ВАЛЕНТИН СМИРНИТСКИЙ: НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ ПОРТОС
СТАЛ БЫ... БАРЕЗИ!
sport-weekend.com
В предыдущем номере «Спорт уик-энда» популярный актер
Валентин Смирнитский охотно вспоминал о фильме «Удар! Еще удар!»
с самим собой в главной роли и ленинградских съемках 44-летней давности
(читать здесь).
Сегодня мы публикуем окончание ретро-беседы с народным артистом
России, а также мнение Смирнитского о современном «Зените», состоянии
всего российского футбола и... спортивной составляющей «Трех мушкетеров».
Куда же без них!
- Так что за комичный эпизод произошел на съемках «Удара...», Валентин
Георгиевич?
- (Смеется.) Помните ключевой момент фильма - опоздание моего героя
на базу в Удельную, едва не обернувшееся для него пропуском финального
матча? В этой сцене задействованы только я и Алексей Смирнов, игравший
таксиста. На его машине мы пытаемся «проскочить» ленинградские мосты.
Смирнов, кстати, интереснейший был дядька - фронтовик со множеством
наград. Редкий балагур... Так вот, сцену, когда мне пришлось засыпать
в его такси, а Смирнов охранял сон своего кумира - футболиста из
«Зари», мы сыграли на редкость натурально. Потому что это произошло
на самом деле! Хотя в тот день нас особо предупреждали: предстоит
режимная съемка, все расписано по минутам, обязаны уложиться в срок...
Но это же кино! Все так увлеклись очередными дублями, что группа
и вправду опоздала на развод мостов. Гостиница осталась на «том»
берегу. А мне пришлось спать на заднем сиденье такси. Так что чувства
своего героя я передал отлично.
- По сценарию ваш герой - не только лучший нападающий «Зари», но
и талантливый молодой физик. А как в действительности вы преуспевали
в школе по физике?
- Если честно, никак (смеется). Хотя обладал математическим складом
ума и отлично считал. Но вот физика мне совсем не давалась. Так
что все умные ученые фразы в фильме просто заучивал наизусть.
- Вы упомянули, что такой вот положительный образ футболиста-физика
был для создателей фильма особенно важен...
- Безусловно! Это же было классическое советское кино! Такой, если
хотите, миф своего времени. Тогда же в СССР не было официального
профессионального спорта. Кому-то следовало заниматься научным трудом,
а кому-то - и у станка стоять... Был такой всеобщий самообман. Например,
все футболисты «Торпедо», многие из которых были моими добрыми знакомыми,
поголовно были приписаны к ЗИЛу.
- А с кем именно из торпедовцев вы дружили, если не секрет?
- Ближе всех был с Валерой Ворониным. Но я дружил не только с торпедовцами,
но и с Игорем Численко, Виктором Понедельником. А с женой капитана
сборной СССР Игоря Нетто - Ольгой Яковлевой - много лет проработал
в одном театре.
- С нынешними звездами российского футбола знакомы?
- Звездами в полном смысле этого слова их назвать сложно... Я вообще
от активного футбольного боления в последнее время несколько отошел.
На российские стадионы, честно признаюсь, совершенно не тянет -
там сплошная агрессия! Вот когда выбираюсь в Испанию, где у меня
есть домик, там я душу отвожу! И в Барселоне на «Камп Ноу», и в
Мадриде на «Сантьяго Бернабеу» одно удовольствие побывать. Истинная
культура боления при высочайшем качестве собственно футбола. А у
нас... Не могу забыть случай, произошедший с моим ближайшим другом,
известнейшим болельщиком «Зенита». Не повезло Мише Боярскому, возвращавшемуся
из Москвы, попасть в один вагон с болельщиками «Спартака». Каких
только оскорблений он, народный артист, популярный, уважаемый человек,
не наслушался! Ну что это такое? Почему фанаты разных авторитетных
клубов должны непременно быть в «стравленном» состоянии, воевать
между собой?!
- Это тема для отдельного и очень серьезного разговора, Валентин
Георгиевич. Но вы упомянули своего лучшего друга Боярского. Сумел
ли он передать вам хотя бы частичку своей глубокой симпатии к «Зениту»?
- Да я и без помощи Боярского ее имел! Особенно симпатизировал «Зениту»
- и внимательно следил за его игрой примерно три года назад. И не
потому, что он стал выигрывать все турниры подряд. Просто в тот
момент именно «Зенит» из всех российских команд демонстрировал наиболее
качественный футбол, игру действительно европейского класса. Было
просто приятно сознавать, что в нашем чемпионате есть команда подобного
уровня. И гордиться этим. Смотрел матчи «Зенита» с истинным удовольствием.
Сейчас же, на мой субъективный взгляд, игра питерской команды немного
поблекла. Почему, судить не берусь. Может быть, ведущие игроки чуть
«наелись» титулами, постарели, подутратили мотивацию? Костяк-то
у команды один и тот же несколько лет...
- А к «Спартаку» юношеского трепета уже не испытываете?
- Конечно, это имя для меня и сейчас не пустой звук. Но переживания,
скорее, уступают место удивлению. Порой невольно думаешь, что же
еще чего-нибудь эдакого спартаковцы выдадут? Как минувшей весной,
когда после чудовищных 0:4 в Ростове они взяли и «грохнули» «Аякс».
И такое же чувство у меня вызывает наша футбольная сборная. Я понимаю,
что против Ирана был товарищеский матч, на который непросто настроиться,
но нельзя так играть в футбол! Или вспомнить ничью в Ереване, где
команда долларовых миллионеров ничего не смогла сделать против Армении.
Да, когда у тебя много денег, сложно уйти от мысли, что ты крут
и жизнь удалась. Хотя это примитивная, убогая точка зрения. Но,
извините меня, игроки «Барселоны» или «Манчестер Юнайтед» побогаче
и покруче будут. А они выкладываются по полной в каждом матче! Что
вообще за ментальность у наших футболистов? Наша, чисто российская?
«Чего я буду ломаться в товарняке? А вот когда надо будет - тут
я всем покажу!» Но это обманчивая, неработающая схема. Так не бывает,
и в спорте - в том числе.
- А в актерском мире?
- Тем более невозможно! Кураж просто необходим. «До могилы», как
говорится. Ибо, как только артист теряет интерес к своей профессии,
он немедленно теряет интерес и к жизни. И просто уходит... Тому
есть масса печальных примеров.
- Что-то наша беседа приобрела грустный оттенок. Давайте для контраста
вспомним о вашем незабвенном Портосе. Вот уж кто никогда не унывал!
И у меня к вам, Валентин Георгиевич, неожиданный вопрос: в каком
амплуа выходил бы на поле Портос, играй он в футбол?!
- Да-а-а, вот это действительно вопрос! Надо подумать... Это с д'Артаньяном
проблем никаких - быстрый, молодой, горячий, его место в нападении.
А Портос... Вот, придумал! Помните, в сборной Италии был такой защитник
- Барези? Который не вычищал футбольную территорию вокруг себя,
а буквально выгрызал ее - вместе с ногами соперников?! Я думаю,
Портос по своему характеру, замашкам делал бы на футбольном поле
то же самое (смеется).
- Роли всех без исключения мушкетеров требовали колоссальной физической
подготовки. Верховая езда при тяжелой амуниции, фехтование, силовые
единоборства у вашего Портоса... Спортивная закалка молодости помогла?
- Конечно. Хотя на съемках «Мушкетеров» и впрямь тяжело пришлось.
О чем говорить, если даже скакавший на лошади лучше всех нас вместе
взятых Боярский умудрился руку сломать! Я тоже однажды шмякнулся
с коня так, что думал - костей не соберу. А фехтование! Мне, как
здоровяку Портосу, решили поставить особый стиль - размашистый,
силовой. Поэтому со мной в зале ЦСКА занимался мастер-саблист, да
еще какой. Знаменитый чемпион Владимир Назлымов! Позже, в конноспортивном
манеже на Беговой, и на львовской натуре прикрепили к нам профессиональных
трюкачей-конников.
- Если вас тренировали профи, как же Боярский чуть не погиб на съемках,
когда получил удар шпагой в рот?
- Его спарринг-партнером был тогда какой-то спортсмен-разрядник.
Который все делал грамотно, но только до того, как прозвучала команда
«Мотор!» В такой момент и профессиональный актер иной раз «зажимается»,
а что уж о любителях говорить. Вот он от волнения, видимо, и сделал
резкий выпад. И Михаил Сергеевич, человек экспансивный, увлекся
боем... Слава богу, все обошлось!
- Валентин Георгиевич, а как вообще вам, весьма худощавому молодому
человеку, досталась звездная роль толстяка Портоса?
- До сих пор сам удивляюсь. Я и у Хилькевича, режиссера «Мушкетеров»,
который вообще-то художник по профессии, спрашивал: «Почему именно
я?» И он мне ответил странной фразой: «У тебя такие абстрактные
глаза!» Значит, что-то похожее он во мне увидел. Может быть, то,
что я ко всему, что бы ни случилось, стараюсь отнестись с добродушным
юмором, как и Портос?