СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
МАКСИМ МИТРОФАНОВ: «СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ
- ПЕРЕИГРОВКА ИЛИ ДОИГРОВКА МАТЧА»
В интервью «Советскому спорту» гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов
объяснил, почему возможное присуждение технического поражения несправедливо
по отношению к питерскому клубу.
Судя по всему, «Зенит» готов стоять за себя до конца. За КДК есть
Апелляционный комитет, а за Апелляционным комитетом - исполком.
Да, с трибуны брошена петарда. Да, пострадал вратарь команды соперника.
Да, судья имел основания прервать матч. И все же на каждое «да»
возникает свое «но».
Эти «но» гендиректор Митрофанов готов лично обосновать в разговоре
с членами КДК, ответить на все вопросы. Ваш корреспондент в течение
часа выступал в роли тренажера.
В начале беседы я отметил собеседника: «Прежде не видел вас более
эмоциональным, чем в субботу в Химках».
«ВОЗМОЖНО, АРБИТР ПОСПЕШИЛ»
- Когда происходят подобные происшествия, оставаться равнодушным
невозможно, - объяснил Митрофанов. - Хватало эмоций и в подтрибунных
помещениях в первые минуты после того, как игра была прервана.
- Что вы увидели, спустившись к раздевалкам?
- У меня сразу возникло ощущение, что судья уже принял решение и
команды на поле не вернутся. Представители клубов не имеют права
заходить в судейскую. Поэтому мы попытались что-то узнать от руководителей
лиги и делегата матча. Предложили сделать повторное объявление по
стадиону, призвать болельщиков к порядку и продолжить игру, тем
более до перерыва оставалось не более десяти минут. В перерыве,
когда, как говорится, дым развеялся бы, можно было бы вернуться
к вопросу о том, как спасти матч. Меры? Вплоть до того, чтобы освободить
трибуну за воротами. Увы, предложение не поддержали... Насколько
взвешенное решение принял арбитр, не поспешил ли? Допускаю, что
после паузы вратарь мог продолжить этот матч. Сейчас об этом бессмысленно
рассуждать. Главное, чтобы с Шуниным все было в порядке. И дай бог
ему здоровья.
Что больше всего насторожило и не понравилось, так это позиция ФК
«Динамо». Представители столичного клуба не столько переживали за
здоровье своего вратаря, сколько за присуждение технического поражения
«Зениту». Они не захотели искать виновного, разбираться в произошедшем.
Во всех комментариях представителей «Динамо» речь шла только об
очках и 3:0.
ДВЕ ГЛАВНЫЕ ПРИМЕТЫ ГОСТЯ
- Возможно, позиция «Зенита» спустя двое суток как-то поменялась?
Кто должен ответить?
- По-прежнему считаем, что с формально-юридической стороны ответственность
за произошедшее несет ФК «Динамо» как организатор матча. Это становится
ясно после прочтения регламента.
Действительно, регламент четко указывает, за каких болельщиков отвечают
принимающая сторона и клуб-гость. Болельщик клуба-гостя имеет свой
статус. Такой болельщик должен соответствовать двум критериям, которые
должны непременно совпасть. Критерий первый: нахождение на гостевом
секторе. И критерий второй: билет в гостевой сектор куплен этим
болельщиком в соответствии с порядком, прописанном в регламенте.
А там говорится, что клуб-гость, если считает необходимым нести
ответственность за своих болельщиков, подает официальную заявку
клубу-хозяину на получение билетов. То есть несет ответственность
за распространение. Если клуб-гость не подает заявку, как в нашем
случае, то ответственность возлагается на принимающую сторону. ФК
«Зенит» выкупил лишь часть билетов на Центральной трибуне, но не
за воротами.
- Почему же «Зенит» не подавал коллективную заявку? Фанатов-то у
вас много.
- Мы не обязаны этого делать. Клуб-хозяин не передал нам своих обязанностей,
продавал билеты всем желающим, куда кому хотелось. С хозяина и спрос
за такую организацию.
- По-вашему выходит, что гостевой сектор с юридической точки зрения
таковым не являлся.
- Можно и так сказать. В то же время я не отрицаю, что за воротами
находились наши болельщики. Но вместе с ними кто угодно мог находиться.
- Сотрудник «Динамо» Антон Дорофеев утверждает, что, несмотря на
предложения бело-голубых передать билеты, в «Зените» ответили: сами
этим занимайтесь.
- Такого предложения в письменной форме к нам не поступало. А если
сотрудник «Динамо» с кем-то и переговорил о билетах, то не факт,
что с уполномоченным лицом. Зато мы в свою очередь документально
уведомили ФК «Динамо», что организованного выезда в Химки не планируется.
А по опыту прошлых встреч прогнозируем большую, но неорганизованную
делегацию (две тысячи человек. - Прим. ред.). При этом для нас стал
большим сюрпризом тот факт, что «Динамо», ни с кем не советуясь
и полностью взяв все в свои руки, приступило к продаже билетов на
гостевой сектор еще 9 ноября, то есть за восемь дней до матча! Не
менее странно и то, что билеты продавались через Интернет и никакие
паспортные данные не требовались. Есть свидетельства того, что эти
билеты приобретали люди не с петербургской пропиской.
«ДОИГРОВКА СПРАВЕДЛИВЕЕ ПЕРЕИГРОВКИ»
- Так или иначе, регламент против «Зенита». Вы это осознаете?
- Вы не правы. Если отбросить эмоциональную составляющую и соответствующие
доводы - «петарда вылетела из-за ворот, значит, виноват «Зенит»
или «пострадал Шунин, значит, виноват «Зенит», - то я бы не стал
утверждать, что регламент против нас. С юридической точки зрения,
как мы считаем, ответственность несет ФК «Динамо», и техническое
поражение должно быть присуждено ему. Но! Такое решение тоже крайне
несправедливо и будет противоречить духу футбола.
- У вас наверняка есть человеческая позиция, пусть вопреки регламенту.
Как выйти из ситуации?
- Справедливое решение в моем представлении - переигровка или доигровка
(это справедливее, учитывая забитый динамовцами гол), а также рассмотрение
вопроса о наказании клубов проведением матчей без зрителей. И это
ради того, чтобы болельщики команд наконец всерьез задумались о
поведении на стадионах.
- Но КДК не может принять решение о переигровке или доигровке.
- Верно. Потому что КДК действует только в рамках регламента, выбор
полномочий у органа ограничен. Переигровку может назначить только
исполком. Мы бы хотели проявления этой позиции со стороны РФС. Некое
нестандартное решение исполкома поможет найти выход из создавшейся
ситуации.
- Готовы ехать на КДК в Москву?
- Комитет заседает в четверг. Не факт, что именно в четверг будет
принято решение. Все неоднозначно. Подразумевается непростое разбирательство.
Заседание пройдет в закрытом режиме, и, если пригласят, готов излагать
нашу точку зрения.
- О «Зените» шутят: что ни год - то минус три очка.
- Разные истории. Когда мы не заявили доморощенного игрока, это
было очевидное нарушение регламента, прямая вина нашего клуба.
«ПОЛИЦИЯ ГУМАННА К НАРУШИТЕЛЯМ»
- Вы уже получили ориентировку на возможных метателей шашек?
- На данный момент (15.00 понедельника. - Прим. ред.) материалов
нет. Обратились в ГУВД, РФПЛ с просьбой предоставить их. Кроме того,
обратились к болельщикам «Зенита» с просьбой предоставить видео
с мобильных. Вдруг у кого-то найдется случайная съемка? Увы, кроме
общих планов пока ничего не обнаружили.
Нам известно лишь, что после матча полиция искала по размытому снимку
какую-то девушку. Задержана группа девушек. Наша служба безопасности
общалась с некоторыми из них.
- Позвольте расспросить о работе с болельщиками в клубе. Дымовая
завеса на матче «Зенит» - АПОЭЛ, пиротехнические соревнования с
болельщиками столичных команд, пожар в Нижнем Новгороде, файер-шоу
в Калининграде. Не все у вас гладко...
- Тем не менее частота использования пиротехники снижается. На «Петровском»
случаются инциденты, после которых мы задерживаем практически 100
процентов нарушителей. Они передаются полиции. Клубом приобретена
система видеонаблюдения производства Германии «Паномер». Разрешение
камеры 50 мегапикселей, она дает панорамное изображение всего сектора.
Возможно открутить запись назад в режиме реального времени, просматривать
инцидент с любой точки. Идентификация нарушителей не составляет
сложности. Их «берут» при выходе из сектора. Порядка десяти человек
после каждого матча.
- И что дальше? Они едут в отделение полиции?
- Абсолютно уверен, что можно эффективно бороться с нарушителями
в рамках действующего законодательства. Но нет системы. И нет задачи
у МВД наладить работу по поимке и осуществлению наказаний. Нарушителей
принимают гуманно, по правилу наименьшего сопротивления. Пишут в
протоколах: «Ругался нецензурной бранью, находился в нетрезвом состоянии»
и оформляют штраф на тысячу рублей. Не доводят до логического завершения!
Яркий пример - история в Нижнем, где фанаты подожгли большое количество
кресел. Уже минут 25-30 полыхает пожар, я задаю вопрос сотрудникам
«Волги». «Кто-то будет тушить пожар, где же машина?! - «Ага, вы
хотите, чтобы нас опять называли «Омоновск-сити». Наконец приехала
пожарная машина, потушили пламя. Задержали десятки людей из сектора,
составили на них протоколы. Итог: один-единственный человек осужден
судьей на один день административного ареста. Ночь переночевал и
был отпущен. Никто не захотел дать вандалам по 15 суток, чтобы они
пожили в Нижнем Новгороде, подлатали стадион и привели в порядок
окрестные улицы. В результате фанаты не получили урока. И задумаются
ли они о своем поведении в следующий раз?
Что касается Калининграда, то принимающий клуб был просто не готов
к проведению матча. Фанатская трибуна не организована, досмотровые
мероприятия не организованы - принимающая сторона продемонстрировала
неготовность во многих вопросах, и кто-то с охотой этим воспользовался.
«У ФАНАТОВ СВОИ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ»
- Сколько питерцев обычно находится в гостевых секторах?
- В Нижнем Новгороде получили такие цифры: 300-500 человек приехали
из Петербурга, примерно столько же из других городов России.
- Если фанаты продолжают хулиганить, какой вам смысл регулярно встречаться
с фан-активом?
- Совместно с его представителями выработана позиция по многим вопросам.
Мы считаем активное боление - неотъемлемой частью футбола. Но наше
требование - выход «за рамки» не должен быть общественно опасным.
Мы во многих вопросах идем навстречу болельщикам. Оказываем финансовую
поддержку их творческим задумкам (перформанс), помогаем организовать
выезды и т.п. Если клуб штрафуют за поведение фанатов, то мы можем
урезать выделяемые средства. А если клубу создают глобальные проблемы,
ставят под угрозу спортивный результат, то мы готовы не только лишать
виновных сезонных абонементов, но и в одностороннем порядке принимать
решение о проведении матчей без зрителей.
- Интересно, каким образом вы лишаете фанатов абонементов.
- Увы, это происходит после каждого матча, порой блокируем по 25-30
абонементов. Сроки «дисквалификации», как правило, - от 1 до 10
матчей. Человек может пройти в следующий раз на стадион, но при
попытке войти на сектор карточка не сработает. И контролер видет,
почему карточка не работает. После чего нежеланного гостя выводят
с территории стадиона. Мы не хотим, чтобы из-за группы лиц страдали
все остальные. Потому что сегодня у нас 20-тысячный стадион, а завтра
60-тысячный. Пора привыкать к порядку.
Абонементы, к слову, продаются исключительно по паспортам. И это
не просто - пришел в офис и отдал шесть тысяч рублей. Фанаты проходят
собеседование. Представители фан-клуба и службы безопасности беседуют
с каждым. Важно понимать, что это не клятва фанатов на крови, не
какой-то ритуал посвящения. Людям разъясняются обязанности и меры
ответственности. Человек должен понимать: он - часть «Зенита», если
будет допущено нарушение, оно отразится на всех. Буду откровенен:
отсутствие однородности в фанатской среде тормозит процесс, но большинство
понимает, к чему мы стремимся.
Хочу подчеркнуть: не хотим делать из стадиона режимный объект. Хотим,
чтобы на футболе был праздник.
- Есть идея обязать отловленных горе-фанатов выплачивать штрафы
за клубы. Как относитесь к ней?
- Рядовой фанат не сможет платить гигантские штрафы. Нужны адекватные
цифры. Президент «Локо» Ольга Смородская предлагает штрафовать нарушителей
на 10 тысяч рублей. Кроме того, хорошо бы наказывать их к исправительным
работам - скажем, убирать мусор на улицах.