ДМИТРИЙ БАРАННИК: ПРОГРАММА ВАН ЛИНГЕНА СООТВЕТСТВУЕТ НОРМАМ УЕФА - Сборная России по футболу
СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ • СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
Сборная России по футболу
 

ОБЗОР ПРЕССЫ / НОВОСТИ

ДМИТРИЙ БАРАННИК: ПРОГРАММА ВАН ЛИНГЕНА СООТВЕТСТВУЕТ НОРМАМ УЕФА

Дмитрий Баранник

sportsdaily.ru

В конце января глава Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович поделился своими тревогами о тренерском образовании в России.

Критические отклики не оставил без внимания директор по развитию РФС Дмитрий Баранник, возглавляющий созданную при РФС Академию тренерского мастерства. Он взял слово в рамках рубрики «Продолжаем разговор».

Сжато напомним, что вызывает озабоченность Михаила Даниловича:

- Как известно, ежегодно несколько десятков российских специалистов получают тренерскую категорию Pro, которая позволяет работать на высшем уровне. Однако нескольких известных в прошлом футболистов - в частности, Булатова и Бушманова - до занятий в Академии тренерского мастерства не допустили, что показалось Гершковичу несправедливым.

-  Подготовка слушателей возложена на голландских специалистов - технического директора РФС Берта ван Лингена и Арно Пайперса. Уровень ван Лингена как лектора, по мнению Гершковича, недостаточно высок, он доносит до студентов прописные истины. К тому же лекции ведутся на английском языке, в связи с чем возможны интеллектуальные потери при переводе.

-  В качестве лекторов не привлекаются светила тренерской профессии в России: к примеру, Олег Романцев. Академией руководят Дмитрий Баранник и Андрей Власов, к знаниям и опыту которых Гершкович относится скептически. В то же время руководящий орган Академии - Наблюдательный совет - по сведениям Гершковича, ни разу не собирался.

-  График занятий составлен неудачно - по ходу сезона молодым тренерам несколько раз придется оставить свои команды, чтобы участвовать в очередных занятиях.

-  Дороговизна курса - одно место в группе обойдется в десять тысяч евро.

PRO - КАК ПОВОД ЩЕГОЛЬНУТЬ

- Последние двадцать лет о тренерском образовании в России писали ничтожно мало. А сейчас развернулась целая дискуссия, - отмечает в своем вступлении Баранник. - Считаю, это к лучшему. У нас нет никакого конфликта интересов с Гершковичем. Интервью в «Советском спорте» прочитали внимательно, но разделить позицию не можем. Хотелось бы разъяснить, как и по каким принципам мы работаем.

- Гершкович задается вопросом: почему не собирается Наблюдательный совет, который фактически является руководящим органом Академии?

- Вопрос к Наблюдательному совету. Или к нашему учредителю, коим является РФС. Но точно не ко мне. В Совет входят пять человек: Фурсенко, Симонян, Гершкович, Писарев, Власов.

- В новую группу слушателей, которая готовится к экзамену в декабре 2012 года на получение лицензии Pro, не допущены Виктор Булатов, Евгений Бушманов. Продолжим линию Михаила Даниловича: как стало возможным, что известных в недавнем прошлом игроков не приняли?

- Состав группы был определен изначально: 20 человек - и не больше. Почему не больше? Легче работать с небольшой группой. Еще причина: в России насчитывается порядка ста тренеров с лицензией Pro, но более половины из них не работают. Есть подозрение, что для некоторых эта лицензия - повод лишний раз щегольнуть. УЕФА нам ставит в укор, что так происходит. Надо понимать: лицензия Pro - это, по сути, уровень Фергюсона, Гвардиолы, Моуриньо. Необходимо поддержать статус тренерской профессии.

В основном у нас собраны специалисты ФНЛ - как известно, со следующего сезона для работы в первом дивизионе им необходима лицензия Pro. Мы должны привлечь прежде всего работающих тренеров - так рекомендует УЕФА.

Разберем случай с Булатовым. За несколько дней до набора он получил лицензию «А». Кое-кто посчитал, что спустя пять дней его можно записывать на Pro. Но в регламенте прописано, что такой специалист должен как минимум год отработать с этой лицензией. Поэтому у нас не было оснований включать в группу Виктора.

Что касается Бушманова. Он на момент набора не имел работы в клубе. Как, кстати, и Сергей Кирьяков, претендовавший на зачисление. Но по результатам тестирования, а также по итогам голосования членов Совета Кирьяков был принят.

«НЕКОТОРЫЕ СТУДЕНТЫ ПЛАТЯТ САМИ»

- Еще претензия: руководители Академии Баранник и Власов не имеют какого-либо тренерского опыта. Не им оценивать молодых специалистов - считают корифеи.

- А это уже переход на личности. Мы с Власовым не лекторы. Я - директор Академии, занимаю административную должность. Помимо ван Лингена, у нас работают инструкторы: Валерий Непомнящий, Николай Киселев, Александр Кузнецов. Они проработали достаточное количество времени в клубах и сборной.

- Поговорим о расценках? Получение лицензии Pro у вас стоит 10 тысяч евро. Насколько оправданы такие цифры?

- Мы всегда готовы отчитаться за эти деньги. Они идут на счета Академии. Наш курс - с приставкой «топ». Как правило, в бизнес-сфере за обучение сотрудников платят компании. И в нашем случае подразумевается: в повышении квалификации тренеров заинтересованы клубы. Ведь это индикатор уровня доверия работодателя к своему тренеру. Оплата образования - те же инвестиции в развитие клуба. Мы же за счет этих средств организуем образовательный процесс, платим зарплату инструкторам, выделяем деньги на поездки, на аренду помещений, полей и так далее. В штатном расписании Академии порядка 10 человек.

- Во всех случаях платят клубы? И не задолжали ли вам?

- Пока не во всех случаях платят клубы. У нас принято вносить плату заранее. Однако для первого студенческого потока мы приняли ситуацию, при которой не все деньги сразу поступили на счета Академии.

«ВАН ЛИНГЕН ДЕНЕГ НЕ БЕРЕТ»

- Как быть с отрывом тренеров от производства? Кто будет готовить команды в то время, когда главный тренер будет учиться в Москве?

- Для чего тогда существуют ассистенты? Неужели нельзя оставить на них команду на несколько дней? В России вообще принято расширять тренерские штабы. Даже сами клубы не могут объяснить, чем занимаются некоторые ассистенты. Номинально кто-то из них отвечает за защитников, кто-то за нападающих и так далее. Но во время тренировки они заняты разве что тем, что расставляют фишки. А потом наблюдают за тренировкой с наполеоновским видом.

Кстати, в нашей группе сразу два тренера из «Томи» - Передня и Баскаков. И они оставляют команду, потому что осознают важность образования.

- Но вы готовы пойти на исключения?

- По сути, проблема может возникнуть у наставников «Торпедо» и «Алании». Наша поездка в штаб-квартиру УЕФА, где перед нами выступит технический директор УЕФА, совпадает по срокам с ключевым матчем в первом дивизионе. Мы закроем глаза, если Чугайнов с Газзаевым не приедут и останутся на матч «Алания» - «Торпедо».

- Чем образование от ван Лингена качественно отличается от программы Высшей школы тренеров?

- Тем, что программа ван Лингена соответствует нормам УЕФА. Мы предоставили нашу текущую программу УЕФА, и она была одобрена. После каждой сессии мы отправляем туда отчеты. И по итогам двух сессий есть положительная реакция. Резюмирую: нам прежде всего важна оценка УЕФА. Не обязательно копировать Запад, но мы должны соответствовать его стандарту. И, конечно, не стоит ждать чудес от нашего курса. Не существует формулы, по которой можно создать суперкоманду и все выиграть. Но существует форма, согласно которой можно получить образование.

- Много ли запросил ван Линген за свою лекторскую деятельность?

- Берт не получает зарплату за работу в Академии. Это вопрос его чисто профессионального отношения к делу как технического директора РФС. Он выстраивает структуру, которой у нас не было. А его поливают грязью - за все хорошее!

Да ван Линген сейчас нарасхват! На сайте РФС он ведет блог, где публикует информацию, на которую хорошо отзываются специалисты в регионах. Куда нас только не приглашают. Люди устали от того, что творится с детско-юношеским футболом. Я и сам насмотрелся на личностей, посещая детские турниры. Стоят у бровки, брызжат слюной, мат-перемат - что там есть от образования? Где в таком случае наша образовательная система? Где были наши отечественные специалисты?

- Но, говорят, ван Линген порой касается самых банальных вещей: мол, футбол - это игра 11 на 11...

- И пускай оппоненты попробуют оспорить это утверждение!

- Ван Лингена можно переубедить?

- Порой вступаю с ним в нешуточные дебаты. В отличие от наших специалистов, он охотно идет на это. Берт понимает, что я не претендую на его исключительность в процессе образования, но достаточно разбираюсь в футболе.

- Правда ли, что у ван Лингена не сложились отношения с одним из студентов, и последнему пришлось покинуть аудиторию?

- Есть вещи, которые я точно не стану комментировать. Скажу лишь, что мы выстроим отношения так, чтобы различного рода нападкам, а тем более хамству, не было места. И уподобляться этим явлениям - ниже достоинства!

«ХОЧЕТСЯ РАСКРЫТЬ ТРЕНЕРОВ КАК ЛИЧНОСТЕЙ»

- Правда ли, что знания некоторых претендентов на лицензии дай бог соответствуют уровню общеобразовательной школы? И проблемы при сдаче экзамена им гарантированы.

- Может, это ваши домыслы?

- Это вывод из личных наблюдений.

- Но ведь они получили ранее лицензии C, B, A. Так что вы ошибаетесь. Впрочем, зачисление на курс не гарантирует получения лицензии. Проблемы могут возникнуть, скажем, из-за непосещаемости. По регламенту в случае пропуска 10 процентов занятий следует отчисление. Поводом для отчисления могут стать и чисто дисциплинарные нарушения. Мы готовы проверить нашу стойкость, если придется получать звонки с мест: «Как смеете отчислять Иванова-Сидорова?!» Не собираемся жить по чьим-то «понятиям».

Помимо удачной сдачи экзаменов, хотелось бы добиться того, чтобы студенты раскрылись как личности. В наши дни получается, что тренеров подавляют хозяева клубов. Тренеры будто одинаковыми все становятся. А раньше, как мы помним, между специалистами разворачивались дискуссии о футболе. Как у Лобановского с Бесковым и Ахалкаци. Кстати, мне посчастливилось побывать на стажировке у Лобановского в 2000 году. Знаете, я понял, в чем его величие. Человек, имея колоссальный багаж, искал и находил новое. А у нас некоторые тренеры с былыми заслугами начинают диалог с расспросов: «А ты кто такой? Ты где играл, кого тренировал?» Лобановский - это совсем другой типаж.

«НЕКОТОРЫЕ КОЛЛЕГИ СИДЯТ НА СТАРОМ БАГАЖЕ»

- Лекции ван Лингена студентам переводят с английского. Насколько велики потери при переводе?

- Проблема перевода, конечно, существует. Все дело в терминологии. У нас нет четкой терминологии, как в Европе. Одно и то же действие в Москве и Питере описывается разными словами. Но перевод в наших аудиториях осуществляется на высоком уровне. Кто хочет, тот поймет.

- Гершкович предлагает в лекторы Олега Романцева. Вы за или против?

- Кто против Романцева? Мы пытались, но пока отказ. И еще момент. Прочитать лекцию и провести целостный курс - это большая разница. Прийти раз-другой и поговорить о футболе в режиме пресс-конференции не так сложно. Куда сложнее работать системно. При этом мы открыты для сотрудничества со всеми. И если кто-то из российских тренеров готов представить системную программу, то после ее изучения она может быть включена в план обучения в Академии.

- Правда ли, что УЕФА весьма невысокого мнения об уровне тренерского образования в России?

- Сужу по себе. Я уехал в Норвегию в 1991 году. То, что там увидел, разочаровало. «Мы в Союзе норвежцев лет на двадцать обгоняем», - подумалось мне. Вернулся в 2007?м. Оказалось - Россия на 25 лет отстала по всем показателям. Мне сложно судить, что произошло в этот промежуток времени. Но, отработав девять лет тренером, я имел право делать выводы. Многие сидят на том же багаже, что и в 1991?м. Нет движения, нет прогресса.

Не стану комментировать работу предшественников, но в 2010 году возникла ситуация, когда УЕФА вообще мог отозвать у России право на выдачу лицензий Pro. Как мне стало известно, по мнению УЕФА, наша сторона в недостаточном объеме выполняла международные требования. Если вкратце: в курсе было много теории, но почти что отсутствовала практика. УЕФА считает, что сфера, где тренер совершенствуется, - это футбольное поле. Поиск проблемы (задачи) и ее решение должны осуществляться в тренировочной работе. Мы сами видим, насколько тяжело нашим студентам сориентироваться при алгоритме «поиск проблемы - ее решение». У нас привыкли к общему подходу.

К счастью, была достигнута договоренность, что в 2012 году будет проведена переаттестация, коей станет экзамен студентов, которых мы сейчас обучаем. И если в конце года в УЕФА скажут, что наши дела не изменились к лучшему, тогда и покатятся наши головы. Но сейчас оценки наших критиков не имеют под собой оснований.

А. БОДРОВ. «Советский спорт», 10.02.2012

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru