СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
«ВОЛЬФСБУРГ»: ДЕНЕГ МНОГО, НО НЕТ ЛЮБВИ
Корреспондент немецкой газеты Der Spiegel, который проходит стажировку
в "Спорт-Экспрессе", рассказывает о сегодняшнем сопернике "Краснодара".
"Вольфсбург" долгое время считали командой бесхарактерных миллионеров.
Но сейчас клуб, существующий за счет завода "Фольксваген", всеми
силами пытается изменить имидж.
Про город Вольфсбург есть одна история, которая во многом характеризует
и местный футбольный клуб. В недавнем прошлом скоростные поезда
регулярно проносились мимо вокзальчика, хотя остановка Вольфсбург
значилась в маршруте. Однако машинисты все равно из раза в раз забывали
затормозить - без злого умысла, а просто по ошибке. В этой связи
вся Германия посмеивалась над городком примерно в 200 километрах
к западу от Берлина, который считается настолько крохотным, незаметным
и тоскливым, что даже машинисты не обращают на него внимания.
Вот и у футбольного клуба "Вольфсбург" имидж примерно такой же.
В бундеслигу он вышел 16 лет назад. И с тех пор борется за зрительские
симпатии и признание. А болельщики команд-соперников прозвали "Вольфсбург"
"серой мышью": мол, ни традиций, ни индивидуальности, ни души. Ультрас
из Мюнхена и Дортмунда пошли дальше и утверждают, что этот клуб
убивает футбол, и придумали еще более жесткое сравнение - Retorte-Club.
Это означает "ненастоящий, рожденный благодаря искусственному оплодотворению".
Тем самым непрозрачно намекают, что "Вольфсбург" создан будто бездушный
автомобиль.
Действительно, "Вольфсбург" - продукт крупнейшего в Европе автомобильного
концерна. Его называют заводской командой, так же как и "Байер".
Для примерно 50 тысяч человек, работающих на заводах города, футбольный
клуб - главное развлечение в свободное время. "Для чего он нам?
Хотим, чтобы команда играла в красивый футбол и приводила в восторг
наших сотрудников", - объясняет Мартин Винтеркорн, председатель
совета директоров концерна.
Но воплотить в жизнь этот простой и понятный план так, по сути,
и не удалось. Что ни сезон, "Вольфсбург" финишировал где-то в середине
таблицы, а иногда и вовсе чудом избегал вылета. Ни игровой, ни клубной
философии так и не родилось. В то же время финансирование - на зависть
многим. По меркам Германии, можно сказать, колоссальное. Да только
менеджеры клуба используют миллионы евро, которые инвестирует автопроизводитель,
исключительно для того, чтобы постоянно перетряхивать состав. Только
в сезоне-2007/08 было продано 15 футболистов, а на их место куплен
21 игрок. А самое главное, каждый раз команда, собранная из дорогущих
футболистов, получается безвольной, бесхарактерной, неизобретательной
и вялой.
Но не бывает правила без исключения. В 2009 году политика больших
покупок принесла-таки результат. "Вольфсбург" неожиданно стал чемпионом
Германии. Однако успех оказался мимолетным. Никакого прорыва в развитии
клуба не произошло. В сезоне-2009/10 клуб финишировал восьмым, через
год - 15-м, еще через год - снова восьмым.
А теперь в "Вольфсбурге" озадачились сменой имиджа. Задача ясна:
надо, чтобы команду начали воспринимать всерьез. "Никто не говорит
о том, что все должны нас полюбить. Но мы хотим добиться, чтобы
все нас уважали", - объясняет генменеджер клуба Клаус Аллофс. Частью
нового плана стало приглашение на роль главного тренера Дитера Хекинга.
В прошлом сотрудник полиции, клубы бундеслиги он тренирует вот уже
восемь лет: работал в Ганновере, Нюрнберге, теперь в Вольфсбурге.
Хекинга считают тренером, который крепко стоит на ногах, умеет раскрывать
и пестовать молодые таланты.
И еще один важный момент: автоконцерн поставил цель до 2017 года
сэкономить 5 миллиардов евро, так что и в футбольном клубе придется
затянуть пояса. Впрочем, даже с оскудевшим бюджетом в 50 миллионов
евро "Вольфсбург" остается одним из самых богатых в бундеслиге.
Другое дело, что Хекинг должен мудрее расходовать средства и трепетнее
относиться к своим воспитанникам, регулярно подтягивая их из юношеских
команд в основу.
Нынешний состав - это сплав из приобретенных звезд и доморощенных
игроков. В команде аж 16 футболистов, которые представляют (или
делали это прежде) сборные 10 стран. Самые известные - бразилец
Луиз Густаву, бельгиец Кевин де Брейне и датчанин Никлас Бендтнер
- играют бок о бок с молодыми немецкими профи, вроде 22-летнего
защитника Робина Кнохе. "Я просто стараюсь сделать так, чтобы каждый
футболист чувствовал себя нужным. Это касается и молодежи. Растущие
таланты заслуживают не меньше внимания, чем условный Луиз Густаву",
- рассказывает про свой подход тренер Хекинг.
Попутно "Вольфсбург" работает над имиджем. Клуб должен перестать
быть серой мышью, обрести свое лицо и завоевать любовь. С недавних
пор по всему городу развешаны плакаты со слоганом: "Футбол - это
все". На семейном секторе "Volkswagen
Арены" есть специальные детские уголки для игр. Футболисты регулярно
посещают окрестные школы.
И, действительно, лед тронулся. Команда заиграла в зрелищный, пусть
и несколько авантюрный футбол, с первых же минут пытается оказывать
давление на соперника и делает ставку на атаку. Наконец-то появился
коллектив: в кои-то веки летом команду не покинул никто из тех,
кто обеспечивает результат. Количество зрителей в последние годы
неуклонно падало, но тенденция снова сменилась на рост - в среднем
приходит по 25 тысяч человек. Более чем приличный показатель для
города, где живет всего 120 тысяч!
В таблице бундеслиги "Вольфсбург" идет на пятом месте, отставая
от второго всего на два очка. А в еврокубках команда выступает лишь
в третий раз в истории, пока ее лучший результат - четвертьфинал
Лиги Европы в 2010-м. "В Лиге чемпионов немецкие клубы в последнее
время сверхуспешны. А вот про Лигу Европы такого не скажешь. Есть
куда расти!" - говорит менеджер клуба Аллофс.
Возможно, сейчас у "Вольфсбурга" последний шанс, чтобы добиться
долгосрочного, а не сиюминутного успеха и избавиться от дурной репутации.
Самое забавное, что походя удалось справиться и с проблемой невнимательных
машинистов. В один прекрасный день клуб стал рассылать работникам
немецких железных дорог подарки - бесплатные билеты на свои домашние
игры, чтобы городской вокзал со временем отложился в их памяти.
И вот те раз - с некоторых пор ни один поезд не проехал мимо.