Миновав участок пути от Познани до Гданьска, автоэкспедиция "Спорт-Экспресса"
пришла к выводу: продвигаться на север Польши веселее, но не быстрее,
чем в любом другом направлении.
АЛКОТЕСТ ЗА 20 РУБЛЕЙ
Самый нероссийский город Euro-2012 - Познань - остался позади. Там
мы не сыграем ни при каких обстоятельствах. А вот в Гданьске можем.
Если займем в своей группе А второе место, отправимся на берег Балтики,
где 22 июня состоится искомый четвертьфинал с победителем группы
В (Германия, Португалия, Голландия, Дания). Это значит, что у читателей
"СЭ" есть шансы повторить часть автомобильного маршрута
нашей выездной бригады, достигшей самой северной точки Euro.
* * *
Остаемся при своем мнении, озвученном в предыдущем репортаже о польских
дорогах: сложные они. И разные. Кроме того, за полгода трассы между
городами чемпионата Европы станут другими, поскольку сейчас их активно
реконструируют. Какими именно, доподлинно неведомо, и потому оценим
те, что есть.
Часть дороги в Гданьск, так же как и предыдущих наших польских дорог,
оказалась ухоженной "одноколейкой" с драконовскими ограничениями
по скорости и ширине дорожного полотна. Порядка много - средняя
скорость движения невысока. А если точнее, не выше 50 километров
в час. Трактора, букашки-"фиатики" начала 80-х, мелкие
населенные пункты - все это тоже расположено по пути следования
и имеет одинаковые с вами права. А мы, хоть и торопимся, всегда
за равноправие, по которому изрядно соскучились на дорогах родины.
Тех же, кто ровнее остальных, поляки вразумляют оригинальным и действенным
способом. В городках, где все пешеходные переходы освещены и четко
обозначены, рядом с ними дежурят работники в оранжевых куртках и
люминесцентных жилетках. В руках у них длинные шесты со знаком STOP
на конце, выполненным в уменьшенную величину. Работники пускают
в ход свой инвентарь тогда, когда к переходу подтягиваются пешеходы.
Там, где регулировщиков нет, люди могут робко стоять, дожидаясь
проезда машин. Если рискнут пойти, в Польше их не задавят. Если
нет - рьяно тормозить, чтобы продемонстрировать добрую водительскую
волю, желающих найдется не много.
Кто-то же платит людям в жилетках, верно? Кому-то ведь нужно, чтобы
смертей в Польше становилось меньше, а вежливых водителей - больше?
Почему у нас в стране, где столько крика о тяготах обычных людей,
на переходах гибнут тысячи, и никто не почешется?
С другой стороны, российским придорожным работникам придется объяснять:
ты перед той машиной знак STOP опускай, а перед этой не моги, иначе
и работу потеряешь, и с шестом расстанешься крайне болезненно, обнаружив
его потом не там, где хотел бы. Причем машин таких на наших дорогах
с каждым днем все больше. Какие там знаки на шестах, какие люди
в жилетках...
* * *
Вторая и приятная часть дороги в Гданьск - шикарная новая трасса
в две полосы. На ней предусмотрено все, что может вам понадобиться:
заправки, разрешенная скорость в 140 км/ч, автоматы с кофе и широченные
зоны отдыха с дворцами-туалетами.
Это довольно сильно контрастирует с картинкой, подсмотренной нами
еще на Украине. Незадолго до польской границы на обочине заночевала
фура. Чтобы не включать габариты, водитель навалил метрах в тридцати
от своей кормы кучу хвороста. Не поленился зайти в лес, собрать
валежник и сложить его в большой стог взамен знака аварийной остановки.
Если кто влетит - и до фуры не дотянет, и сам, быть может, сбережется.
Залог крепкого водительского сна.
* * *
Хорошее бесплатным не бывает. Перед Вроцлавом еще только устанавливаются,
а перед Гданьском вовсю работают пункты приема платы за проезд.
Километров 60 вольной дороги обошлись нам примерно в 170 рублей
на наши деньги. К Euro, уверены, таких пунктов будет больше.
* * *
Польша - страна окон. Этот продукт производится повсеместно и широко
рекламируется на дорогах. Если судить по количеству предложений,
в настоящий момент пластиковыми стеклопакетами оборудуются уже скворечники
и собачьи будки, а человеческое жилье остеклено в два или три слоя.
До окон, впрочем, футбольному туристу дела мало. А вот парк динозавров
где-то под Быдгощем выглядит импозантно. У поляков есть небольшая
склонность к производству и использованию пластмассовых зубров,
мамонтов и так далее в натуральную величину. Вот это самое "так
далее" собрали в одном месте, обнесли забором, установили плату
и ждут теперь гостей. Наплыва желающих мы не заметили, но головы
пластиковых тиранозавров и диплодоков из-за забора призывно маячили.
Порадовал и придорожный гостиничный комплекс, построенный в стиле
голливудской декорации для съемки вестернов. С паровозом, салунами,
притороченными лошадьми - все как положено. Специально подъехали
поближе. Поразились точности деталей. Порадовались за инициативу
и выдумку хозяев.
Еще одна приманка для проезжающих мимо - агротуризм. Польские латифундисты
предлагают просто дом для просто отдыха на природе. Прогулки на
лошадях, скутера, сани и велосипеды, сельские забавы для детей,
футбол, волейбол, настольные игры, костер, шашлыки. Для жертв урбанизации,
должно быть, это и впрямь отдушина.
* * *
Мелкие городки видно из окон, крупные всегда чуть в стороне от дороги.
Когда ехали из Львова во Вроцлав, один из нас хвалил другому Краков,
где бывал. Говорил: "Будем проезжать - заскочим, там потрясающий
центр". Дело было ночью, пробок не предвиделось. Заскочили,
посмотрели, из машины не выходили, поехали дальше. Красиво, конечно,
но - дела. На выезде обнаружили указатель: до Кракова оставалось
75 километров. Оказалось, что-то напутали и посмотрели Тарнув.
Об этом можно было бы и не вспоминать, если бы не давнишнее наше
недоумение: почему Euro-2012 не доверили второму и третьему по численности
населения в Польше Кракову и Лодзи? Имели место возмущения, обиды,
протесты...
Отчасти пилюлю Кракову подсластят англичане, избравшие этот город
для постоянной дислокации во время Euro-2012. А это уже недоумение
более высокого порядка: зачем англичанам Краков, если групповой
турнир они проведут в Донецке и Киеве?
* * *
Мини-отчет о посещении польской заправки. Система европейская -
сначала заправляешься, потом платишь. Рядом ресторация, если хочешь
поесть с церемонией, и бистро - если просто поесть. Порции приличные,
готовят вкусно, цены примерно такие: обед - в ресторации обойдется
до 500 рублей с человека, в бистро - до 200. Один из нас, будучи
пассажиром, попробовал польского пива под названием "Живец".
Эффект получился прямо противоположным: "Живец" спровоцировал
моментальный сон.
Для тех, кто делает то же самое, будучи за рулем, наша заправка
предлагала уникальную услугу. Ящик-автомат за два злотых (около
20 рублей) был готов провести тест на алкоголь. Кинул монету, дыхнул
в дырочку - делай выводы, правильно ли ты провел вчерашний вечер
и сегодняшнее утро. А если неправильно, объявление на алкотестере
услужливо подсказывало: на кассе продается "антиполицай".
Посмотрели, подивились, поехали дальше. Кому-кому, а бригаде "СЭ"
услуги такого рода без надобности: мы сами себе алкотестеры.