СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ПРОДАМ ФУТБОЛ, ДОРОГО
Почему российская премьер-лига стоит дешевле чемпионатов Польши
и Румынии
Ситуация с показом чемпионата России по футболу на отечественном
телевидении в ближайшее время вновь может выйти на первый план общественного
обсуждения. Компания «НТВ-Плюс» рискует утратить эксклюзивные права
на трансляции матчей премьер-лиги. У спутникового оператора внезапно
появился конкурент в лице швейцарского маркетингового агентства
Infront Sports & Media, которое уже вышло на РФПЛ со своим предложением.
Пока руководство лиги размышляет, кому продать свой продукт, «НИ»
изучили историю вопроса и зарубежный опыт.
По сути, вся современная история продажи прав на трансляцию матчей
чемпионата России по футболу - это затяжная война между оператором
спутникового телевидения «НТВ-Плюс» и Всероссийской государственной
телевизионной и радиовещательной компанией (ВГТРК). Острая борьба
за довольно специфический продукт под названием «российский футбол»
ведется уже по меньшей мере лет пять. И неизменно заканчивается
пока не в пользу РФПЛ, которой до сих пор не удавалось выручить
за свой чемпионат хорошие - по сравнению с зарубежными аналогами
- деньги.
В начале «нулевых» наш футбол вообще оценивался суммами по современным
меркам невероятно скромными, за которые сейчас не купишь и одного
Самуэля Это’О. Прорыв локального масштаба случился в марте 2007-го,
когда «НТВ-Плюс» приобрела исключительные права на освещение матчей
премьер-лиги за 96 млн. долларов. Это соглашение было рассчитано
на четыре года. С экономической точки зрения чемпионат России сделал
серьезный шаг вперед, но тут в историю вмешалась политика.
Данный контракт подразумевал полный уход отечественного клубного
футбола в платный сегмент, что вызвало недовольство многих простых
болельщиков, которые по разным причинам не имели да и не имеют спутниковых
«тарелок», а также возможности или желания за чемпионат платить.
И тогда на авансцену выдвинулся президент России Владимир Путин,
сказавший легендарную фразу: «У нас, у рядовых болельщиков, хотят
отнять футбол». В итоге общедоступный телеканал «Спорт» (сейчас
«Россия-2») получил сублицензию на показ матчей премьер-лиги по
доступной цене. Потеря «НТВ-Плюс» эксклюзивности не могла не сказаться
на материальных параметрах заключенного с РФПЛ контракта. За 2007
год лига получила 14 млн. долларов вместо планировавшихся 23. Да
и в дальнейшем «НТВ-Плюс» так и не удалось «отвязаться» от ВГТРК
и продать государственной компании сублицензию за «свои» деньги.
Как бы то ни было, спутниковый оператор контракт перед премьер-лигой
выполнил. С другой стороны, что такое 96 млн. долларов за четыре
года телетрансляций для чемпионата, который в таблице коэффициентов
УЕФА стабильно занимает место в топ-10? Судите сами. В начале 2008-го
датская футбольная федерация заключила соглашение на трехлетний
показ матчей местной суперлиги за 209,5 млн. долларов. В том же
году немцы только за Кубок страны выручили около 50 млн. евро. А
недавно они продали свою бундеслигу (четыре сезона) за фантастические
2,5 млрд. евро! Стоимость телевизионных прав на чемпионат Англии
составляла около 40 млн. фунтов еще в начале 90-х. К началу «нулевых»
эта цифра перешагнула рубеж в 150 млн. фунтов. К 2005 году превысила
300 миллионов, а сейчас находится на уровне 600 млн. фунтов. И это
только внутренние показатели, в которых не учитываются деньги, вырученные
от продажи телевизионных прав за рубеж. В общей сложности ТВ-заработки
английской премьер-лиги исчисляются десятизначными суммами.
РФПЛ уступает здесь еще как минимум десятку лиг. Совокупный телевизионный
доход итальянских клубов - около 1 млрд. евро (за два сезона). Во
Франции чуть не дотягивает до 700 млн. евро (за четыре года). Испания
получает от ТВ примерно 500 млн. евро. В принципе это неудивительно
- соответствующий рынок ведущих европейских футбольных держав развивается
уже давно, а за их чемпионатами с интересом следят болельщики по
всему миру. Но ведь наша премьер-лига существенно проигрывает и
более скромным странам со значительно меньшей потенциальной аудиторией.
Про Данию уже было сказано. В Голландии, Португалии, Турции, Польше
и даже Румынии клубы тоже выручают от продажи телевизионных прав
на порядок больше средств. Да что там Европа. В конце прошлого года
южноафриканский спутниковый канал SuperSport приобрел права на пятилетний
показ матчей высшей лиги чемпионата ЮАР за 277,5 млн. долларов.
Руководители лучших российских команд, естественно, знают об этом
и все чаще выражают недовольство теми «крохами», которые они получают
от телевидения. Еще в конце 2009-го тогдашний президент московского
«Локомотива» Николай Наумов мечтал о суммах в пределах 150-200 млн.
евро в год на всю премьер-лигу. Примерно теми же цифрами, только
в долларах, оперировал босс ЦСКА Евгений Гинер.
Но хотеть не вредно - хоть миллиард. Где найти покупателя - вот
в чем загвоздка. Например, «НТВ-Плюс» от подобных предложений отмахивался,
называя их заоблачными. И действительно, чтобы равняться на Англию
или Испанию, нужно и продукт иметь соответствующий. И интерес населения
к футболу сопоставимый с западным. А у нас с этим проблемы. Несмотря
на успех сборной России на Евро-2008 или два Кубка УЕФА, завоеванных
нашими клубами, средняя посещаемость на матчах премьер-лиги до сих
пор остается очень скромной - 12-13 тыс. зрителей. Всероссийский
центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) как-то проводил футбольный
опрос, по итогам которого почти половина респондентов назвала российский
чемпионат скучным и неинтересным. Логично, что продать дорого столь
малопопулярный продукт - дело довольно затруднительное.
Впрочем, в начале прошлого года российский футбол все-таки подорожал.
Подошел к концу срок предыдущего четырехлетнего соглашения с «НТВ-Плюс»,
и был подписан новый контракт. За право показа одного только сезона-2011/12,
растянувшегося на полтора года, спутниковый оператор заплатил РФПЛ
60 млн. долларов. Хотя, например, Первый канал, давно отказавшийся
от трансляций даже центральных матчей премьер-лиги, не проявил интереса
к отечественному чемпионату и в этот раз. Причина - низкий рейтинг
турнира у ТВ-аудитории. Но руководство РФПЛ все равно мечтает со
временем вернуться на «первую кнопку», ведь реклама здесь стоит
очень хороших денег.
Такие клубы, как английский «Манчестер Юнайтед» или испанский «Реал»,
на продаже телевизионных прав зарабатывают больше 100 млн. евро.
Но они дают взамен привлекательную картинку. Вот и нашим командам,
наверное, нужно хотя бы к этому стремиться. Не только покупать Это’О,
но и, наконец, построить комфортабельные арены, положить ровные
газоны, убрать другие негативные факторы, связанные, скажем так,
с чистотой и бескомпромиссностью игры. Тогда, может быть, за наш
футбол и дадут большие деньги.