СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ДАЕШЬ РУССКИЙ «АУГСБУРГ»!
В день центрального матча бундеслиги "Аугсбург" - "Бавария"
спецкор "Спорт-Экспресса" представляет главную сенсацию
нынешнего сезона в Германии.
Игорь
РАБИНЕР из Аугсбурга
Сегодня в швабском Аугсбурге, что в часе езды от Мюнхена, - суперсобытие.
Одноименная команда бундеслиги примет "Баварию". И это
будет не обычный выезд суперпарней Гвардьолы к аутсайдеру, каких
баварцы щелкают не глядя. Это будет встреча первой и третьей на
сегодня команд Германии. И в прошлом сезоне, кстати, "Аугсбург"
дома "Баварию" обыграл.
При этом по бюджету "Аугсбург" в бундеслиге - 17-й, предпоследний.
Исполнительный директор, молодой, модный, слегка небритый Майкл
Штролль, с гордостью играет цифирью: "У "Баварии"
доход - 500 миллионов евро, у нас в прошедшем сезоне он составил
47 446 416 евро и 79 евроцентов. А в таблице нас разделяют лишь
две позиции".
Штролль вместе со спортивным директором клуба, легендарным защитником
Штефаном Ройтером - чемпионом мира, Европы и победителем Лиги чемпионов
- около четырех часов увлекательно раскрывали секреты выживания
и взлета маленького клуба студентам российской бизнес-школы RMA
- и те заодно со спецкором "СЭ" поражались почти каждой
фразе. Как вам, например, приведенная выше цифра доходов с точностью
до цента? А ведь в этой математической точности и рачительности
во многом и кроется аугсбургский секрет.
"Никаких финансовых рисков и долгов! - провозглашает Штролль.
- Мы стоим обеими ногами на земле". От себя добавлю: и никаких
миллионных, да и многотысячных комиссионных агентам. И зарплату
отчего-то на несколько месяцев не задерживают - а вопроса о проблеме
незапланированных премиальных, типичного для выскочек в России,
Ройтер просто не понимает.
И 30-тысячник тут забивают до отказа: средняя посещаемость - 29
300. Хотя население нарядного городка, в средние века служившего
епископской резиденцией и конкурировавшего за мощь влияния с Лондоном
и Парижем, но потом обставленного по всем позициям Мюнхеном, - всего
270 тысяч человек.
* * *
Простите за обилие чисел, но еще одно не привести не могу - настолько
оно поразительно. Подъехав к домашнему стадиону "Аугсбурга"
"СГЛ Арена", мы обнаружили полнейшее отсутствие внешних
эффектов, максимальную компактность и предельную функциональность.
Возник логичный вопрос: во сколько все это обошлось?
Ответ последовал во время презентации Штролля. 45 миллионов евро.
Некоторые студенты, находящиеся в курсе расценок на строительство,
сначала подумали, что исполнительный директор оговорился. Но число,
которым тут гордятся, было отражено на экране. Я не мог не поинтересоваться:
как?! Ведь даже по самым скромным европейским, а не российским (с
наценкой сами понимаете на что) меркам в расчете на посадочное место
тратится 3 тысячи евро. То есть должно быть никак не меньше девяноста.
А тут - вдвое меньше.
Но в Аугсбурге - своя философия и культура строительства арен. Так,
старый "Розенау Штадион", служивший клубу более полувека,
был возведен в 1951 году из... строительного мусора, оставшегося
после бомбежек союзников во время Второй мировой.
На пороге тысячелетий "Аугсбург" затрясло. У клуба отобрали
лицензию из-за неразрешимых финансовых проблем. Он был отправлен
в 4-ю, региональную, лигу.
Год спустя президентом клуба стал известный местный бизнесмен Вальтер
Зайнш. Чуть ли не первым его тезисом было: чтобы играть в первой
бундеслиге, нам нужен новый стадион. Все вокруг воскликнули: этот
человек в своем уме?! Реальность - 400 человек на трибунах "Розенау"
во время матча регионального швабского первенства. Какая там, к
лешему, первая бундеслига?
Но однажды Зайнш обратился в американскую компанию НВМ - генпорядчик
строительства арен "Аякса" и "Шальке". Но на
переговоры "Аугсбург" пришел с очень необычным подходом.
Клуб сказал: "У нас на все про все - 45 миллионов евро и ни
цента больше. Мы хотим построить 30-тысячник. Если готовы - находите
архитектурные решения. Если нет - будем искать кого-то еще".
В НВМ - чай, не иная наша компания, ее задача строить, а не пилить,
- оказались готовы. По каждому пункту там искали субподрядчиков,
готовых работать по принципу "экономика должна быть экономной".
Например, крыша могла бы стоить на 5 - 6 миллионов больше, но и
на этом сэкономили, установив козырек с подпорками в виде колонн
- не толстых, кстати. Да, кому-то от этого хуже обзор, но за пределы
бюджета клуб не вышел. В извечном вопросе: "Вам шашечки или
ехать?" в Аугсбурге, без сомнений, дают ответ номер два. Сообщать
им цену за постройку одного слишком известного российского стадиона-долгостроя
даже не хотелось - из опасений за психическое здоровье людей, привыкших
мыслить совсем иными категориями.
Кстати, архитектура "СГЛ Арена", построенной частично
клубом, городом и из личных средств Зайнша, подразумевает возможность
надстройки еще одного яруса и доведения вместимости до 50 тысяч.
И нет сомнений, что, когда в клубе почувствуют, что до такого уровня
доросли, - сделают это. А не будут вбухивать бешеные деньги в строительство
к чемпионату мира 45-тысячника в Саранске, который потом гарантированно
не будут использовать на полную мощь.
И на строительство открытого нынешним летом нового комплекса детской
академии за 2 600 000 евро (см.списки комиссионных от российских
клубов агентам, где миллион - полтора за трансфер - в порядке вещей)
тоже отчего-то хватило. Тут знают: отдача будет куда большей, чем
потрачено нынче. Кстати, 80 процентов из 70 работников академии,
в которой занимаются 250 детей, - волонтеры. Им просто это нравится.
А в штате собственно "Аугсбурга" состоят всего... 25 сотрудников.
У "Баварии", с которой, как с другим полюсом, расположенным
всего в часе езды, любят сравнивать себя эти героические малыши,
- пятьсот.
В первую бундеслигу команда вышла в 2011 году. С тех пор для нее
изменилось все.
До того клуб, как бы скромно себя ни вел, деньги все равно терял.
Теперь он в плюсе - за прошлый сезон на два миллиона евро.
"Во второй бундеслиге нельзя заработать, - формулирует Штролль.
- Деньги там инвестируются клубами в то, чтобы выйти в первую и
там все отбить". Логично: главная часть дохода "Аугсбурга"
- телевидение. 46 процентов дохода идет от вещателей - и это при
том что стабильно заполняется 30-тысячник. Продажа билетов и абонементов
приносит в клубную казну "лишь" 15 процентов. Лишь в кавычках
- потому что найдите хоть один периферийный (да и столичный) российский
клуб с такими показателями доходов в день матча - 7 миллионов 117
тысяч евро.
Эти 15 процентов тем более удивительны, что стадион новый, и на
нем есть 52 ложи с ценой от 50 до 100 тысяч евро за сезон, каждая
из которых продана на три года вперед. Вот тебе и скромный провинциальный
клуб!
* * *
На днях 73-летний Зайнш, теперь уже аугсбургская легенда, ушел в
отставку, оставив президентский пост Клаусу Хоффману. Семья дожала
пожилого босса: успокойся, побереги здоровье, удели внимание родным.
Тот сдался. С легким сердцем.
Потому что Зайнш оставил "Аугсбург" на третьем месте,
на него почти невозможно попасть, город без ума от своей боевой,
храброй, бегущей все 90 минут, беззвездной рабоче-крестьянской команды.
"Болельщики - не клиенты, а часть семьи", - провозглашает
Штролль.
А как не чувствовать себя одной семьей, если в Аугсбурге все (!)
новорожденные получают на домашний адрес родителей подарочный пакет
с... соской с эмблемой клуба? А каждый семилетка, идущий в первый
класс, предыдущим летом становится обладателем рюкзака с символикой
"Аугсбурга". Клуб поставил перед собой задачу вовлечь
в свою жизнь абсолютно весь город, сделав каждого жителя болельщиком
с рождения до смерти. Включая тех, кто лишен возможности видеть.
На матчи приходят от 10 до 20 незрячих болельщиков, которые получают
наушники и двух специально работающих для них с трибуны комментаторов.
В семейном секторе "СГЛ Арена" над каждым креслом заботливо
установлены специальные перила - чтобы дети, перегнувшись вперед
в поисках чего-нибудь интересненького, не упали вниз. И ведь нашел
клуб возможность для такой фишки, невзирая на гиперэкономию при
строительстве!
Базы у клуба нет, а есть лишь пара полей около арены. Переодеваются
футболисты в раздевалке на стадионе. Раздевалки тоже весьма аскетичные
- зато парковка для болельщиков аж на три с половиной тысячи мест.
При том что большинство народу добирается на трамвае. Билет на который
включен в стоимость прохода на футбол.
После матча 90 процентов игроков выходят и к болельщикам, и к спонсорам,
чтобы раздать автографы. Потому что команда чувствует свою ответственность
за каждого человека, который приходит сюда на футбол.
* * *
Кстати, великий Ройтер от третьего места нос не задирает. Говорит:
мол, наша цель - по-прежнему не вылететь, и если по итогам чемпионата
позади "Аугсбурга" останется лишь три соперника, он будет
вполне удовлетворен. И вообще не факт, что еврокубки пойдут клубу
на пользу, так как он играет все матчи одним составом, скамейки
почти нет - и игроков не хватит на несколько фронтов.
У "Аугсбурга" - молодой тренер Маркус Вайнцирль, работающий
с командой на несколько лет дольше тренеров большинства клубов РФПЛ
- с мая 2012-го. Потому что менять тренеров, как стоптанные туфли,
накладно. И вот уже Вайнцирля нахваливает агент Юргена Клоппа, и
ему сулят большое будущее. А ведь запросто могли уволить, когда
в дебютном сезоне в первой бундеслиге он набрал девять очков за
круг. Но встретились тогда Ройтер с Зайншем, покумекали и решили:
это тот тренер, который вписывается в нашу стратегию. Во втором
круге "Аугсбург" набрал 24 очка и впервые в истории бундеслиги
при таких раскладах спасся. Потом - сплошной подъем, восьмое место
в прошлом сезоне и третье - сегодня.
А еще в эту стратегию входят специфические критерии подбора игроков.
Ройтер объясняет: поскольку клубу не по карману приобретение Криштиану
Роналду или Алабы, покупки должны быть точечными, продуманными и
без осечек. Потенциал каждого новичка должен реализовываться на
сто процентов. Недопустима ситуация "звезда и посредственности",
когда у лидера - половина зарплатного фонда команды и две трети
ее голов, а остальные стоят и смотрят, в каком настроении вышла
на поле прима.
Большой разрыв в результативности между лучшим снайпером и остальными
не вписывается в тщательно продуманную и одобренную руководством
игровую философию и кадровую политику "Аугсбурга". За
все это, в целом именуемое стратегическим направлением, и отвечает
Ройтер - как и за трансферную политику. А в ней - за создание сети
контактов, которая позволяет и приличных игроков подешевле заполучать,
и об их характерах и привычках заранее знать.
Приятно слушать знаменитого футболиста, выигравшего все и вся, -
но не упивающегося былой славой, а пашущего здесь и сейчас во благо
нового для себя клуба. Такие вот Ройтеры, Румменигге, Цорки в Германии
в массовом порядке грызут гранит наук, превращаются из спортсменов
в серьезных менеджеров, реализуют весь свой богатейший опыт на новом
уровне.
Слушаешь Ройтера со Штроллем - и берет необъяснимая, этакая российская
злость на то, до какой же степени у них, немцев, все по уму. На
эмблеме клуба и города изображена сосновая шишка. Основан Аугсбург
был еще во времена Римской империи, и для древних римлян эта шишка
была символом власти и мощи. Я бы добавил - власти и мощи здравого
смысла. Немецкого, но, увы, никак не российского...