СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ОДНА КНОПКА И ОДНА ДЫРКА
О проблемах и перспективах показа футбола на телевидении корреспонденту
"Спорт-Экспресса" рассказал генеральный директор компании
"Лига-ТВ" Илья Геркус.
ОДНА КНОПКА И ОДНА ДЫРКА
Напомним, минувшим летом телекомпания "Лига-ТВ" была создана
Российской футбольной премьер-лигой для трансляции матчей чемпионата
России на различных платформах. Это подразделение занимается всеми
вопросами, связанными с показом, распространением и рекламой телепродукта.
Как было объявлено при ее создании, за три года "Лига-ТВ"
планирует заработать более 300 миллионов долларов.
ПОВТОРЫ С ВОСЬМИ КАМЕР
- Чего удалось добиться за эти месяцы?
- Первое: мы сформировали телепродукт так, как хотели. Один матч
показываем на общедоступном канале "НТВ", другие - на
платной основе. Второе: РФПЛ получила в собственность телеканал
"Наш футбол". Теперь им владеет Лига.
- Что значит - владеет? Разве "Наш футбол" не имеет больше
отношения к "НТВ-плюс"?
- Организационно - имеет. Но РФПЛ перечисляет "НТВ-плюс"
деньги.
- Сколько?
- 8 миллионов долларов за сезон. Столько стоят все трансляции и
две футбольные передачи. Сумма была определена изначально, но мы
в нее уже не вписываемся, поскольку понадобилось больше техники.
Планируем и дополнительные телепрограммы. В межсезонье, например,
хотим запустить передачу, в которой станем показывать контрольные
матчи.
- Из каких средств берутся эти самые 8 миллионов или чуть больше?
- "НТВ-плюс" платит нам 35 миллионов долларов за сезон,
мы ему должны деньги за "Наш футбол". Получается взаимозачет.
Или просто вычет.
- Что имеете взамен?
- Технически в работу "НТВ-плюс" стараемся не влезать.
Но в "Лиге-ТВ" появились люди, которые отвечают за трансляции
и контролируют их качество.
- Прежние контролеры не справлялись?
- Не хочется критиковать наших телевизионных соратников. Они многое
сделали, вводили новую технику, стандарты трансляции. Но "Лига-ТВ"
как всякий собственник больше заинтересована в качестве конечного
продукта. По этой причине мы теперь гоняем на самую дальнюю региональную
трансляцию цифровую технику из Москвы. Не везде, впрочем, это пока
помогает.
- Почему?
- Есть проблемы со взаимопониманием и взаимодействием режиссеров
и операторов, с расстановкой камер. Кроме того, чтобы передать сигнал
через спутник, его надо сжать. А потом соответственно разжать. Мы
пока не контролируем все этапы процесса, и картинка иногда получается
мутная. Сколотить продуктивные телебригады и отследить подбор техники
для трансляций нам удалось лишь в последних турах. Сняты эти туры,
если заметили, были хорошо: на качество трансляции влияли только
погода и освещенность. При том что качественный свет - важнейшее
условие хорошего показа. В общем, болевые точки определили, программу
обучения сотрудников на зиму составили. С весны, надеюсь, сделаем
шаг вперед. И не один.
- Но сигнал так и будет сжиматься и разжиматься?
- Нет, мы договорились насчет передачи сигнала по оптико-волоконным
кабелям. Увеличили и количество камер, снимающих повторы. Прежде
момент можно было детально рассмотреть с четырех точек. Но одна
камера, к примеру, недобивала, у второй закрыт обзор, на третьей
проспал оператор... Повтор в этих случаях получался куцым. Нас за
это критиковали, и мы признавали обоснованность претензий. Теперь
возим на игры вторую дорогостоящую коробку, позволяющую смотреть
повторы с восьми точек.
- Насколько дорогостоящую?
- В значительной степени. Качество требует жертв. Камера-паук тоже
невелика по размеру и позволяет снимать красивые планы. Но денег
стоит сумасшедших. Потому ее и используют исключительно на центральных
матчах.
- Ждать ли других технических новинок?
- Планируем привести в порядок архив. Не просто классифицировать,
но и упорядочить все записи. Грубо говоря, расставить метки: угловые,
подкаты, пенальти, офсайды, повторы с разных углов. Задаешь параметры
поиска, как в интернете: "Березуцкий, предупреждения",
например. И имеешь моментально то, что ищешь, во всех матчах всех
сезонов. Очень полезно и удобно для аналитических передач. Естественно,
для воплощения идеи в жизнь нужны время, персонал и инвестиции.
- Сколько сотрудников сейчас в "Лиге-ТВ"?
- Десять. В подобной структуре бундеслиги их около шестидесяти.
Станем зарабатывать - сможем увеличить штат. Хотя главное - не количество
людей, а эффективность их работы.
- Вы продолжаете трудиться в "Зените"?
- Сохраняю в клубе ту же должность: заместитель генерального директора
по стратегическому развитию.
А ЕСЛИ БЕЗ "ЛИЧНОГО КАБИНЕТА"?
- С технической частью понятно. Что с распространением телепродукта?
- Со всеми крупными операторами на телерынке заключены договоры.
Купить показ российского чемпионата за 149 рублей в месяц сегодня
может большинство желающих. Но сохраняются, к сожалению, технологические
препоны. Процесс подключения запутан: нужно куда-то звонить, заводить
"личный кабинет" и так далее. Не все понимают, как это
делать. И это проблема не людей, а оператора. Продажи необходимо
свести, условно говоря, к нажатию одной кнопки и одной дырке для
приема купюры. Если это не лесная избушка, а дом, в который централизованно
подается телесигнал, футбол имеет все шансы появиться на экране
телевизора. А мы - извлечь из этого 149 рублей. Пока, увы, маркетинг
хромает.
Взять, к примеру, Питер, где цифровой сигнал подается в 90 процентов
домов. Конвертер людям предлагается оператором бесплатно. То есть
надо лишь позвонить, придет человек и подключит телевизор к бесплатной
коробке. За программный пакет потом, понятно, придется вносить абонентскую
плату. Удобно, согласны? И цифровое качество лучше аналогового.
Знаете, сколько из полутора миллиона квартир, до дверей которых
доходит сигнал, воспользовались услугой? 150 тысяч - 10 процентов.
Хотя и реклама идет широкая, и преимущества очевидны.
- В чем резерв роста?
- Плотнее работать с операторами, чтобы те активнее вербовали клиентов.
Условно говоря, необходимо прийти к каждому оператору и разработать
для него программу продаж, поскольку сами они продавать футбол желанием
не горят.
- Сколько таких операторов?
- Восемь крупных и мелкие. С каждым садимся и разрабатываем алгоритм.
Неделями сидим, выверяем каждый пункт, потом пытаемся внедрить.
Тяжелейший труд. Не представлял себе, что будет настолько сложно.
На Западе производитель доставил товар до дверей супермаркета -
дальше за дело берется продавец. У нас не так. Нужно самому делать
стеллажи, выставлять продукт и зазывать народ.
- Насколько удалось увеличить число подписчиков за время работы
"Лиги-ТВ"?
- В пять раз. Было 60 тысяч домохозяйств - стало 300 тысяч. Особенно
высок прирост на юге - в Дагестане, Чечне, Ставропольском, Краснодарском
краях. В эти триста тысяч не входят обладатели тарелок "НТВ-плюс".
У телеканала свои данные по абонентской базе и свои доходы.
- Сколько подписчиков вы хотели бы иметь в идеале?
- Миллион домохозяйств - не только круглое, но и внушительное число.
Будем к нему стремиться.
- С иностранными специалистами по продаже телефутбола консультируетесь?
- Постоянно контактируем. Им по-прежнему интересен наш рынок и наши
первые шаги. В Infront Sports&Media, кажется, понимают: в свое
время они погорячились, сделав РФПЛ не слишком гибкое предложение.
Итальянский футбол получает почти миллиард евро, нам обещали 70
миллионов. Понятно, что есть разница в интересе и развитии отрасли,
но не такая же! Особенно если учесть размеры населения Италии и
России.
- Сейчас темпы извлечения доходов соответствуют вашим планам?
- Чуть-чуть отстаем. Как по причине недостаточного количества подписчиков,
так и из-за непроданных коммерческих контрактов. Да, мы высоко подняли
планку запросов и опускать ее не спешим. Подсчитали, установили
определенный уровень. Теперь воюем. Предлагают меньше - не соглашаемся.
Потому что уверены: любой бизнес-структуре почетно ассоциировать
себя с теми эмоциями и переживаниями, которые дарит футбол.
ДОБРО И ЗЛО НА ЗАБРОШЕННОМ ЗАВОДЕ
- Что еще из намеченного пока не осуществилось?
- Процентов на 80 график выполняем. Однако дел невпроворот. Скажем,
пока не нашли общего языка с клубами в части, касающейся стадионов.
Свет, качество газона, пустые трибуны очень сильно влияют на картинку.
Осенью исправить это не удалось. Но уже начали общаться, излагать
клубам свои просьбы и требования. Не решили пока вопрос и с календарем.
- В смысле?
- Календарь чемпионата должен учитывать интересы телевидения. Так
принято везде, где оно обеспечивает лигам серьезный доход. Есть
математическая модель - но есть и ручная жеребьевка. Ясно, допустим,
что осенью и весной в России нужно по возможности играть на юге.
У нас же "Анжи" с "Зенитом" в августе играли
в Махачкале, а в декабре - в Питере. При ручной жеребьевке все было
бы наоборот. Краснодар, Махачкала, Грозный, Ростов, Владикавказ
- эти города в холодное время обязаны получить приоритет. Но идея
механической жеребьевки у нас пока преобладает.
То же самое относится к обязательному наличию в каждом туре суперматча,
что сейчас бывает не всегда. И к сохранению интриги в конце чемпионата.
В данный момент матчи между ЦСКА, "Зенитом" и "Анжи"
уже сыграны, значит, развязка получится заочной. Представляете боевик,
в котором схватка главных героев происходит в середине фильма? Кто
на такой пойдет? А должно быть по-другому: на последних минутах
добро и зло встречаются на заброшенном заводе, с цепями, арматурой
и оголенными трансформаторами... Вот на такую интригу все захотят
посмотреть.
Переносы матчей для участников еврокубков - тоже проблема. Пусть
наши клубы лучше выступают в Европе - я только за. Но и внутренние
интересы забывать нельзя, потому что снижается продаваемость футбольного
продукта. Потребителям обещан товар в удобное время в назначенном
месте - они должны его получить. А если центральные матчи играются
в понедельник, это неправильно.
- Что скажете про петарды, взрывы, мат, странные матчи, технические
поражения?
- Беда, что тут скажешь? СМИ подхватывают моментально, жареная тема.
Для телепродукта - серьезный урон.
- Клубы готовы всерьез менять стадионную аудиторию с воинствующей
на приносящую доход?
- Сложная, в чем-то политизированная тема. У меня есть личное мнение
по этому вопросу, основывающееся на тех еще временах, когда на "Петровском"
не было ни буйных фанатов, ни полных трибун. Мы приходили, болели.
Теперь с удивлением узнаем иной раз, что кто-то делает заявления
от лица болельщиков "Зенита". А мое поколение 40-летних
- кто тогда? 13-летняя дочь, которую взял как-то на стадион, отправила
эсэмэску подруге: "Сижу на футболе, здесь ужасно". Будет
очень жаль, если потеряем следующее поколение обычных болельщиков,
не фанатов. В целом же, на мой взгляд, отношения клубов, лиг и зрителей
должны отталкиваться от бизнеса, а не от ложного понимания социальной
доброты.
Сейчас все ждут нового закона о спортивных мероприятиях. Что будет
дальше? Неужели придут какие-то люди и скажут: "Есть новый
закон, мы будем его за вас выполнять. Главное, ничего не делайте,
а то устанете"? Само собой ничто по тарелкам не разложится.
В собственном доме порядок нужно наводить самостоятельно. Те же
кинотеатры не стали местом спокойного досуга, пока их владельцы
не приняли к этому мер. Такого же подхода требует и футбол.
ПИРАТСТВО КОСМИЧЕСКИХ МАСШТАБОВ
- Как боретесь с телепиратством?
- Начали определенную работу в этом направлении. Честно говоря,
не представлял масштабов. По нашим подсчетам, матч "Спартак"
- ЦСКА, который не транслировался на бесплатном канале, собрал на
пиратских сайтах, и то не на всех, 500 тысяч просмотров. То есть
интерес к футболу есть, но он утекает мимо нас. Проблема зафиксирована,
как бороться с ней, понимаем, программа действий существует. Осталось
прояснить некоторые технологические моменты и начать борьбу. Вот
только приступать к ней, не предлагая разумной альтернативы, неправильно.
Сейчас можно официально посмотреть матчи в интернете за деньги.
Но у "НТВ-плюс", который предлагает такую услугу, при
просмотре одной из центральных игр как-то рухнул сервер - не хватило
мощности. Это не очень хорошая альтернатива пиратству. Ценовая политика,
наверное, тоже требует корректировки: 75 рублей за один матч в сети
- не слишком гуманно, на мой взгляд, если месячный ТВ-пакет всего
лишь в два раза дороже. Наконец, сезонное или месячное предложения
для интернета отсутствуют вовсе, хотя многих они наверняка заинтересовали
бы.
- А для мобильных платформ такое предложение есть?
- Да. Весь сезон можно купить за 300 рублей. И матчи, и нарезки,
и аналитику. Иногда удобно, сидя на трибуне, смотреть игру параллельно,
хотя бы в плане повторов. Но тут нужно решать вопрос с пропускной
способностью и скоростью работы сотовых сетей. Одним словом - работы
много.
- Когда убирали центральные матчи туров на платный канал, давление
чувствовали? Никто не говорил вам, что намутили?
- Давление было. Общественное мнение, опросы, высказывания...
- Этот вопрос решался в бизнес-плоскости?
- Не только. Хотя здесь все очевидно: если футбол - товар, то его
надо продавать за деньги.
- Время бесплатного показа матчей, 13.30, соответствует рейтингам
футбола?
- По моим данным, до начала футбола и после него рейтинги были ниже,
чем во время футбольной трансляции. Это позволяет надеяться, что
мы уговорим руководство НТВ сдвинуть время показа на 16.00.