СБОРНАЯ
РОССИИ ПО ФУТБОЛУ СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ
ФИЛИПП БЛАТТЕР: МЫ СДЕЛАЕМ РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛ
ПОПУЛЯРНЕЕ И, ЗНАЧИТ, ДОХОДНЕЕ
"Спорт-Экспресс" уже сообщал о том, что швейцарская компания
Infront Sports & Media, привлекшая в качестве медиапартнера
ВГТРК, предложила РФПЛ продать права на телетрансляции матчей российского
чемпионата. Вчера состоялась встреча представителей швейцарской
стороны и созданной лигой рабочей группы, занимающейся данным вопросом.
После уточнения позиций РФПЛ, по нашей информации, пообещала дать
ответ на предложение Infront Sports & Media до 30 марта. Тем
не менее 47-летний племянник президента ФИФА Зеппа Блаттера, являющийся
президентом швейцарской компании, согласился ответить на вопросы
корреспондента "СЭ".
- Что побудило вашу компанию обратить внимание на Россию?
- С одной стороны, это огромная страна с потрясающим спортивным
наследием, с другой, она входит в число государств с динамично развивающейся
экономикой. При этом спорту уделяется большое внимание, и, как следствие,
Россия проведет в ближайшие годы ряд крупнейших соревнований, включая
зимние Олимпийские игры 2014 года и чемпионат мира по футболу-2018.
Когда наша компания куда-то внедряется, то изучает медийный и спонсорский
рынок. В отношении России исследования независимых экспертов свидетельствуют,
что объемы спонсорских средств в стране будут расти в темпе, немного
превышающем 5 процентов в год. Если в 2010 году эти объемы составляли
660 миллионов долларов, то к 2016 году они должны достичь миллиарда
(напомним, что Infront Sports & Media хотела бы заключить с
РФПЛ договор на пять лет. - Прим. А.П.). Это весьма интересно для
нас. Тем более что мы уже более десяти лет сотрудничаем с вашей
страной и состоим в партнерских отношениях со многими известными
фирмами.
В частности, наша компания была вовлечена в проведение чемпионатов
мира по хоккею, состоявшихся в 2000 году в Санкт-Петербурге и в
2007-м - в Москве. Она не останется в стороне и от следующего мирового
хоккейного первенства в России, которое пройдет в 2016 году в обоих
этих городах. В 2007 году мы были причастны к волейбольному чемпионату
Европы, опять же в Санкт-Петербурге и Москве, а в прошлом году работали
на чемпионате мира по биатлону в Ханты-Мансийске. С нашим участием
буквально в прошлом месяце в Сочи состоялся этап Кубка мира по горнолыжному
спорту, а в августе под Москвой пройдет первый в истории российский
этап чемпионата мира по Супербайку (кольцевые гонки на мотоциклах.
- Прим. А.П.). Наконец, мы сыграем ведущую роль при организации
телетрансляций матчей ЧМ-2018.
- Конкретно каким образом ваша компания была причастна к перечисленным
соревнованиям?
- По-разному. Это и производство телевизионного продукта, и его
доставка потребителю, и маркетинг, и обслуживание гостей. Главное
- у нас установились хорошие деловые контакты с Россией, нам нравится
ваша страна, и было бы естественным привести на ее рынок наших партнеров.
Что касается сотрудничества с РФПЛ, то в первую очередь наша задача
- улучшить футбольно-телевизионный продукт. С 2007 года футбольная
аудитория в вашей стране сократилась на 38 процентов. Однако мы
считаем, что у страны со 140-миллионным населением большой потенциал
и что Infront Sports & Media располагает знаниями и опытом,
чтобы помочь российской лиге и клубам улучшить ситуацию, как она
сделала это в Италии, Германии, Франции. Мы верим, что российский
чемпионат, который в коммерческом рейтинге занимает на сегодняшний
день седьмую позицию, можно вывести в число ведущих в Европе. А
это будет служить залогом успехов национальной команды.
Как мы убедились на примере перечисленных мною стран, в которых
работали, сильная лига создает сильную сборную. Российской сборной
обязательно нужно принять участие в чемпионате мира 2014 года. Более
того, ей необходимо не только пробиться на финальный турнир, но
и сыграть в ходе него заметную роль.
- Вы коммерческая организация, и потому возникает вопрос: в чем,
собственно, ваш интерес? Вы считаете, что возможная сделка станет
выгодной для вашей компании?
- Чем выше будет доход, тем выгоднее и лиге, и клубам, и нам. Доходы
от продажи медиаправ в итальянской лиге при нашем участии возросли,
например, больше чем на 30 процентов. Однако, чтобы увеличить прибыльность,
нужно осуществить ряд мер, которые я разбил бы на четыре группы.
Во-первых, надо улучшить медиапродукт. На сегодняшний день на матчах
российского чемпионата работает в среднем пять телевизионных камер,
а в других местах их бывает до 15-20. Для начала следует разработать
технические нормативы и добиться их соблюдения.
Во-вторых, мы должны расширить охват аудитории в России, а также
за ее пределами. Пока ее численность, как я уже говорил, сокращается.
Чтобы повысить популярность футбола, надо сделать так, чтобы по
всей стране люди имели возможность видеть в прямом эфире больше,
чем три матча в туре.
Третье направление работы - спонсорская программа, которая обеспечила
бы использование всего потенциала как внутренних, так и зарубежных
спонсоров.
Наконец, вместе с РФПЛ мы должны способствовать популяризации бренда
премьер-лиги в стране в целом. На сегодняшний день средняя посещаемость
матчей национального чемпионата составляет 11 тысяч зрителей. Это
очень мало. Недавние матчи в Казани проходили на ужасных полях.
Когда смотришь трансляцию из Томска, видишь сломанную трибуну. Такая
обстановка не может служить фундаментом для лиги.
- Вы назвали слабые места российского футбола. Но улучшить стадионную
инфраструктуру не в ваших силах. Вы будете побуждать лигу строить
новые спортивные арены и модернизировать имеющиеся?
- Конечно, это не наш непосредственный вопрос. Но мы знаем: чтобы
привлекать болельщиков и больше зарабатывать, необходимо сделать
стадионы комфортабельными. Чемпионат мира 2018 года, несомненно,
будет способствовать решению проблемы. Меня ознакомили с некоторыми
прекрасными проектами, которые уже начали осуществляться, и я верю,
что ответственные лица в стране понимают: это важнейший элемент
подъема футбола.
- По нашим данным, Infront Sports & Media готова инвестировать
в совершенствование качества российского телепродукта 12-15 миллионов
евро. Что имеется в виду?
- Мы не можем комментировать конкретные цифры. Наша роль - помочь
российской лиге выдвинуться в число ведущих в Европе, сосредоточившись
на четырех направлениях работы, которые я перечислил. Сегодня матчи
российского чемпионата транслируются примерно на 20 стран. Мы же
считаем, что это число можно было бы намного увеличить благодаря
совершенствованию телевизионного продукта и лучшему распределению
прав.
- Полагаете, за рубежом велик интерес к российскому чемпионату?
- Потенциал имеется всегда. Сужу по себе: я долго жил за рубежом,
но мне было интересно, что происходит в швейцарском чемпионате,
как обстоят дела у клубов. С другой стороны, в Швейцарии есть весьма
многочисленная и энергичная российская община. Русскоязычные диаспоры
имеются и в Великобритании, и во Франции, и в Германии, и в других
странах.
- Как развиваются ваши переговоры с РФПЛ? Возникают ли в ходе них
проблемы?
- Они продолжаются уже больше года. Сейчас заседания проходят буквально
каждую неделю. Обсуждаем весь круг вопросов. И с клубами тоже контактируем.
Россия - очень большая страна, и футбол в ней не ограничен только
Москвой и Санкт-Петербургом. Чтобы понять местные реалии, мы посетили
некоторые провинциальные города, встретились с клубными руководителями.
- Вы лично?
- Высокопоставленные сотрудники компании. Контакты с руководителями
РФПЛ, клубов и министерства спорта говорят о том, что в преддверии
чемпионата мира, который пройдет в России, все хотели бы повысить
качество футбола в стране и имидж лиги. Тем более что это автоматически
отразится на национальной сборной. И, конечно, решать вопросы мы
собираемся не в одиночку, а совместно с лигой.
- Таким образом, вы, несомненно, понимаете, что за границами Москвы
и Санкт-Петербурга существуют проблемы с доставкой телесигнала до
потребителя, что люди там далеко не всегда готовы платить большие
деньги за футбольные трансляции?
- Я лично ездил в Магнитогорск и Ханты-Мансийск, посетил некоторые
другие места, названия которых с ходу не вспомню. Не могу утверждать,
что знаю о России все, но поверьте, мне прекрасно известно, что
это не только два мегаполиса. В той же Италии футбол - великая страсть,
религия и способ развлечения для множества людей, которые не располагают
большими средствами. Наши предложения, которые сейчас обсуждаются,
основаны на убеждении, что футбол надо сделать более доступным для
140 миллионов россиян. В этом случае он станет в стране более популярным.
Необходимо развивать новые и более дешевые способы доставки сигнала,
включая кабельное телевидение и интернет. Побывав в удаленных от
центра уголках России, я убедился, что страна располагает впечатляющей
сетью мобильной связи, что очень у многих имеются мобильные телефоны,
на которые можно получать футбольную "картинку".
- Итак, вы настроены оптимистически?
- Я от рождения оптимист. Мы видим проблемы и способы их решения.
А если имеется возможность улучшить ситуацию, то почему бы ею не
воспользоваться в общих интересах?