СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
АЛЕКСЕЙ СОРОКИН: "ЛЕТАЮЩИЕ МАРШРУТКИ
- ЭТО НЕ ДЛЯ РОССИИ"
Чемпионат
мира постепенно выходит на финишную прямую, и мы не перестаем удивляться
его невероятной щедрости: впереди еще восемь решающих, захватывающих
матчей, а бразильский турнир уже побил по результативности своего
южноафриканского предшественника, где было забито 145 голов. Кроме
того, чемпионат-2014 получается крайне успешным по объемам проданных
билетов: на данный момент посещаемость бразильских стадионов составляет
98,2%, а ведь все самые важные матчи еще впереди!
В этой ситуации страдают разве что любители "жареных"
сенсаций, которые с нетерпением ждали оглушительного провала чемпионата
мира. Теперь они вынуждены сводить масштабы "катастрофы"
до качества кофе на стадионах: мол, там, в буфетах, он не такой
вкусный, как везде в Бразилии.
Теперь даже смешно вспоминать, какими ужасами потчевали болельщиков
за несколько месяцев до старта турнира: мол, в Бразилии недостроенные
стадионы, угроза безопасности, огромные расстояния между городами
и недостаточно развитый транспорт.
На последнем пункте я остановлюсь отдельно. Бразилия - одна из самых
"летающих" стран. В первую очередь за отсутствием альтернативы:
по общей площади родина Пеле входит в пятерку самых крупных в мире,
а железнодорожное сообщение между городами тут практически отсутствует.
Зато с большими потоками болельщиков, перемещающимися между городами-организаторами,
местные аэропорты справляются без лишних усилий - за счет традиционно
высокой пропускной способности. И это тот самый опыт, который может
пригодиться российским городам через четыре года.
А вот другая особенность бразильской гражданской авиации - так называемые
"самолеты-маршрутки" - вряд ли приживется в России. Такие
самолеты в рамках одного рейса останавливаются сразу в нескольких
городах. Кто-то выходит на первой "остановке", а кто-то
летит до конечной, приземляясь по пути следования в нескольких аэропортах.
Кстати, я часто сталкиваюсь с тем, что зарубежные журналисты по
незнанию опасаются длительных перелетов во время ЧМ-2018. А на самом
деле концепция проведения турнира в России будет намного компактней
бразильской. Еще на стадии подготовки Заявочной книги мы позаботились
о том, чтобы длительность перелетов из Москвы в остальные города-организаторы
составляла не более двух часов.
Бразильцы заслуживают отдельной похвалы за то, как они справились
с организацией городского движения. Были разработаны специальные
автобусные маршруты "аэропорт - фан-фест - стадион", которые
значительно облегчили жизнь болельщикам и сняли нагрузку с общественного
транспорта. Кое-где городские власти и вовсе пошли на нестандартные
меры, объявив дни проведения матчей нерабочими. Такой подход оказался
крайне эффективным. Да и как тут нормально трудиться, когда команды
как на заказ выдают столь зрелищный футбол!
Было бы несправедливо, если бы, отмечая успехи бразильских городов-организаторов,
я не упомянул и о российских. В дни ЧМ-2014 в шести из них проходит
Международный фестиваль болельщиков ФИФА.
Его идея родилась спонтанно на ЧМ-2006 в Германии, когда перед финалом
Италия - Франция были организованы фан-фесты в Риме и Париже. Те
болельщики, которые не сумели попасть на решающий матч в Берлин,
могли на огромном экране следить за происходящим в атмосфере настоящего
стадиона. Опыт оказался настолько успешным, что ФИФА решила его
повторить и через четыре года, во время ЧМ-2010. А на этот раз такая
возможность со стороны Международной федерации футбола была предоставлена
лишь России. И наши города не подвели!
За время турнира фан-фесты в Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре,
Саранске, Волгограде и Екатеринбурге посетили более 100 тысяч человек.
Отличный результат, если учитывать позднее время начала матчей и
невезение с погодой. А для российских организаторов на местах это
еще и прекрасная репетиция того праздника, который придет в нашу
страну в 2018-м.
Алексей СОРОКИН - генеральный директор Оргкомитета по подготовке
и проведению чемпионата мира по футболу "Россия-2018",
бывший генеральный директор РФС.