СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ТЕЛЕПРАВА: КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НЕТ
Как уже сообщал "Спорт-Экспресс", РФПЛ отказалась продавать
права на телетрансляции российского чемпионата швейцарской компании
Infront Sports & Media . Обозреватель "СЭ" попытался
найти ответы на главные вопросы, возникшие после появления этой
информации: "почему?" и "что дальше?"
Официального отказа швейцарцы пока не получили. Более того, остается
шанс, что к их предложению лига еще вернется: по данным "СЭ",
тема будет обсуждаться на заседании исполкома РФС 15 мая, а Сергей
Фурсенко поддерживает как раз швейцарскую сторону. Однако решающее
слово останется за руководителями клубов, многие из которых против.
Что стало причиной отказа? По нашей информации, камней преткновения
два: сумма и сроки договора. Швейцарцы, напомню, предложили шестилетний
контракт по схеме 60-70-70-70-80-80 млн долларов в год гарантированно,
плюс примерно две трети от суммы, превышающей указанные цифры, если
такое превышение будет иметь место. При этом первоначальное предложение
Infront Sports&Media составляло 500 млн на четыре года.
Первый вариант Лигу, скорее всего, устроил бы. Последний - нет.
Смутил, видимо, тот самый туманный процент превышения. Жизнь неустанно
учит: меньше обещанного получить можно, больше - никогда. Так что
оценивала РФПЛ как раз гарантированные 430 млн за шесть лет (в среднем
- по 71,7 млн в год), и только.
А ведь дела у нашего футбола к 2018 году могут пойти лучше. Появятся
новые стадионы, которые станут оплотом бизнес-активности, да и порядка
в стране, как нам обещают с телеэкранов каждый божий день, станет
больше. Теоретически. Значит, лига через шесть лет вправе рассчитывать
на совсем другие доходы.
Непонятно, правда, что мешало в случае сверхприбылей выкачивать
денежку из тех же швейцарцев: две трети от шкуры не убитого медведя
РФПЛ были обещаны в любом случае. Неужели лиге стало жалко делиться
оставшейся третью? Или речь идет о банальном недоверии к потенциальному
партнеру?
Не только. РФПЛ хотела увидеть четкий механизм извлечения денег
- но не увидела. А в нечетком варианте ее не устроил базовый подход.
Швейцарцы якобы собирались сделать ставку на рекламные сборы и влияющий
на них бесплатный показ нескольких матчей тура. Лига же видит выход
в расширении абонентской базы: мы вам чемпионат в телевизоре - вы
нам плату за просмотр.
Со швейцарцами не срослось: лига решила, что заработает на телеправах
сама и много. Переходим ко второму вопросу: что дальше?
Рабочей группой РФПЛ разработана концепция. Вот ее краткое содержание:
- на бесплатном канале - лишь один матч в туре, пусть даже лучший
(сейчас мы имеем возможность смотреть даром три лучших матча тура);
- вручную составленный календарь с равномерным распределением топ-матчей
по турам;
- новая картинка по европейским лекалам: свет, количество камер,
моментальные повторы, строгий сценарий показа, прописанный в регламенте;
- в повторах - обязательный показ реакции зрителей и отсутствие
крупных планов тяжелых травм, а также сцен насилия. Цель - сделать
трансляцию не отображением событий, а продуктом в красивой обертке,
спектаклем с кулисами, происходящее за которыми не должно отталкивать
либо возбуждать негатив;
- "живые" трибуны взамен пустых или воинственных, обуздание
фанатских и полицейских бесчинств;
- превращение в бренды логотипов, отбивок, видеографики. Даже время
начала матчей должно стать брендом;
- взамен множества мелких рекламодателей - 4-5 крупных, но постоянных,
узнаваемых, креативно представленных в кадре и рекламных роликах.
Эталон - Лига чемпионов;
- широкая реклама чемпионата и трансляций с выделением на эти цели
нескольких миллионов долларов в год;
- создание пула распространителей футбольного канала с привлечением
всех спутниковых и кабельных телепровайдеров;
- единая цена на показ чемпионата. Ориентир - нынешняя стоимость
канала "Наш футбол" от "НТВ-плюс" - 149 рублей
в месяц. При 10-миллионном охвате аудитории доход составит 50 млн
долларов в месяц;
- намеченные темпы извлечения прибыли: 70 млн долларов в первый
год, 120 - во второй, 180 - в третий и так далее. До настоящего
момента РФПЛ имела от реализации телеправ около 60 млн в год;
- возможность для любого подписчика подключить футбольный канал
с помощью простой процедуры в течение суток;
- телеразбор матчей, ток-шоу с участием игроков, тренеров, арбитров
и т.д.;
- все придумано до нас - достаточно воспользоваться опытом стран,
в которых футбольные трансляции продаются давно и успешно.
К сожалению, пока нет ответа на главный вопрос: кто все эти задумки
будет реализовывать. При РФПЛ существует ООО "Лига-ТВ",
но без отмашки оно за работу не примется. А последует ли отмашка,
зависит от ряда факторов.
По нашей информации, Лиге предложен еще один способ заработать.
Идея принадлежит людям, имеющим отношение к Первому каналу. Суть
в том, чтобы увеличить абонентскую плату за обычную телеантенну
для всех, у кого в доме есть телевизор. Было, скажем, 150 рублей
- станет 180. Это позволит показывать футбол в открытом режиме и
зарабатывать на этом около 100 млн долларов в год. Не ясно, правда,
как быть с теми, кому на футбол наплевать, а 30 рублей в кошельке
не лишние. Неизвестна и реакция руководства госкомпании, ведущей
эфирное вещание, хотя оно в курсе самой идеи.
И последнее. РФПЛ не прислала швейцарцам официальный отказ, поскольку
вообще не владеет сейчас правами на показ чемпионата. Эти права
принадлежат РФС. 15 мая исполком рассмотрит вопрос о передаче телеправ
лиге сроком на три года.
В мировой практике такие случаи редки: обычно футбольные ассоциации
довольствуются правами на национальный кубок и матчи сборной. Но
кое-где получают деньги и с лиг. Этот же путь избрал РФС. Взамен
головная организация хочет получить от РФПЛ часть щитовой рекламы
на стадионах, некую площадь на форме футболистов, а также 300 млн
рублей в год.