Президент премьер-лиги Сергей Прядкин рассказал "Российской
газете", как зарабатывать на футболе
rg.ru
К главе Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ)
Сергею Прядкину, приехавшему вчера в редакцию "Российской газеты",
вопросов накопилось столько, что полтора часа беседы пролетели мгновенно.
А начался наш разговор с экономики.
- Сергей Геннадьевич, на российском футболе можно заработать сейчас
или хотя бы через несколько лет?
- Безусловно. Я уверен в том, что в будущем он будет достаточно
прибыльным и доходным. Ведь помимо того, что это игра, удовольствие
для болельщиков, это еще и бизнес. Если мы говорим о профессиональном
футболе. И на различных мероприятиях мы обязательно обсуждаем не
только спортивную составляющую, но и коммерческую, а также безопасность.
Мы идем к тому, чтобы зарабатывать. Я пришел в РФПЛ в 2007 году.
Тогда доходы лиги были на уровне 17 миллионов долларов в год.
- Это доходная часть бюджета?
- Это наши поступления от телевидения. В этом году подписан новый
договор и цифра выросла до 60 миллионов долларов.
- А расходная часть какова?
- Дело в том, что премьер-лига - некоммерческое партнерство, и мы
себе оставляем только комиссию для содержания нашего аппарата. У
нас не остается ничего, все буквально в течение 2-3 дней уходит
клубам. В зависимости от той сетки распределения средств, которая
у нас принята. Раньше это была английская система 20 - 40 - 40.
- Что означают эти цифры?
- 40 процентов распределяется в равной доле. Еще 40 процентов у
нас распределялось в зависимости от занятого места по итогам сезона
и 20 процентов - от показанных матчей на Первом канале.
- Последний пункт с этого года уже неактуален - Первый российский
чемпионат больше не показывает...
- Да, и теперь соотношение 40 на 60. Из них 40 процентов делится
на равные доли. Тут не все всех устраивает. Допустим, в ситуации
с ведущими командами, чьи бюджеты от 50 миллионов долларов и выше.
Лидеры нашего футбола получают до 5 миллионов долларов. То есть
10 процентов процентов их бюджета. Это более-менее какая-то доходность.
Хотя "большие" клубы все равно говорят, что этого мало.
А у "маленьких" клубов бюджеты в 10-15 миллионов долларов,
и они получают от миллиона до двух. В этом году будет чуть-чуть
больше. Но они при этом дорожат каждым рублем.
- Премьер-лига вроде бы собирается по-другому продавать телеправа.
Проясните, как именно?
- Мы сейчас полностью пересматриваем процесс зарабатывания, коммерческую
составляющую. Создано ООО "Лига-ТВ". Мы к этому шли достаточно
давно и не хотим обидеть нашего партнера "НТВ-Плюс". В
свое время контракт с "НТВ-Плюс" действительно дал толчок,
чтобы Лига смогла зарабатывать хоть какие-то деньги. "Лига-ТВ"
создавалась только исходя из экономических соображений. Мы хотим
идти по пути развитых лиг, много общаемся с ними. У нас есть картина
экономики ведущих европейских лиг, мы видим, как они зарабатывают.
И на основании этих анализов сделали вывод о том, что нужно создавать
свой телевизионный продукт. Сами будем снимать, создавать картинку
и так далее. При этом у нас открывается коммерческая перспектива,
и доходность может быть значительно выше, чем если бы мы в дальнейшем
опять оптовым пакетом отдавали права одной компании. Мы планируем
разделить матчи на три категории: это топовые игры, матчи второй
и третьей категории важности. Безусловно, мы будем стараться, чтобы
все игры транслировались, но после разделения на такие группы мы
будем предлагать пакеты различным телевизионным компаниям.
- Не может получиться такого, что топовые матчи будут интересовать
всех, а матчи третьей категории - никого?
- Сейчас наглядный пример того, что происходит, - "Россия 2".
Этот канал показывает первый дивизион, и там тоже достаточно хорошие
игры есть. Кроме того, "Россия 2" с удовольствием взяла
у нас "матч третьей руки". Если самая важная игра тура
в соответствии с договором транслируется сейчас на федеральном канале
"Россия 2", то второй матч - это прерогатива "НТВ-Плюс",
а третий по статусу опять-таки "Россия 2" попросила взять
себе. Достаточно долго бились за него. Российский футбольный союз
попросил премьер-лигу, учитывая пожелания болельщиков, изыскать
возможность показывать эти матчи на канале "Россия 2".
И их транслируют.
- Но ведь в Европе ситуация другая - там футбол по большей части
платный...
- Не так давно рабочая группа РФПЛ ездила в Германию, общалась с
руководством бундеслиги, с которым у нас достаточно плотный контакт.
У них матч-открытие чемпионата показывается на общедоступном канале.
Дальше матчи, которые также разделены на три категории, транслируют
платные каналы. А на бесплатных после каждого тура идет нарезка
всех лучших моментов. Кроме того, общедоступный канал показывает
финальный, решающий матч чемпионата.
- Платить за футбол немцам много приходится?
- Пакет, чтобы подключиться, стоит 19 евро. Но у нас другая проблема
- в России не везде можно установить тарелки, не везде доходит сигнал.
Иногда руководители клубов делают акцент на Турцию, Румынию, у которых
большой доход от телевизионных прав. Но оснащенность спутниковыми
тарелками что в Румынии, что в Турции в тысячи раз выше, чем у нас.
Во-первых, протяженность нашей территории, во-вторых, они перешли
уже совсем на другую систему телевещания и, в-третьих, на некоторых
домах, где одна семья живет, там по 8 тарелок стоит. В Румынию вложился
один бизнесмен и покрыл всю страну сетью спутникового телевидения.
- Помимо телевидения как еще зарабатывать клубам?
- У нас не так много частных клубов. Я не буду называть нефтяные,
железнодорожные, другие крупные компании и монополии, но и они тоже
свой менеджмент заставляют зарабатывать, стараться это делать. "Зениту",
наверное, легче, потому что в огромном городе одна команда, на которую
работают все. Там только за то, чтобы прикоснуться только к этой
команде, бизнесмены стараются. В Москве это сложнее. Вот вам пример:
"ЦСКА" и "Динамо" играют на стадионе в Химках.
Хороший стадиончик, небольшой, но очень удобный. Но, по сути дела,
переехав в Подмосковье, ЦСКА и "Динамо" ощутили большую
потерю зрителя. Вы помните старый стадион "Динамо", на
котором трибуны иногда были битком. Расположение ведь очень большую
роль играет. Потеря в зрителях - это и потеря доходов от продажи
атрибутики, билетов, абонементов. Прибыль ведь из чего слагается?
Спонсорские поступления - понятно. А дальше идут атрибутика, абонементы,
билеты, телевидение - вот вам и экономика. И клубы, конечно, заинтересованы,
чтобы вернуть болельщика.
- Но народ не ходит на стадион все равно...
- Да. И не только в Химках. Вы посмотрите на "Спартак"
- то же самое. А "Лужники" - шикарный стадион, который
получил элитный статус. Но на моей памяти только три встречи было,
когда трибуны полностью заполнились: Россия - Англия, Россия - Германия
и финал Лиги чемпионов. При этом мы как-то были в командировке в
Берлине и почти случайно заехали на матч последнего тура бундеслиги
или предпоследнего. "Шальке" боролся, чтобы в тройку попасть,
а местная "Герта" вылетала. Матч проходил на "Олимпиаштадионе",
а на трибунах - 67 тысяч! На матче "Герта" - "Шальке"!
Вот и считайте доходность. Допустим, 20 евро каждый из 67 тысяч
за билет заплатил. Мы, как и многие, еще взяли по пиву в пластмассовом
стакане и по сосиске, зашли, сели, посмотрели матч и спокойно вышли.
Полиции, кстати, на нашем секторе вообще не было - она под трибунами
стояла.
- Эта история как пример того, к чему надо стремиться?
- Я просто хочу сказать - будущее, перспективы есть. И есть компании,
которые хотят быть партнерами футбола, которым интересны рекламные
возможности. Кто-то стройками занимается спортивных объектов, кто-то
рекламой напитков, и многие хотят работать и помогать футболу.