СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ | СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ | ОФИЦИАЛЬНЫЙ РЕЕСТР
МАТЧЕЙ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
БУДЕТ ЛИ У "ЗЕНИТА" СВОЙ
СТАДИОН?
В самом начале этого года появилась информация: "Зениту"
надоело ждать, пока город обеспечит его новой ареной на Крестовском
острове, и клуб решил сам построить небольшой стадион на окраине.
"Спорт-Экспресс" выяснил, как обстоит ситуация на самом
деле.
ПОЧТИ 8 ЛЕТ ОЖИДАНИЯ
Но для начала напомним: работы по возведению новой арены на месте
легендарного стадиона им. Кирова начались летом 2006-го. Изначально
предполагалось, что на все про все уйдет два, максимум три года
и Петербург с "Зенитом" в 2008-м или 2009-м получат новый
суперстадион. Однако со временем "стройка века" превратилась
в "супердолгострой" - на сегодня открытие арены планируется
в лучшем случае на 2015-й, в худшем - на 2016 год. При этом сметная
стоимость объекта, которая неоднократна менялась, вплотную подошла
к 1 миллиарду евро.
Напомним также, что заказчиком строительства арены на Крестовском
является не "Зенит", а администрация Санкт-Петербурга.
Таким образом, клуб оказался в роли ожидающего, который никак не
может повлиять на ускорение процесса. В какой-то момент команде
и ее владельцам это, видимо, надоело. И вот в начале года в швейцарской
прессе появилась информация: "Зенит" обратился к одной
из местных компаний за проектом модульной арены на 25 тысяч мест,
которая может быть построена в Петербурге уже к концу 2014-го.
Информация верна, но лишь отчасти. Пока клуб заказал только технико-экономическое
обоснование строительства подобной модульной арены. При этом для
расчетов швейцарцам был предложен не один, а три участка на территории
Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А вот решение, строить
ли себе современную модульную арену и где ее располагать, будет
принято после того, как "Зенит" получит подробное заключение
от европейской компании. А она тянуть с расчетами, судя по всему,
не собирается.
Приоритетное место для строительства новой арены - пустырь неподалеку
от станции метро "Купчино", на улице Малая Балканская,
где и побывали корреспонденты "СЭ".
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ КУПЧИНО
По мнению большинства туристов, в любой части Северной столицы шагу
не ступить, не наткнувшись на шедевр Растрелли или Монферрана. Купчино
- исключение, ему достались ряды унылых зданий-коробок, сомнительная
слава хулиганского района да ироническая песня группы Billy's Band:
"Купчино - столица мира".
Выйдешь из метро и не сразу поймешь, где оказался: на окраине Петербурга,
Москвы или, скажем, Рязани. Но если "Зенит" все же решит
построить здесь стадион, то Купчино, подобно парижскому пригороду
Сен-Дени, обзаведется, наконец, достопримечательностью, которая
прославит район на всю Европу. Футбольную - уж точно.
Сегодня место будущей арены выглядит прозаично. От Малой Балканской
улицы заснеженный пустырь отгорожен лабиринтом гаражей, искать проход
в котором долго и муторно. Куда веселее пробраться на потенциальную
стройплощадку через задворки торгового центра. Наверное, владельцы
многочисленных здешних ресторанчиков - самая заинтересованная в
новом стадионе публика. Можно представить, какую кассу им сделают
25 тысяч клиентов перед каждой игрой "Зенита"!
Ну а пока, миновав длиннющие торговые ряды, оказываемся... на берегу
мелкой речки Волковки. На карте никаких переправ через нее не значится,
но по тонкому льду, к счастью, форсировать водную преграду не пришлось
- небольшой мостик нашелся довольно быстро. Сразу за ним и раскинулось
огромное снежное поле. Если бы не притулившийся на его краю одинокий
бульдозер, с такой натурой вполне можно было бы экранизировать рассказы
Джека Лондона про Аляску - только снег и ничего, кроме снега. На
крыше и капоте трактора тоже образовался внушительный сугроб. Видимо,
стоит он тут достаточно долго и к грядущей стройке отношения пока
не имеет.
Кстати, в самом Купчине о возможной стройке, как выяснилось, уже
знают и новость восприняли неоднозначно. Кто-то из наших собеседников
громко порадовался возможности смотреть футбол из окон квартиры
и заранее собрался отдавать ребенка в филиал зенитовской академии,
который наверняка создадут при новой арене. А кто-то принялся переживать
за станцию метро, которая может не справиться с наплывом 25 тысяч
болельщиков.
К слову, с точки зрения транспортной доступности строительная площадка
выглядит привлекательно. До Кольцевой автодороги - 3 минуты на машине.
До станции метро "Купчино" - 5 минут пешком. Там же располагается
одноименная железнодорожная платформа. Рядом с пустырем - огромная
стоянка автобусов пригородного и междугороднего сообщения. Так,
может, и правда, там, где сейчас стоит одинокий бульдозер, через
год-полтора переполненный стадион будет наблюдать, как Халк с Широковым
вколачивают мячи в ворота "Боруссии" или "Милана"?
МОДУЛЬ В ЧЕРКИЗОВЕ ОБОШЕЛСЯ В 5 МИЛЛИОНОВ ЕВРО
Другое дело - реально ли построить такую арену за год? У бывшего
президента московского "Локомотива" Николая Наумова есть
опыт возведения подобного модульного стадиона - это малая арена
в Черкизове. Стройка длилась как раз около года.
- Такой проект имеет право на жизнь, - говорит Наумов. - Если нет
проблем с коммуникациями, то срок его реализации - один год. Так
что "Зенит" поступает дальновидно.
Кстати, на маленькой локомотивской арене, рассчитанной на 10 тысяч
мест, минувшей осенью был проведен один из ключевых матчей нашего
чемпионата между "Динамо" - ЦСКА.
- Главное, постелить хороший синтетический газон - и пожалуйста.
Я считаю, что каждый клуб должен иметь такую резервную арену, она
всегда выручит, - считает Наумов.
У бывшего руководителя "Локо" грех было не спросить и
о стоимости строительства. Хотя понятно, что многое при этом зависит
от запросов: качества фанатской зоны, раздевалок, рабочих мест для
прессы и так далее.
- Мы затратили порядка 500 евро на одно посадочное место. То есть
в сумме получилось пять миллионов евро. Стадион "Зенита"
тоже не должен стоить очень дорого, - полагает Наумов.
ОДНА НОВАЯ АРЕНА ХОРОШО, А ДВЕ - ЛУЧШЕ
Какое решение примет "Зенит" - строить или не строить
небольшую собственную арену, - пока неизвестно. Но в случае положительного
ответа и результат не заставит себя ждать. Во-первых, новый стадион
- это страховочный вариант на случай, если стройка на Крестовском
снова затянется. Кто может дать гарантию, что на этот раз сроки
сдачи объекта будут выдержаны?
Во-вторых, чем раньше "Зенит" переедет в "новостройку",
тем быстрее начнет извлекать реальную выгоду.
- "Петровский" - хороший стадион. Но он как старая машина:
не будешь постоянно ремонтировать, не поедешь", - сказал как-то
о нынешней домашней арене питерского клуба один из его директоров.
Судя по всему, этот самый ремонт требует все больших и больших затрат.
А на собственном, новеньком, современном стадионе гораздо легче
реализовать коммерческие программы, на которых можно еще и зарабатывать!
Начиная от реализации абонементов в ложи для почетных гостей, которые
приносят основной доход на всех аренах мира, и заканчивая точками
питания и продаж атрибутики.
И наконец, даже если со стройкой на Крестовском все наконец-то будет
хорошо, то два новых стадиона для такого огромного города, как Петербург,
лучше, чем один. Недавний опыт Москвы это доказал. Да и в будущем
на небольшой арене вполне может обосноваться, скажем, "Зенит-2".
Сергей ЯРЕМЕНКО, Татьяна КОПЫЛОВА, Сергей ЦИММЕРМАН из Санкт-Петербурга.
«Спорт-Экспресс»,
17.01.2014