СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ЗАБУДЬТЕ О КРАСНО-БЕЛОМ СЕРДЦЕ
Дмитрий
ГИРИН
«Спартак» не сходит с передовиц СМИ. Ничего удивительного в этом
в общем-то нет — такова участь самого популярного и самого ненавидимого
клуба страны. Но в последнее время информационные поводы более чем
существенные: на прошлой неделе крайне странным заявлением разразился
Леонид Федун, огорошив новостью о своем уходе с поста председателя
совета директоров, а во вторник стало известно, что в отставку отправлен
генеральный директор Роман Асхабадзе.
Встал вопрос: кто и как теперь будет управлять «Спартаком»? И сразу
же понесся мощный гул общественности: руководить клубом обязательно
должны люди с красно-белым прошлым. Мол, только они способны вернуть
команду на былые, ныне утраченные высоты.
«Теперь остается только гадать, кого Федун имел в виду, говоря о
том, что теперь командой должны заниматься профессионалы. Очень
хотелось бы, чтобы это были люди, верные спартаковским традициям.
И если это произойдет, то мы, болельщики, вновь увидим тот футбол,
с которым „Спартак“ девять раз выигрывал золото российских чемпионатов»,
— считает народный артист России Михаил Ефремов.
«Желательно, чтобы это был бывший спартаковец», — говорит легенда
красно-белых Никита Симонян, отвечая на вопрос о новом гендиректоре.
И, думаю, подписаться под этими словами готовы миллионы болельщиков
«Спартака» по всей России.
Однако глубоко убежден, что, пойдя по этому пути, клуб совершит
очень большую ошибку. Ни в какое светлое будущее (или, может быть,
прошлое, ведь все же тоскуют об ушедшем золотом веке) он не приведет,
а блуждания по пустыне лишь продолжатся. Попробую объяснить свою
точку зрения.
Давайте наконец признаем, что спорт, и футбол в частности, — это
часть индустрии развлечений. В январе прошлого года мне в составе
группы студентов бизнес-школы RMA посчастливилось встретиться с
ведущими менеджерами ряда клубов английской премьер-лиги. И директор
по продажам «Фулхэма» Майк Максуини тогда сказал: «Сейчас мы боремся
за зрителя не с другими командами Западного Лондона. Наши конкуренты
— это кинотеатры, музеи, концертные площадки». И если футбол — это
часть шоу-бизнеса, то жить и развиваться он должен по его законам.
В таком случае футбольный клуб должен рассматриваться исключительно
как бизнес-проект, главная цель которого — зарабатывание денег и
извлечение прибыли. Он развлекает публику, дает ей возможность приятно
провести досуг — она в ответ ему за это платит. Все. Так что давайте
отбросим наконец в сторону всю красивую шелуху. При этом, разумеется,
никто не отрицает, что у клуба есть определенная социальная ответственность
и он обязательно должен ее нести.
Поэтому я бы очень хотел, чтобы вся структура «Спартака» была выстроена
именно под эти цели, а к его руководству пришли не товарищи с красно-белыми
сердцами, разглагольствующие про возрождение славных традиций и
живущие прошлым, а люди, знающие и понимающие, как этих целей достичь.
Потому что красно-белое сердце не поможет в деле привлечения спонсоров.
Красно-белое сердце не прода c т ложи на «Открытие Арене» и абонементы
на обычные зрительские места. Красно-белое сердце не создаст CRM
-систему (то есть система управления взаимоотношениями с клиентами),
без которой сейчас немыслима работа любого клуба. Красно-белое сердце
не выстроит грамотную систему лицензирования продукции и мерчандайзинга.
А вот необходимые знания и профессионализм помогут.
Давайте вспомним: едва ли не первое, что сделал Роман Абрамович,
став владельцем «Челси» в 2003 году, — это переманил из «Манчестер
Юнайтед» Питера Кеньона, имевшего на тот момент репутацию лучшего
футбольного управленца и сделавшего «красных дьяволов» лидерами
индустрии. И за шесть лет на посту исполнительного директора он
сумел выстроить в «Челси» эффективную систему. Так, сезон-2013/14
клуб завершил с прибылью в 18,4 миллиона фунтов. И никого в Лондоне,
когда они приглашали Кеньона, не смущало, что ранее он называл себя
страстным болельщиком «Манчестер Юнайтед».
Или другой пример. «Нью-Йорк Сити» — новообразованный клуб, проводящий
первый год в лиге MLS, продал перед началом сезона 16 тысяч абонементов.
Это, между прочим, больше, чем любая команда РФПЛ — кроме «Спартака».
Руководит этим направлением Майк Куарино, начинавший карьеру в маркетинговом
агентстве, а затем работавший в других командах MLS — «Филадельфии»
и «Нью-Йорк Ред Булл». Хранил ли он в своем сердце с самого детства
любовь к «Нью-Йорк Сити»? Разумеется, нет. Но он классный специалист,
здорово сделавший свою работу.
При этом никто не говорит, что нужно плюнуть с высокой колокольни
на историю и традиции. Они должны быть, и их нужно хранить. Они
есть в любой компании. Когда ветераны команды работают в структуре
клуба — это прекрасно. Но пусть это не выходит за рамки спортивной
составляющей — академия, юношеские команды, селекционная служба.
Но не должна красно-белость быть главным критерием при назначении
менеджмента.
В заключение еще одна короткая история из Англии. Тогда же, зимой
2014-го, на встрече с главой департамента бизнес-стратегии «Арсенала»
Джеймсом Марреем задал ему вопрос: как он относится к тому, что
клуб вот уже 10 лет не может выиграть трофей, но при этом успешен
на рынке? Что для него важнее — деньги или титулы? Маррей честно
сказал, что нынешняя ситуация, когда команда занимает 3-4-е места
в премьер-лиге, регулярно играет в Лиге чемпионов, стадион всегда
заполнен, а клуб извлекает прибыль, являясь более чем успешным в
плане бизнеса, боссов вполне устраивает.
И я совсем не против, чтобы то же самое можно было сказать и про
«Спартак». Разумеется, с поправкой на российские реалии. Кстати,
«Арсенал» спустя несколько месяцев после этого разговора выиграл
Кубок Англии, а в субботу может защитить этот титул.