ЕВГЕНИЙ БУШМАНОВ: ТРУДНОСТИ МОГУТ МОБИЛИЗОВАТЬ
"ЛИЛЛЬ"
На московский матч Лиги чемпионов "Лилль" отправился вчера
почти с пятичасовой задержкой. Вылет, запланированный на 9.15 по
местному времени, не состоялся в срок из-за тумана. Зафрахтованный
клубом самолет не смог прибыть из Нанта. Игроки вернулись на базу,
где провели тренировку и пообедали, после чего вновь приехали в
аэропорт. Из-за позднего прибытия в Москву чемпионы Франции были
вынуждены отказаться от плановой тренировки в Лужниках.
Форс-мажорные обстоятельства время от времени вмешиваются в футбольную
жизнь. Напомним три подобных эпизода, к которым причастны наши клубы
и сборная.
В 1998 году "Спартак", как сейчас "Лилль", с
опозданием вылетел в Австрию на игру группового турнира Лиги чемпионов
со "Штурмом". Тем не менее в Граце красно-белые добились
уверенной победы со счетом 2:0.
- Помните обстоятельства, предшествовавшие матчу 13-летней
давности со "Штурмом"? - поинтересовался корреспондент
"Спорт-Экспресса" у бывшего защитника "Спартака"
Евгения Бушманова.
- Помню. Где-то на границе с Польшей нас развернули. Возвратились
в Москву, просидели несколько часов в самолете. В итоге все же вылетели,
но прибыли в Австрию поздно вечером. На следующий день, однако,
вышли на поле и обыграли "Штурм".
- Как сказался на команде срыв привычного графика подготовки к матчу?
- Когда приехали в гостиницу и еще не вышли из автобуса, Романцев
сказал нам несколько ласковых слов, чем очень даже хорошо взбодрил.
Получилось кстати и вовремя.
- Что же сказал главный тренер?
- Смысл его речи заключался в том, что никакие трудности не смогут
стать оправданием в случае неудачной игры. Тем самым Олег Иванович
помог настроиться на предстоящий матч.
- Как считаете, тренеры "Лилля" перед игрой с ЦСКА могут
прибегнуть к похожему приему?
- Для каждой ситуации, наверное, надо придумывать что-то свое. Но
в любом случае нельзя паниковать или расстраиваться из-за того,
что все так происходит. Ведь повлиять на обстоятельства ты все равно
не можешь. А в том, что футболисты не потренируются перед матчем,
ничего страшного нет. Играть они явно не разучатся.
- А разве не имеет значения, знаком ты или нет с полем, на котором
предстоит играть?
- Поверьте, это не самый главный момент, способный повлиять на качество
игры. Есть вещи более важные. У меня, к слову, уже в качестве тренера
была подобная история. Мы почти сутки добирались из Ярославля в
Чехию на матч Кубка Интертото. А назавтра победили чехов. Поэтому
ЦСКА не должен обращать внимание на то, что соперник столкнулся
со сложностями по дороге в Москву. "Лилль", наоборот,
может мобилизоваться и провести встречу на максимуме.
Алексей ЩУКИН
"ЛОЗАННА" ИЗ-ЗА СНЕГОПАДА ДОБИРАЛАСЬ В ОБЪЕЗД
В ряд ли в штате ЦСКА есть колдуны, насылающие непогоду на Западную
Европу, но год назад соперник армейцев тоже добирался в Москву с
приключениями. К сообщениям о российских холодах в "Лозанне"
отнеслись без паники: "Ничего страшного, прихватим с собой
теплые вещи". В самом деле, эка невидаль для горнолыжной Швейцарии!
В итоге же ненастье настигло "Лозанну" дома - и на матч
Лиги Европы она добиралась почти сутки.
Игроки собрались на стадионе Лозанны в 6.30 утра, чтобы вылететь
из Женевы в 8.30, но еще накануне вечером из-за обильного снегопада
аэропорт этого города закрылся. Было решено лететь из Цюриха, благо
нашлись места на вечернем регулярном рейсе. Туда же команда добиралась
поездом.
Поскольку вылет задержался, в Домодедове "Лозанна" приземлилась
лишь в 2.53 пополуночи, а спать футболисты легли после то ли чрезмерно
позднего ужина, то ли слишком раннего завтрака к пяти утра по московскому
времени. На поле они вышли без предматчевой тренировки, что, правда,
помогло сохранить газон стадиона в Химках в более или менее приличном
состоянии. К 9 часам вечера 2 декабря, когда прозвучал стартовый
свисток, столбик термометра показывал примерно 15 градусов ниже
нуля. В составе ЦСКА не было не только Думбья, но и Вагнера Лав.
Но швейцарцев это не спасло от разгрома - 5:1. Разница в мастерстве
была очевидной.
Александр ПРОСВЕТОВ
БЕЛЬГИЙСКАЯ МЕСТЬ: ПО ГОЛУ ЗА ПЕРЕЛЕТ
Сборной Бельгии принадлежит по-своему выдающееся достижение. На
товарищескую игру с Россией в Воронеж в ноябре 2010-го команда прилетала
аж два раза. В первом случае не хватило самой малости. Приземления.
Город, который принято считать родиной советского военно-воздушного
десанта, окутал густой туман. Пилот в последний момент принял решение
развернуть самолет и вернуться в Москву. Вылет назначили на следующее
утро.
"Команда чувствует себя паршиво, - рассказывал корреспонденту
"СЭ" бельгийский коллега Ив Тайльдеман. - Проведя несколько
часов в самолете без еды, ребята здорово вымотались. Поздно ночью
нас заселили в какую-то огромную гостиницу, и только здесь футболисты
кое-как подкрепились и смогли отдохнуть".
Новый день облегчения не принес. Туман облюбовал Воронеж и уходить
не спешил. Вылет бельгийцев все переносили и переносили - то на
полчаса, то на час. В какой-то момент рассматривался вариант с посадкой
не в городском аэропорту, а на каком-то частном аэродромчике. Россияне
оказались прозорливее. Мало того что вылет сразу назначили на день
игры, и ночь провели, мирно посапывая в шикарных постелях гостиницы
"Балчуг", так еще и выбрали маневренный Як-42, для которого
плохая видимость - куда меньшая помеха. В итоге наши прилетели в
Воронеж раньше, чем не наши! Хотя все должно было быть наоборот.
Отдельная тема - все-таки состоявшееся приземление бельгийцев. Сведущие
люди рассказывают: при соприкосновении с землей трясло и метало
так, что некоторые пассажиры натурально прощались с жизнью.
Напуганные, трясущиеся, несколько раз за время пребывания в России
порывавшиеся бросить все к чертям и вернуться на родину, бельгийцы
отправились с корабля на бал. То бишь с самолета - на местную арену.
И - победили. За каждый прилет в Воронеж будущий форвард "Челси"
Лукаку положил нам по голу, отомстив заодно и за стресс при приземлении,
и за "похищенного" у бельгийской федерации футбола тренера
Адвоката.
Хорошо, что бельгийцы не знали: тот самый самолет, на котором они
добирались, всего через пару недель, в начале декабря 2010-го, совершит
аварийную посадку в Домодедове. У него откажут три двигателя и система
навигации, он буквально развалится на части, и большинство из 172
пассажиров и членов экипажа лишь каким-то чудом останутся в живых
- погибнут два человека.