СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
У ЧМ-2018 ПОЯВИЛИСЬ ВРЕМЕННАЯ ЭМБЛЕМА И ПОСОЛ
Вчера состоялась пресс-конференция, посвященная итогам работы оргкомитета
ЧМ-2018 в 2011 году и планам на будущее. В ней приняли участие его
председатель, министр спорта РФ Виталий Мутко, гендиректор Алексей
Сорокин, а также представитель ФИФА Тьерри Вайль.
Чем ближе первенство планеты, тем чаще будут встречи с оргкомитетом.
В прошлый раз Мутко и Ко отчитались перед журналистами в июне 2011-го.
Перерыв составил девять месяцев. Следующего собрания ждать придется
гораздо меньше.
За символичный срок родилось, прямо скажем, немногое. В частности,
плотно сколоченный буклет под названием "Годовой отчет-2011",
наполненный, впрочем, скорее лозунгами, постулатами и прочими красивыми
фразами, нежели конкретикой и цифирью. Но это нормально - до ЧМ
еще шесть лет. Француз Вайль, отвечающий в ФИФА за маркетинг, и
вовсе выразил полнейший восторг по поводу того, какую активную деятельность
развернула Россия.
Алексей Сорокин, Виталий Мутко и Тьерри Вайль на
фоне временного логотипа чемпионата мира-2018 / championat.com
ПОЧЕМУ ЛОГОТИП - ВОТ ТАКОЙ?
Итак, у ЧМ-2018 появился временный логотип. Случай уникальный, на
самом деле - обычно страна представляет "знак" будущего
ЧМ ровно за день до финала предыдущего. У нас же он появился не
за четыре года до старта, а за шесть, что сулит дополнительные маркетинговые
возможности. К примеру, будущие города - участники футбольного проекта
и особенно коммерческие партнеры будут очень рады, если у них появится
что-то такое, что можно налепить на себя с целью подчеркнуть свой
важный статус. Вся продукция, связанная с ЧМ-2018, также будет маркирована
соответствующим символом.
Трудно вспомнить такой чемпионат мира, чтобы логотип всем сразу
понравился. Наш временный не стал исключением.
- В чем "фишка"-то? - спросили у Мутко. - Изображен Кубок
мира, а от России там - разве что кумачовый цвет.
- Короче, вам не нравится, - усмехнулся министр. - "Фишка"
в том, что временный логотип у нас есть. А разработка постоянного
ведется, и он непременно станет отражением России.
Применять логотип наша страна сможет только у себя - на международный
уровень с ним выходить запрещено. Так что все логично: логотип демонстрирует
России Кубок мира по футболу, а не Россию - кому-то за рубежом.
Художественную ценность "творения", напомнившего зрителям
памятники Церетели, трезво оценивают и в самом оргкомитете. Но главное
здесь все-таки - практическое применение.
ПОЧЕМУ ПОСЛОМ СТАЛ ИМЕННО АКИНФЕЕВ?
В оргкомитете до последнего хранили в тайне, кто же удостоится чести
стать первым в истории послом ЧМ-2018. Раньше, напомним, были только
послы заявки: Симонян, Дасаев, Смертин и Аршавин. В момент кульминации,
когда неизвестный герой (или героиня?) должен был подняться на сцену,
выскочив из тайной дверцы, кто-то в зале предложил проскандировать:
"Сне-гу-ро-чка!" Перед публикой, однако, предстала не
сказочная снежная девочка и даже не Дед Мороз, а вполне себе настоящий
Игорь Акинфеев. Встретили вратаря с одобрением.
Игорь Акинфеев и Виталий Мутко
/ championat.com
- Функция моя - не то чтобы пропаганда, но развитие культуры боления,
- поблагодарив оргкомитет за доверие и приняв огромное "удостоверение
посла" из рук ослепительной блондинки, начал короткую речь
Акинфеев. - Обидно, когда смотришь на то, что сейчас происходит
на стадионах. Хочется, чтобы трибуны были заполнены.
- Собираетесь ли вы сыграть на ЧМ-2018? - спросили у голкипера.
- Планы на будущее надо строить в семейной жизни, но не в карьере,
- ушел от ответа он. Акинфеев вообще по большому счету отмалчивался,
отказавшись, к примеру, выразить отношение к отсутствию в списке
городов-кандидатов населенных пунктов с Кавказа и из Сибири.
С вопросом о том, а почему, собственно, Акинфеев, корреспондент
"СЭ" обратился к Сорокину.
- Игорь - идеальный кандидат, - объяснил гендиректор оргкомитета.
- У него безупречная репутация, он с пяти лет выступает за один
и тот же клуб, что характеризует его с лучшей стороны. Наконец,
он действующий футболист, который обладает гораздо большим влиянием
на умы, чем мы, продвигающие ЧМ-2018 чиновники, "чернорабочие".
Задача Акинфеева - менять что-то в этих умах к лучшему.
- Сколько может быть послов у чемпионата мира?
- Их количество не ограничено, - обнадежил Сорокин.
КОГДА СТАНУТ ИЗВЕСТНЫ ГОРОДА-ХОЗЯЕВА?
С городами-хозяевами ЧМ-2018 оргкомитет и ФИФА пока не определились.
Окончательное решение примут в сентябре. Мутко заверил, что главной
ареной турнира останутся реконструированные "Лужники",
а не некий новый стадион, о строительстве которого ходили слухи.
Кроме того, министр вновь подчеркнул, что в столице арен останется
две: либо "Спартак", либо "Динамо". Всего же
городов будет 11 (минус два из предварительного списка), а стадионов
- 12 (минус три).
9 апреля по России поедет да помчится комиссия, которая оценит готовность
каждого города и региона по пяти критериям: инфраструктура, социально-экономическое
развитие, инвестиционная программа, эффективность наследия и концепция
проведения ЧМ. Говоря более простыми словами: как много сил и средств
регион готов вложить в подготовку, насколько это ему нужно и реальны
ли озвученные планы.
- Кто в итоговый список не попадет - ничего личного! - слишком уж
бойко для столь трагического высказывания произнес Мутко.
- Последнее слово - за ФИФА, оргкомитет вместе с независимыми экспертами
и правительством могут только рекомендовать, советовать, - в миллионный,
кажется, раз, повторил Сорокин.
ЧТО ТАКОЕ "АРЕНА-2018"?
На сегодняшний день строятся лишь пять арен, остальные - в проекте.
Мониторить процессы проектирования и возведения стадионов будет
компания, а точнее, структура в рамках оргкомитета под названием
"Арена-2018", доложил министр. И отметил, что расходы
должны находиться в рамках разумного. Допустим, 5 000 евро за посадочное
место - нормальная среднемировая цена.
- С задачей понятно, но какие рычаги воздействия будут у компании?
- уточнил корреспондент "СЭ". - В Санкт-Петербурге строят
арену за миллиард, 15 000 евро за посадочное место, в три раза выше
нормы! Но как на это повлиять?
- "Арена-2018" вовсе не надзорный орган государственного
уровня, который подменит Госэкспертизу, - взялся объяснять Сорокин.
- Основная функция - проследить за выполнением всех требований ФИФА
к стадионам, которые, что греха таить, выше, чем у нашей премьер-лиги.
Чтобы не получилось так: построили к 2017-му арены, а чемпионат
мира на них проводить нельзя: нет лож, не видно рекламы, недостаточная
вместимость, еще что-то не так. А насчет рычагов: и предупредить
вовремя, и внести коррективы в проектирование, и сообщить куда следует
"Арена-2018" в случае чего сможет.
Рассказывая про "Арену-2018", Сорокин провел параллель
с аналогичной рабочей группой УЕФА, которая работала по стадионам
Euro-2012:
- Эта группа является совещательно-рекомендательным органом до тех
пор, пока ситуация не окажется в "красной зоне". Тогда
дается предупреждение. И принимается соответствующее решение на
уровне регионов или федерации. Важно предотвратить ошибку уже на
стадии проектирования. Важно также привлекать западные компании
и экспертов в силу нехватки опыта проектирования стадионов в нашей
стране.
- Кто возглавит "Арену-2018"?
- Об этом будет объявлено позднее, - сказал Сорокин и загадочно
улыбнулся.
ПРО РАСИЗМ…
Без вопросов про бананы, летящие с трибун российских стадионов,
не обходится ни единая пресс-конференция, посвященная российскому
ЧМ. На сей раз остроту внесла англоязычная корреспондентка Reuters.
- Расизм - проблема не только наша, но общемировая, - дал ей отпор
Мутко и намекнул на недавний скандал вокруг Джона Терри: - Даже
в стране-родоначальнице футбола случаются инциденты. Недавно в Сербии
расизм обсуждался на встрече министров европейских стран! У нас
наказывают стадионы, карают нарушителей (кого Мутко имел в виду?
- Прим. Д.С.). А облик российского футбола, кстати, очень даже неплохой.
- Благодаря ЧМ-2018 Россия твердо встанет на путь искоренения расизма,
- уверенно заявил, в свою очередь, Сорокин. - Обратите внимание,
как меняется оценка подобных инцидентов. Общество становится к ним
все менее и менее терпимым. Подобных случаев будет становиться все
меньше, а современные стадионы позволят эффективно выявлять нарушителей.
Другое дело, хочется, чтобы наказание стало крайней - и очень редкой
- мерой пресечения.
…И ПРО ПИВО
До конца апреля на рассмотрение в Государственную думу будет внесен
закон о футболе. Он законодательно закрепит гарантии, которые российское
правительство дало ФИФА в 2010 году, перед выборами страны - хозяйки
чемпионата. Гарантий девять: финансовые, рекламные, таможенные,
транспортные, на счет защиты интеллектуальной собственности и так
далее. Принять закон должны осенью.
- Один из генеральных спонсоров ЧМ-2018 - крупная пивоваренная компания,
- обратил внимание кто-то. - Виталий Леонтьевич, как же быть? Ведь
в России продажа и реклама пива на футболе под запретом.
- Я же говорю: наша страна выполнит все обязательства перед ФИФА!
- успокоил Мутко. - Если есть законы, которые не позволяют этого
сделать, то изменения будут внесены на время проведения чемпионата
мира. С пивом проблем не будет. С рекламой, с его завозом для реализации
- тоже. По торговле тоже все урегулируем. Опыт у нас есть! Ведь
на период Игр-2014 в Сочи тоже принимаются специальные законы.
И словно в подтверждение слов министра, на фуршете после пресс-конференции
журналистам предлагали пиво.