СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
КТО НА СТАРЕНЬКОГО?
Ищем ответ на вопрос: почему в нашем чемпионате все меньше российских
тренеров?
Тенденция развития российского футбола: количество иностранных тренеров
в наших клубах неуклонно растет, а отечественные специалисты, среди
которых уже нет таких глыб, как Валерий Газзаев, Юрий Семин и Олег
Романцев, постепенно вытесняются на задний план. Не придется ли
нам в скором времени вводить новый лимит - теперь уже на тренеров-легионеров?
О том, с какими проблемами столкнулась российская тренерская школа,
- в аналитическом материале «Советского спорта».
ПРОБЛЕМА №1: СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ
То, что у нас не появляются молодые специалисты, - утверждение ошибочное.
Просто тренерская квалификация новичков оставляет желать лучшего.
На финише прошлого чемпионата 10 клубов возглавляли россияне, из
которых 8 приступили к тренерской деятельности уже в XXI веке.
Эти цифры свидетельствуют: в нашем тренерском цехе постепенно завершается
процесс смены поколений. Даже по ходу минувшего сезона можно было
наблюдать, как именитые ветераны уступали дорогу молодым. Преемником
Валерия Непомнящего в «Томи» стал 40-летний Сергей Передня; после
Гаджи Гаджиева в «Анжи» какое-то время рулил 37-летний Андрей Гордеев;
вместо Александра Тарханова на тренерский мостик «Крыльев» поднялся
43-летний Андрей Кобелев; Владимир Эштреков и Сергей Ташуев оставили
нальчикский «Спартак» в распоряжение 41-летнего Тимура Шипшева.
Все эти перестановки привели к тому, что на финише сезона средний
возраст российских тренеров оказался ниже, чем их коллег, работающих
в ведущих европейских лигах.
Но любая смена поколений не протекает безболезненно, если в ней
нарушена преемственность. Главная проблема тренеров новой волны
в том, что подавляющее большинство из них не имели сильных наставников.
Сколько сегодняшних специалистов могут похвастать тем, что входили
в тренерский штаб все тех же Романцева, Семина и Газзаева? Большинство
начинающих тренеров пришли в профессию самоучками, не вооружившись
необходимыми знаниями и навыками. И сейчас методом проб и ошибок
набивают себе шишки.
ПРОБЛЕМА №2: КОНФЛИКТ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Недостаток необходимых знаний могла бы компенсировать Высшая школа
тренеров. Но и здесь, как оказалось, ситуация далеко не безоблачная.
В октябре 2011 года под патронатом РФС была организована Академия
тренерского мастерства, для обучения начинающих специалистов, с
последующей выдачей лицензий - вплоть до «Pro»-категорий. Полномочия
же Высшей школы тренеров были ограничены до выдачи лицензий категории
«C», позволяющей тренировать лишь региональные и детские команды.
Но новое образовательное учреждение не нашло одобрения у отечественных
тренеров. Российские специалисты предъявили академии целый букет
претензий. Во-первых, вопросы возникли относительно директора академии
Дмитрия Баранника, который в тренерской профессии успехов не достиг.
Во-вторых, многим не понравился список лекторов академии, авторитет
которых был поставлен под сомнение. В-третьих, голландская методика,
с недавних пор навязываемая на всех уровнях, вызывала у тренеров
только раздражение.
Спрашивается, может ли обучающий процесс протекать продуктивно,
если образовательному учреждению не доверяют большинство российских
тренеров? И потом, непонятно, что для академии является первичным
- подготовка кадров или выдача лицензий? Ведь лицензия в сущности
не свидетельствует о должной квалификации тренера. Она - документ,
позволяющий специалисту заниматься тренерской деятельностью так
же, как соответствующая лицензия позволяет бизнесмену заниматься
предпринимательской деятельностью. Насколько глубокие познания в
области теории и практики футбола получают слушатели этой академии,
пока загадка.
ПРОБЛЕМА №3: ВОПРОС ДОВЕРИЯ
Молодым специалистам, недавно окончившим карьеру игрока, крайне
трудно проложить себе тропу к вершинам тренерской профессии. Итак,
на финише минувшего сезона в клубах премьер-лиги работали 8 российских
тренеров, которые начали тренерскую деятельность в прошлом десятилетии.
Однако по большей части деятельность эта проходила в клубах из нижней
части турнирной таблицы чемпионата России.
Ведущие же наши команды молодым специалистам доверяют неохотно.
В первой восьмерке команд нынешнего чемпионата только четыре главных
тренера россияне, среди которых Курбана Бердыева и Сергея Силкина
молодыми никак не назовешь, вот Валерия Карпина и Леонида Слуцкого
- вполне. И все же Слуцкий пришел в ЦСКА в статусе восходящей звезды
тренерского цеха. А Карпин, по сути, сам вызвался тренировать команду
после увольнения Лаудрупа.
Молодым тренерам, как видится, не доверяют по двум причинам. Во-первых,
большим клубам, участвующим в гонке за медали, не свойственно смотреть
в перспективу; им нужен результат здесь и сейчас. Во-вторых, большую
роль играют маркетинг и пиар. Скажем, одно дело поставить у руля
своего, но мало кому знакомого Владимира Маминова, и совсем другое
- известного на всю футбольную Европу Славена Билича. Кто из этих
тренеров более выгоден РЖД, для которого «Локо» - социально-имиджевый
проект, - вопрос риторический. Из этой же социально-имиджевой оперы
- приглашения в «Терек» Руда Гуллита, а в «Анжи» - Гуса Хиддинка.
ПРОБЛЕМА №4: ОТСУТСТВИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Впрочем, сами молодые специалисты не особо спешат доказывать большим
клубам свою состоятельность. От одной только мысли, что начинать
путь по тренерской стезе придется в командах низших лиг (где и зарплаты,
к слову, очень скромные), многие наверняка воротят нос. В «болоте»
многие молодые тренеры не видят перспективы для профессионального
роста. Поэтому кто-то, как Дмитрий Хохлов и Виктор Онопко, вливается
в тренерский штаб большого клуба, выступая в качестве помощников,
а другие, как Алексей Смертин и Игорь Корнеев, и вовсе переходят
на должности, не связанные с тренерской работой.
В Европе же все обстоит иначе - там начинать с «низкого старта»
в порядке вещей. Например, итальянец Марчелло Липпи, прежде чем
выиграть Лигу чемпионов, несколько лет работал в клубах третьего
и четвертого по значимости дивизионов Италии. Другой хорошо нам
знакомый итальянец Лучано Спаллетти три года практиковал в клубах
третьей лиги. Будущий наставник «Спартака» Унаи Эмери, прежде чем
возглавить знаменитую «Валенсию», четыре года доводил до ума скромные
команды из низких испанских дивизионов.
А много ли вы знаете современных примеров, когда российский специалист,
начинавший с низов, вырастал в большого тренера одного из ведущих
клубов? На ум приходит только Слуцкий. На Юрия Красножана, покинувшего
Нальчик, такое ощущение, что наложили проклятие - он толком не поработал
ни в «Локо», ни в «Анжи». А Рашид Рахимов после успешной работы
в «Амкаре» не смог себя проявить в качестве наставника железнодорожников.
ИТОГ
Удивительный факт: чемпионат России еще ни разу не выигрывал представитель
именно российской тренерской школы. Золото брали иностранцы (Дик
Адвокат и Спаллетти) и специалисты, сделавшие первые шаги в профессии
еще в советское время (Семин, Газзаев, Георгий Ярцев, Романцев,
Бердыев).
На сегодняшний день ситуация с молодыми отечественными тренерами
очень напоминает ту, которая у нас сложилась с юными игроками, -
много подающих надежды, но на взрослом уровне себя проявляют единицы.
Рано или поздно можно ожидать, что количество российских тренеров-новичков
перейдет в качество. Если, конечно, к тому времени в премьер-лиге
не будут работать главными тренерами клубов 16 иностранцев...