БЕРТ ВАН ЛИНГЕН: НА ЕВРО-2012 СБОРНАЯ РОССИИ БУДЕТ
СТРЕМИТЬСЯ К ДОСТИЖЕНИЮ НАИЛУЧШЕГО РЕЗУЛЬТАТА
rfs.ru
Здравствуйте! Я отправляюсь в Киев на жеребьевку финального
турнира Евро-2012. Сегодня публикую ответы на вопросы, которые вы
мне присылаете.
- Какого результата может добиться Россия на предстоящем чемпионате
в Украине и Польше? (Ползунов Дмитрий, Саранск)
- Уровень всех стран, принимающих участие в финальном турнире,
таков, что любой может выиграть или проиграть любому. В связи с
этим очевидно то, что Россия будет пытаться пройти как можно дальше
по турнирной сетке. То есть сначала выйти из группы в четвертьфинал,
а потом матч за матчем стремиться к достижению наилучшего результата,
желательно вплоть до финала. У России качественный и опытный состав,
поэтому Россия будет стремиться к достижению наивысшего возможного
результата.
- Я уже давно хочу спросить про схему 4-3-3, которая не дает покоя
многим. Почему Россия должна играть именно по этой схеме? Неужели
в современном футболе по-прежнему действует правило «игрок под схему»?
А если он не подходит, ему что - не играть? Надеюсь на откровенный
ответ. (Михеев Михаил, Москва)
- Как я пытался объяснить в одном из своих предыдущих блогов, командная
организация (схема) является всего лишь инструментом получения наибольшей
пользы от игроков и, как следствие, достижения наилучшего командного
результата. Основной причиной выбора той или иной командой организации
являются игровые качества имеющихся в наличии игроков. Если в составе
есть отличные фланговые нападающие, выбор должен быть сделан в пользу
той командной организации, в которой сильные качества этих игроков
приносили бы как можно больше пользы.
Если центральные защитники медлительны и не обладают скоростью,
не следует использовать командную организацию с тремя защитниками,
поскольку на флангах будет возникать большое количество свободных
зон. Если в рамках турнира/чемпионата стоит задача не проиграть
важный матч, следует, возможно, выбрать такую командную организацию,
которая бы максимально усложнила сопернику жизнь на подступах к
штрафной площадке своей команды. Верным решением могла бы стать
командная организация 1:4:4:2 или 1:4:4:1:1, при условии, что в
наличии имеются игроки, способные выполнять на поле соответствующие
игровые задачи.
Выше приведены примеры ситуаций, в которых требуется сделать выбор
в пользу той или иной командной организации. В своем блоге от 8
ноября 2011 г. на сайте РФС, я более подробно остановился на этой
теме. Здесь, однако, необходимо прежде всего осознавать разницу
между функцией командной организации для детско-юношеских команд
и для взрослых команд (на высшем уровне). Эта презентация была представлена
3 ноября сего года в рамках выставки «Футбол маркет».
- Спасибо вам за материалы о детско-юношеском футболе. Скажите,
почему так мало футбольных методик в школах и детско-юношеских командах?
Особенно в маленьких городах. Может ли РФС как-то решить данную
проблему? (Рудковский Сергей, Санкт-Петербург)
- Мне сложно оценить какие материалы имеются и в какой степени они
доступны для школ и детско-юношеских команд. Из своего опыта в Голландии
могу сказать, что футбольный союз за прошедшие 20 лет создал сеть
региональных центров подготовки, где работают профессиональные тренеры.
Эти центры подготовки финансируются и находятся под контролем национальной
федерации.
Их задача состоит из 3 частей:
- селекция и отбор юных талантов от 13 лет для национальных юношеских
сборных
- обучение и подготовка детских тренеров в клубах в своем регионе
- прочая работа с персоналом этих клубов (мастер-классы, тренировочные
занятия, и т.д.)
Параллельно с созданием и развитием данных региональных центров
подготовки (20 специалистов на полной ставке, 50 специалистов на
полставки) были изданы учебные и информационные материалы, такие
как:
Теория футбола (книга) (Ян Тамбур, Берт ван Линген, Раймонд Верхейн
- Jan Tamboer, Bert van Lingen, Raymond Verheijen).
В этой книге описаны, проранжированы и определены все фундаментальные
принципы футбола, сформулированные таким образом, что они доступны
и понятны для всех и любой может применить их в своей практике.
(Принцип: говорите то, что видите!). На основе вышеупомянутой теории
футбола (также называемой «анализом футбола») были опубликованы
практические пособия, которые используются как учебные материалы
в программах обучения тренеров.
Процесс обучения в детско-юношеском футболе (книга) (Берт ван Линген
- Bert van Lingen).
В этом пособии рассматривается процесс обучения, который проходят
юные игроки в разных возрастных категориях. Важными элементами при
этом являются способы упрощения взрослой формы футбола (11:11) для
разных стадий развития детей.
Также придается большое значение тому, как детский тренер может
отличать то, что идет на благо ребенка от того, что идет на благо
результата конкретного матча/соревнования. Резюмируя, можно констатировать,
что работа детского тренера является профессией сама по себе и отличается
от тренерской работы с взрослыми игроками.
Детальная проработка процесса обучения в детско-юношеском футболе
по возрастным категориям - U6, U8, U10, U12, U14, U16, U18 (DVD-диски
и пособия, изданные KNVB)
В этом методическом комплекте (пособие и DVD-диск) детально прорабатываются
ранее описанные принципы процесса обучения в детско-юношеском футболе,
как в теории, так и с помощью видео материала на DVD-диске. Именно
эти учебные материалы предназначены для волонтеров, работающих в
футбольных школах и клубах.
Периодизация футбола (книга) (Раймонд Верхейн - Raymond Verheijen)
На основе вышеупомянутой «теории футбола» был произведен анализ
качества и количества выполняемых игроками в течение матча действий
(на различных уровнях). По результатам данного «футбольно-функционального»
анализа была разработана методика для улучшения исполнительского
мастерства футболистов.
В рамках этой методики, исходя из научных знаний в области физиологии
и теории обучения, вырабатывается систематическая структура игровой
и тренировочной деятельности с целью развития футбольного мастерства.
Это называется периодизация футбольной деятельности (матчи, тренировки,
командные мероприятия, переезды, школа, отдых, социальные обязательства,
и т.д.)
Эта книга используется во всех программах тренерского обучения,
при условии, что в детско-юношеском футболе можно начинать систематически
развивать физические кондиции игроков только после того, как в среднем
заканчивается процесс роста у детей, т.е. по окончании периода полового
созревания.
Вот такой пример развития ситуации в плане футбольных методик. В
моем понимании, это является обязательным условием для любой спортивной
организации, которая хочет инвестировать в будущее спорта и юных
спортсменов.
- Я работаю тренером в Брянске. Работаю в ДЮСШ «Восток». Подскажите,
что делать, если у тебя в юношеской команде игрок явно сильнее в
мастерстве и понимании игры, чем его партнер? У меня есть опасения,
что этот игрок остановится в развитии, если не перейдет в более
сильную команду. Но мне, как человеку воспитавшему его, не хотелось
бы расставаться с Димой. Ему еще нет 14. Но в то же время я очень
волнуюсь по поводу его дальнейшей судьбы. Мне кажется, он мог бы
в будущем играть за сборную России. (Потапенко Евгений, Брянск)
- Когда юный игрок демонстрирует более высокий уровень мастерства
по сравнению с партнерами, необходимо понять будет ли он по-прежнему
одним из лучших в более тяжелых, более сложных условиях. Это можно
осуществить посредством задействования игрока в матче более высокого
уровня или более старшего возраста. Для этого, однако, необходимо
взаимодействие тренера команды выступающей на более высоком уровне
и тренера команды, где изначально выступает игрок.
Еще один способ помочь игроку в его развитии это возложить на него
бoльшую ответственность в команде (ключевая позиция в командной
организации на поле и/или капитанская повязка), чтобы у игрока появился
стимул помимо развития собственного мастерства также положительно
влиять на развитие мастерства своих партнеров.
Критерием оценки всегда является то, насколько игрок положительно
влияет на командный результат, приносит ли он пользу команде. То
есть в первую очередь речь идет не о физических или ментальных аспектах,
а прежде всего о его футбольном потенциале. Иными словами, о потенциале
выполнять правильные действия при атаке, обороне и переходе.
Если здесь идет речь об игроке, обладающем такими качествами, что
он в будущем мог бы привлекаться в национальную сборную, целесообразно
показать его опытным тренерам национальных юношеских сборных. Для
этой цели можно в любой момент связаться с РФС.
Также хотел бы посоветовать вам обратиться к моему блогу от 23 ноября
сего года, где в рамках дискуссии об общих принципах для такого
рода проблем, под заголовками «Все футболисты разные» и «Игроки,
раскрывающиеся раньше/позже» детально обсуждается данная проблематика.