ЗАБУДЬТЕ О КРАСНО-БЕЛОМ СЕРДЦЕ – Сборная России по футболу
СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР МАТЧЕЙ
Сборная России по футболу

ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ


ЗАБУДЬТЕ О КРАСНО-БЕЛОМ СЕРДЦЕ

Дмитрий ГИРИН

«Спартак» не сходит с передовиц СМИ. Ничего удивительного в этом в общем-то нет — такова участь самого популярного и самого ненавидимого клуба страны. Но в последнее время информационные поводы более чем существенные: на прошлой неделе крайне странным заявлением разразился Леонид Федун, огорошив новостью о своем уходе с поста председателя совета директоров, а во вторник стало известно, что в отставку отправлен генеральный директор Роман Асхабадзе.

Встал вопрос: кто и как теперь будет управлять «Спартаком»? И сразу же понесся мощный гул общественности: руководить клубом обязательно должны люди с красно-белым прошлым. Мол, только они способны вернуть команду на былые, ныне утраченные высоты.

«Теперь остается только гадать, кого Федун имел в виду, говоря о том, что теперь командой должны заниматься профессионалы. Очень хотелось бы, чтобы это были люди, верные спартаковским традициям. И если это произойдет, то мы, болельщики, вновь увидим тот футбол, с которым „Спартак“ девять раз выигрывал золото российских чемпионатов», — считает народный артист России Михаил Ефремов.

«Желательно, чтобы это был бывший спартаковец», — говорит легенда красно-белых Никита Симонян, отвечая на вопрос о новом гендиректоре.

И, думаю, подписаться под этими словами готовы миллионы болельщиков «Спартака» по всей России.

Однако глубоко убежден, что, пойдя по этому пути, клуб совершит очень большую ошибку. Ни в какое светлое будущее (или, может быть, прошлое, ведь все же тоскуют об ушедшем золотом веке) он не приведет, а блуждания по пустыне лишь продолжатся. Попробую объяснить свою точку зрения.

Давайте наконец признаем, что спорт, и футбол в частности, — это часть индустрии развлечений. В январе прошлого года мне в составе группы студентов бизнес-школы RMA посчастливилось встретиться с ведущими менеджерами ряда клубов английской премьер-лиги. И директор по продажам «Фулхэма» Майк Максуини тогда сказал: «Сейчас мы боремся за зрителя не с другими командами Западного Лондона. Наши конкуренты — это кинотеатры, музеи, концертные площадки». И если футбол — это часть шоу-бизнеса, то жить и развиваться он должен по его законам.

В таком случае футбольный клуб должен рассматриваться исключительно как бизнес-проект, главная цель которого — зарабатывание денег и извлечение прибыли. Он развлекает публику, дает ей возможность приятно провести досуг — она в ответ ему за это платит. Все. Так что давайте отбросим наконец в сторону всю красивую шелуху. При этом, разумеется, никто не отрицает, что у клуба есть определенная социальная ответственность и он обязательно должен ее нести.

Поэтому я бы очень хотел, чтобы вся структура «Спартака» была выстроена именно под эти цели, а к его руководству пришли не товарищи с красно-белыми сердцами, разглагольствующие про возрождение славных традиций и живущие прошлым, а люди, знающие и понимающие, как этих целей достичь. Потому что красно-белое сердце не поможет в деле привлечения спонсоров. Красно-белое сердце не прода c т ложи на «Открытие Арене» и абонементы на обычные зрительские места. Красно-белое сердце не создаст CRM -систему (то есть система управления взаимоотношениями с клиентами), без которой сейчас немыслима работа любого клуба. Красно-белое сердце не выстроит грамотную систему лицензирования продукции и мерчандайзинга. А вот необходимые знания и профессионализм помогут.

Давайте вспомним: едва ли не первое, что сделал Роман Абрамович, став владельцем «Челси» в 2003 году, — это переманил из «Манчестер Юнайтед» Питера Кеньона, имевшего на тот момент репутацию лучшего футбольного управленца и сделавшего «красных дьяволов» лидерами индустрии. И за шесть лет на посту исполнительного директора он сумел выстроить в «Челси» эффективную систему. Так, сезон-2013/14 клуб завершил с прибылью в 18,4 миллиона фунтов. И никого в Лондоне, когда они приглашали Кеньона, не смущало, что ранее он называл себя страстным болельщиком «Манчестер Юнайтед».

Или другой пример. «Нью-Йорк Сити» — новообразованный клуб, проводящий первый год в лиге MLS, продал перед началом сезона 16 тысяч абонементов. Это, между прочим, больше, чем любая команда РФПЛ — кроме «Спартака». Руководит этим направлением Майк Куарино, начинавший карьеру в маркетинговом агентстве, а затем работавший в других командах MLS — «Филадельфии» и «Нью-Йорк Ред Булл». Хранил ли он в своем сердце с самого детства любовь к «Нью-Йорк Сити»? Разумеется, нет. Но он классный специалист, здорово сделавший свою работу.

При этом никто не говорит, что нужно плюнуть с высокой колокольни на историю и традиции. Они должны быть, и их нужно хранить. Они есть в любой компании. Когда ветераны команды работают в структуре клуба — это прекрасно. Но пусть это не выходит за рамки спортивной составляющей — академия, юношеские команды, селекционная служба. Но не должна красно-белость быть главным критерием при назначении менеджмента.

В заключение еще одна короткая история из Англии. Тогда же, зимой 2014-го, на встрече с главой департамента бизнес-стратегии «Арсенала» Джеймсом Марреем задал ему вопрос: как он относится к тому, что клуб вот уже 10 лет не может выиграть трофей, но при этом успешен на рынке? Что для него важнее — деньги или титулы? Маррей честно сказал, что нынешняя ситуация, когда команда занимает 3-4-е места в премьер-лиге, регулярно играет в Лиге чемпионов, стадион всегда заполнен, а клуб извлекает прибыль, являясь более чем успешным в плане бизнеса, боссов вполне устраивает.

И я совсем не против, чтобы то же самое можно было сказать и про «Спартак». Разумеется, с поправкой на российские реалии. Кстати, «Арсенал» спустя несколько месяцев после этого разговора выиграл Кубок Англии, а в субботу может защитить этот титул.

«Спорт-Экспресс», 28.05.2015

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru