ВАЛЕНТИН СМИРНИТСКИЙ: НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ ПОРТОС СТАЛ БЫ... БАРЕЗИ! - Сборная России по футболу
СБОРНАЯ РОССИИ ПО ФУТБОЛУ • СБОРНАЯ СССР ПО ФУТБОЛУ
Сборная России по футболу
 

Главная
Матчи
Соперники
Игроки
Тренеры

 

НОВОСТИ

ВАЛЕНТИН СМИРНИТСКИЙ: НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ ПОРТОС СТАЛ БЫ... БАРЕЗИ!

Валентин Смирнитский

sport-weekend.com

В предыдущем номере «Спорт уик-энда» популярный актер Валентин Смирнитский охотно вспоминал о фильме «Удар! Еще удар!» с самим собой в главной роли и ленинградских съемках 44-летней давности (читать здесь). Сегодня мы публикуем окончание ретро-беседы с народным артистом России, а также мнение Смирнитского о современном «Зените», состоянии всего российского футбола и... спортивной составляющей «Трех мушкетеров». Куда же без них!

- Так что за комичный эпизод произошел на съемках «Удара...», Валентин Георгиевич?

- (Смеется.) Помните ключевой момент фильма - опоздание моего героя на базу в Удельную, едва не обернувшееся для него пропуском финального матча? В этой сцене задействованы только я и Алексей Смирнов, игравший таксиста. На его машине мы пытаемся «проскочить» ленинградские мосты. Смирнов, кстати, интереснейший был дядька - фронтовик со множеством наград. Редкий балагур... Так вот, сцену, когда мне пришлось засыпать в его такси, а Смирнов охранял сон своего кумира - футболиста из «Зари», мы сыграли на редкость натурально. Потому что это произошло на самом деле! Хотя в тот день нас особо предупреждали: предстоит режимная съемка, все расписано по минутам, обязаны уложиться в срок... Но это же кино! Все так увлеклись очередными дублями, что группа и вправду опоздала на развод мостов. Гостиница осталась на «том» берегу. А мне пришлось спать на заднем сиденье такси. Так что чувства своего героя я передал отлично.

- По сценарию ваш герой - не только лучший нападающий «Зари», но и талантливый молодой физик. А как в действительности вы преуспевали в школе по физике?

- Если честно, никак (смеется). Хотя обладал математическим складом ума и отлично считал. Но вот физика мне совсем не давалась. Так что все умные ученые фразы в фильме просто заучивал наизусть.

- Вы упомянули, что такой вот положительный образ футболиста-физика был для создателей фильма особенно важен...

- Безусловно! Это же было классическое советское кино! Такой, если хотите, миф своего времени. Тогда же в СССР не было официального профессионального спорта. Кому-то следовало заниматься научным трудом, а кому-то - и у станка стоять... Был такой всеобщий самообман. Например, все футболисты «Торпедо», многие из которых были моими добрыми знакомыми, поголовно были приписаны к ЗИЛу.

- А с кем именно из торпедовцев вы дружили, если не секрет?

- Ближе всех был с Валерой Ворониным. Но я дружил не только с торпедовцами, но и с Игорем Численко, Виктором Понедельником. А с женой капитана сборной СССР Игоря Нетто - Ольгой Яковлевой - много лет проработал в одном театре.

- С нынешними звездами российского футбола знакомы?

- Звездами в полном смысле этого слова их назвать сложно... Я вообще от активного футбольного боления в последнее время несколько отошел. На российские стадионы, честно признаюсь, совершенно не тянет - там сплошная агрессия! Вот когда выбираюсь в Испанию, где у меня есть домик, там я душу отвожу! И в Барселоне на «Камп Ноу», и в Мадриде на «Сантьяго Бернабеу» одно удовольствие побывать. Истинная культура боления при высочайшем качестве собственно футбола. А у нас... Не могу забыть случай, произошедший с моим ближайшим другом, известнейшим болельщиком «Зенита». Не повезло Мише Боярскому, возвращавшемуся из Москвы, попасть в один вагон с болельщиками «Спартака». Каких только оскорблений он, народный артист, популярный, уважаемый человек, не наслушался! Ну что это такое? Почему фанаты разных авторитетных клубов должны непременно быть в «стравленном» состоянии, воевать между собой?!

- Это тема для отдельного и очень серьезного разговора, Валентин Георгиевич. Но вы упомянули своего лучшего друга Боярского. Сумел ли он передать вам хотя бы частичку своей глубокой симпатии к «Зениту»?

- Да я и без помощи Боярского ее имел! Особенно симпатизировал «Зениту» - и внимательно следил за его игрой примерно три года назад. И не потому, что он стал выигрывать все турниры подряд. Просто в тот момент именно «Зенит» из всех российских команд демонстрировал наиболее качественный футбол, игру действительно европейского класса. Было просто приятно сознавать, что в нашем чемпионате есть команда подобного уровня. И гордиться этим. Смотрел матчи «Зенита» с истинным удовольствием. Сейчас же, на мой субъективный взгляд, игра питерской команды немного поблекла. Почему, судить не берусь. Может быть, ведущие игроки чуть «наелись» титулами, постарели, подутратили мотивацию? Костяк-то у команды один и тот же несколько лет...

- А к «Спартаку» юношеского трепета уже не испытываете?

- Конечно, это имя для меня и сейчас не пустой звук. Но переживания, скорее, уступают место удивлению. Порой невольно думаешь, что же еще чего-нибудь эдакого спартаковцы выдадут? Как минувшей весной, когда после чудовищных 0:4 в Ростове они взяли и «грохнули» «Аякс».

И такое же чувство у меня вызывает наша футбольная сборная. Я понимаю, что против Ирана был товарищеский матч, на который непросто настроиться, но нельзя так играть в футбол! Или вспомнить ничью в Ереване, где команда долларовых миллионеров ничего не смогла сделать против Армении. Да, когда у тебя много денег, сложно уйти от мысли, что ты крут и жизнь удалась. Хотя это примитивная, убогая точка зрения. Но, извините меня, игроки «Барселоны» или «Манчестер Юнайтед» побогаче и покруче будут. А они выкладываются по полной в каждом матче! Что вообще за ментальность у наших футболистов? Наша, чисто российская? «Чего я буду ломаться в товарняке? А вот когда надо будет - тут я всем покажу!» Но это обманчивая, неработающая схема. Так не бывает, и в спорте - в том числе.

- А в актерском мире?

- Тем более невозможно! Кураж просто необходим. «До могилы», как говорится. Ибо, как только артист теряет интерес к своей профессии, он немедленно теряет интерес и к жизни. И просто уходит... Тому есть масса печальных примеров.

- Что-то наша беседа приобрела грустный оттенок. Давайте для контраста вспомним о вашем незабвенном Портосе. Вот уж кто никогда не унывал! И у меня к вам, Валентин Георгиевич, неожиданный вопрос: в каком амплуа выходил бы на поле Портос, играй он в футбол?!

- Да-а-а, вот это действительно вопрос! Надо подумать... Это с д'Артаньяном проблем никаких - быстрый, молодой, горячий, его место в нападении. А Портос... Вот, придумал! Помните, в сборной Италии был такой защитник - Барези? Который не вычищал футбольную территорию вокруг себя, а буквально выгрызал ее - вместе с ногами соперников?! Я думаю, Портос по своему характеру, замашкам делал бы на футбольном поле то же самое (смеется).

- Роли всех без исключения мушкетеров требовали колоссальной физической подготовки. Верховая езда при тяжелой амуниции, фехтование, силовые единоборства у вашего Портоса... Спортивная закалка молодости помогла?

- Конечно. Хотя на съемках «Мушкетеров» и впрямь тяжело пришлось. О чем говорить, если даже скакавший на лошади лучше всех нас вместе взятых Боярский умудрился руку сломать! Я тоже однажды шмякнулся с коня так, что думал - костей не соберу. А фехтование! Мне, как здоровяку Портосу, решили поставить особый стиль - размашистый, силовой. Поэтому со мной в зале ЦСКА занимался мастер-саблист, да еще какой. Знаменитый чемпион Владимир Назлымов! Позже, в конноспортивном манеже на Беговой, и на львовской натуре прикрепили к нам профессиональных трюкачей-конников.

- Если вас тренировали профи, как же Боярский чуть не погиб на съемках, когда получил удар шпагой в рот?

- Его спарринг-партнером был тогда какой-то спортсмен-разрядник. Который все делал грамотно, но только до того, как прозвучала команда «Мотор!» В такой момент и профессиональный актер иной раз «зажимается», а что уж о любителях говорить. Вот он от волнения, видимо, и сделал резкий выпад. И Михаил Сергеевич, человек экспансивный, увлекся боем... Слава богу, все обошлось!

- Валентин Георгиевич, а как вообще вам, весьма худощавому молодому человеку, досталась звездная роль толстяка Портоса?

- До сих пор сам удивляюсь. Я и у Хилькевича, режиссера «Мушкетеров», который вообще-то художник по профессии, спрашивал: «Почему именно я?» И он мне ответил странной фразой: «У тебя такие абстрактные глаза!» Значит, что-то похожее он во мне увидел. Может быть, то, что я ко всему, что бы ни случилось, стараюсь отнестись с добродушным юмором, как и Портос?

Александр КУЗЬМИН. «Спорт уик-энд», 18.07.2011

на главную
матчи • соперники • игроки • тренеры
вверх

© Сборная России по футболу

Рейтинг@Mail.ru