Полагаю, для жителей Ростовской, Воронежской, Белгородской и ряда
других областей вопрос об автомобильном вторжении в Украину предстоящим
летом будет иметь единственный ответ: категорическое да! А вот москвичи,
питерцы, пермяки и прочие северяне с зауральцами могут призадуматься.
Стоит ли? Не лучше ли поездом, да с курочкой в фольге, да с теплым
пивом и таранью на полустанках?
Послушайте старых асфальтовых летчиков. Не меняйте личную свободу
на жизнь по чужому графику, а чувство собственного достоинства -
на стадное чувство. Отправляйтесь на Euro в автомобиле, и да поможет
вам дорожный бог.
Из столицы нашей родины интернет-карты и навигаторы прокладывают
как минимум два маршрута. Мы почему-то выбрали более длинный. Спроси
почему - не найдем что сказать. Ну вот показалось вдруг, что трасса
"Дон", соединяющая Москву с Новороссийском, широка и привольна,
а путь через Белгород слишком тернист. Жизнь дала понять, что в
каких-то деталях мы не ошиблись. А кое в чем, как ни крути, проиграли.
Машинка под нами оказалась "нафаршированная" и к отечественным
дорогам адаптированная - честный кореец. (Надеемся, на финише Евротура
ее ждет та же слава, что и одноименную канонерскую лодку, сражавшуюся
вместе с "Варягом" против японской эскадры. Но не та же
участь.). Выехали в восемь утра. И как ни манил нас навигатор в
сторону Тулы, двинули по направлению к Воронежу.
Помимо с каждым годом хорошеющего "Дона" длинный маршрут
пленил нас еще и другим - перспективой пересечь российско-украинскую
границу не в сильно загруженном пункте между Белгородом и Харьковом,
а через маленький скромный пост в районе Миллерово, что в Ростовской
области. Корреспондентам "СЭ", как известно, 200 верст
не крюк. Хотя в данном случае мы немного перемудрили.
Зимой такие премудрости, как оказалось, излишни. Машин мало, минуют
они границу быстро, причем в любом пункте. Однако летом, господа
путешественники, этот фактор может сказаться на вашем рабочем графике
серьезным образом. Не хотите ждать несколько часов в не самых комфортных
условиях - заранее прощупайте, где вас выпустят и впустят быстрее.
Мы до своего Рубикона ехали хоть и долго, зато нескучно. Пободались
с метелью и туманом, сделали под Воронежем развал-схождение, чтобы
не рулить четырьмя руками (машину тянуло вбок, а ведь требовалось
всего лишь проверить давление в правом переднем колесе), поглазели
на многочисленные аварии. Рисковый у нас народ, елы-палы. Фуры пополам
складывает, на отбойники нанизывается, в поля улетает...
* * *
Подъехали к границе - и оказались в поздний час единственными желающими
попасть в сопредельное государство. Российские пограничники встретили
нас улыбками, а мы их - прибаутками. И скромными сувенирами от "СЭ".
Если эти строки прочтет высокое погранично-таможенное начальство,
пусть знает: блокнотики вручали не под нажимом и не корысти ради.
Тем более что досмотрели нас быстро и без придирок. Нам понравилось.
Через несколько километров тьмы и снега - украинская сторона. И
вот тут случилась заминка, о которой считаю нужным предупредить.
На собственной машине проблем у вас гарантированно не возникнет,
если, конечно, оформите грин-карту, то есть страховку ОСАГО для
заграницы. А вот если будете управлять транспортным средством по
доверенности, потрудитесь заверить ее нотариально. Мы свою не заверили:
дилер, предоставивший автомобиль, шлепнул в бумагу обычную печать
и оговорил право выезда за рубеж, вот и все. Зоркие украинские товарищи
сей факт мигом вычислили и повели нас на ковер к начальству.
Какое, казалось бы, Украине дело до российских нотариусов? А вот
какое. Между странами существует уговор: официальные доверенности
взаимно уважать. Если же их нет, подойдет путевой лист, выданный
командирующей организацией. Нас, не поверите, выручили командировочные
предписания "СЭ". Украинский начальник вчитался, вдумался
- и пожелал счастливого пути.
Процедура, которую нам рисовали черной краской, на поверку оказалась
недолгой и мозг не насилующей. Оба поста были настроены очень благожелательно.
Да что там благожелательно! Простите, люди добрые, если достанется
кому на орехи, но вы нас даже досмотром не обеспокоили! Не искали
валюту в носках и белый порошок в шинах, не пытались обвинить в
контрабанде сувенирных блокнотов, не шмонали багажник и не ковырялись
в винчестерах ноутбуков...
Все и впрямь вышло по-человечески. А напоследок украинский начальник
поведал нам о том, что рассматривается вопрос оставить на период
Euro лишь один досмотровый кордон (либо украинский, либо российский,
а не тот и другой, как сейчас) и пропускать болельщиков отдельным
коридором. Если летом так и будет, дело за малым: убедить границу,
что вы действительно организованный болельщик, а не мычащее, матерящееся
и часто оседающее в пыль существо, в которое порой превращаются
российские футбольные "выездюки".
После границы - снова метель, пустоватые дороги, длинный Луганск
с пупырчатыми улицами, легкий хаос в знаках и указателях, строящийся
участок пути, который наверняка закончат к Euro, промокшие сотрудники
ДАI (аналог ГИБДД), что несут вахту на обочинах в жутких погодных
условиях... Но ведь страна-то футбольная! Чтобы понять это, нам
хватило лишь настроить радио на местную волну. И услышать песню
украинской группы "Братья Гадюкины" под названием "Карпаты"
проиграли в футбол":
"Продав меблі, замість ліжка матрас,
Стидуха тьолку в хату привести.
Жив, короче, що голімий монгол,
"Карпати" знов програли в футбол".
Ну разве не прелесть?!
* * *
Спустя 19 часов после выезда из Москвы мы торжественно въехали в
Донецк. Английская газета The Independent, комментируя жребий своей
ненаглядной сборной, которой предстоит играть в Донецке дважды,
охарактеризовала это место так: "Самая глухомань Украины. Следующая
остановка Сталинград". Мы, побывав в "глухомани",
с британскими коллегами не согласны. Какие, интересно, эпитеты они
используют для своего Бирмингема? И какая там после него остановка?
Гастингс?
С другой стороны, Донецк действительно не Лазурный берег. Здесь,
например, не так много гостиниц, как хочется, да, пожалуй, и требуется.
В то же время нам без труда удалось заселиться в большой прикольный
отель в центре города. От его стиля и обстановки за версту отдает
"Битлз", в холле стоят канапе, сооруженное из половины
чугунной ванны, диван с музыкальными колонками в спинке и журнальный
столик, сработанный из унитаза и водопроводного смесителя. Вокруг
гостиницы - студенческий городок, рядом масса знатных точек общепита
и главная улица Донецка.
Возможно, во время Euro приезжим придется селиться в недалеко расположенных
Днепропетровске, Запорожье или Мариуполе, что, конечно же, минус.
Но еще больший минус, на наш взгляд, - идея, пришедшая в чью-то
донецкую голову. Есть предложение разбить в окрестностях города
палаточный кемпинг по цене в 25 евро с носа за сутки проживания.
Минимум удобств, максимум единства и согласия. Которые, готовы предположить,
будут иметь место до тех пор, пока англичане не ударят по местной
горилке, а французику не приглянется чужая украинка. На этом прелести
интернационализма закончатся, и начнется суровый шахтерский забой,
который подъехавшие россияне радостно поддержат. При том что к ним
самим, поверьте, в Донбассе относятся замечательно.
* * *
Негусто в Донецке не только гостиниц, но и достопримечательностей.
Нам удалось идентифицировать действующие шахты имени Горького и
Засядько, рыжий террикон, легкоатлетический манеж, в котором оттачивали
мастерство Сергей Бубка и Елена Исинбаева, веселенький бульвар имени
Пушкина, а также парк кованых фигур. Последнее место обязательно
к посещению, поскольку кроме мастерства кузнецов вы получите шанс
насладиться их юмором и специальной футбольной аллеей, открытой
к Euro-2012. Главному тренеру "Шахтера" Мирче Луческу,
на мой взгляд, юмора немного не хватило, и он подарил городу на
его 140-летие увеличенную кованую копию Кубка УЕФА, размещенную
все в том же парке. Однако спросите у горожан, чего они ждут от
Луческу больше - шуток или еврокубков! Впрочем, лучше не спрашивайте
- дурацкий вопрос.
Еще в Донецке есть обычный парк, в котором обещают оборудовать фан-зону.
В качестве анонса выступает короб с землей, гордо именуемый клумбой.
К лету в ней, должно быть, заколосится что-нибудь пестренькое, а
пока и клумба, и парк грустны и пусты. Ну так что ж вы хотите -
в Донецке зима!
Удивляет другое. У города, носившего когда-то в честь своего английского
основателя Джона Юза название Юзовка, слава места глубоко шахтерского.
Несмотря на то что металлургия в Донецке развита не меньше угледобычи,
именно последняя поэтизирована здесь донельзя. Шахты и терриконы
- то немногое, что можно назвать устойчивым брендом, фишкой региона.
Так почему бы не организовать в Донецке - и по случаю Euro, и вообще
- промышленный туризм?
Вы спустились бы в настоящую шахту, превращенную в музей? Мы бы
спустились. Да только нет в Донецке таких шахт. Стахановское прошлое
есть, фильмы про чумазых героев в касках сняты, уголек еще добывается.
А поэзия отсутствует. И бизнес туристический тоже на нуле, если
не считать расположенного в ста километрах Соледара с его показательной
соляной то ли шахтой, то ли заглубленным городом. Еще ходят слухи
про экспериментальный подземный ядерный взрыв, произведенный в конце
70-х в соседнем Енакиеве. Если организовать туда экскурсии, получится
не столько туризм, сколько экстрим. Так никто, собственно, и не
организовывает.
А теперь о главном. Несмотря на все вышесказанное, есть в Донецке
какой-то стержень, особая форма привлекательности. Во многом - гастрономическая,
ибо кормят тут сытно и берут недорого. В чем-то - людская, и в частности
женская: симпатичных барышень на улицах невообразимое количество.
В спокойствии, в понятности донецкой жизни тоже свой шарм. В нежелании
города выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, - даже в этом,
поверьте, присутствует что-то симпатичное.
Почти уверен, что разочарованных Донецком после Euro будет немного.
В конце концов, гости сюда не за пляжными удовольствиями и не за
архитектурными красотами приедут - на футбол. А в этом случае бывает
достаточно свободы перемещения и проявления эмоций, уличных пространств,
смачного общепита и минимальных развлекательных усилий организаторов.
Все это у Донецка есть или будет. И все это, заметьте, не включает
в себя самую главную и самую сильную достопримечательность города,
которую точно не обойдет вниманием ни один гость или участник чемпионата.
Сегодня она - такая же визитная карточка Донецка, как уголь и металлургия.
И имя ей - "Донбасс Арена".
* * *
Бывают сюжеты или строения, которыми принято дежурно восхищаться.
Ну вот Эйфелева башня, к примеру. Стоит, красивая, в красивом городе.
Ажурная, эпическая, притягивающая взоры. Или, скажем, самая западная
точка Европы - мыс Рока в Португалии. Там "подстелена"
такая история, такая психологическая закрутка!.. Мореходы уходили
в неизвестность, прощались с землей... Все ясно: надо побывать,
посмотреть.
Донецкий стадион - другой коленкор. Он не просто сооружение, не
просто символ человеческой целеустремленности и футбольной веры.
Он одушевлен. Он является окном в иное измерение и, находясь не
в центре Донецка, олицетворяет собой самый что ни на есть его центр.
Если бы люди из The Independent побывали хоть раз на "Донбасс
Арене", их языки не повернулись бы сказать "глухомань".
Мы побывали. Посмотрели игру "Шахтера" с киевским "Арсеналом".
Но даже пять безответных голов хозяев не смогли затмить для нас
впечатления от самой арены.
Есть тут и клубный музей, и фан-кафе (где нас, кстати, накормили
свиными ребрышками). Но это нормально, этим сейчас мало кого удивишь.
Как и точеными контурами спортсооружения, вмещающего 51 504 зрителя.
Если начистоту, в мире немало красивых стадионов с ресторанами и
клубным музеем, с парковками и подходами, с растущим на глазах околостадионным
парком.
Не то, все не то. Отношение к посетителям - вот что удивляет больше
всего. Какое-то оно на "Донбасс Арене" непостсоветкое.
Мы так не привыкли. С нами так себя на родных футбольных аренах
не ведут. А в Донецке - извольте. Здесь не просто вбухали деньги
в бетон и стекло, после чего сказали: "Заваливайтесь, так и
быть, мы тут для вас чего-то понастроили", а поменяли ментальный
подход, саму философию. Людей приглашают - но не унижают ни заискиванием,
ни дурацкими запретами и ограничениями, ни чрезмерной опекой, ни
безумными ценами. На этой арене зрители чувствуют себя нужными и
желанными - вот как мы это сформулировали бы.
Англичан с французами, быть может, подобным не удивишь. А вот корреспондентам
"СЭ" такое отличие от родных краев, где ничего не меняется,
зато, говорят, мучительно строится система футболизации всей страны,
бросилось в глаза моментально.
В день нашего визита, отметим, на "Донбасс Арене" была
впервые включена в штатном режиме система обогрева зрителей. Причем
зрителей в буквальном смысле, потому что нагрев - инфракрасный -
накаляет не воздух, а тела и предметы. Высоко под козырьком стадиона
- излучатели по кругу. Сидишь, смотришь футбол, изо рта пар, а тебе
тепло. Работает система не на электричестве, а на газе, что в свете
наших вечных топливных разборок с Украиной выглядит довольно пикантно.
Обогреваются все полста тысяч мест. Высокая затратность новшества
- миф. Нам сказали, что цена вопроса - гривна на каждого зрителя
за игру, то есть меньше четырех рублей. К тому же есть возможность
греть народ не тотально, а посекторно.
Причем народа этого приходит на "Донбасс Арену" немало.
Гигантский заголовок в последнем номере клубной газеты "Шахтер
family" гласит: "НАША ЦЕЛЬ - 36 ТЫСЯЧ БОЛЕЛЬЩИКОВ НА КАЖДОМ
МАТЧЕ "ШАХТЕРА"!"
* * *
О других преимуществах и "необычностях" "Донбасс
Арены" нам рассказал ее генеральный директор Александр Атаманенко:
- По оценкам экспертов, наш стадион входит в тройку лучших в Европе.
А на мой взгляд, еще и в тройку самых красивых. Стеклянный фасад,
декоративная подсветка, наклоненная крыша с парящим эффектом, парк,
обрамляющий стадион, как оправа бриллиант... Стандарты держим высокие,
все, кто к нам придет, получат гарантированное удовольствие. Если
говорить о футбольном аспекте, то мы строго придерживаемся принятого
в УЕФА правила трех S: safety, security, service. Правда, от себя
добавили еще одну S: special atmosphere. Это когда болельщики выступают
в роли полноценного полевого игрока, давят на соперника.
На наших матчах вы не увидите милиции, - продолжил Атаманенко. -
На старом стадионе присутствовало около 2000 милиционеров и военнослужащих
внутренних войск. А стюардов, напротив, было мало, и с обязанностями
своими они справлялись из рук вон плохо. Сейчас все наоборот. Первая
линия безопасности - дружелюбные и хорошо обученные стюарды, которые
приветствуют зрителей на наружном периметре и на входах в чашу.
Вторая линия - внутренняя служба безопасности арены, которая вступает
в действие только в том случае, если стюардам не под силу справиться
с ситуацией. И только после этого в процесс может вмешаться одна
из двух групп реагирования милиции. Они не находятся в чаше стадиона
и не мозолят болельщикам глаза. Их место - в специальных закрытых
помещениях около гостевого сектора и зоны наших ультрас. Болельщики
"Зенита" после визита на "Донбасс Арену" удивлялись:
как это так, милиции не видно, а порядок поддерживается?!
- Когда милиция была востребована в последний раз?
- Внутри стадиона такого не было ни разу. За пределами арены несколько
мелких эпизодов имели место.
- Сколько милиционеров числится в этих двух группах?
- Общий расклад таков: стюардов на матче - до 650 человек, служба
безопасности стадиона - 45-47 человек, милиция, включая ДАI, МВД
и группу "Беркут", - 320 человек. В Харькове и Киеве,
для сравнения, при полной загрузке арены задействованы 3-3,5 тысячи
сотрудников правопорядка.
- К какому государственному мужу вы пришли с просьбой не привлекать
милицию на матчи "Шахтера", и почему он с вами согласился?
- Процесс шел сложно. Мы многое переняли у англичан, которых приняли
за эталон. Ездили, смотрели, думали, как адаптировать европейскую
практику к украинским реалиям. Сказались и хорошие отношения с руководством
МВД города.
- Но ведь стюарды не могут ни бить, ни задерживать, ни использовать
наручники. Вы меняли законодательство? В России именно эту причину
называют главной, продолжая направлять на стадионы колонны грузовиков
с милицией и солдатиками...
- Если болельщик видит агрессивно настроенных людей со спецсредствами,
в нем моментально вызревает чувство протеста и готовность к ответным
действиям. Мы использовали другой принцип: милиция должна быть готова,
но не должна это открыто демонстрировать. Большинство конфликтов
может быть погашено улыбкой или шуткой стюарда. Это рождает в людях
ответную доброжелательность. Кстати, вскоре планируем подписать
договор с российской премьер-лигой. Она хочет перенять наш опыт.
При некоторых отличиях (например, в наших странах разные риски террористических
угроз, поэтому в Украине почти не используются магнитные рамки)
мы похожи. И проблемы безопасности на трибунах у нас одни и те же.
Да и украинский опыт обязательно пригодится России при проведении
ЧМ-2018.
* * *
- И все же вы не ответили: какие у стюардов полномочия при наведении
порядка?
- Задерживать и выписывать административные протоколы - например,
за курение - имеют право только сотрудники милиции. Таких случаев
бывает до 50 за матч. Стюарды приглашают, милиционеры приходят и
выписывают. То же самое касается драк. А во время Euro на арене
будет работать выездной суд, способный вынести оперативное наказание
по ускоренной процедуре. Нарушители с наружного периметра также
передаются в руки милиции. Сами стюарды действуют строго в рамках
законных полномочий, информируя людей, помогая им во всем и наблюдая
за порядком.
- Они штатные сотрудники?
- Нет, но очень хорошо обученные. В штате стадиона - 240 сотрудников.
На матчах же работает около двух тысяч человек. Привлекаем на платной
основе.
- В России запрещены файеры, но их: а) проносят на трибуны; б) используют
в открытую, не боясь наказания и не получая его, естественно. Как
у вас решена эта проблема?
- Судя по тому, что болельщики "Зенита" сожгли по пути
из центра Донецка к стадиону 250-300 файеров, для России это действительно
проблема. Мы применяем комплексные меры, хотя задача действительно
сложная. Фанаты очень изобретательны, во все их тайники не заглянешь.
Опытный офицер УЕФА рассказал, что у него на родине, в Шотландии,
проблему решили только с помощью специально обученных собак, вынюхивающих
порох и взрывчатку перед входами на трибуны. Со временем фанаты
сами начали выбрасывать пиротехнику, едва завидев собачек со столь
высоким поисковым КПД.
Мы пока используем другие методы. Учитываем предматчевую информацию,
досматриваем. Но дружелюбно, силами стюардов и стюардесс. Кроме
того, наши болельщики знают: мы можем с высокой вероятностью вычислить
каждого, кто нарушит порядок. В стадионную control-room (корреспондентов
"СЭ" туда допустили, но попросили не вести фото- и видеосъемку.
- Прим. Е.Д.) стекаются и записываются сигналы 520 видеокамер. 60
из них следят за внешним периметром. Мы можем сразу распечатать
лица нарушителей. Милиция не станет входить в сектор и провоцировать
драку, а задержит их точечно в перерыве или после игры. И в ответ
на возмущение предъявит фото.
- Как будет организовано питание болельщиков во время чемпионата
Европы?
- Полной ясности пока нет, поскольку этот вопрос курирует фирма,
сотрудничающая с УЕФА. Сейчас на стадионе во время матчей работают
54 точки, предлагающие фаст-фуд. Плюс 48 VIP-лож и ежедневные кафе
и рестораны.
- Как часто вы перестилаете газон?
- Изначально планировали делать это не менее двух раз за сезон.
Исходили из того, что на "Амстердам арене" перестилают
четыре раза, а раньше было восемь. Но потом предприняли ряд мер,
заменили 3000 квадратных метров поля, вытоптанных во время церемонии
открытия. С тех пор поле не обновляли. Как постелили рулоны, завезенные
из Словакии, так и лежат. Для лучшей вентиляции выходы со стадиона
устроены, как жалюзи. Открыл створки - идет проветривание. Кроме
того, освоили технологию постоянного подсева и систему стабилизации
газона. Такая же используется на лондонском "Эмирэйтс".
- Последний вопрос. Вы - сотрудник клуба?
- Я сотрудник компании "Донбасс Арена", которая является
частью ФК "Шахтер". Стадион и клуб - одна структура.
* * *
Руководитель этой структуры - генеральный директор "Шахтера"
Сергей Палкин - также ответил на вопросы корреспондента "СЭ".
- Давайте сразу о серьезном. Каков годовой бюджет "Шахтера"?
- Доходы мы регулярно публикуем, а затратную часть не показываем.
- Почему?
- У нас такая политика. Народ не готов воспринимать те или иные
показатели, а разговоры ни о чем нам не нужны. Обнародование зарплат,
например, может вызвать реакцию, которую сложно предугадать.
- Насколько велик дефицит?
- Естественно, мы не прибыльный клуб. Такие в Европе можно пересчитать
по пальцам одной руки. Незавидный это бизнес, футбол. А с годами
начинаешь понимать, что это вообще не бизнес. Скорее эмоции, страсть.
Люди, которые вкладывают в футбол деньги, ждут от него совсем не
прибыли, а иного удовлетворения. Тем более в восточноевропейских
условиях. В Украине ТВ-права на 11 клубов высшего дивизиона тянут
на 7-8 миллионов долларов. Остальные в пул не вошли, сами эти права
реализуют. О каких прибылях речь? Наше дело сейчас - создать определенную
структуру, систему и ждать того момента, когда общество, достигнув
определенного экономического уровня, сможет активно потреблять все
то, что мы ему предлагаем. Пока не может.
- Гроссмейстерский показатель для клубных академий - один собственный
воспитанник в год, пробившийся в основную обойму. У вас как с этим
обстоит дело?
- На показатель мы равняемся, но выдержать такой темп трудно. Задача
академии поставлена, однако "Шахтер" - не "Барселона".
У нас едва ли не лучшая школа в Украине, а может, и не только в
ней. Но надо понимать, насколько отличаются стартовые возможности.
"Барса" - бренд номер один в мире, туда тянутся игроки.
К тому же испанское законодательство позволяет брать футболистов
любого возраста и национальности. А у нас нет. Как мы можем с ними
конкурировать?
В академии "Барсы" не делают ничего такого, чего не делаем
мы. Я бы даже сказал, что "Шахтер" делает больше. Но прочие
обстоятельства отличаются в корне. У нас нет даже гипотетической
возможности брать 12-летнего Месси за три копейки и делать из него
игрока номер один в мире. А у "Барсы" есть.
- Президент "Спартака" Леонид Федун затратил на свою академию
больше 30 миллионов долларов. Как думаете исходя из своего опыта:
он сможет окупить эти затраты?
- Академия - не птицефабрика и не инкубатор. У меня был футболист,
которого в 22 года забраковали все скауты и тренеры. Сейчас он основной
игрок сборной Украины. Кто мог знать? Потому и говорю: должна быть
четкая система, а остальное рано или поздно приложится.
- Какую реакцию вызывает у вас очередная новость из стана российского
клуба "Анжи" - смех, зависть или безразличие?
- В "Анжи" работают мои близкие товарищи. Отталкиваются,
если я правильно понимаю, от требований собственника "Анжи",
от поставленных задач и оговоренных сроков. Отсюда и выбор стратегии.
Если в "Анжи" пойдут по нашим стопам, им понадобится лет
15. Наверное, люди, вкладывающие деньги в клуб, не хотят ждать так
долго.
- С футбольной точки зрения это правильно?
- В любом случае это позиция коллег из "Анжи", и она имеет
право на существование. У меня другая философия, свой взгляд на
принципы развития клуба. Но что это меняет с точки зрения "Анжи"?
- Для вас лично и для "Шахтера" Euro - это праздник или,
извиняюсь, геморрой?
- Для директора стадиона, с которым вы только что беседовали, -
геморрой. А для меня - возможность увеличить после окончания чемпионата
Европы армию болельщиков "Шахтера".