НУЖНЫ ЛИ НАМ ШВЕЙЦАРСКИЕ МИЛЛИОНЫ? - Сборная России по футболу
СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ • СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
Сборная России по футболу
 

ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ

НУЖНЫ ЛИ НАМ ШВЕЙЦАРСКИЕ МИЛЛИОНЫ?

Компания Infront Sports & Media предложила РФПЛ купить права на телетрансляции матчей российской премьер-лиги. В прессе уже появились сообщения о том, что речь идет о 60 миллионах долларов в год. На самом деле суммы больше. И намного.

Первый вопрос, который возникает в связи с потенциальной сделкой: как ее трактовать людям, далеким от футбольного медиарынка? На момент появления информации о предложении швейцарцев большинство российских телезрителей и клубов совершенно не понимали, что изменится конкретно для них, если телеправа отойдут швейцарской фирме Infront Sports & Media. Но они, надо думать, хотели бы это понимать. Попробуем разобраться.

КТО ХОЧЕТ КУПИТЬ?

Для начала - о самой фирме. Ее президентом и генеральным директором является 47-летний Филипп Блаттер, племянник президента ФИФА Зеппа Блаттера. До 2006 года в Infront Sports & Media командовал небезызвестный владелец "Марселя" и президент группы Adidas-Salomon Роберт Луи-Дрейфюс. В 2009 году этот господин скончался, однако к тому моменту родственник главы ФИФА уже был предусмотрительно введен в руководство медиагруппы.

Не берусь судить, насколько весомы в данном случае родственные связи, но в распределении прав на чемпионаты мира по футболу Infront Sports & Media участвует активно. В частности, компания из города Цуг получила под свой контроль мощный азиатский рынок, насчитывающий 26 стран (за вычетом Японии, обеих Корей и Малайзии с Брунеем). В 2010 году она уже окучила эту грядку и планирует заняться тем же самым на турнирах 2014, 2018 и 2022 годов.

Вместе с тем Infront Sports & Media далека от сборища ничего не умеющих мажоров. Наряду с IMG и Sport5 компания Филиппа Блаттера входит в список топ-игроков на спортивном медиарынке, реализуя, к примеру, права на трансляции итальянского чемпионата (серии А и B). Плюс к этому фирма Блаттера в разном качестве участвовала и участвует в продаже трансляций гандбольного, волейбольного, баскетбольного мировых первенств, этапов Кубка и чемпионатов мира по лыжным видам спорта и биатлону, саням, бобслею и скелетону, сотрудничает с Международной федерацией хоккея... Матерая, в общем, контора, желание которой возникнуть на нашем рынке в преддверии ЧМ-2018 удивления вызывать не должно.

Естественно, швейцарцы, будь они хоть трижды родственники президента ФИФА, не справились бы с российской задачей в одиночку. У них нет собственных телемощностей, и, следовательно, Infront Sports & Media была обязана заручиться поддержкой одной из российских телекомпаний. Такой компанией стала ВГТРК, взявшая на себя "медийную часть проекта". Упрощая, имеем: "Россия 2" будет показывать, Infront Sports & Media - ... А что, кстати, будет делать фирма племянника кроме того, что извлекать доход?

ЗАЧЕМ ХОТЯТ КУПИТЬ?

Российский чемпионат мало продать - сначала ему нужно придать товарный вид. Та картинка, которую мы имеем сейчас, и доход приносит соответствующий. Infront Sports & Media, как сказали мне владеющие ситуацией люди, планирует вложить в качество нашего телепродукта 12-15 миллионов евро. Кроме того, существуют планы резкого расширения теле-аудитории, что напрямую влияет на рекламные доходы. В идеале смотреть футбол на платной основе должны не несколько сот тысяч россиян, как сейчас, а 15-17 миллионов. По кабелю или по спутнику - не суть важно; главное - обеспечить саму возможность прихода российского футбола в каждый дом, где этого желают.

Цена, надо понимать, при таких целях не имеет права быть заоблачной, поскольку доход станет извлекаться не только и, может, не столько из абонентской платы, сколько из рекламы, которая должна хлынуть в рынок такого объема водопадом. Хорошая картинка, рекламные поступления, подписчики, международные продажи, сублицензии - вот составляющие успеха, на который рассчитывают в Infront Sports & Media.

ЗА СКОЛЬКО ХОТЯТ КУПИТЬ?

В прессе была озвучена сумма в 60 миллионов долларов за каждый год шестилетнего контракта. Откуда она взялась? Может возникнуть ощущение, что швейцарцы оттолкнулись от нынешнего договора лиги с "НТВ плюс". Взвесили собственные возможности, растущие аппетиты РФПЛ и небольшой спрос на российский футбольный продукт, после чего накинули немного сверху и округлили. Теперь сидят, ждут ответа и, разумеется, торга.

Однако это не так. По моей информации, озвученная сумма вообще не соответствует действительности. Если браться за дело всерьез, сегодняшние ржавые рыночные механизмы придется сильно смазывать и раскручивать. Навар в такой ситуации не может быть фиксированным из года в год, как не могут быть фиксированными и выплаты РФПЛ. Поэтому Infront Sports & Media только за сезон-2012/13 (первый год договора) предложила лиге 60 миллионов долларов плюс 90 процентов от доходов, превышающих эту сумму. В дальнейшем выплаты должны идти по нарастающей и составить на пятый и шестой годы контракта 90 и 100 миллионов долларов плюс 60 процентов от дивидендов, превышающих эти суммы.

Швейцарцы, судя по всему, взяли за основу опыт британской телекомпании BSkyB, которая, став эксклюзивным обладателем прав на английскую премьер-лигу, долго терпела, несла убытки и приводила в порядок систему доставки футбольного продукта населению. А когда все наладилось, англичане получили море футбола, а BSkyB - море денег.

ЧЕГО ХОЧЕТ РФПЛ?

Прибылей, это понятно. И чем больше, тем лучше. Но в условиях, когда покупатели не давятся в очереди за телеправами, маневр лиги представляется предельно простым: назначь дату, выбери из своих полутора предложений лучшее и подставляй карман. Значит, столько ты, лига, стоишь в настоящий момент.

Не все так просто, однако. Начну с того, что сейчас РФПЛ сама кует деньги, подтягивая к трансляциям спонсоров. Доход лиги складывается из непосредственно телеправ (около 23 миллионов долларов в год) и рекламных поступлений, составляющих, по разным оценкам, примерно столько же. Итого 40 - 45 миллионов долларов за сезон. "НТВ плюс", в свою очередь, продает тарелки и стрижет подписчиков. Ну и с рекламы, должно быть, телекомпании тоже что-то перепадает.

Infront Sports & Media предлагает другую схему. 60 миллионов лиге - гарантированно, плюс солидный процент от заработанного, только зарабатывать отныне будет не РФПЛ, а швейцарцы. У них опыт, они сделают из трансляций конфету и постараются продать ее гораздо большему числу любителей сладкого, чем сейчас.

Лига, почуяв это дело, завела разговор о 100 миллионах в год. Как минимум. Желание получить больше, чем предлагают, в бизнесе абсолютная норма. Важно только не перепутать бизнес с блефом. Infront Sports & Media и ВГТРК, если я правильно понял, обосновывают свое предложение какими-то расчетами, пусть и играя при этом на понижение. Рынок-де сырой, работы непочатый край, риски велики. Идея может не выгореть, но мы будем стараться и гарантированно платить вам больше, чем вы имели раньше. А вот чем аргументирует свой ответ РФПЛ, кроме "круглости" суммы в 100 миллионов годовых, мне пока непонятно.

Может, лига знает какие-то механизмы, с помощью которых швейцарцы срубят на нашем футболе куда больше, чем они говорят? Тогда почему РФПЛ их до сих пор не реализовала? Клубы ориентируются на выплаты западного ТВ ведущим футбольным лигам? Но разве в России есть кабельные сети, подобные западным, культ футбола и столь же большая - а главное, платежеспособная - футбольная телеаудитория?

КТО КОНКУРЕНТЫ?

У "НТВ Плюс" была возможность доказать свою состоятельность в вопросе продвижения нашего чемпионата в широкие народные массы. Компания в общем-то многое сделала в этом направлении. И продолжает делать. Появились каналы, входящие в базовые пакеты других спутниковых компаний и провайдеров интернет-телевидения. Но до широкого охвата аудитории по-прежнему далеко.

Личный пример: пару недель назад автор этих строк озаботился, наконец, появлением футбола на экране собственного телевизора. И столкнулся с тем, что не могу без определенных проблем (просто доплатив, скажем, небольшую сумму), купить трансляции российского чемпионата. Цена за канал "Наш футбол" - 149 рублей в месяц - меня устраивает. Только ведь это не цена, а доплата к сумме в девять с лишним тысяч рублей за вызов специалистов, долбеж стены, установку тарелки и ресивера, покупку других каналов, которые сейчас либо и так нормально показывают, либо мне попросту не нужны.

Другие предложения также были связаны с прокладкой дополнительных кабелей и со странными ценниками "598 рублей за два месяца". А родное домоуправление с "Нашим футболом" за мной не бегает: на тебе, парень, 18 общедоступных каналов, и отвяжись.

Понимаю, что дело круто замешено на моей природной лености и на сомнениях типа: "А когда же мне спать и есть, если очень много футбола будет не только на работе, но еще и дома?" Но чуть упрости процедуру - с удовольствием заплачу, куда я денусь. И стану покупателем футбольного продукта, а заодно и потребителем рекламы. Просто за меня нужно чуть-чуть побиться, повоевать. Что, в сущности, и собираются сделать швейцарцы.

Правда, клиент я в этом смысле не трудный: живу в очень близком Подмосковье. У нас почти цивилизация: обозначь только спрос - предложение последует. В провинции ситуация технически сложнее. Но не сложнее ведь, чем была в свое время в Германии или Англии, верно? Там были телевизоры без футбола - и у нас есть. Там сейчас взахлеб смотрят национальные чемпионаты - и у нас будут. Вопрос времени и наличия предпринимательской жилки.

ТОЛЬКО ЛИ В БИЗНЕСЕ ДЕЛО?

РФПЛ было бы проще определиться, если бы эксперимент по продаже телеправ в последние годы был чистым. Если бы из него ушла социальная составляющая. Если бы клубы получали не газово-железнодорожные подачки, а те же деньги, но справедливо распределенные - в виде выплат от гостелевидения, раз уж нашему государству так неймется. Если бы они, раскормленные искусственно вздутыми бюджетами, не отворачивались презрительно от малой телевизионной денежки, а думали, как сделать ее большой, и помнили: копейка рубль бережет. Если бы Первый канал и ВГТРК рассматривали футбол не как общественную обузу, а как возможность заработать...

У клубов и лиги, кстати, в любом случае останется огромное непаханное поле для работы: борьба за болельщика на стадионе. Вот этого никакие швейцарцы точно не отнимут. Хольте, лелейте, заманивайте, доите - все в ваших руках, клубы и РФПЛ. Лоббируйте законы, возвращайте пиво, ищите укорот на отмороженных фанатов и полицию, устанавливайте обогрев, завязывайте с договорняками. Трудно? Да, требовать деньги за телеправа проще. Но если хочешь заработать, разве труд в тягость?

А на перекошенном рынке и законы кривые. Одни думают, как картинку улучшить и "Наш футбол" в микрорайон доставить. Другие - как в очередной раз присосаться к госмонополии или к закошмаренному спонсору. Что им та картинка и те зрители?

ВГТРК, мне кажется, тоже не планирует извлекать сверхприбылей из союза с Infront Sports & Media. Государственная компания, обремененная социальной функцией, будет рада выходу в "ноль", паче чаяния такое случится через несколько лет. Практика показывает, что бизнес-схемы, в которых слово "бизнес" заменено на "соцобязательства", работают вяло. Но раз швейцарцы на что-то рассчитывают, это неспроста. Интересно, на что?

А еще интересно, кто и сколько предложит РФПЛ, если сделка с Infront Sports & Media сорвется. И во имя каких целей предложит - это тоже хотелось бы знать.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ. «Спорт-Экспресс», 24.02.2012

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru