Но этот латыш к идее отнесся
равнодушно. Сниматься не хотел — ну, я и не лез к нему. Подумаешь…
— Сняли вместо него кого-то другого?
— Да нет. Было «Четыре капитана», осталось три. Тальтс, хоккеист
Вячеслав Старшинов, 18-кратный чемпион Союза по велоспорту Станислав
Москвин. Переломная для меня картина.
— Почему?
— На этом фильме я понял, что такое психология кинообраза. Показал,
какой труд стоит за работой спортсменов. Вот Тальтс, у которого
от нагрузки на тренировках вываливается язык. Вот Старшинов с каплей
на подбородке, жутко переживающий свое удаление в матче «Спартак»
— ЦСКА. Вот Москвин, который хочет пропустить гонку по дорогам Крыма,
однако тренер Борисов заставляет выйти на старт. Мы снимаем из коляски
мотоцикла. Борисов, подыгрывая нам, кричит: «Стасик, обгоняй! Еще…
Еще… Еще…» На наших глазах Стасик обходит восьмерых. Надо видеть
его лицо. В этом взгляде все! И ненависть к тренеру, который делает
из него ломовую лошадь. И понимание, что нужно терпеть, ведь иначе
победы не будет… Передать на камеру это невероятно сложно
— Кого вы искали для фильма, — но найти не смогли?
— Женщину, которая была голосом Праги во время наступления наших
войск. Дали примерный адрес, полетел в Прагу, сбился с ног — бесполезно.
Никто не знал о ее судьбе. Пока вдова Юлиуса Фучика не рассказала,
что женщина эмигрировала в Париж. Как вы догадались, картина не
о спорте.
А для фильма «Вратарь ХХ века» хотел записать интервью с Франтишеком
Планичкой. Меня убедили, что он давным-давно скончался. 1990-й,
никакого интернета — как проверить? Позже выяснилось — в тот год
Планичка приезжал на чемпионат мира в Италию, заглядывал в пресс-центр,
общался с журналистами. Ему было за 80. Получается, ходили одними
коридорами, но не встретились.
— Обидно.
— Из других вратарей сложности возникли с Хансом ван Брекеленом
и Питером Шилтоном. Первый нас послал, второй попросил деньги за
интервью.
— Много?
— Уточнил: «Сколько вам нужно времени? Час? 500 фунтов». Снимался
фильм на деньги голландцев, они согласились. В гостинице подхожу
к Шилтону, протягиваю купюры. Первое, что сделал — пересчитал! Тут
уж я напрягся. А Шилтон отнес деньги в номер, спустился: «Я в вашем
распоряжении». Откланялся ровно через час — минута в минуту. Но
мы все успели.
— Все английские голкиперы такие?
— К счастью, нет. Чемпион мира-1966 Гордон Бэнкс — золотой мужик.
Созвонились, пригласил в гости. Жил он на северо-западе Англии,
в городке Мэйдли. Договорились, что будет ждать на заправке. По
дороге из Лондона мы попали в гигантскую пробку, опоздали на час…
— Дождался?
— Да! Хоть я был готов уже к любому повороту. Приехали домой, все
показал, рассказал. Как ни странно, в футболе Бэнксу после завершения
карьер работы не нашлось. Трудился в конторе, связанной с отдыхом
пенсионеров.
— За Зеппом Майером долго охотились?
— Тоже любопытная история. Собирались к нему в Мюнхен, а нам говорят
— Зепп взял собаку и укатил в Дортмунд. На соревнования конников.
Мчимся туда, находим стадион, видим на трибуне Майера с собачкой.
Болеет за дочь — она занималась конным спортом. Объяснили ситуацию,
Зепп пригласил на тренировку — работал с вратарями сборных Германии
разных возрастов. Сразу предупредил: «Снимайте все, что хотите.
У меня секретов нет…» Дино Дзофф — такой же, ничего не скрывал.
— Кто еще из вратарей произвел приятное впечатление?
— Мишель Прюдомм — живой такой, непосредственный, эмоциональный.
С Вальтером Дзенгой мило пообщались. Выпросил у нас «русскую куклу»
в подарок.
— Куклу?
— Да, так сказал. Принесли ему матрешку — оказалось, то, что надо.
— С Сандро Маццолой вы смотрели запись, как он не забил пенальти
Яшину?
— Маццола рассказал, что перед ударом его охватила паника: «Мне
20 лет, напротив — великий вратарь. Я был в полной растерянности,
не знал, что делать, куда бить…» Разговаривали в его частной студии
в Милане, на прощание он подарил хронику своих выступлений в футболе,
где были даже детские кадры. Мы это использовали в фильме. Спустя
три года после премьеры читаю в какой-то газете: «Суперэксклюзив!
Маццола в своей студии принял журналиста из России и впервые прокомментировал
не забитый Яшину пенальти…» Смех и грех.
ПАХОМОВА
— С Еленой Чайковской на съемках «Льда и фантазии» намучились?
— Что вы! Вот там по-настоящему душевные связи!
— Чайковская — душевный человек?
— Чайковскую надо понять. Она боится, что кто-то будет внедряться
в ее работу. Поэтому круг друзей ограничивает. Но мы с Рубеном в
него входили, пускала нас домой. Что хотите — то и снимайте.
— Муж Чайковской, Анатолий, играл большую роль?
— Огромную. Все смягчал и налаживал. Потому что сама Чайковская
держала учеников в черном теле. С Линичук доходило до слез. Мама
Наташи приезжала в Ригу на сборы, мне говорила: «Поставлю вам самый
дорогой коньяк, если улучшите отношения…»
— Как же они работали — если отношения гнетущие?
— А вот работали. Линичук закрутила роман с каким-то парнем в Риге
— так Чайковская устроила ей блокаду молчания. Тренируйся — и все.
— Удалось примирить?
— Ну уж не за коньяк. Как-то общими усилиями привлекли Лену к нашему
столу, вместе тянули винцо, беседовали, слушали Высоцкого… Оттаяла.
— К Линичук тоже?
— Ну да. Она развелась с Карпоносовым?
— Говорят… Сквозь ваш милый фильм «Лед и фантазия» прорывается,
насколько Пахомова была железным человеком.
— Очень жесткая и очень сложная!
— Значит, мы правильно почувствовали?
— Да. Пахомова привыкла руководить Сашей Горшковым. Все заставляла
его переделывать, все было не так — и шаг, и то, и это… Придиралась!
Тот чуть сильнее нажал на ее руку — она вскипела, отбежала в сторону.
Разобиделась страшно.
— А Горшков?
— Оставался спокойным. Не в первый же раз. Дождался, пока отойдет.
Потом Пахомова смягчилась, сама подъехала к Саше. Чайковская выдохнула
с облегчением… Мы сняли эту сцену. После показывали фильм на БАМе
солдатикам. Я ждал, как будут реагировать на этот эпизод. Все выдохнули
с таким же облегчением, как Чайковская! Полторы тысячи человек!
— Горшков — парень мягкий?
— Мягкий, послушный. Тщательный такой, все делал абсолютно точно.
Ни к чему не придерешься.
— Еще что помнится о Пахомовой?
— Как скрывала свои недостатки. Я все хотел раскопать какую-нибудь
ее слабинку — моментально становилась колючей. Так и не удалось
ничего выпытать. Смотрела в упор: «Я понимаю, что вы хотите. Не
выйдет». Категорически была против того, чтоб снимали у нее дома.
А Чайковская услышала: «Тогда давайте у меня».
С другой стороны, когда у Пахомовой был день рождения, пригласила
нас с Рубеном домой. Принесли корзину с фруктами. Говорим: «А где
же ваши друзья?» Вдруг ответ: «Вот вы — единственные мои друзья…»
Я поразился!
— Мы тоже поражаемся.
— Потому что она всех швыряла «от борта». Можно понять — другие
получали больше от страны, чем Людмила. Хотя заслуживала иного отношения.
Была сильнее на голову, сама это знала!
— Примеры есть?
— Немецкая пара, брат и сестра Бук, на чемпионате Европы шли на
первом месте после обязательного танца. У Пахомовой было такое настроение
— разнести все вокруг! Сама Бук подошла: «Я не виновата, что такие
оценки ставят…»
— Где Пахомова жила?
— В доме, где гостиница «Украина». Обычная квартира, медали на стене
не висели. Дома у нее побывали за пару лет до того, как обнаружили
болезнь, Пахомову убившую в 39 лет. Рак лимфы, безнадежное дело.
БОБРОВ
— Вы часто снимали героев в домашней обстановке. Чья квартира поражала?
— Про Славу Метревели говорил. А еще — квартира копьеметателя Владимира
Кузнецова. Вся заставлена копьями! Из США, Франции, Швеции, Китая,
Японии…
— Господи. Зачем?
— Он к тому времени выступать закончил. Тренером не был. Коллекционировал,
наверное. Музей сделал из квартиры. А еще удивительная квартира
— конферансье Евгения Кравинского. Весь дом — в фотографиях спортсменов!
И под стеклом стола, и на полках, и на стенах!
— Кто преобладал?
— Стрельцов, конечно. Боброва много.
— Вы с Бобровым встречались?
— Да, занятная история вышла на Олимпиаде. Мы отснялись, сидим в
своей компании. Приходит Бобров: «Прогуляемся?» Но гулять с ним
оказалось испытанием.
— Настолько узнаваемый?
— Городок маленький, из каждого окна высовывается человек: «Всеволод
Бобров?! Заходите!» Что делать, заходим. Где нальют, где что-то
подарят. Сумки, костюмы, сувениры. К концу улицы невозможно тащить
все это. Шли навьюченные. Невероятно простой человек. Смеялся: «Ты
— как мой брат. Носы одинаковые!»
— Легко было общаться?
— Очень! Никакого гонора!
— А у Сергея Бубки?
— С ним натерпелись по другой причине. Ежедневно снимали тренировки,
а он не мог взять рекордную высоту. Нервничал, кидал шесты, срывался
на тренера Виталия Петрова… Но были вознаграждены. Вскоре в Москве
на Играх Доброй воли-1986 установил мировой рекорд — 6,01. Его окружили
журналисты. Увидев нашу камеру, Бубка раздвинул толпу и произнес:
«Первое интервью — вот этим!»
— Слышали о вашем знакомстве с Саддамом Хусейном. Как в Багдад занесло?
— В начале 80-х ассоциация работников искусств Ирака пригласила
режиссера Юрия Чулюкина, художника-постановщика Михаила Богданова
и меня. Неделю проводили занятия в академии искусств. Чулюкин привез
фильм «Родины солдат» про генерала Карбышева. Богданов — картины,
этюдами для фильма «Каменный цветок» по сказкам Бажова. Я — «Двое
на треке».
Поселили в шикарном особняке, приставили слугу, который следил,
чтоб мы ни в чем не нуждались. Как-то утром сообщили: «Сегодня у
вас важная встреча…»
— Где принимал Саддам?
— В своем кабинете. Зашли — поразились. Скромная обстановка, дежурная
мебель. Никакого намека на роскошь. Чай пили из рюмок. Саддам держался
непосредственно. Улыбался, постоянно шутил. Предложил: «А давайте
подпишем договор о вашем содействии нашему искусству?» Ответили,
что без согласования с Москвой это невозможно. Минут через пятнадцать
аудиенция завершилась.
— Если б снимали фильм про современных героев спорта, кто бы шел
у вас под первым номером?
— Алексей Немов. До сих пор перед глазами момент на Олимпиаде в
Афинах. Зал гудит, недовольный судейскими оценками. А Немов, оставшийся
без медали, прикладывает палец к губам и успокаивает болельщиков.
Один этот жест говорит о его благородстве.