СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ: «МАТЧ СМЕРТИ» -
ПРИМЕР ДЛЯ НАШЕЙ СБОРНОЙ
mvestnik.ru
В Москве состоялся премьерный показ фильма «Матч»,
приуроченный к Дню Победы. В картине рассказывается о «матче смерти»,
который был сыгран 9 августа 1942 года между футболистами киевского
«Динамо», «Локомотива» и немецкой командой «Flakelf» в украинской
столице, оккупированной фашистами. Главную роль в фильме сыграл
Сергей Безруков.
- Сергей, вы так резко похудели, что в Интернете пошли гулять всякие
страшилки про серьезные проблемы со здоровьем...
- У меня со здоровьем все в полном порядке, и чувствую я себя просто
прекрасно! На самом деле все просто: я похудел для роли вратаря.
Если это нужно для создания образа - то я всегда готов и похудеть,
и поправиться. И после «Матча» мне сразу снова пришлось сбрасывать
вес, чтобы в другой картине играть роль 75-летнего тщедушного старичка.
- Как вас приняли на Украине?
- Хлебосольно! Мы снимались в городе Василькове, и местные жители
встретили нас, как родных. И как увидели, что я худой, тут же бросились
откармливать: несли на съемочную площадку сало, галушки, драники...
Все такое калорийное, все так вкусно пахло! И мне приходилось прятаться
от их гостеприимства, потому что могли закормить до смерти. Но -
низкий поклон всем украинцам: их гостеприимство меня очень растрогало!
- У вас такой замечательный украинский говор...
- Это не украинский - это одесский говор. «Шо такое Одесса?» Просто
я очень люблю этот город, у меня там много друзей. Люблю поселиться
поближе к морю, окунуться в особый одесский колорит...
- А почему у вас одесский говор, если действие происходит в Киеве?
- Да, действие происходит в Киеве, но мой герой Раневич - как и
его прототип Николай Трусевич - одессит. Кстати, мы сначала чуть
не упустили этот важный момент. Хорошо, что вовремя вспомнили, ведь
в Одессе особый говор, не киевский. И нам очень повезло, что в съемочной
группе оказался Серега Деревянко - украинский актер родом из Одессы.
Я попросил научить меня одесскому говору. «Та не вопрос!» - ответил
он. Взял ручку - и пометил мне в сценарии, как правильно говорить
по-одесски, что и как произносится на одесский манер, и еще добавил
какие-то местные словечки и выражения. И в процессе съемок я постоянно
подходил к нему за консультациями. А иначе жители этого прекрасного
города мне бы не простили, что я, играя одессита, говорю иначе!
- Трудно было играть футбольного вратаря?
- Я когда-то сам стоял на воротах, еще в школе. Однажды принял мяч
- и в этот же момент нападающий ударил по нему. В результате у меня
оказался сломанным палец, и с тех пор на воротах я больше не стоял.
Но все равно, хоть с того момента прошло уже много лет, мне было
гораздо проще, чем другим актерам, которые начали с нуля. Хотя тренироваться,
конечно, все же пришлось.
- Кто вам помогал?
- Я смотрел фильмы про великого Льва Яшина. И еще меня тренировал
наш известный вратарь Сергей Овчинников - мы с ним несколько раз
встречались в «Лужниках». Он меня обучал вратарской технике. И приговаривал:
«Это мне с моим высоким ростом тяжело, а ты прыгнул - упал, прыгнул
- упал, тебе попроще». И я старался, как мог, воспроизвести. А еще
Овчинников показывал мне разные «украшательства»: «Вот это - для
того чтобы стадион взревел». А на самом деле это абсолютные понты!
А если вратарь выпрыгивает и мяч из девятки еле-еле выбивает - это
значит, что он проиграл этот мяч. Потому что он должен обладать
чутьем - нужно вовремя смещаться, и практически мяч должен лететь
тебе в руки. В этом и было великое искусство Яшина!
- Но Овчинников - современный вратарь. А в те годы, наверное, и
игра была другой?
- Я много посмотрел футбольной хроники 40-х годов. Техника вратарская
не изменилась с тех пор - немножко изменились правила. И сильнее
всего изменилась одежда. Смешно видеть кепочки на вратарях 40-х
- они даже во время пенальти кепочку снимали и делали ею пассы в
сторону ворот. Был совершенно уникальный случай: вратарь положил
кепочку в ворота, принял мяч и с ним в руках пошел за кепочкой.
И ему засчитали гол! Кстати, эти кепочки отменили из-за того, что,
когда били угловые, сзади противник мог надвинуть вратарю кепку
на глаза, и тот преставал контролировать ситуацию.
- Во время съемок вы играли по-настоящему?
- Да, по-настоящему. Иногда игроки «заводились» - хотелось забить
мяч! И я не знал, когда будут бить по воротам... Короче говоря,
играли в реальный футбол. Какие-то мячи я вытаскивал - и даже сам
не понимал, каким образом, откуда бралось чутье - везло, наверное.
Мы действительно стали командой. Менее тренированные ребята задыхались
- они же не профессионалы, а дубль шел за дублем, без остановок.
- Вы теперь в футболе почти профессионал. На чемпионат Европы не
собираетесь съездить, поболеть за наших?
- Мне хочется «здороветь», а не болеть. А то мы все болеем да болеем...
Да и зачем, по большому счету, нашей сборной моя поддержка? Им и
так досталась отличная группа!
- Как вы думаете: наши смогут победить?
- Раньше советские футболисты всегда бились до конца. А теперь у
нашей сборной футбол, мне кажется, зависит от настроения. Когда
оно хорошее - то и они радостно пинают мяч, а если плохое - они
сонные и вялые бродят по полю. Проиграв, начинают оправдываться:
«Ой, да че-то не пошло сегодня...» А в это время стадион ревет,
с ума сходит... Да любой мальчишка, если с трибуны выскочит на поле,
так побежит, как Аршавину и не снилось! Я когда смотрю такие матчи
- даже молиться начинаю про себя: «Ребята, там же болельщики ревут
за вас, трибуны ходуном ходят! Ну, бегайте, умоляю вас, бегайте!
На вас же смотрит вся страна! Умирайте, но бегайте!»
- Как думаете: ваши мысленные импульсы им помогают?
- Если бы они помогали! Во мне до сих пор живет рана от матча Россия
- Испания в полуфинале «Евро» в 2008 году. Это была настоящая трагедия:
все болельщики находились в предынфарктном состоянии, и я в том
числе! Тупо смотрел на экран - и никак не мог понять: что же происходит?
Да, испанцы - сильная команда, но зачем же так сразу сдаваться?!
- Из вас бы, наверное, получился хороший психолог для нашей сборной...
- У них и без меня есть хороший психолог. Главное - чтобы было настроение
и чувство совести. Без него никак не выиграть. Они должны четко
понимать, что играют за великую страну и за великое прошлое этой
великой страны. И что за ними тысячи доблестных побед. Что они не
имеют права подводить, играть в полсилы. Надо отдавать игре всего
себя! И пусть помнят, какой отличный был советский футбол. С тех
потрясающих футболистов надо пример брать! С тех ребят, которые
тогда в Киеве показали фашистам, что нас не сломить!
- Как вы думаете, у тех ребят было чувство страха?
- Страх есть у всех, и кто скажет обратное - солжет. Но его должно
побеждать чувство человеческого достоинства! И мужчина должен уметь
скрывать свои чувства, и страх в том числе.
- А как насчет слез? Ваши герои иногда плачут...
- Актер должен быть сентиментальным и романтичным, и его, конечно
же, что-то может растрогать до слез... Но свои слезы я могу показать
только на сцене или в кино. А в жизни вы этого от меня не дождетесь.
Мужики не плачут!
- Недавно в новой программе Ивана Урганта вы наконец-то раскрыли
главную интригу фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» - признались,
что сыграли Владимира Высоцкого. До этого были Пушкин, Есенин. Вы
готовы сыграть еще каких-нибудь поэтов?
- А почему нет? Ведь кто-то же должен играть поэтов...