СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ИЛЬЯ КАЗАКОВ: «В КАЧЕСТВЕ ПРЕСС-АТТАШЕ СБОРНОЙ
РОССИИ Я ТОЧНО ЗА ПУБЛИЧНОСТЬЮ НЕ ГНАЛСЯ…»
Фото: rfs.ru
Комментатор ВГТРК, бывший пресс-атташе сборной России и колумнист
трех спортивных изданий Илья Казаков рассказал о работе с Капелло,
жесткости Адвоката, успехе «Историй футбола» и планах получить Нобелевскую
премию по литературе.
— В июле вы были в отпуске, а в русском футболе в это время случилось
очень много изменений. Вы намеренно дистанцировались от всего, что
происходило с Капелло?
— Нет, это было давно обговорено с женой. Это был самый оптимальный
временной интервал, чтобы уехать. Сборная в середине июня играла
против Австрии, а следующий сбор, если я на нем буду (интервью состоялось
до ухода Ильи Казакова из сборной — прим. Eurosport), пройдет в
конце августа или начале сентября. Поэтому июль подходил для отпуска.
— У вас во время отдыха не возникало ощущения, что в России вы были
нужнее, чем в Испании?
— При Фабио Капелло должность пресс-атташе была, в первую очередь,
должностью модератора. Медийного администратора. Я не являлся спикером
— тем более, в вопросах контракта Капелло.
— Вас устраивала ваша роль при Капелло? При Хиддинке и Адвокате
вы были более яркой медийной фигурой в сборной.
— Капелло сразу ввел правило: от лица сборной говорит только он
плюс те два игрока, которые ежедневно ходят в микст-зону. Меня это
полностью устраивало. Я точно не гнался за публичностью в качестве
пресс-атташе.
— С чемпионата мира в Бразилии прошло уже больше года. Что самое
важное случилось за это время в вашей жизни?
— Если говорить о профессиональной жизни, то я придумал и реализовал
с коллегами два сезона «Историй футбола». Для меня это было и важно,
и неожиданно. Для людей, думаю, тоже было неожиданно, что человек,
который уже воспринимается под каким-то углом зрения, смог сделать
продукт, который вызвал такой интерес. Может быть, это нагло, но
«Истории футбола» — единственная нашумевшая футбольная программа
за последние года три-четыре.
Если говорить о творчестве, то мы ударили по рукам с издательством
«Эксмо». У меня в ближайшее время выйдут три книги. Первая в октябре
— сборник футбольных рассказов. Затем под Новый год появится сборник
не футбольных рассказов. А весной выйдет третья книга, тоже не футбольная,
но уже более целостная. Еще я стал больше писать для разных СМИ.
Сейчас получил два предложения, но раздумываю над ними: не будет
ли это перебором для читателей?
— Лучший выпуск «Историй футбола»?
— Об Аршавине. Сообщения с похвалой присылали и бывший пресс-атташе
«Зенита» Женя Гусев, и Саша Бобров из «Спорт-Экспресса», один из
самых резких журналистов страны. То есть люди, с которыми мы не
являемся близкими друзьями. Аршавин был и первым, и неожиданным,
так что в этой программе все сошлось.
— Юрий Дудь рассказывал, что худшее интервью в его жизни было с
Антоном Шуниным. Текст визировал отец и убрал все самое яркое. Было
ли в «Историях футбола» такое, что герой просил что-то убрать?
— Нет, герои не просили убрать, но происходило другое. У нас много
интервью в рамках этой программы взял Мурад Латипов, а у него есть
одно удивительное качество: ему очень доверяют люди. Поэтому Мурад
сам попросил два момента убрать, чтобы просто не навредить собеседнику.
И еще была история с одним человеком. Он был второстепенным спикером,
дал маленькое интервью по одному вопросу, а буквально через неделю
получил приглашение на работу. Так вышло, что приглашение было в
то место, одним из руководителей которого был человек, про которого
шла речь в интервью. И этот фрагмент спикер попросил убрать. Я пошел
навстречу — это было связано с его работой и его будущим.
— От нескольких людей я слышал, что Илья Казаков — самый добрый
человек в мире.
— Фамилии людей?
— Зачем?
— А иначе не считается. Вот Кирилл Кикнадзе на «НТВ» очень любил
так делать. Он в выпусках новостей ссылался на оценки неведомых
экспертов и аналитиков. Мы всегда подшучивали и просили назвать
имена. «От нескольких людей я слышал» — ну, что это такое?
— Окей. Назову издания этих людей — «Спорт день за днем» и еженедельник
«Футбол». Вопрос: что способно разозлить самого доброго человека
в мире?
— Что угодно. Мне кажется, доброта и способность разозлиться — совсем
разные вещи.
— Что в последний раз злило вас так, что вы переставали себя контролировать?
— У меня четырехлетний сын, поэтому я как каждый нормальный родитель
несколько раз в день испытываю приступы злости. Стараюсь с этим
бороться — чтобы они либо не выходили наружу, либо были мне подконтрольны.
Я достаточно часто езжу в общественном транспорте — это тоже вызывает
раздражение. И еще я занимаюсь ремонтом — в таком деле приступы
ярости неминуемы.
— Когда вы в последний раз хамили?
— Запомнился случай в Италии — меня подрезал какой-то товарищ. Я
ехал по серпантину по знакам, которые ограничивали скорость до 40
километров в час. Дорога была горная, очень красивая, поэтому я
одновременно смотрел на пейзаж и старался не вылететь с серпантина.
Человек, ехавший позади, сначала был очень недоволен, потом меня
догнал, подрезал, посмотрел назад, а я ему высунул средний палец.
Он разозлился и стал резко притормаживать. Машина была застрахована,
и я думал: «Вот идиот. Ну, врежусь я в него, потеряем два часа времени,
а дальше что?».
— Когда вы в последний раз дрались?
— Если брать уличную драку, то это было очень давно — мне было лет
17. Если спортивную, то до 25 лет, когда я активно занимался каратэ.
— Расскажите про случай, который произошел, когда вам было 17.
— У нас во дворе была прекрасная компания — 12 мальчишек-одногодок.
Как часто бывает, нам с приятелем нравилась одна девушка. Он в ее
присутствии старался надо мной подшучивать. И я сначала как-то сдержанно
реагировал, а потом в один момент не выдержал, встал и ударил его.
Он ударил меня, мы подрались, а потом помирились.
— Кому досталась девушка?
— Девушка не досталась никому из нас двоих. Но, как ни странно,
нас с приятелем эта история сблизила.
— Есть ли в футбольном мире человек, которому вы не пожмете руку?
Он протягивает, а вы — нет.
— Нет, таких историй не было. О футбольном мире я могу сказать так:
к сожалению, я не пожму руку тем, кому я бы хотел ее пожать — Павлу
Садырину и Диме Пасынскому. Не пожму, потому что они умерли. Для
меня это проблема.
— Вы ругаетесь матом?
— Есть хорошее определение: джентльмен — человек, который называет
кошку кошкой, даже если только что об нее споткнулся. Я стараюсь
быть джентльменом, но, поскольку у меня есть довольно большая собака,
я время от времени матерюсь. И не только на собаку. Иногда смотрю
футбол и матерюсь. Надеюсь, это не выходит за те пределы, которые
я считаю нормальными. Это мат не на лавочке у подъезда и не в компании
с детьми или женщинами.
— Во время матча с Австрией вы много матерились?
— Нет, совсем не матерился. Матч у меня был юбилейным, сотым, материться
не хотелось. Тем более, что я смотрел ту игру с двумя разными чудесными
людьми. Справа от меня в пресс-ложе сидел Сева Непогодин, человек,
который удачно делает себе имя в России в качестве писателя и публициста.
А слева сидел Паша Кидисюк, руководитель спортивной редакции на
«России-24». Ну, чего материться?
— Когда Олег Шатов сказал, что труд футболиста сложнее, чем труд
журналиста, автор сайта «Чемпионат.com» Евгений Слюсаренко обиделся
и опубликовал в фейсбуке свое расписание: подъем в 5:30, отбой в
два часа ночи. Вы согласны с Шатовым или со Слюсаренко?
— Чтобы согласиться или поспорить с Олегом, нужно понимать, что
именно он имел в виду. Если он говорил про самопожертвование, то
человек, который пробивается наверх, живет в очень жестком графике
и часто отказывается от выходных. Я знаю возрастных игроков сборной,
которые в свой выходной едут, например, на массаж. Можно сказать,
что это приятная процедура, но ты сам нанимаешь массажиста, едешь
к нему и теряешь время в дороге просто для того, чтобы чувствовать
себя стабильно. Ты в чем-то постоянно себе отказываешь. Думаю, Олег
имел в виду именно это — жесткий распорядок, жесткая ответственность,
жесткий самоконтроль и постоянное давление. Тогда он абсолютно прав.
Но Женя Слюсаренко тоже прав, рассказывая о своем графике. Тот случай,
когда на один пример накладывается другой пример. И мне кажется,
что в сегодняшней России труд футболиста более энергозатратен, чем
труд журналиста.
— Почему?
— Среда такая, что футболисты остались в рамках старой парадигмы,
а журналистский спортивный мир переживает не лучшие времена. За
границей в серьезных изданиях журналист может взять неделю просто
на то, чтобы написать большой материал или съездить в командировку,
поработать, попахать, пообщаться. А в России такая ситуация нереализуема
по экономическим и другим причинам. Те лонгриды, которые у нас есть,
это, как правило, либо исторические изыскания, либо большие интервью.
— Вы согласны со Шмурновым, который сказал, что в России спортивная
журналистка в заднице?
— Нет, конечно. Посмотрите, что делают с «Футболом» братья Вдовины
— они пришли в умирающий журнал и совершили чудо. Как оживает «Совспорт»
при Паше Садкове. «Спорт-Экспресс» начинает новый этап после масштабной
перезагрузки. Надеюсь, новый ТВ-холдинг тоже даст поводы для комплиментов.
Появляются очень яркие молодые авторы — Дима Егоров, Муйжнек в «СС»,
Папенков в «СЭ», Опахин и Чернявский в «Футболе».
— Вы сказали, что российские игроки сами ездят на массаж. О ком
речь?
— Игнашевич, Вася Березуцкий, некоторые спартаковцы.
— Из ваших текстов и постов сложилось ощущение, что вам было не
очень комфортно работать с Сергеем Фурсенко. Это правда?
— Сложный вопрос. Не могу сказать, что мне не нравилось работать
с Фурсенко. Сергей Александрович был очень необычным, импульсивным
и эмоциональным руководителем. Он часто был непредсказуемым для
своих сотрудников, но я не могу сказать, что я видел от него что-то
негативное.
— Случай с Фурсенко, когда он вас шокировал сильнее всего.
— Он поехал в Нахабино презентовать Студенческую лигу, а там внезапно
сообщил, что чемпионат переходит на систему осень-весна. Я знал,
что у него есть такие планы, он о них рассказывал в своем кругу.
Но то, как Фурсенко объявил об этом, конечно, удивило.
— Вы не хотели сделать с ним «Истории футбола»?
— Он был не готов для интервью. Вероятно, потому что у него не было,
с чем выходить. Он не хотел выходить с историями про «Зенит» и Евро-2012,
а ничего нового либо не мог, либо не хотел рассказать.
— Руслан Пименов рассказывал, что состав Дику Адвокату надиктовывали
футболисты «Зенита». Пименову стоит верить?
— Я уверен на 300%, что это неправда. Руслан не мог этого знать.
Я с 2005 года работаю в сборной, но ни на одном из сборов с Пименовым
не пересекался. А Дик — человек, который вряд ли мог позволить что-то
себе диктовать. В Македонии, например, Фурсенко с Писаревым хотели
зайти на предматчевую установку, а Дик их просто не пустил. Зная
Адвоката, тяжело представить, что кто-то мог оказывать на него давление.
— Проблема в том, что мысль Пименова про особые условия для игроков
«Зенита» повторил Павлюченко, которого Дик вызывал в сборную.
— Дик бесконечно доверял тем людям, на которых оперся. Он говорил:
«Если я подпустил к себе человека, я буду близок и откровенен с
ним до того момента, пока этот человек меня не подведет». Плюс на
Дика очень повлияла та история с заменами в 2004-м, когда он неудачно
поменял Роббена в матче с Чехией, и Голландия проиграла, ведя 2:0.
Адвоката это очень изменило, он старался не отходить от выбранного
состава.
— Я слышал историю про то, как Адвокат пришел в ресторан с помощниками,
увидел в счете 6000 рублей и сразу покраснел от возмущения: его
дичайше душила жаба платить эти деньги за ужин. Дик — скупой и алчный
человек?
— Совершенно не алчный. И, могу сказать за себя, сколько раз мы
с ним пили кофе, он всегда платил по счету сам, а не записывал эти
деньги в расходы РФС.
— А Капелло записывал кофе в расходы РФС?
— Нет. Капелло — джентльмен в полном смысле этого слова. Поведение,
манеры, этикет — он аристократ, очень щепетилен даже к мелочам.
Капелло никогда не отказывал в фотографии или автографе, а это тяжелая
работа — быть публичной персоной. Он ни разу не повел себя высокомерно.
— Вы работали пресс-атташе сборной чуть больше 10 лет. Самый сложный
период за это время?
— Легких-то не было. Самый тяжелый — первые дни. Я только пришел
и не понимал, что от меня требуют. В 2005-м в сборной не было видеооператора,
а ВГТРК показывал все 8 матчей в туре. И я два дня в неделю по собственной
инициативе сидел и монтировал видео на каждого кандидата в сборную.
Потом видеооператор все же появился.
— Вы работаете колумнистом в трех изданиях — еженедельнике «Футбол»,
«Спорте день за днем» и «Футбол. Ревю». Как определить, куда что
отправлять?
— Проще всего с «Футболом». Денис Вдовин — самый недооцененный в
отрасли главный редактор. Человек редкого ума и больших организаторских
способностей. Денис набрасывает ту тему, которую интереснее раскрыть.
С Ваней Жидковым из «СДЗД» мы тоже советуемся, списываемся, но Вдовин
ставит более четкие задачи. А в «Футбол. Ревю» у меня скорее не
колонка, а раздел «Мнение». Есть задача — два мнения в неделю по
тем событиям, которые мне показались важными.
— Мне рассказывали, что при такой интенсивности работы вы всегда
соблюдаете дедлайны.
— Это сборная. Сборная невероятно учит дисциплине.
— Обычно журналисты в общении с тренерами либо лебезят, либо ведут
себя слишком нагло и дерзко. Вам удалось стать другом или приятелем
Слуцкого, Черчесова, Бородюка и многих других тренеров. В чем секрет
общения с ними?
— Это как в фильме «Москва слезам не верит». Чтобы выйти замуж за
генерала, нужно стать женой лейтенанта. Слуцкий, например, только-только
стал тренером «Москвы», когда мы начали общаться. С Бородюком познакомились
в 1999-м, когда он только завершил карьеру игрока. Не могу сказать,
что я друг Сергея Прядкина, но его тоже знаю с 1999 года. Они все
были очень молодыми и не очень статусными. Я с ними общаюсь как
с людьми, а не как с фамилиями или визитными карточками. И мы с
ними много говорим не только о футболе, но и о жизни.
— Но Хиддинк, с которым вы подружились и который даже присутствовал
на вашей свадьбе, уже был суперзвездой.
— Хиддинк — да. Но Гус сам говорил, что ему нравится общаться с
молодыми и подпитываться у них энергией — нельзя общаться только
со стариками, иначе сам станешь стариком.
— Вы общаетесь с Черчесовым. Ротенберг-младший на правом фланге
обороны — инициатива Ротенберга-старшего?
— Есть же статистика: «Динамо» при Ротенберге, «Динамо» без Ротенберга.
Могу сказать, что Стас — очень жесткий и очень волевой человек.
И он один из тех представителей своего поколения, которые четко
понимают, что такое престиж в профессии.
— Что такое престиж в профессии?
— Лобановский, Хиддинк, Капелло показывали это своей работой. Тренер
должен быть боссом для игроков и не быть кем-то вроде «подай-принеси»
для работодателя. То, что было во времена СССР, если мы говорим
о тренерской профессии.
— Как вы думаете, удастся ли Хиддинку еще что-то выиграть?
— Мне кажется, он уже устал. Он сам сказал, что хочет быть консультантом
при одном из своих учеников, а их довольно много. Думаю, Хиддинк
не останется в сборной, а пойдет к Коку в ПСВ под Лигу чемпионов.
— А Дику Адвокату не пора на пенсию вместо АПЛ?
— Знаменитую фразу про то, что тренером можно быть только до 60
лет, Бышовец сказал мне в программе «Диагональ». Ему тогда было
58, и он был на очередной волне противостояния с Лобановским. Время
пролетело, и потом Бышовец сказал: «Тогда я этого не понимал, но
и в 60 лет можно себя чувствовать комфортно». Не существует биологического
возраста для тренера.
— Вы верите в возвращение Бышовца?
— Тренером в Россию?
— Да.
— Не верю. Хотя я точно так же не верил, что Торбинский в сборную
вернется, а он вернулся. Помню, стояли с Васей Березуцким, беседовали
у входа, заходит Дима — маленький, худенький, колючим взглядом по
сторонам косится. И Вася ему говорит: «Торба, это — камбэк десятилетия».
Может, и с Бышовцем будет камбэк десятилетия. Но, мне кажется, очень
сильно поменялся круг работодателей: люди, которые могли его назначить,
сейчас не у дел.
— Как вы находите время для чтения серьезных книг?
— Живу за городом, читаю в дороге — в электричке, в метро.
— Последняя книга, которая вас поразила.
— Наверное, «Анна Каренина». Толстой четко описал все модели взаимоотношений,
которые могут быть в семье. Очень простой и красивый язык.
— Андрей Бодров, работавший в «Советском спорте», жаловался, что
вы попросили убрать критику Донцовой и Устиновой из интервью врача
сборной Эдуарда Безуглова.
— Мне не понравилась уничижительная форма. Мы с Таней родственники,
кумовья одной девочки — я крестный отец, а она — крестная мать.
С Груней (настоящее имя Донцовой) я тоже знаком и знаю, какие они
в повседневной жизни, на застольях. Несмотря на общее отношение
публики к ним, они тиражные авторы. У Устиновой за очень короткий
срок продано 80 тысяч экземпляров новой книги из новой серии.
— Вы читаете эти книги?
— К своему стыду — нет.
— Устинова — ваша родственница, а интервью давал Безуглов.
— Он попросил почитать, и я сказал, что его фраза звучит некорректно
по отношению к женщинам. Эдуард Николаевич согласился.
— В превью одного из ваших интервью я читал, что к 50 годам вы планируете
получить Нобелевскую премию по литературе. Как продвигается процесс?
— Пару месяцев назад я резал на кухне мясо, торопился и нож соскочил.
Хороший дорогой японский нож. Он проткнул мне руку почти насквозь,
попав точно на линию судьбы. Помню, кровь хлещет, а я стою, смотрю
на ладонь и в голове только одна мысль: может, и правда, пора?
Я очень давно силился что-то написать. Так, чтобы целостное, а не
обрывками.
И вот начал. Чтобы приучить себя писать ежедневно, начал делать
это на фейсбуке. Сначала рассказы лайкали пятьдесят человек, потом
сто, потом двести. Последние — уже более четырехсот. Людям нравится
то, что и как я пишу. И мне, если честно, тоже.
Спустя полторы недели после интервью выяснилось, что Илья Казаков
не продолжит работу в сборной. В разговоре с Eurosport.ru Илья так
прокомментировал эту ситуацию: «Руководство РФС поблагодарило меня
за работу, сказав, что ко мне нет претензий ни как к профессионалу,
ни как к человеку. Конкретная причина расставания названа не была.
Я желаю удачи новому штабу сборной».