ТЕЛЕПРАВА: КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НЕТ - Сборная России по футболу
СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ • СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
Сборная России по футболу

ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ

ТЕЛЕПРАВА: КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЬ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НЕТ

Как уже сообщал "Спорт-Экспресс", РФПЛ отказалась продавать права на телетрансляции российского чемпионата швейцарской компании Infront Sports & Media . Обозреватель "СЭ" попытался найти ответы на главные вопросы, возникшие после появления этой информации: "почему?" и "что дальше?"

Официального отказа швейцарцы пока не получили. Более того, остается шанс, что к их предложению лига еще вернется: по данным "СЭ", тема будет обсуждаться на заседании исполкома РФС 15 мая, а Сергей Фурсенко поддерживает как раз швейцарскую сторону. Однако решающее слово останется за руководителями клубов, многие из которых против.

Что стало причиной отказа? По нашей информации, камней преткновения два: сумма и сроки договора. Швейцарцы, напомню, предложили шестилетний контракт по схеме 60-70-70-70-80-80 млн долларов в год гарантированно, плюс примерно две трети от суммы, превышающей указанные цифры, если такое превышение будет иметь место. При этом первоначальное предложение Infront Sports&Media составляло 500 млн на четыре года.

Первый вариант Лигу, скорее всего, устроил бы. Последний - нет. Смутил, видимо, тот самый туманный процент превышения. Жизнь неустанно учит: меньше обещанного получить можно, больше - никогда. Так что оценивала РФПЛ как раз гарантированные 430 млн за шесть лет (в среднем - по 71,7 млн в год), и только.

А ведь дела у нашего футбола к 2018 году могут пойти лучше. Появятся новые стадионы, которые станут оплотом бизнес-активности, да и порядка в стране, как нам обещают с телеэкранов каждый божий день, станет больше. Теоретически. Значит, лига через шесть лет вправе рассчитывать на совсем другие доходы.

Непонятно, правда, что мешало в случае сверхприбылей выкачивать денежку из тех же швейцарцев: две трети от шкуры не убитого медведя РФПЛ были обещаны в любом случае. Неужели лиге стало жалко делиться оставшейся третью? Или речь идет о банальном недоверии к потенциальному партнеру?

Не только. РФПЛ хотела увидеть четкий механизм извлечения денег - но не увидела. А в нечетком варианте ее не устроил базовый подход. Швейцарцы якобы собирались сделать ставку на рекламные сборы и влияющий на них бесплатный показ нескольких матчей тура. Лига же видит выход в расширении абонентской базы: мы вам чемпионат в телевизоре - вы нам плату за просмотр.

Со швейцарцами не срослось: лига решила, что заработает на телеправах сама и много. Переходим ко второму вопросу: что дальше?

Рабочей группой РФПЛ разработана концепция. Вот ее краткое содержание:

- на бесплатном канале - лишь один матч в туре, пусть даже лучший (сейчас мы имеем возможность смотреть даром три лучших матча тура);

- вручную составленный календарь с равномерным распределением топ-матчей по турам;

- новая картинка по европейским лекалам: свет, количество камер, моментальные повторы, строгий сценарий показа, прописанный в регламенте;

- в повторах - обязательный показ реакции зрителей и отсутствие крупных планов тяжелых травм, а также сцен насилия. Цель - сделать трансляцию не отображением событий, а продуктом в красивой обертке, спектаклем с кулисами, происходящее за которыми не должно отталкивать либо возбуждать негатив;

- "живые" трибуны взамен пустых или воинственных, обуздание фанатских и полицейских бесчинств;

- превращение в бренды логотипов, отбивок, видеографики. Даже время начала матчей должно стать брендом;

- взамен множества мелких рекламодателей - 4-5 крупных, но постоянных, узнаваемых, креативно представленных в кадре и рекламных роликах. Эталон - Лига чемпионов;

- широкая реклама чемпионата и трансляций с выделением на эти цели нескольких миллионов долларов в год;

- создание пула распространителей футбольного канала с привлечением всех спутниковых и кабельных телепровайдеров;

- единая цена на показ чемпионата. Ориентир - нынешняя стоимость канала "Наш футбол" от "НТВ-плюс" - 149 рублей в месяц. При 10-миллионном охвате аудитории доход составит 50 млн долларов в месяц;

- намеченные темпы извлечения прибыли: 70 млн долларов в первый год, 120 - во второй, 180 - в третий и так далее. До настоящего момента РФПЛ имела от реализации телеправ около 60 млн в год;

- возможность для любого подписчика подключить футбольный канал с помощью простой процедуры в течение суток;

- телеразбор матчей, ток-шоу с участием игроков, тренеров, арбитров и т.д.;

- все придумано до нас - достаточно воспользоваться опытом стран, в которых футбольные трансляции продаются давно и успешно.

К сожалению, пока нет ответа на главный вопрос: кто все эти задумки будет реализовывать. При РФПЛ существует ООО "Лига-ТВ", но без отмашки оно за работу не примется. А последует ли отмашка, зависит от ряда факторов.

По нашей информации, Лиге предложен еще один способ заработать. Идея принадлежит людям, имеющим отношение к Первому каналу. Суть в том, чтобы увеличить абонентскую плату за обычную телеантенну для всех, у кого в доме есть телевизор. Было, скажем, 150 рублей - станет 180. Это позволит показывать футбол в открытом режиме и зарабатывать на этом около 100 млн долларов в год. Не ясно, правда, как быть с теми, кому на футбол наплевать, а 30 рублей в кошельке не лишние. Неизвестна и реакция руководства госкомпании, ведущей эфирное вещание, хотя оно в курсе самой идеи.

И последнее. РФПЛ не прислала швейцарцам официальный отказ, поскольку вообще не владеет сейчас правами на показ чемпионата. Эти права принадлежат РФС. 15 мая исполком рассмотрит вопрос о передаче телеправ лиге сроком на три года.

В мировой практике такие случаи редки: обычно футбольные ассоциации довольствуются правами на национальный кубок и матчи сборной. Но кое-где получают деньги и с лиг. Этот же путь избрал РФС. Взамен головная организация хочет получить от РФПЛ часть щитовой рекламы на стадионах, некую площадь на форме футболистов, а также 300 млн рублей в год.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ. «Спорт-Экспресс», 05.05.2012



на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru