СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ВЯЧЕСЛАВ ДОБРЫНИН: "ЖИРКОВ ОДНОЙ НОГОЙ
БЫЛ В "ДИНАМО"
Фото: sovsport.ru
Композитор и певец Вячеслав Добрынин - болельщик страстный. Своему
"Динамо" предан много лет. Будете в Химках, поднимите
глаза. Отыщите самую почетную из VIP-лож. Знайте - он там.
Когда-то он был Вячеславом Антоновым. Но входить с такой фамилией
на советскую эстраду, где один Антонов уже собирал залы, смысла
не имело. И Вячеслав Григорьевич стал Добрыниным.
- А если б не Добрыниным - то кем? - поинтересовались мы. - Какие
варианты рассматривали?
- Какие? - задумался он. - Наверное, стал бы Динамкиным. Или Динамовцем.
Звучит?
* * *
- Лещенко нам говорил: "С тех пор, как "Динамо" перебралось
в Химки, я ходить на игры прекратил". А вам расстояния - не
помеха?
- Дело не в расстоянии. В Петровский парк ноги сами несли. Можно
сказать, дом родной. Химки - это новейшая история и совсем другое
"Динамо". К тому же Лева занятой человек, времени не хватает.
А я бываю практически на каждом матче.
Раньше была тесная связь у футболистов и артистов. В Лужниках устраивали
концертные программы "Спорт и искусство", мы вместе выступали.
С Леоновым, Хазановым, Лещенко и Мартыновым приезжали на динамовскую
базу, общались с командой. Я садился за новогорский рояль, пел свою
песню: "Динамо" - это класс, "Динамо" - это
сила..." Но сейчас все иначе. Игроки, тренеры так часто меняют
клубы, что не успеваешь следить. Навалом легионеров, которым творчество
Лещенко или Добрынина до лампочки.
- Не говоря уж про творчество Леонова.
- Мое знакомство с Евгением Палычем произошло как раз благодаря
"Динамо". А годы спустя мы пересеклись в кино. Я автор
музыки к фильму "Американский дедушка", где Леонов снимался.
Это его последняя роль. На съемки я приехал со своим ансамблем,
чтобы записать несколько песен. Леонов увидел меня и предложил сыграть
маленькую роль - сутенера. "В титрах так и будет написано:
сутенер - Вячеслав Добрынин?" - ужаснулся я. "Ладно, назовем
тебя Сэмом", - улыбнулся он.
- Песня "Динамо" - это класс, "Динамо" - это
сила..." написана на заказ?
- Персональный - Сан Саныча Севидова. Я очень его любил, как и все
вокруг. Он был замечательный! Песня звучала на стадионе после каждой
победы "Динамо". Потом для команды наступили тяжелые времена,
поводов включать ее было мало. В какой-то момент традиция умерла.
Зато в 2008-м, когда "Динамо" выиграло бронзу, медали
футболистам вручали под нее.
Впервые эту песню исполнили "Самоцветы" во главе с Юрой
Маликовым, тоже динамовским поклонником. Когда я познакомился с
Юрой, он уже был уважаемым человеком. Передовик производства.
- Какого еще производства?
- Музыкального. Член профкома Москонцерта. Его как передовика послали
в Японию. Оттуда он привез шикарные колонки, усилитель. Мы о таких
и не мечтали. Репетировали ночами в таксомоторном парке на самодельных
гитарах, нам выделяли комнатку. И мы балдели. Слушали вражеские
голоса. Чем больше про "Битлз" гадостей писалось, тем
сильнее хотелось на них походить. Я до сих пор с битлами душой и
телом.
- Не прошло?
- Леннон соединил серьезную музыку и легкую - в этой середине и
есть гениальность. Однажды и наша песня с Леонидом Дербеневым -
"Все, что в жизни есть у меня" - угодила в западный хит-парад.
В предместье Парижа на международной ярмарке услышал ее продюсер
из ФРГ. Связался с Министерством культуры, добился согласия на использование,
перезаписал на английском языке - и пошла она гулять по Европе.
Правда, мы как авторы ни копейки не получили.
- В ФРГ, наверное, стали бы миллионером.
- У Тухманова, Антонова, Шаинского и у меня почти с каждой песней
такая история. Звучали повсюду. Сегодня продюсеры раскручивают певца,
который толком ничего не умеет, и зарабатывают на нем. А в СССР
продюсеров не было, никто никого не раскручивал. Зато если песня
имела успех у публики, ты получал все. Я поражался своим авторским
вознаграждениям. Секрет в том, что мои песни исполнялись по всему
Союзу, в ресторанах, на танцплощадках. В рапортичке авторского учета
это фиксировалось - и ежемесячно набегала солидная сумма.
- Сколько у вас сгорело на книжке в 1991-м?
- 400 тысяч рублей. Позже мне выдали смешную компенсацию - около
пяти тысяч. Хватило этого на две рубашки. Впрочем, у некоторых пропало
гораздо больше. От таких потерь с ума можно было сойти - спасло
то, что профессия в руках...
- Музыка?
- Не только. Я же профессиональный искусствовед, окончил исторический
факультет МГУ. Трудился экскурсоводом в Пушкинском музее, Третьяковской
галерее. Но там много не заработаешь - параллельно играл на гитаре
в разных ансамблях. Когда Советский Союз развалился, начал исполнять
свои же песни, ездил на гастроли. На эти деньги можно было жить.
* * *
- Давайте о "Динамо". В Петреску вы верите?
- Честно вам скажу - я надеялся, что команду вновь возглавит Валера
Газзаев. Председатель попечительского совета клуба и динамовский
болельщик Сергей Степашин обязательно поддержал бы его кандидатуру.
У них с давних пор добрые отношения.
- А у вас - с Газзаевым?
- Тем более. Мы друзья. Я Валере обязан. В 1984-м он забил свой
сотый гол и вступление в "Клуб Григория Федотова" отмечал
в ресторане "Союз". Пригласил и нас с Лещенко. На банкете
я встретил свою нынешнюю жену Ирину.
- Она в качестве кого там была?
- Подруги одного футболиста "Динамо".
- Значит, вы увели чужую невесту?
- Меня самого увели... Так вот, о Газзаеве. Насколько мне известно,
вопрос о его назначении был фактически решен. Но в последний момент
в игру вступили околофутбольные силы, которых смутил авторитет Валеры.
Он ведь манипулировать собой не позволит, плясать под чью-то дудку
не будет. Я-то знаю.
А Петреску... Он похож на Газзаева. Но очень уж несдержанный. Сперва
я подумал - может, это неплохо? Подпустит нашим футболистам в задницу
скипидара. Но затем его истеричность стала раздражать. Вот Божович
умеет контролировать эмоции - даже если внутри вулкан. Петреску
же орет, плюется, машет руками. Его удаляют, дисквалифицируют...
- К концу года вроде успокоился.
- Я тоже заметил. Наверное, Петреску показали фильм "Джентльмены
удачи" или сводили в зоопарк к верблюду. Вообразил он себя
на месте героя Крамарова - и дал зарок больше не плеваться. А если
серьезно, с Петреску в этом плане руководство действительно провело
работу. Да и победная серия "Динамо" наверняка подняла
настроение.
- Когда вам все стало ясно с Силкиным?
- Главная вина, на мой взгляд, лежит на Воронине. Вот вам роль личности
в истории. Неправильно он себя повел. Прошлой весной был не в лучшей
форме, и Мисимович вытеснил его из состава, постоянно забивал. А
недовольный Воронин затеял бучу.
- То есть?
- Его авторитет был направлен не на позитив в команде, а на негатив.
Начальство пошло на поводу у его "значимости". Вспыхнула
ковровая революция. Сначала это сказалось на игре "Динамо",
а потом на судьбе Силкина. Вместо того чтобы поддержать тренера
после неудачного старта, его подтолкнули к пропасти. Он оказался
крайним.
Я думаю, Воронина и близких к нему в команде людей руководителям
надо было сразу поставить на место. А они душили тренера, диктовали
ему свои условия. Он сажает на лавку Воронина с Семшовым, но ему
говорят: они, мол, должны играть! Почему? Потому что у них большая
зарплата! Или трансферы возьмем...
- Интересная тема.
- Покупают за сумасшедшие деньги Джуджака с Нобоа. А оба весной
совершенно потерялись. Не исключено, это тоже повлияло на атмосферу
в команде. Возник "синдром Денисова". Кому понравится,
что ты годами пашешь, и тут приходит товарищ, получает миллионы,
но отдача на поле нулевая. Ну и как тренеру быть? Посадить Джуджака?
Начальство в ответ: "Ты обалдел? За него заплатили 20 "лимонов"!
Такой обязан играть всегда!" Если честно, Джуджака первое время
я просто не переносил. Пас отдать не может, ножки убирает. Да еще
прическа...
- Какая?
- Не внушающая уважения. Но в этом сезоне Джуджак разыгрался. Забил
четыре, восемь отдал. Молодец! Нобоа тоже оживает. Хотя мог окончательно
скиснуть. Было от чего. То на базу заявляются фанаты с грозным ультиматумом,
то из леса обстреливают непонятными орудиями...
- Воронин нужен "Динамо"?
- Тот Воронин, который блистал в 2011-м? Конечно! Но я не уверен,
что он способен вернуться на прежний уровень. По слухам, динамовское
руководство не горит желанием его возвращать. Вот Смолова хотят.
Да он сам решил в "Анжи" доиграть сезон. В Смолове, правда,
одно смущает.
- Что?
- Как бы в "Динамо" опять не начались танцы и дискотеки
с его закадычным приятелем Кокориным. Подруга-то у Смолова сейчас
гламурная - Вика Лопырева. А Кокорин только-только стал мужчиной
на поле. Он невероятно талантливый. С улыбкой, как у канадского
певца Джастина Бибера. Между ними разница три года. Если положить
рядом их фотографии в 18 лет - это близнецы. У Бибера скоро концерт
в Москве. Афиши по всему городу расклеены. Когда натыкаюсь на них,
мне всякий раз чудится, что это Кокорин.
Кстати, если канадец внезапно заболеет и не сможет выступить, Саша
легко его на сцене подменит. Приоденется, запустит фонограмму -
никто и не заметит.
* * *
- Вам не кажется, что в "Динамо" слишком много начальников?
- Так и есть. От клубной вертикали у любого тренера голова кругом.
Он-то один, а рядом полно тех, кто хочет руководить и решать. Работать
в "Динамо" должен тренер с железной волей и характером.
Это не про Силкина, к которому по-человечески я очень хорошо отношусь.
- Огорчились, что Аршавин летом не доехал до "Динамо"?
- Ничуть. Я, как человек музыкальный, не выношу тональности его
голоса. Она вызывает у меня приступ додекафонии. Аршавин мне нравился,
когда начинал в "Зените". Но его отличает удивительная
особенность собирать вокруг себя всякое дерьмо. А что представляет
собой нынешний Аршавин, загадка, наверное, для всех.
Вот о ком я сожалею, так это о Жиркове. Юра был одной ногой в "Динамо",
пока не вступил в дело Герман Ткаченко. Пообщался с супругой Жиркова
- и тот поехал в "Анжи". Ткаченко может договориться с
кем угодно. Он сделает все, чтобы комфортно было и жене игрока,
и ребенку, и даже бабушке. В "Динамо" такого человека
нет.
- Новые имена за прошлый год для себя открыли?
- Сапогов. Статью напоминает молодого Стрельцова. Я подумал - вот
бы такого нападающего в "Динамо"! Здоровый, настырный,
забивной, чутьишко есть. Но парня быстро занесло. Пошли споры с
арбитрами, стычки с игроками. Возьмешь его в команду - и наплачешься.
Сапогову надо обломать рога. Силкин на это точно не способен. Вот
Газзаев мог бы. Петреску, пожалуй, тоже. Плюнет в него пару раз,
и всё. Ха!
- Капелло вам интересен?
- Да! Многие решения Адвоката отдавали вкусовщиной и популизмом.
У Капелло этого не чувствую. Мне импонируют его строгость, уверенность
в себе. Дисциплину в сборной наладил мгновенно. Он выбирает действительно
лучших, не обращая внимания на имена.
- Толстых, который возглавил РФС, - коренной динамовец...
- Он профессионал, наведет в РФС порядок. Лучше быть непримиримым,
чем стелиться. Знаете, когда рассуждают об отмене лимита, я всякий
раз с ужасом вспоминаю, как лет семь назад приехал на игру с "Москвой".
И обнаружил в основном составе "Динамо" 11 легионеров!
Счастье, перед матчами тогда не звучал российский гимн.
- В 80-е тренерами "Динамо" побывали Евгений Горянский
и Эдуард Малофеев. С ними связаны две истории. О первой рассказал
полузащитник Александр Минаев. Устроил Горянский разбор полетов
и выдал: "Мне определенно стало известно, что определенные
игроки в определенное время определенным способом нарушают определенный
режим! Мне это определенно не нравится!"
- Горянский был человеком мягким, интеллигентным. Таких тренеров
в нашем футболе единицы. Аркадьев, Качалин, Симонян... Бесков был
жесткий, но грубости и мата в команде от него не слышали. Константин
Иванович не опускался до этого. Вот и Горянский мог бы на собрании
обругать игроков последними словами, как поступили бы многие его
коллеги. А он высказался тонко, с юмором, никого не оскорбив и не
назвав ни одной фамилии.
- История номер два. По словам нападающего Александра Хапсалиса,
Малофеев угощал футболиста шампанским, выпивал с ним десять фужеров,
а наутро лишал премиальных за нарушение режима. "Вы же сами
угощали!" - поражался игрок. На это следовал ответ: "А
я тебя проверял!"
- У каждого - свои причуды. Малофеев проверял игроков на вшивость
шампанским. А Бубнов, как говорят болельщики, закладывал товарищей
Бескову: "Константин Иванович, ребята в магазин за пивом отправились,
но я с ними не пошел. Я на рынке был, фрукты купил. Хотите, покажу?"
Сами понимаете, как после этого в команде относились к Бубнову.
Бесков, к слову, считал его средним игроком. Зато сегодня Бубнов
рассказывает всем, какой он честный. Бьется в истерике у микрофона.
- Из героев предыдущего поколения кто помнится?
- В конце 60-х появился в "Динамо" полузащитник Владимир
Ларин. С сумасшедшим по силе ударом.
- Мы слышали, как в одном из матчей, играя уже за вологодское "Динамо",
Ларин так засадил со штрафного, что мяч обогнул ворота и расколотил
окно в здании местного КГБ.
- А за московское "Динамо" он однажды забил ЦСКА с центра
поля. Прямым! Удар был такой силы, что мяч прошил ладони Шмуца и
влетел под перекладину. Спросите при случае у Кавазашвили, от Ларина
ему тоже доставалось. Если штрафной назначали метрах в двадцати
от ворот и к мячу шел Ларин, люди отказывались вставать в "стенку".
Либо поворачивались задом. Трибуны хохотали.
- Что ж он в "Динамо" не задержался?
- Пьющий. В команде с ним намучились. Помню, Витя Вотоловский рассказывал:
"Сидим в "Советской", к Ларину кто-то подходит с
упреками. Дескать, напился, а через пару дней важная игра. Ларин
хитро улыбнулся, хлопнул себя по правой ноге: "Не боись. Эта
не подведет!" Но жизнь его сложилась трагически. С футболом
закончил рано. А в 47 умер.
* * *
- Сами вы, кажется, в баскетбол играли?
- Да, на позиции атакующего защитника. Баскетбол - моя вторая любовь
после футбола. В середине 80-х впервые увидел по телевизору кусочек
матча "Хьюстон" - "Портленд". Влюбился в Ральфа
Сэмпсона! Помните его?
- С трудом.
- Ну что вы! 224 ростом! Выше него в истории НБА двое. Мануте Бол,
тощий суданец, и румын Георге Мурешан, оба - 231 (точности ради
отметим, что выше были также Славко Враньеш - 230, Шон Брэдли и
Яо Мин - по 229, Чак Невитт и Павел Подкользин - по 226. - Прим.
"СЭ").
- Чем вас кроме роста сразил Сэмпсон?
- "Хьюстон" проигрывает очко, остается две секунды. Так
этот амбалище в прыжке поворачивается, бросает издали - и попадает!
Метров с шести! В тот миг я понял, от чего тренер может умереть
на лавке. Еще я был без ума от Айзейи Томаса. Это вообще что-то
феноменальное. Как он пас отдавал!
- Как?
- Стоит увалень. Томас приближается, бьет в пол перед ним, мяч перелетает
через голову. Тот не успевает среагировать. В Америке я часто бывал
на баскетболе и хоккее.
- Какая из лиг производит на нашего человека более сильное впечатление
- НБА или НХЛ?
- НБА. Хорошего хоккея я насмотрелся здесь, наш-то поинтереснее.
Там в основном толкотня. В борт вбивают.
- С Харламовым были знакомы?
- Не близко. Я давно дружу с Сашей Мальцевым. Его покойная жена
Сусанна была примой кордебалета в театре Эстрады, где я писал музыку
к нескольким спектаклям. С Мальцевым они когда-то на пляже познакомились.
Саша там сидел на сборах, а Сусанна отдыхала.
- Говорят, еще раньше у Мальцева случился роман с Софи Лорен.
- Да, все об этом твердят. Софи Лорен была в Москве, ее привели
на хоккей. Смотрит - клюшки, лед, шум-гам. А она итальянка, ей всякий
кипеш нравится. Саша назабивал, после матча их познакомили. Парень
высокий, симпатичный. А уж что дальше было - знает лишь Мальцев.
Но подробностей не дождешься. Такая у него натура.
- Друзья в баскетболе у вас есть?
- Иван Едешко. Еще Стас Еремин ко мне приходил. Сидели и смотрели
баскетбол - а Стас рассказывал, показывал...
- Про НБА?
- И про наших. Про Александра Белова, который забил решающий мяч
американцам в Мюнхене. А умер в 26. У него была редкая болезнь -
саркома сердца. Проблемы со здоровьем врожденные. А как определить?
Открыть грудь и располосовать человека? Достать сердце - и посмотреть?
На рентгене ничего не видно.
Так я про Едешко не договорил. Ваню обожаю, удивительный человек.
Обаяние! Доброта! Позитив! Есть люди - вампиры. А Ваня от меня ничего
не забирает, я такого не чувствую. У нас прежде было место встречи
- дом отдыха ЦК ВЛКСМ "Елочка".
- Занятно.
- Это под Звенигородом. Ваня у меня и на свадьбе был. Как-то привез
мне из Штатов видеомагнитофон. Назывался National и открывался,
как крышка гроба. В Москве видеомагнитофонов тогда не было. Ко мне
многие приходили смотреть фильмы. Кассеты выпрашивали. Я жил на
улице Новаторов. В одном доме с Таней Веденеевой и Ирой Понаровской,
с ней всегда был рядом юный Сосо Павлиашвили. Возьмет у меня пять
кассет - потом три возвращает. Остальные, наверное, в Грузию отсылал.
* * *
- С Едешко в баскетбол хоть раз играли?
- Да, в "Елочке". Это 1978-й, кажется. Накануне мы крепко
поддавали. Все, говорю. Еще по одной - и завязываем. Едешко на меня
глядит круглыми глазами.
- Устал?
- Спрашиваю: "Тебе плохо?" - "Нет. Но больше не могу".
Оставил его в покое, сам пошел выпивать с физруком. А наутро мы
с Ваней, проспавшись, вдвоем играли против пятерых мужиков. Мне,
правда, дыхалки не хватало. И руки болели. Я же пианист - выбьешь
палец, и все. Сиди без работы. По-этому я только бросал. Никаких
проходов. Весь дом отдыха на нас смотрел!
- Немудрено. Но чтоб вы такого гиганта перепили - что-то тут нечисто.
- Это и странно. Во мне было 78 кг, в Едешко - 120. Количество употребляемого
распределяется по законам метаболизма. Но спросите самого Ивана,
он подтвердит. Хотя это все равно, что напоить штангиста Алексеева...
- Мы пробовали. Не вышло.
- Он весил 200 кг! Ел, говорят, восемь первых и пять вторых. И все
мало.
- Рассказы Едешко про знаменитые три секунды с каждым годом обрастали
новыми подробностями?
- Историю про три секунды все слушали, открыв рот. Едешко говорил,
мяч нужно было закладывать прямо в кольцо - а Белов забил от щита.
Думал, пока будет прыгать, время закончится. А бросок все равно
засчитают - даже если попадет после сирены... У Вани голос низкий,
как у протодиакона. В "Елочке" он выходил на сцену - и
мне подпевал.
- Что именно?
- Особенно ему нравилась песня "Качается вагон, стучат колеса
глухо". Спел кусочек - все аплодируют. Я залезал на стул рядом
с ним, становился выше Едешко. Народ ликовал. После песни совсем
по-другому про великий пас рассказывалось. Эх, вспомнили "Елочку"
- сколько ж там было смешного...
- Например?
- Передовиков туда присылали со всего Союза. Как правило, девок.
Передовая звеньевая. Или вытащила из воды дитя. Они могли на море
путевку получить, но море им было неинтересно. А вот в Москву из
Благовещенска - это да! Экскурсии, Ленин, ГУМ. Да еще мы рядом,
развязные столичные ребята.
Я в "Елочку" поэтов подтянул - приезжали Дербенев, Пляцковский,
Шаферан, Рябинин. В Москве они сидели по кабинетам. А я им вместо
банальных литературных встреч - такое! Зал на 800 мест! На небольшой
эстрадке садился за рояль, минут двадцать наигрывал попурри из собственных
песен. Как Элтон Джон. Я пою - поэты выходят и кланяются. "А
эта песня на стихи Леонида Дербенева. Вот он, великий..."
- Представляем, каким успехом там пользовались.
- Жуть! Сидим как-то с Мишей Пляцковским около рояля, что-то сочиняем.
Появляются девчонки. "Автограф? Ну, держите". Оказалось,
из Воронежа. Говорю: "Воронежские - это ж лучшие. Ансамбль
такой есть, "Воронежские девчата"..."
- Подружились?
- Спрашиваю: выпить хотите? Усадили их. А на столе у нас колбаса,
виноград и бананы. Те отщипнули по виноградинке. Говорю: какое вино
будете? У них паника...
- Почему?
- Впервые в жизни - выбор! Одна решается: "Портвейна нет? Вот
портвешку мы бы хлопнули". Протягиваю ей банан. Она смотрит
во все глаза и спрашивает: "Как его есть?" Это 1979 год!
- Ничего себе.
- Ни разу, говорят, не ели. Вы нас извините, мы такие темные. Я
начал чистить: "Это вам, не напоминает что-то эротическое?"
Вижу - не знают слово "эротическое". Про "секс"
вообще молчу. Одна попробовала банан - скривилась: "Мне не
нравится, на картошку похож". Пляцковский смеется. Спрашиваю:
"Ананас вы ели?" - "А что это?" - "Пупырчатая
штука..." Все, говорю. Завтра приходите сюда же - будет ананас.
А день спустя девчонки где-то набрали малины. Мы их бананами угощали
- а они нас вот так. Пляцковский заглядывает в лукошко: "Ягода-малина..."
Я в тон: "Нас к себе манила". И вдруг чувствую - хорошая
получилась строчка. А к вечеру и песня родилась.
- Вы еще к шахматам не равнодушны. Самый известный человек, с которым
сидели за доской?
- Гроссмейстер Сережа Долматов. Аркаша Арканов, чемпион дома литераторов.
Однажды мы с устным выпуском газеты "Труд" ездили на Смоленскую
атомную станцию. Мне с Дербеневым передали просьбу от отдела пропаганды
ЦК - про эту станцию написать песню. Ну и поехали.
Потом в "Труде" заметка вышла: "Мы стоим на атомной
станции, которая дарит людям свет и тепло. Только что закончилась
экскурсия. Мы стоим и представляем, как под нами бушует котел..."
А под нами действительно был реактор. Мы перепугались. Не знали,
что делать. Кто-то посоветовал махнуть грамм по 150 водки. Нейтрализовать
радиацию.
- Помогает?
- Лучше всего помогает пуркарское вино, которое производят в Молдавии.
Такое до сих пор посылают королеве Елизавете. У нее бзик - выгоняет
стронций.
- Едешко на атомную станцию с собой не повезли?
- Нет, зато с нами был Михаил Таль. Я влюбился в этого странного,
раскосого человека. От него веяло таким интеллектом! Миша там давал
сеанс на пятидесяти досках. Ни одной ничьей! А Долматов всех нас
вслепую обыграл прямо в автобусе, пока из Москвы ехали. Никто с
ним до двадцатого хода не дотянул. Тогда понял - насколько же я
мелкий и ничтожный.
- Это почему?
- Вот я - композитор. Люблю футбол, баскетбол, знаю НБА. Свое "Динамо".
Но так соображать - чтоб играть вслепую?! Когда Фишер умер, надо
было его препарировать. Вынуть мозг, изучать, как устроен. Вспомнил
- еще с Гатой Камским меня знакомили...
- Странный парень?
- Странный. У них папа все решал. Шахматисты все такие повернутые,
буки. Личной жизни ни у кого нет. Половина из них не женаты - и
не потому, что гомосексуалисты. Настолько в себе, до аутизма. Хотя
Таль пользовался фантастическим успехом у женщин. Как-то тянулись
на его ум, обаяние.
* * *
- Самый удивительный ваш концерт?
- 1987 год. Тогда было каналов пять на нашем телевидении. А мой
концерт показали в 21.30 по первой программе. Как мне рассказали,
смотрели 160 миллионов человек. Сегодня самые рейтинговые передачи
- 40 миллионов... Все билетерши, уборщицы, побросавшие швабры, танцевали
прямо в зале под "Бабушек-старушек". Камеры их снимали.
А я пою и про себя камеры считаю. Если четыре - весь этот балаган
вырежут, иначе я в кадр не влезу. Гляжу - ого, шесть. Мы с Едешко
тогда замутили фокус. Заранее придумали. Кричу со сцены: "Что
еще спеть?" И тут бас Едешко: "Синий туман" давай!"
- Это пошло в эфир?
- Да. Ваня потом знакомым говорил: "Видели меня по телевизору?
Я "Синий туман" громче всех просил..." Целая история
приключилась с этим концертом. Запись дали часа на два с половиной.
А в тот же день в Москве проходила Всесоюзная партийная конференция.
Съехались люди со всей страны. Закончили поздно, вернулись в свои
гостиницы, включили телевизор - и застали лишь окончание концерта.
Заинтересовались, что же это было. Кто-то позвонил в аппарат Горбачева,
оттуда - председателю Гостелерадио Аксенову. Попросили повторить
концерт для делегатов конференции.
Это уникальный случай на советском телевидении - чтоб программу
показали спустя три дня в то же самое время! Наутро я стал суперзвездой.
Через неделю в Минске собрал на стадионе 50 тысяч зрителей.
- Здорово.
- А вот предшественник Аксенова - Лапин - меня и Юру Антонова на
дух не переносил. Дорога на телевидение и радио была для нас закрыта,
в Союз композиторов не принимали. Считалось, что наши песни - пошлые,
ресторанные, несут низкую культуру. Особенно недолюбливал нас Никита
Богословский. Талантливый композитор, но страшно вредный тип. Он
названивал Лапину, рассказывал, какие мы отщепенцы, зарабатываем
бешеные деньги, нас нельзя пускать в эфир. Прежде чем песня выйдет
на пластинке, ее должен утвердить худсовет. А там заседают "носки"...
- Какие носки?!
- Да нет. Я о тех, у кого фамилия заканчивается на "ский"
- тот же Богословский, Иорданский, Колмановский, Матусовский. В
худсовете таких почему-то было немало. Они постоянно рубили молодых.
О чем говорить, если, например, мою песню "Все, что в жизни
есть у меня" не пропускали двенадцать раз!
- Богословский, кстати, обожал всех разыгрывать. Над вами тоже шутил?
- Бог миловал. Знаю, что однажды он чуть жену до инфаркта не довел.
Жили они в высотке на Котельнической. Дом ремонтировали, висело
несколько люлек для маляров. Одному из них Богословский дал денег
и уговорил подняться на свой 12-й этаж. Только предупредил: "Стой
рядом, чтоб я не упал". Люльку подвесили так, что висела она
чуть ниже подоконника и из кухни была не видна. Жена там что-то
готовила, окно было приоткрыто. Богословский распахнул его и крикнул:
"Привет, любимая!" А та оп - и в обморок.
- Сильно.
- Я тоже люблю шутки. Но не жестокие. Юмор должен доставлять радость
людям - как и футбол...