СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ЛЕОНИД ГЕНУСОВ: «РАБОТАТЬ С МУТКО БЫЛО
НЕ СЛОЖНО»
Фото: sportsdaily.ru
На его передачах люди уже почти 10 лет до хрипоты спорят о «Зените».
Но так было далеко не всегда - Леонид Генусов попал в «Зенит», когда
у того не было не только сегодняшней популярности, но, как он сам
говорит, «вообще ничего». Бывший зенитовский пресс-атташе застал
министра спорта Виталия Мутко в начале его большого спортивного
пути, 18-летнего Кержакова и этап, когда «Зенит» из дерзкого середняка
превратился в богатого фаворита. Игроков и тренеров которого каждый
понедельник обсуждают на канале «Санкт-Петербург».
Почему надо перебивать эксперта
- Для вас передача «Одиннадцать свидетелей» - это...
- Так сложилось, что «Зенит» в Питере - центр спортивной любви.
Люди даже могут футбол не любить, но обожать «Зенит». Наша передача
показывает срез мнения общества о «Зените», о происходящем в команде
и вокруг нее. Поэтому для меня важно, чтобы участники были эмоциональны
и говорили о наболевшем - как, например, отсутствие в команде российских
игроков, нужен ли нам Андре Виллаш-Боаш или почему Халк играет в
каждом матче. Моя же роль - дирижировать этим процессом.
- Что объединяет болельщиков, которые приходят на передачу?
- Убежденность в своей правоте. Например, эксперта, который с ними
сидит в студии, не слушают - по их мнению, они разбираются в футболе
лучше него. А увлеченные и горячие рассуждения не оставляют сомнений,
что они всегда лучше тренера знают, что надо делать.
- Вы тоже иногда вступаете с ними в горячие споры. Сколько в этом
вашего настоящего мнения?
- Ой, мало (улыбается). Завожусь по-настоящему я, только если болельщики
начинают огульно ругать тренера. Тогда вписываюсь в это «варево»
и объясняю, что в тренерской работе полно нюансов, которые они не
видят. В остальных случаях специально провоцирую и ловлю на противоречиях,
чтобы создать спор. Например, после разгрома ПСВ на «Петровском»
один из гостей передачи говорит, что, мол, так «Зенит» и должен
играть. А я сразу напоминаю человеку, как он только что говорил
об отсутствии игры. Спрашиваю: «Как же так, вы утверждаете, что
Виллаш-Боаш не может выстроить игру, ничего у «Зенита» не получается,
но почему тогда он крупно побеждает?» Если участник передачи эмоционален,
после такого указания на противоречие драйв беседе обеспечен.
- Особенно если собеседник - Юрий Браженко?
- Да, его уже можно назвать звездой (смеется). Юра популярнее меня.
Бывает, останавливают гаишники, узнают и говорят: «Вы там Браженко
не трогайте, это наш человек». В том смысле, что высказывает мнение
огромного количества людей.
- Бывает, что ситуация в студии по-настоящему выходит из-под контроля?
- Дважды было на передаче «Pro&Contra». Сначала возник инцидент,
когда в качестве эксперта выступал Александр Бубнов. Он по ходу
передачи затронул историческую тему, не связанную с футболом. Никого
лично Бубнов не задел, но в своей оценке, думаю, был неправ. Один
из журналистов и бросил реплику по этому поводу, Бубнов ее услышал
и предложил выйти, выяснить отношения на кулаках.
- Что было дальше?
- Мне стоило больших усилий их успокоить. Уже после передачи Бубнов
спросил меня, что это за человек, с которым он едва не сцепился.
Но все закончилось мирно - тот подошел, они уже без эмоций разрулили
ситуацию, по-моему, даже руки пожали. Как минимум не подрались.
- А второй случай?
- Он тоже связан с экспертом. Бывшим футболистом «Зенита». У меня
есть специальный прием - прерывать говорящего. Ведь время передачи
ограничено, а каждый норовит высказываться минут по десять. Кроме
того, когда перебиваешь, это добавляет градуса спору. Прервал я
и этого эксперта. Ему до того не понравилось, что он перестал со
мной разговаривать. Демонстративно. Потребовалось время и усилия,
чтобы вернуть его к беседе.
- У нас мнения по поводу соответствия званию эксперта иногда расходятся.
А какие критерии у вас?
- Опираюсь на два качества. Профессиональное знание футбола или
умение хорошо говорить, подробно рассказывать о важных моментах.
Если эти два качества объединены в одном человеке, эксперт получается
забойный. Он все время в гуще обсуждения, живо на все реагирует,
запросто может перебить оппонента. У меня таких несколько из тридцати
человек, которых приглашаю на передачу.
Предложение от президента
- Вы давно ассоциируетесь с передачами про «Зенит». А как все начиналось?
- Передача «Одиннадцать свидетелей» - мой седьмой футбольный проект.
В этом году у меня в этой сфере двадцатилетний юбилей. В 1995-м
я работал на государственном кабельном телевидении, а в «Зенит»
тогда вернулся Павел Садырин, объявили о задаче вернуться в высшую
лигу. Возрастание интереса к команде предполагалось, вот я и обратился
в «Зенит» с предложением сделать о команде фильм.
- Переговоры вели с Мутко?
- Нет. С ним я познакомился позже. А тогда эти вопросы обсуждал
с генеральным директором клуба Виктором Сидоровым.
- Он согласился?
- Да. Назвали фильм «''Зенит-95''. Точка отсчета». Снимали в течение
сезона. Мы оказались провидцами - «Зенит» вернулся в высшую лигу,
популярность команды в городе значительно возросла. Но надо было
еще добиться, чтобы фильм где-то показали. Вышли на генерального
директора «Ленфильма» Вячеслава Тельнова. Увиденное ему понравилось.
Мы оказались в этом деле пионерами - раньше столь подробных фильмов
о командах не было. Мы ведь съемки вели весь сезон, показывали не
только матчи, но и происходящее вне поля. Кроме того, у нас каждый
матч имел свое название. В итоге в феврале 1996 года фильм с большим
успехом был показан на Шестом канале - рейтинги оказались очень
высокими. Денег за работу мы не получили, зато этот успех предопределил
будущее. Нам предложили вести еженедельную передачу, которая получила
название «Зенит-96».
- Тогда в клубе уже работали официально?
- Нет. Отдельного финансирования на телевизионный «Зенит» не выделялось.
Мне сказали, что, если привлечем рекламу, деньги за нее и будут
тратиться на передачу. Поэтому работали без зарплаты. На перспективу.
- Когда она материализовалась?
- После губернаторских выборов 1996 года Виталий Мутко уже окончательно
переключился на футбол. Он обратился к Шестому каналу с просьбой
делать передачу о команде регулярно. И директор канала Владимир
Иванович Карташов предложил это нам. А мы на телеканале получили
хорошее время - в вечерний прайм-тайм.
- Ваш статус изменился?
- Незначительно. Всю журналистскую работу выполнял один. Кроме того,
и сценарий передачи разрабатывал, и даже на монтаже сидел. Помощники
у меня появились позже, хорошо известные сегодня среди журналистов
Алексей Андрианов и Максим Березницкий.
- Желающих рассказывать о «Зените» на стыке веков было много?
- Очень! Люди просились на работу постоянно. Я хоть и был всегда
за стабильный состав телегруппы, но с порога никому не отказывал.
Тем не менее все время повторялось одно и то же - человеку предлагали
попробовать себя, но почти ни у кого не получалось.
- А что должно было получиться?
- Просили рассказать об увиденном матче. Без профессиональных терминов.
Даже без подробностей. Просто своими словами ясно донести картину
матча. А люди начинают сыпать штампами. Причем они и знать могли
о футболе многое, и разбирались в нем хорошо. Но цельного восприятия
передать не могли. Другой пример случился в 2005 году. Когда к нам
пришел Павел Богданов, который никогда в футбол не играл. Обычно
это чувствуется, но Павел сразу блеснул глубиной восприятия увиденного
и умением ярко передать это зрителю.
- Встречаются профессиональные футболисты, которые в игре разбираются
слабо?
- Думаю, таких нет. В абстрактной беседе или на той же передаче
футболист может свое объяснение упростить. Особенно если не знает,
какая у обсуждаемой команды тактика, какие индивидуальные задания
у каждого игрока. Но стоит с футболистом, даже бывшим, встать на
кромку поля, как его замечания сразу становятся конкретными и доходчивыми.
Точно так же заметно, когда у человека нет игроцкого опыта, в том
числе по некоторым комментаторам. Некоторые хорошо знают предмет,
много книжек о футболе прочитали, но не играя в него, невозможно
прочувствовать нерв противостояния, общую структуру - что у одних
проседает, кто чаще ошибается у одних и в чем преимущество у других.
- С кем футбол обсуждать интереснее всего?
- С Аршавиным. Он вообще очень глубокий человек. Такие же у него
и в футболе суждения. Смотрим с ним как-то матч, он делает вывод:
«Знаете, самое главное в футболе - это пас». Или обсуждали матч
«Ювентуса» с «Боруссией», я все никак понять не мог, за счет чего
у Дортмунда такое преимущество. Андрей же анализ сделал еще по ходу
матча: «Боруссия» высоким прессингом соперника накрывает - не дает
ни разбежаться, ни быстро мяч вперед перевести на свободного партнера».
Вроде и простое замечание, но ведь насколько точное применительно
к тому матчу! Еще Аршавин любит отмечать мастеров более высокого
уровня, чем он сам. Как-то восхищался Фабрегасом: «Что Сеск вытворяет,
это же невероятно!»
- Что, на ваш взгляд, его сломало в «Арсенале»?
- Первые два года все было хорошо. Аршавин был не только лидером
своей команды, но и лицом английской премьер-лиги. Вот пример. Захожу
в Лондоне в огромный спортивный магазин «Арсенала». Размером с футбольное
поле. Футболки «Арсенала» висят без фамилий и номеров, их уже на
кассе печатают. Стало любопытно - подошел, спросил, какие фамилии
самые популярные. Мне ответили: «Аршавин и Фабрегас далеко впереди
всех. Остальных можно не считать». Другой пример - заглянул в том
же Лондоне на теннисный турнир, Аршавин тоже там был, практически
в первом ряду, - он большой любитель тенниса. Рядом с ним на трибуне
сидят Пирес и ван Перси. Объявляется перерыв, заканчивается сет,
и люди за автографами кидаются именно к Аршавину. Хотя он к тому
времени уже давно сидел на скамейке «Арсенала». А к ван Перси, лучшему
игроку лиги, подошли всего несколько человек.
- Так почему он, на ваш взгляд, играть перестал?
- Расскажу свою версию. Россия соперничает с Англией за право принять
чемпионат мира. Андрей же одна из главных звезд английской премьер-лиги.
И при этом - представитель российской группы, которая отправилась
в Цюрих на презентацию. Я Аршавину тогда сказал: «Если вдруг мы
получим чемпионат мира, играть за ''Арсенал'' ты больше не будешь».
- Что он ответил?
- Сказал, что это вообще ерунда. Мол, я в этой кампании никто. После
оглашения результатов Андрей даже на пресс-конференцию не остался,
полетел ближайшим рейсом в Лондон, чтобы успеть на тренировку. Но...
Играть с того дня стал реже и реже. Тогда же стали появляться в
английской прессе и статьи, что Аршавин лентяй, установку тренера
не выполняет, на поле недорабатывает. Хотя, на мой взгляд, тогда
он работал на тренировках еще лучше, чем первые два года в «Арсенале».
Кстати, эта же тенденция тогда проявилась и в отношении остальных
наших англичан - задвигать стали и Павлюченко с Билялетдиновым,
и Жиркова.
Кержаков эмоции давно прячет
- Кто из действующих футболистов - самый приятный собеседник?
- Выделю как раз Романа Павлюченко. Поражает искренностью.
- Это для футболистов редкость?
- Большая редкость. Они ведь привыкли в общении, тем более публичном,
каждое слово выверять. Если неосторожная фраза заденет кого-то,
это может помешать заключить выгодный контракт. Вот многие и говорят
не то, что думают, а то, что кому-то будет приятно слышать. Или
как минимум отделываются корректными, но скучными формулировками.
Павлюченко так не может. Если на разговор согласился, он получится
искренним.
- Кто его антипод?
- Из тех, кого знаю лично, - Саша Кержаков. По сравнению с самими
собой 18-летним он внутри не изменился. Но эмоции свои давно скрывает.
Искренних переживаний от него не дождешься. Он и с журналистами
так общается: «У вас своя работа, я дам вам интервью. Но такое,
чтобы не навредило моей работе». Да, заслужили победу, я отдал хороший
пас. Мы все делаем для болельщиков. Без возбуждения публики.
- А как же комментарии Кержакова по тренерским решениям в «Инстаграме»?
- Думаю, это часть игры.
- Что думаете о его перспективах в «Зените»?
- Досидит спокойно до конца контракта, и все.
- Но ведь Александр заявлял о желании не только на чемпионате мира
сыграть, но и на Евро-2020.
- Если Саша это говорил серьезно, то, возможно, надеется, что к
середине 2016 года Виллаш-Боаш закончит здесь работу и появится
шанс доказать нужность «Зениту» новому тренеру. Но, на мой взгляд,
приглашение Дзюбы говорит не в пользу перспектив Кержакова. Как
бы мы Сашу ни любили и ни отмечали сделанное им для «Зенита», подписание
Дзюбы я считаю правильным решением.
- Мягко говоря, не самое популярное мнение по этому вопросу.
- Если «Зенит» покупает за огромные деньги Халка и Витселя, если
приглашает футболистов из Аргентины, то почему не может пригласить
из Москвы? К тому же ему не надо ничего платить, кроме зарплаты.
Да и возраст не отменишь. Артему 26 лет, и он хороший нападающий.
А Кержакову - 32. Считаю, это грамотный ход менеджмента.
- На передачи действующих игроков трудно зазывать?
- Не трудно. Невозможно. Проблемы пишущих журналистов я хорошо понимаю
- эксклюзивных интервью футболисты почти не дают. Телепередач тоже
избегают.
- Геннадий Орлов кардинально изменил отношение к Кержакову после
того, как тот, вопреки договоренности, не пришел на его передачу.
Вас так футболисты подводили?
- Максим Канунников. Как подвел? Просто не пришел, и все. Замену
я все-таки найти успел, но проблемы были.
- Как это восприняли?
- Кстати, спокойно. Еще был подобный случай с Алексеем Ионовым.
Но я к тому времени в клубе уже не работал, молодых ребят не знал
и предусмотреть этого не мог. С остальными же сложились очень хорошие
отношения еще с тех пор, как вел передачу «Pro&Contra».
Как подружить футболистов с журналистами
- 15 лет назад вы работали пресс-атташе «Зенита». В условиях сегодняшней
закрытости клуба себя на этой должности представляете?
- Нет. Для меня это пройденный этап. К тому же совершенно разные
ситуации. Сегодня футболисты интервью не дают, а руководители клуба
это если не приветствуют, то никак не реагируют. Когда же я работал
пресс-атташе «Зенита», был курс на открытость и регулярное сотрудничество
со СМИ. Что само по себе обеспечивало «Зениту» положительный имидж.
- А какие конкретно действия подразумевал курс на открытость?
- Я добивался, чтобы на выезд с нами в самолете всегда отправлялись
по 10-12 журналистов. И это вовсе не подразумевало, что в своих
публикациях они должны избегать критики. Но возможность все слышать
из первых уст и видеть собственными глазами формировала у них положительный
образ клуба. Да и сами футболисты воспринимали их как друзей. Видя
постоянно одни и те же лица, ребята перед ними раскрывались и знали,
что ложных фактов в статьях друзей команды не появится. Вспомните,
в прессе и на телевидении в то время игроки появлялись постоянно.
- Были те, кто этой открытости противился?
- Молчуны, наверное, есть всегда. В то время больших интервью старался
избегать Саша Горшков. Он - отличный человек, интересный собеседник,
но не любит широкой огласки. В спорах не любил участвовать. Потому,
кстати, мне Горшкова и на свою передачу в качестве эксперта не зазвать.
Дима Давыдов тоже о себе рассказывать не любил. Пожалуй, все. Остальные
с журналистами общались. Хорошие показатели, согласитесь (улыбается).
- Когда заработки зенитовцев стали приближаться к сегодняшнему уровню?
- По большому счету только с приходом Газпрома. С теми условиями,
которые были у игроков «Зенита» на стыке веков, смешно сравнивать.
А уж суммы, которые мы тогда зарабатывали, даже называть стыдно
(улыбается). Но футболистов «Зенита», например, начала «нулевых»
прибеднять не надо - это будет несправедливо. Да, их зарплаты были
не космические. Но деньги по тем временам очень хорошие.
- А поконкретнее?
- 200 000 долларов в год. Это и сегодня для большинства людей нереальные
деньги. Примерно с 2003 года финансовые условия игроков «Зенита»
стали заметно улучшаться.
- С кем из тренеров запомнились диалоги?
- Особняком стоит Юрий Андреевич Морозов. 2000 год. Выездной матч
полуфинала Кубка Интертото с «Брэдфордом». В котором дебютировал
Аршавин, причем в экстремальных обстоятельствах - уже в первом тайме
ему пришлось менять Андрея Кобелева, который получил травму. Матч
«Зенит» выиграл 3:0, прилетаем обратно в Питер, и выясняется, что
у Кобелева сломано ребро. Мало того что выбыл ключевой игрок, так
и кроме него хватало травмированных. В обойме осталось 14 человек,
а через неделю играть финал турнира против «Сельты».
- И что Морозов?
- Без смеха это рассказывать невозможно. Юрий Андреевич предложил
врачам удалить ребро у Кобелева, лишь бы он сыграть смог с «Сельтой».
Так и заявил: «Это же крайнее ребро, оно все равно не нужно, так
удалите его». Морозов, наверное, не представлял сроки восстановления
после таких операций и говорил на полном серьезе. Уже потом все
над этим посмеялись.
- Кстати, к Аршавину претензии у Морозова всегда были?
- Андрей ему, конечно, нравился. Привлекал дриблингом, хорошим пасом,
неординарностью, за счет которой соперники не представляли, что
Аршавин сделает в следующий момент. Но Морозов его ставил на правый
фланг полузащиты, где надо было много пахать. Что с успехом делали
Кержаков и Быстров. А вот Аршавин давал динамику далеко не всегда.
У тренера это порой вызывало большое недовольство. Идем с Юрием
Андреевичем после кубкового матча в Калуге, и он мне жалуется: «Что-то
Аршавин совсем не бегает. Отправлю его к врачу - пусть исследует,
выяснит, в чем дело. Молодой же - должен бегать нормально».
- В итоге отправил?
- Нет. Ограничился высказыванием недовольства.
- После бронзы 2001 года последовал эксперимент с первыми легионерами
из дальнего зарубежья и провальный следующий сезон. Что про 2002
год еще не рассказано?
- У Морозова была тренерская особенность - он всегда стремился у
улучшению. А это требовало изменений. В 2001 году «Зенит» играл
очень хорошо, не только впервые в новейшей истории медали взял,
но даже на золотые за несколько туров до конца претендовал. Наступило
межсезонье, и Морозов решил перейти на игру в линию. Наигрывал ее
на сборах, но перед началом сезона все опять поменял и вернулся
к прежней схеме.
- Почему?
- Начали пробовать «линию» - сыграли несколько неудачных матчей.
Футболисты стали роптать: мол, не понимаем эту систему, она не получается.
Накануне старта чемпионата Юрий Андреевич махнул рукой: «Если вам
нравится, продолжайте бегать за соперниками». Турнир «Зенит» начал
ни шатко ни валко, потом у тренера проблемы со здоровьем начались,
в середине сезона Морозова отстранили. Сейчас думаю, надо было тогда
ему дать возможность доработать до конца сезона. Как выступили бы,
так и выступили.
- Сербское трио Вьештица - Мудринич - Ранджелович с трудом вписывалось
в команду?
- Это оказался первый опыт клуба с легионерами из Европы, поэтому
ошибки объяснимы. Ведь селекционная служба «Зенита» тогда была далеко
не так профессиональна, как сегодня. Многие факторы не учитывались.
Но у каждого свой случай. Ранджелович - хороший нападающий, в ЦСКА
так вообще регулярно забивал. Но в «Зените» у него не получилось.
К тому же и перешел в команду накануне старта чемпионата. Сегодня
этот сценарий кажется невероятным. Приглашение Мудринича вообще
никто не понял. На мой взгляд, явная ошибка. Он играл в футбол,
похожий на ветеранский, - медленно, без рывков, без объема. Но заплаченные
за него деньги влияли и на Морозова, поэтому он ставил Мудринича
в стартовый состав.
- Как на это реагировали зенитовские старожилы?
- Если выражаться деликатно, то без понимания. С Вьештицей было
все по-другому. Ему требовался очень специфичный подход.
- То есть?
- Когда в команду пришел Петржела, стал выговаривать Милану: «Ты
не готов! Вообще никак! Ты постоянно привозишь нам голы, тренируешься
кое-как. Но мы тебя заставим тренироваться». Заставили.
- За счет чего?
- Этими тирадами Власта разжигал во Вьештице спортивную злость.
А в контрольных матчах на сборах ставил его опорным полузащитником.
Там уже не пофилонишь - пахать надо от и до. И вверху, и внизу,
в оборону отходить надо постоянно, в комбинационной игре участвовать
тоже требуется, мячи отбирать - вообще основная обязанность. И вдруг
через пару недель - раз, и Петржела ставит Милана центральным защитником!
А там уже совсем другой Вьештица - с уверенным пасом, выигрывающий
почти всю борьбу, вовремя занимающий позицию, подсказывающий партнерам.
После этого серб десяток хороших сезонов провел на приличном уровне.
Базу для этого заложили Петржела и Боровичка.
Кто противился приходу Петржелы
- Петржеле в самом деле представили так, будто Горшков, Деменко
и Кобелев все еще в команде?
- Все это неправда - его совершенно не интересовало, кто есть в
команде. Приехав в Петербург, Петржела первым делом послушал прежний
тренерский состав - что говорят о команде и о каждом игроке Морозов,
Рапопорт, Бирюков. Помню, он сказал, что ему понравился Морозов
- правильно отмечает некоторые моменты по футболистам. Потом уже
Петржела поехал на турецкий сбор, где был в некотором ужасе от уровня
игры команды на первом сборе. Там с хорошими соперниками играли
- «Брюгге», НЕК, «Динамо», тем более ребята еще под нагрузками были.
Он ответственно подходил к своим обязанностям в первый год, понимал,
что первый иностранный тренер в России. Они работали в Турции с
утра до ночи - первую неделю по четыре тренировки в день!
- Чех ведь был горазд на изобретения.
- Для последнего занятия вообще сделали специальный павильон с десятью
станциями - где прыжки, где штанга, где отжимания. Ребята прошли
три тренировки, поужинали и потом отправлялись в этот павильон -
по этим десяти станциям их раза четыре пускали. Потом в 7.30 подъем
и первая тренировка - небольшое занятие, сон и кроссы в лесу! Не
все выдерживали. Еще приходилось учить защитников играть в линию.
Нашим было тяжело, потому что чехи немного по-другому относились
к футболу. Не все их восприняли.
- Кто-то принимал требования Петржелы в штыки?
- Многие не соглашались с решением президента «Зенита» назначить
иностранного специалиста, считали, что тренером должен быть российский
специалист. Это передавалось игрокам.
- Эти игроки задержались в команде при Петржеле?
- Да, им пришлось поменять свою позицию.
- Вы часто находились у скамейки запасных. Это увлекательно?
- Я слышал все, что происходило на поле и на скамейке, смотрел,
как реагируют тренеры, игроки. Хотя футболисты молчали, так как
наши ребята боятся что-либо говорить - если услышат тебя, не дай
Бог, больше играть не будешь. Тренерские моменты Бышовца, Морозова
увлекательно было наблюдать. С Морозовым интереснее всего было -
он почти никогда не садился. У нас скамейка с таким навесом была,
а Морозов же высокий - он вставал за нее, головой упирался в навес
и смотрел оттуда. Бышовец иногда сидел, но тоже в основном стоял
- любил побеседовать со скамейкой.
- Кто из тренеров чаще советовался с помощниками?
- Бышовец всегда беседовал с Леонидом Колтуном - долго обсуждал,
кого поставить, кого заменить. Но решение принимал сам. В целом
главным тренерам опираться на мнение помощников несвойственно. Ведь
в чем определяется главный тренер? Он сам принимает решения, за
которые отвечает. Они же все были лидерами - и Бышовец, и Морозов,
и Петржела.
Ребята с Украины вообще ничего не боялись
- Перед финалом Кубка России 1999 года игроки верили в успех?
- Верили. Ребята же прошли в том турнире тяжелый путь - проигрывали
«Соколу» 0:2, но по пенальти выиграли, дальше - напряженный матч
против «Жемчужины», с дракой, которая чуть не переросла в побоище.
Потом «Ростов», ЦСКА. После этого почему не выиграть у «Динамо»?
К тому же ребята с Украины - Бабий, Вернидуб - вообще ничего не
боялись!
- Чем запомнилась та победа кроме самого матча?
- Тот Кубок был сравним с чудом - «Зенит» же вообще ничего не выигрывал
в то время. Тогда в «Лужниках» Панов, конечно, сыграл феерично.
Помню, в раздевалке игроки шутили над ним: «У «Динамо» два защитника
позвоночники сломали, так ты их накрутил». Ребята сразу поняли,
кто принес им победу. Не могу сказать, что ментальность изменилась,
но для них было очень важно добиться в карьере чего-то значимого.
- С кем из тренеров интереснее было разговаривать не о футболе?
- Любил такие разговоры Бышовец, но это было так - для налаживания
отношений. Он считал себя дипломатом. Вообще все тренеры «Зенита»
интересны и как личности, и как специалисты - Морозов мог очень
долго о футболе говорить, Петржела тоже. Причем у Властимила были
очень цельные замечания.
- Например?
- Он говорил: «Футбол каждый понимает по-своему - нет правильной
точки зрения». Ты - тренер и вправе решать, как сам видишь. Но игру
каждый видит по-своему, и это не значит, что кто-то прав, а кто-то
нет. Мне еще очень понравилось, когда мы сидели в Турции, смотрели
матч «Бешикташа». Прошло лишь минут 15, а Петржела говорит: «Ничего
себе - семь левшей!» Я даже подумать об этом не успел, а он уже
сосчитал. Это как раз и отличает профессионала от любителя.
- Поколение Аршавина рассказывало о дедовщине в команде, в какой-то
момент было неприятно там находиться.
- К опытным и поигравшим уже футболистам приходят молодые ребята,
которые не испытали тех трудностей игры в первой и второй лигах,
а сразу попали в первую команду. Опытные игроки просто не могли
понять, почему молодежь может позволить себе не полностью отдаваться
игре. Да, они молодые, не всегда хватает стабильности, но раз попал
в главную команду, работай, отдавайся - мы же команда, мы деньги
теряем. Естественно, футболисты требовали от Аршавина и Кержакова,
зная, что они могут играть как боги, чтобы так и играли, а не отбывали
иногда номер. Резкий разговор с вратарем, обвинения в чей-то адрес
- никаких драк не было, но разговоры на повышенных тонах случались.
Горовой, Лепехин и другие возрастные футболисты требовали, чтобы
команда даже в сложной ситуации играла как можно лучше. А молодые
быстро складывают крылья, в этом-то и дело. «Вы же можете лучше,
почему не играете?» - звучало примерно такое, только в более резких
выражениях. Конечно, молодым неприятно было - такого давления раньше
они не чувствовали. Ведь играли в команде 18-летних, и были там
у себя лидерами - и Кержаков, и Аршавин, и Малафеев. Такая ситуация
была, но Петржела убрал ее.
- За счет чего?
- Петржела оставил тех игроков, которые ему были необходимы. А вместо
тех, кто не мог уже прыгнуть выше, взял молодых. Вот такой спаянный
коллектив у него вышел. Молодежь неслась и хотела, чехи играли за
Петржелу, а с Радимовым контакт был великолепный - Владислав был
капитаном. Вот, собственно, и все.
Как создавали клуб без денег
- У Виталия Мутко сложно было работать? Говорили, что он мог так
отреагировать, что мог уволить весь отдел.
- Такого никогда не было, а мне работалось с ним легко. Виталий
Леонтьевич мог эмоционально что-то высказать, но увольнения налево
и направо от него не летели - решения он принимал разумные, на трезвую
голову.
- Как быстро вы почувствовали, что со своей харизмой Мутко многого
добьется?
- Он безусловный лидер, тут двух мнений быть не может. Как-то мне
один вице-губернатор рассказывал, что Мутко умеет принимать решения.
Это не просто. Например, взять одного тренера, хотя все твое окружение
отговаривает и советует другого. Виталий Мутко очень хорошо импровизирует,
как однажды приходилось слышать: «Он король импровизации». Тогда
же, в 2000 году, не Морозов сначала был назначен тренером после
Давыдова, а Лев Бурчалкин, который тогда тренировал дубль.
- Сколько это решение просуществовало?
- Полчаса. Бурчалкину никто не успел сообщить, потому что Морозов
зашел в кабинет к Мутко на час и вышел оттуда уже главным тренером.
- Что изменило позицию президента?
- А вот... В этом и есть порог той импровизации, которого может
достичь лидер организации. Он не мог взять и поставить Капелло в
те времена, но тогда при всех возможностях Мутко выбрал самый рациональный
вариант. Он сначала думает и принимает решение, а потом не боится
и не оглядывается. Общественное мнение, конечно, его волнует, но
он всегда умел думать и советоваться с теми, кто мог дать правильный
и ценный совет. Именно Мутко же первым пригласил иностранного тренера.
Виталий Леонтьевич - эмоциональный человек, это всегда лучше, чем
если ты все держишь в себе. Он создал современный «Зенит», он делал
те вещи, которыми клуб пользуется до сих пор. Сколько я ни спрашиваю
своих знакомых, которые болели и болеют за команду, они считают,
что «Зенит» возродил Мутко. Клуб был без денег, без болельщиков,
и именно он его сделал. У Виталия Леонтьевича была замечательная
фраза: «С деньгами каждый сможет». Но могу сказать от себя, что
с деньгами тоже не каждый сможет. Те же «Спартак», «Локомотив»,
«Динамо» тратят бешеные деньги каждый год, а результата как не было,
так и нет.
- Приглашение Хиддинка будучи президентом РФС, затем реформы в должности
министра спорта. Все это у Виталия Мутко пошло оттуда, из «Зенита»?
- Безусловно. Очень важный момент - он умел убеждать. Была интересная
история. Радимов прилетел в Петербург, тогда еще за «Крылья» выступал.
Влад потом рассказывал: «Я зашел в кабинет Мутко с четким желанием
не играть в “Зените”». Они беседовали полчаса, и Радимов вышел с
контрактом. С зарплатой не больше, чем в Самаре.
- При вас Мутко проявлял свой дар убеждения?
- Он доверял людям и при этом прекрасно видел, кто работает, а кто
нет. Он мог прийти и сказать: «Когда работать начнете?» Это была
его фирменная фраза, я спокойно ее воспринимал и спрашивал, зачем
он меня вызывает. Дальше уже шел нормальный разговор, и эта фраза
забывалась. Вот как-то вызвал к себе Виталий Леонтьевич и снова
спрашивает: «Когда будешь работать?» (Смеется.) Выяснилось, что
Игорь Ленкин должен возглавить пресс-службу, а мне предложили быть
начальником международного отдела.
- Обиду не затаили на Ленкина?
- Нет, в новой должности даже интереснее было работать. Я общался
с агентами, ездил на встречи с представителями разных клубов, в
УЕФА много с кем общался. Там я проработал вплоть до 2006 года.
- О вашем уходе из «Зенита» мало известно.
- А там все было просто. У клуба поменялся собственник, и новые
руководители предсказуемо и логично привели людей, которых уже знают.
Это нормальная практика. Потом многие думали, что программа «Pro&Contra»
была направлена против «Зенита», но это совершенно не так.
- В клубе остаться хотели?
- Хотел. Но в июне мне сказали, что официально работаю до августа
и могу на работу уже не ходить. Интересно, что на следующий день
после того, как забрал в клубе трудовую книжку, звонят с телеканала
100ТВ. Они, кстати, думали, что я еще в «Зените». Меня пригласили
делать программу, я предложил им идею - все давно было в голове,
даже написано на бумаге. В 100ТВ приняли мой проект, и в октябре
2006-го вышла первая передача.
Шесть лет промучился в медицинском
- У вас на «Pro&Contra» с рейтингом было все в порядке, программу
номинировали на ТЭФИ...
- Рейтинги у нас замечательные были. У нас был спор с одним из директоров,
которому не нравилась эта передача. Он мне говорил: «Программа должна
быть рассчитана на покупателя овощного отдела гипермаркета, а я
не понимаю, о чем вы в ней говорите». Отвечаю: «Я же не виноват,
что вы не понимаете, - люди же понимают». Он говорит, что за десять
лет рейтинг программы упал, а я парирую: «Естественно, он упадет,
ведь рейтинг всего футбола в Петербурге падает на 20-30 процентов».
Трансляции падают, люди по-другому относятся к футболу, и «Петровский»
не всегда аншлаги собирает. «Pro&Contra» смотрят люди с высшим
образованием, а он мне: «Я изучал этот вопрос, футбол смотрят покупатели
овощного отдела». Оказалось, что 60 процентов зрителей «Pro&Contra»
имеют высшее образование. Такого нигде не было.
- Неожиданно.
- Думаю, что мы просто не только о футболе там говорили. И это важно.
- Почему передача закрылась?
- Задели одного большого руководителя. Я даже и не заметил этого,
только потом по реакции понял. Наверное, кто-то из гостей передачи
высказался.
- Как родилась идея передачи «Свободный удар»?
- Мне не очень хотелось заниматься этим, но выбора не было. Руководство
канала просило сделать программу, которая не будет похожа на «Pro&Contra».
Затем с Александром Лукьяновым делали передачу «Воскресный вечер».
Но все это меня не очень устраивало.
- Почему?
- Понимаете, если вы делаете передачу только с экспертами, она получается
очень узкой. У нас в России такого узкого восприятия нет. Вот на
футбольном канале можно говорить исключительно о профессиональных
моментах, а тот же 100ТВ смотрит большое количество народу, и они
не специалисты. Если начать рассказывать, как на «НТВ-Плюс», о схемах
и тактике, у нас не будет аудитории.
- А как вы вообще оказались на ТВ? Ведь у вас медицинское образование?
- Карьерой телеведущего я не грезил. Мне нравилось театральное искусство
- весь репертуар Ленсовета и БДТ просмотрел. Интересовался всегда
кино. Понятно, что советское киноискусство - это такой артхаус с
молодыми Тарковским, Михалковым и общие фильмы о заводах и стройках,
которые невозможно было смотреть. Ходил в ДК имени Кирова на Васильевском
острове, где показывали работы итальянских, французских режиссеров.
Не в оригинале, конечно, но те показы были эксклюзивными и единственными
в городе. Актером я никогда себя не видел, а к режиссуре интерес
был. Поэтому, может, неслучайно в итоге попал на ТВ. Но тогда выбрал
для себя поскромнее путь - поступил в педиатрический не с первого
раза, и шесть лет там промучился.
- Почему?
- Наверное, врачом себя не видел. Но и в армию не хотел, поэтому
решил в медицинском задержаться.
- Врачом все-таки работали?
- Да. Недолго в больнице, потом пару лет на участке. Но в девяностые
этим было сложно зарабатывать деньги для семьи. И меня устроили
на кабельное телевидение, которое занималось подключением абонентов
в Купчино. Мы решили, что не будем просто гонять фильмы, а в нашей
домашней студии займемся организацией нормальной программы передач
- с новостями, со спортом, со всем. Я был руководителем этого прекрасного
проекта. Мы получили хорошую ответную реакцию, людям нравилось,
что им не просто фильмы показывают, а пытаются их увлечь, выслушивают
пожелания.
- За «Зенит» когда начали болеть?
- Четко помню, что в 1967-м уже ходил на стадион. Алексею Стрепетову
рассказывал, что видел, как он в свои восемнадцать впервые выходил
на поле.
- Вы перешли со 100ТВ на телеканал «Санкт-Петербург», а потом и
весь футбол с «Сотки» перешел на этот канал. Почему на 100ТВ теперь
больше хотят показывать хоккей?
- Я к этому никакого отношения не имею (смеется). 100ТВ просто не
приобрел права на трансляции матчей, а «Санкт-Петербург» купил и
очень, мне кажется, здорово показывал матчи «Зенита». Делали 45-минутное
превью, приглашали комментаторов с «НТВ-Плюс», были подключения
с нашей студией - выглядело это все очень профессионально. Также
считаю, это большой плюс, что матчи комментируют двое. Мне было
интересно подбирать людей, общаться с Черданцевым, Казанским, Розановым
- если мне интересно, то зритель это всегда чувствует.
- 100ТВ все-таки долго показывал «Зенит», почему решили отказаться?
- Не думаю, что это отказ от «Зенита». Дело в деньгах - а в чем
еще? Футбол всем выгоден, трансляции «Зенита» приносят очень хороший
рейтинг в Петербурге. Канал «Санкт-Петербург» сделал правильный
ход.
- Вы работали журналистом, телеведущим, пресс-атташе. Не было желания
комментировать?
- Я комментировал весь 2001 год и часть сезона в 2002-м. А так -
желания не было. Как комментатор я себе не нравлюсь, правда, я не
нравлюсь себе и как телеведущий, но это совершенно другой вопрос.
В «Руси» решили брать знакомых
- Вы успели поработать в канувшем в Лету футбольном клубе «Русь».
Даже когда у руководителей был пик энтузиазма, когда устраивались
банкеты и громогласно объявлялись большие цели, у некоторых было
мнение: век «Руси» короток, так как ее президент Александр Якимец
занимается не своим делом.
- К сожалению, у нас футбол так устроен. Как сказал однажды президент
«Торпедо» и владелец «Лужников» Владимир Алешин, в нашем футболе
спонсоров назначают. И владельцев тоже (смеется). На самом деле
это очень важно - получается, что в футболе не заработаешь: или
тебе назначат спонсора, или приведут руководителя. У Якимца хороший
проект был, он видел долгосрочную программу и считал, что через
предоставленное финансирование можно было развивать клуб.
- Тогда в чем загвоздка?
- Александр Казимирович - умный человек. Но сам он клубом не руководил.
Передоверил управление 25-летним ребятам. В таком возрасте очень
сложно принимать правильные решения, хотя бы банально из-за отсутствия
человеческого опыта или как говорят «бэкграунда». Им кажется что-то
мимолетное, как это бывает в их возрасте, и они это за истину выдают.
Но раз - не попало. Два - не попало. А надо попадать! Когда клуб
еще только начинает существование, любая стратегическая ошибка может
оказаться фатальной. Я говорил об этом Якимцу, но... Много было
неправильных спортивных решений.
- Например?
- В «Руси» великолепно работала молодежная команда. Клуб столько
денег в нее вкладывал, что некоторых игроков даже этим испортил.
Тем не менее Валерий Золин с Константином Лепехиным готовили отличных
игроков - пожалуйста, бери. Но решили брать в основной состав своих
знакомых. Отмечу, что для второй лиги клуб финансировался блестяще.
- Выступай команда удачнее - все могло сложиться для «Руси» по-другому?
- Вполне возможно. Болельщик что любит? Победы. «Тосно» побеждает,
сейчас выйдет в премьер-лигу, народ точно будет ходить. Необязательно
горячо поддерживать, а хотя бы просто посмотреть - что за команда
появилась в премьер-лиге, способна ли зацепиться за что-то. Да и
лишний раз за другими командами поглядеть интересно. То же самое
и с «Русью» могло быть. Закрепись команда во втором дивизионе, допускаю,
что руководители по-другому бы посмотрели на этот проект и сохранили
финансирование. Или кто-то другой мог заинтересоваться покупкой
клуба. Мы раскручивали этот проект, болельщиков привлекали, но когда
у тебя семь поражений подряд... Народ не пойдет. И потенциальный
покупатель не заинтересуется.
- После «Руси» вы решили создать клуб «Город», который играет на
чемпионате Санкт-Петербурга. Там люди на собственные деньги создают
изначально убыточные команды - что ими движет?
- Любовь к футболу, естественно. Конечно, мы хотим, чтобы нас заметили
и когда-нибудь у нас были спонсоры. Но нужно учитывать следующее:
когда вы придете на переговоры с пустыми руками, будете торговать
пустотой. А когда уже что-то сделали, у вас есть опыт - это совсем
другой разговор. Мы кое-чего уже добились - нашу молодежную команду
будет финансировать ДЮСШ «Выборжанин», откуда мы будем брать игроков.
Теперь дальше пойдем.
- Это куда?
- Просто многие не понимают, что такое городской футбол в потенциале.
Они хотят приходить на шоу, а «Зенит» - единственный клуб в Петербурге,
который прекрасно это шоу делает. Но, по сути, люди платят деньги
тем, у кого они и так уже есть. А если вы так любите футбол, платите
своим детям и друзьям, которые выступают на чемпионате города и
которые этих денег не видят. Федерация футбола проводит по двести
матчей в неделю - это адский труд и привлекательное зрелище с возможным
заработком в потенциале.
- Раз уж мы о заработке, к вам как телевизионщику вопрос: почему
клубы недовольны доходами от телеправ? Их не устраивает, что делает
«Лига-ТВ»?
- Пусть на зарплаты игроков тратят поменьше, но они же хотят тратить
больше. Дело в том, что пока клубы сначала будут считать расходы,
а потом уже доходы, телевидение не будет иметь никакого значения.
Сначала они деньги тратят - ну получилось 300 миллионов, отлично.
А доходов - миллион. Хорошо, у нас убыток - 299 миллионов, все в
порядке. Так крупные компании делают. Но если создавать клуб, то
должны быть плановые статьи доходов. Продажа атрибутики, рекламных
прав, только серьезных, а не своих. Они владеют клубом, и их бренд
на футболках «Зенита», «Спартака» и других - на мой взгляд, это
не совсем правильно. Дальше есть коммерческие права, телевизионные,
наконец, есть доход от продажи игроков. Все это посчитали, получилось,
например, десять миллионов долларов. Вот на эти деньги и нужно работать.
Тогда и телевидение будет приносить хороший доход, он будет увеличиваться
с каждым годом. Эта система работает во всех странах мира. Даже
в Польше и Румынии.
- Почему же у нас не работает?
- Потому что у нас расходы соответствуют тому, сколько клуб получит
из бюджета или какого владельца ему назначат. На весь этот футбол
государство тратит миллиарды, но ведь когда-нибудь этот поток может
остановиться. Второй лиге уже не хватает - там клуб за клубом умирает,
теперь и в ФНЛ так же. Остаются эти шестнадцать клубов из премьер-лиги,
и более-менее достойно живут десять из ФНЛ. Все - остальные просто
выживают. Я игрока из «Города» как-то отправил на просмотр в «Спартак»
из Костромы. Он посмотрел там на условия и сказал, что лучше он
будет играть на чемпионате Санкт-Петербурга. У нас хотя бы стадионы
есть, а там тебе дадут контракт на семь тысяч рублей в месяц, подпишут
на четыре года, и ты будешь ишачить. К тому же рабские законы существуют
в футбольном мире.
- Это как?
- До 23 лет клуб должен выплачивать ДЮСШ, которая тебе подготовила
игрока, по 300-350 тысяч рублей. Вроде бы правильно, но что получается
на деле. Молодой игрок приходит в клуб на зарплату двадцать тысяч
в месяц, ему говорят: «Мы же за тебя должны еще 350 тысяч заплатить,
да лучше возьмем 25-летнего, за которого платить не надо - он за
эти деньги в год отлично побегает». Что остается? «Прыгнуть» за
границу, сыграть там и потом вернуться - тогда выплата сгорает и
клуб может получить игрока бесплатно.
|Личное дело
Леонид Борисович Генусов
Родился 7 декабря 1958 года в Ленинграде
Автор и ведущий спортивных программ на телевидении: «Зенит-XXI»,
«Футбол - Pro&Contra», «Футбольные истории», «Свободный удар»,
«Воскресный вечер»
Автор фильма «Зенит-95. Точка отсчета», сценарист фильма «Вся жизнь
в перчатках».
С 1999 года работал руководителем пресс-службы «Зенита».
С июля 2002 по 2006 год - начальник международного отдела «Зенита».
Финалист национального телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион» (проект
«Футбол - Pro&Contra», 2008).
С лета 2014 года работает на телеканале «Санкт-Петербург», где ведет
программу «Одиннадцать свидетелей».
|В тему
Все комментаторы «Зенита»
Сейчас сложно представить, но за последние два десятилетия матчи
сине-бело-голубых комментировала целая плеяда известных тележурналистов.
Не только Геннадий Орлов, которому, конечно, достался огромный кусок
матчей в современной истории клуба. В конце 1990-х «Зенит» на ТВ
был нечастым гостем, игры показывали очень редко и даже только в
записи, сейчас матчи сине-бело-голубых показывают на двух каналах
в прямом эфире. «Спорт день за днем» составил своеобразный гид по
комментаторам «Зенита».
Геннадий Орлов - комментирует игру «Зенита» уже, кажется,
вечно. Все началось еще, конечно же, во времена СССР, в середине
1970-х! На заре новейшей истории российского футбола матчи «Зенита»
могли показать не целиком и не в прямом эфире - например, только
второй тайм в записи. Из-за конфликта с Виталием Мутко, когда мэтр
комментаторского цеха поддержал тренера Павла Садырина, на какое-то
время перестал работать на матчах «Зенита» в 1996 году, но вернулся
в качестве комментатора Пятого канала. С 2010 года Геннадий Сергеевич
трудится на «НТВ-Плюс» - с тех пор «Зенит» во всех турнирах комментирует
только он.
Владислав Гусев - первый президент в истории петербургского
клуба. В 1992 году сине-бело-голубые вылетели из «вышки», а Гусев
вернулся в комментаторское кресло и работал на матчах «Зенита» в
первой лиге.
Борис Гулин - еще один мэтр петербургской школы комментаторов,
работал на играх «Зенита» в 1985 году, потом в эфире «РТР - Петербург»
комментировал матчи сине-бело-голубых и в 2000 году. Несколько раз
работал в паре с сыном - известным журналистом Никитой Гулиным -
и легендарным футболистом «Зенита» Львом Бурчалкиным.
Леонид Генусов - герой рубрики «Спорта день за днем», работал
на матчах «Зенита» в 2001 и 2002 годах, несколько игр Генусов комментировал
вместе с Никитой Гулиным. Любопытно, что вел репортажи Леонид Борисович
еще и для «Радио Шансон», где его прямые включения давали в эфир
часто. Тогда как на «Европе Плюс» и других станциях шли редкие минутные
включения. Очевидно, что слушатели отдавали предпочтение Генусову.
Владимир Столяров - ведущий передачи «Футбол №1» на «РЕН
ТВ Петербург», комментировал матчи «Зенита» в 2001 году, когда впервые
в эфире начали появляться прямые трансляции игр сине-бело-голубых.
Известен такой фразой: «Трибуны стадиона полны: сегодня не только
яблоку, но и груше негде не только упасть, но и сесть».
Владимир Маслаченко - заслуженный мастер спорта СССР, обладатель
ТЭФИ и один из самых значимых комментаторов в истории России в середине
нулевых, несколько раз подстраховывал Геннадия Орлова и работал
на играх «Зенита».
Кирилл Набутов, Александр Лукьянов, Алексей Стрепетов, Алексей
Игонин - профессиональные журналисты и бывшие игроки «Зенита»,
разбившись на пары, комментировали «Зенит» на канале 100ТВ с 2009
года и вплоть до окончания сезона-2013/14, когда права на показ
матчей сине-бело-голубых приобрел телеканал «Санкт-Петербург».
Иван Лосев - редактор спортивного отдела на телеканале «Санкт-Петербург»,
комментирует матчи «Зенита» начиная с лета 2014 года. Обычно работает
в паре с комментаторами «НТВ-Плюс», которых специально приглашают
на матчи команды Андре Виллаш-Боаша.