СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ЮРИЙ ЦЫБАНЁВ: ДВОЙКА ПО СОЧИНЕНИЮ
Чемпионат нынче расщедрился. В нем сразу два верных
признака интересности. Во-первых, таблица вполне веселенькая. «Терек»
вверху, «Динамо» внизу - есть чем развлечься. Во-вторых, забивают
обильно, до кучи - и это радикальная новость в сравнении с начальными
отрезками чемпионатов весенне-осенних.
Понятно, летние поля помогают мячу отыскать путь в ворота. Эта причина
голевого изобилия очевидная, но, по моим ощущениям, не основная.
А основная - играют-то нынче, заметьте, без тех фанатизма и остервенения,
которые бывали характерны для весеннего вхождения в сезон. Когда
затяжная подготовительная маета на первых игровых порах трансформировалась
в гиперответственность: хватать! не пущать! пластаться!
А теперь премьер-лига стартовала влегкую. Знать, не успела за сжатую
предсезонку накопить ту самую гипер-ответственность. Да и погода
не располагает к футбольному экстремизму. Тем более что корову сейчас
не проиграешь, впереди долгая турнирная история.
Казалось бы: смотри-любуйся. Но смотрится все равно не очень. Попробуем
разобраться почему.
О ЗАБЛУДИВШЕМСЯ «СПАРТАКЕ»...
Удобнее всего разбираться на примере «Спартака». Красно-белый футбол
времен Карпина - Эмери, на мой взгляд, сквозь годы выпадает из собственного
же исторического контекста. Общественное мнение к «Спартаку» неравнодушное,
повелось на харизму Карпина, отдельную-особенную еще со времен его
самовыражения на поле, и теперь убежденно твердит: метка «Спартака»
- это суперэмоция, непредсказуемость, веселость, валидольность.
Точности ради, сие заблуждение родилось даже раньше Карпина-тренера.
А именно после фразы Федотова: «Спартак» - веселая команда».
И теперь веселящий газ все сильнее пропитывает ауру «Спартака» XXI
века - чем дальше, тем веселей. Если память не изменяет, с Карпиным
у команды не случалось такой размашистой амплитуды в результатах
- чтобы после 4:0 сразу 0:5. И таких пугающих перепадов в темпераменте,
которые поместились в 90 минут матча с «Тереком»: в холод - в жар
- в озноб.
А ведь исторически, господа, «Спартак» был командой именно основательной!
С игрой выстроенной, выверенной, подчеркнуто несуетной. И не только
во времена Бескова и Романцева. У меня перед глазами «Спартак» Никиты
Павловича Симоняна, дай ему бог здоровья. Чемпионский, 1969 года.
Он мяч контролировал настолько уверенно и складно, такие карусели
раскручивал, что превращал соперников в зрителей.
В разные годы доводилось толковать о футболе с людьми разнообразных
профессий. И от них, больших мастеров каждый в своем деле, я не
раз слышал уважительное: «Спартак» ценен тем, что всегда играет
правильно!».
О ДОБРЕ, КОТОРОЕ НЕ ПРОПАЛО...
Что, другие времена и другие нравы стали первопричиной спартаковской
мутации? Что, публика теперича падка на остренькое, ошарашивающее,
балдежное, но никак уж не правильное?
Или это клуб «Спартак» оказался в историческом ракурсе большим растяпой?
Верна, по-моему, вторая версия. Потому что у исторического «Спартака»
нынче последовательными стараниями Адвоката и Спаллетти игровой
рисунок перенял «Зенит»! Вечно, сколько его помню, неровный, импульсивный,
на каких-то отрезках биографии откровенно скоростно-силовой. А вот
ведь взял и все прикарманил - карусельные аттракционы, веера и даже
грешок разыграть «до верного»!
Хорошо, что добро не пропало. Плохо, что «Зенит» у нас один такой
- с игрой, выраженной отчетливо и ярко. Правда, посмотрел я позавчера
на сильно обновившийся ЦСКА - и почудился в его игре мираж садыринского
ЦСКА, чемпионского 20-летней давности - легонького, дриблингового-шарнирного.
Но от миража до проверенной жизнью яви - дистанция большая.
Потому и смотрится чемпионат, несмотря на нынешнее голевое изобилие,
как-то не очень, потому что клубный наш футбол не сформирован. Или,
если угодно, не отформатирован. В смысле - не отлит в форму, порожденную
тренерским умом и закрепленную прицельным подбором игроков.
О РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ...
Команды стильные, с игрой внятной, а в лучших проявлениях отточенной
и изысканной в России XXI века наперечет. Ну да, «Зенит». Еще прошлогоднее
«Динамо». А еще «Торпедо» времен Петренко. Занятно, к слову: Константину
Зырянову повезло приобщиться к двум высокородным образцам. А Игорю
Семшову так даже ко всем трем!
Что-то общее в трех примерах углядываете? Да вот же оно: творческое
наполнение игры, ее коллективный разум создавали российские игроки.
Во всех трех случаях (Тимощука из команды Адвоката и прошлогоднего
Воронина можно, по существу, считать своими)!
Вот бы о чем всем нам глубоко задуматься. Наемники из дальних земель
даже в лучших своих проявлениях проявляют себя узкими специалистами,
уходя от ответственности за коллективное творчество. А тренерам
премьер-лиговым в массе своей не хватает ментальной воли и идейной
твердости превратить отдельные эскизы-этюды в полотно. Ну не Венгеры.
Того, что мы сегодня имеем, - ничтожно мало для полноценного зрительского
удовольствия от чемпионата.
...И О СЛАГАЕМЫХ ПОСЛЕДНЕГО СОВЕТСКОГО УСПЕХА
И для ощутимого международного успеха - тоже. Раз уж предпринял
прогулку по волнам памяти, залезу на гребень той, которая накатила
в 80-е годы прошлого века. Был Киев Лобановского, был «Спартак»
Бескова. А еще - Минск Малофеева, чуть похожий на «Спартак», но
более пружинистый, более атлетичный и норовивший каждую атаку -
каждую! - довести до логического завершения. А еще импровизационный
Тбилиси. И, наконец, «Днепр», взявшийся вроде бы из ничего, но экстремально
динамичный, размашистый и нацеленный. Игра каждой из этих команд
свежа в памяти, словно живая вчерашняя.
И именно из этого мощного стилевого разнообразия самым естественным
образом произросли европейское серебро и олимпийское золото 1988-го.
Хотя тогда не один год казалось, что громкие успехи советского футбола
безвозвратно ушли в прошлое.
...Умеешь сочинить футбол, премьер-лига? В ответ - что-то неразборчивое.