СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ЭТАЛОН КРАСОТЫ «КВАРТЕТА ВИРТУОЗОВ»
Известный журналист Валерий Винокуров возвращается к выбранной им
в одном из предыдущих материалов символической сборной СССР.
Как-то административный работник, отслуживший много лет на Центральном
телевидении, неожиданно спросил меня, какой из полевых игроков был
моим самым любимым футболистом. Интонационно он подчеркнул слово
«полевых», так что, не вспоминая вратарей, я мгновенно ответил:
«Сальников». Известно, что первая реакция человека обычно самая
точная, но позже я несколько раз мысленно возвращался к этому вопросу
и установил для себя, что среди многих любимых футболистов самыми-самыми
были для меня четверо. Назову их по старшинству: Николай Тимофеевич
Дементьев (1915-1994), Сергей Сергеевич Сальников (1925-1984), Алекпер
Амирович Мамедов (1930-2014), Юрий Константинович Кузнецов (родился
в 1931-м).
Конечно, у каждого из нас свои вкусы, представления о красоте что
в жизни, что в искусстве, что - да, да - и в футболе. Так вот этот
«квартет виртуозов» демонстрировал на поле то, что лично для меня
являлось эталоном красоты. Великолепная техника, тончайшее понимание
игры, исключительное комбинационное чутье и, конечно, прекрасные
бомбардирские достоинства! А кроме того, роднит их еще одно важнейшее
качество: организаторский талант, иными словами - умение повести
за собой партнеров, оказать влияние на игру, на облик всей команды.
И вот в завершение разговора о символической сборной СССР, которую
автор этих строк недавно составил по просьбе «Чемпионата», задаю
сам себе вопрос: почему же мои любимые футболисты не только не вошли
в эту сборную, но даже не назывались среди многих упомянутых кандидатов?
Причин, пожалуй, несколько. Одна из них: составлял я сборную по
схеме 1+4+2+4, по так называемой «бразильской», чтобы представить
игроков всех амплуа. А трое из моего «квартета» были инсайдами,
то есть играли в глубине поля и оттуда же атаковали, - это другое
амплуа, ушедшее в прошлое. Вторая причина: стараясь быть объективнее
(насколько это вообще возможно), называл индивидуально более сильных
форвардов, более харизматичных, что ли. А третья причина - возможно,
общечеловеческая черта, нежелание выставлять любовь напоказ, в общем,
затрудняюсь это чувство доходчиво объяснить.
Безусловно, «квартет виртуозов» составили не последователи «искусства
для искусства», напротив, они играли - придется использовать штамп
- не просто эффектно, а на редкость эффективно. В чемпионских составах
Дементьев был четырежды (дважды в «Динамо» и дважды в «Спартаке»),
Сальников - трижды (один раз в «Динамо», два раза в «Спартаке»),
Мамедов - четырежды, Кузнецов - трижды (оба только в «Динамо»).
А вот Кубок СССР Дементьев выигрывал трижды (только в «Спартаке»),
а Сальников - пять (!) раз (по разу в «Зените» и «Динамо», трижды
в «Спартаке»). Мамедов и Кузнецов играли лишь в финале Кубка, обладателями
приза не становились. Ну как тут не пошутить, сказав, что мой квартет
был 14-кратным чемпионом СССР!
С Николаем Тимофеевичем лично познакомиться мне не посчастливилось,
а с Сережей, Аликом и Юрой мы не просто приятельствовали на протяжении
многих лет, а дружили, и общение с ними, долгие, иной раз по несколько
часов, беседы стали моими футбольными университетами, поскольку
они так умели рассказать о всевозможных тонкостях игры, так красочно
описать интересные эпизоды, раскрыть такие «тайны», что о каждом
из них могу с уверенностью сказать: воистину талантливый человек
талантлив во всем. Что же касается Николая Тимофеевича, то он косвенно
поспособствовал моему «журналистскому крещению».
Дело было так. И года не прошло с тех пор, как я стал штатным сотрудником
еженедельника «Футбол», когда главный редактор Мартын Иванович Мержанов
поручил мне подготовить полосу к 50-летию Дементьева, для чего встретиться
с Симоняном. Никита Павлович, естественно, тепло побеседовал с новичком-журналистом
о юбиляре и при расставании попросил показать ему написанное. А
писать мне было легко и приятно, потому что игра любимого мастера
Николая Тимофеевича словно вживую стояла перед глазами. На следующий
день я привез Симоняну текст. Он внимательно прочитал его, как мне
показалось, удовлетворенно хмыкнул и расписался на последней странице.
Мержанов, крайне скупой на похвалы, встретил меня с улыбкой и мгновенно
отправил странички в набор. Так в очередном номере «Футбола» появилась
за подписью Симоняна полоса под заголовком «Дементьеву - 50? Не
верю». А спустя несколько дней Мержанов рассказал, что, пока я возвращался
в редакцию, ему позвонил Симонян и слов не жалел, расхваливая новичка.
«Считай, у тебя есть еще один крестный в журналистике», - заключил
Мержанов. «А Дементьев разве ни при чем?» - думаю я сейчас.
С Сережей роднила нас и профессия, он ведь закончил факультет журналистики
МГУ. Но дело не в дипломе, конечно, а в таланте. Он писал медленно,
трудно, но так чувствовал слово, таким необыкновенным стилем владел,
что его текст практически не нуждался в редактуре, а оценивал я
его одним словом: зачитаешься! Ну и телерепортажи его были прекрасны,
сравнимы разве что с работой у микрофона Льва Филатова и Аркадия
Галинского, блестящих, как вы понимаете, журналистов.
В 1960-м Алик и Юра вернулись из Москвы в родной Баку, в «Нефтяник».
И там к ним присоединился еще один «технарь» Адамас Голодец, который
после московского «Динамо» два сезона провел в «Динамо» киевском,
где был лучшим бомбардиром команды в 58-м и 59-м. И вот «Нефтяник»
приезжает в Москву, играет в Лужниках со «Спартаком» - и так играет,
что болельщики проигравших спартаковцев провожают гостей овацией.
Мне почему-то казалось, что бакинцы выиграли с разгромным счетом,
но спустя много лет вспоминали мы в застольной беседе с Аликом и
Юрой тот матч, и они меня поправили: счет был скромный, всего 2:1,
но игровой перевес огромный, отчего меня память и подвела. А Алик
добавил: «После матча подошел к нам Сергей Сальников (он тогда еще
играл в «Спартаке»), поздравил и сказал, что выдали мы «концерт
мастеров искусств, как написали бы в теле- или радиопрограмме».
Это его слова, а уж он знал, что такое красота в футболе!» Алик
почему-то на последней фразе сделал ударение, словно кто-то мог
это оспорить.
У обоих был особый факт в биографии. У Алика - незабываемый матч
в 55-м в Италии против «Милана» (4:1), когда он забил во втором
тайме четыре (!) гола, хозяева вели к перерыву 1:0. У Юры - сезон
в 59-м, когда он из-за травмы провел лишь шесть матчей чемпионата,
забив в них пять голов, но так в них сыграл, что не только получил
золотую медаль (не провел ведь необходимой половины встреч), а и
был назван в списке «33 лучших» центральным нападающим под №1.
О каждом мастере из «квартета виртуозов» надо было бы написать,
конечно, отдельно. Но, может быть, случай еще выдастся, ведь в наступившем
году предстоит 100-летие со дня рождения Дементьева и 90-летие со
дня рождения Сальникова. Надеюсь, «Спартак» и «Динамо» (вдруг-то
совместно!) торжественно отметят эти даты. Будет и 85-летие Мамедова,
лишь в прошлом году покинувшего наш бренный мир. Наверняка в Баку
и в Москве об этой дате помнят. А в 2016-м Юру Кузнецова с 85-летием
смогут, верю, лично поздравить друзья и поклонники.
Позвольте мне дать в заключение совет молодым любителям нашей прекрасной
игры. Составление символических сборных, определение лучших игроков
месяца, года, сезона, века я называю «играми знатоков». И всегда
находятся недовольные: не вспомнили одного, недооценили другого,
не назвали третьего... Так что вот вам совет: составьте для себя
сборную своих любимых футболистов и сборную самых сильных, на ваш
взгляд, игроков любимого клуба, обсуждайте эти составы с друзьями,
вносите поправки, вспоминайте прекрасных мастеров. Это доставит
вам удовольствие и расширит представление о футболе. О его истории
и о людях, эту историю писавших.