ВЛАДИМИР САУТИН: МОИ УЧИЛИСЬ В 7-м КЛАССЕ, А СОПЕРНИК
СДАВАЛ ЕГЭ
Своим мнением о проблемах детско-юношеского футбола страны, юношеских
и молодежной сборных поделился проработавший около 30 лет в школах
ЦСКА, ФШМ и "Динамо" Владимир Саутин.
- Я не знаю, какая система подготовки резервов у белорусов и украинцев.
Но то, что мы сейчас уступаем тем сборным, что были в СССР, очевидно,
- говорит Саутин.
- Есть просвет и основания для оптимизма?
- Думаю, что нет. В ближайшее время. Дело не собственно в футболе,
а в системе в целом. Сейчас в футбол приводят детей в 6 лет, и преимущество
получают те, кто что-то уже умеет. Навыки дают родители, как-то
натаскивающие своих чад. Качество же в этом возрасте очень трудно
определить. Раньше мы делали набор чуть позже.
- Что неправильно сейчас делается в футбольных школах? Может, зря
заставляют в определенных возрастах играть на результат?
- Разговоры о ненужности результата - от лукавого. Как можно ребенку
объяснить - нужен результат или нет? Сами условия, в которых оказываются
тренеры, определяют сознание. Ведь так или иначе они стремятся продвигаться
по карьерной лестнице. А каким образом это можно сделать? Только
показывая результаты.
- Согласитесь с мнением, что у нас мало хороших игроков, или же
мы не замечаем, что у нас полно талантов?
- У нас действительно мало футболистов.
- А почему?
- Одну из причин уже назвал. Вторая - слабая материальная база.
- До сих пор?
- Конечно. Мне есть с чем сравнивать - был во Франции, Италии, Германии.
В-третьих, очень низкая квалификация тренеров.
- Каков средний возраст детских тренеров в московских школах?
- У меня нет такой статистики. Могу сказать вот о чем. Когда я пришел
в школу ЦСКА, учился у Шестернева, Мамыкина, Маношина, Агапова,
Перевалова, Чистохвалова. Первые три года я помогал Перевалову -
команду мне никто давать не собирался. Учился и только потом появилось
доверие.
Тогда не было такого наплыва чьих-то родственников, сыновей, племянников,
тех, кто приходил по звонку. А сейчас огромная конкуренция на этой
ниве. Неудивительно, что люди без задатков все равно попадают в
команды. Имею в виду тренерский состав. Тренеру нужны определенные
знания, образование и воспитание. Без этого человеку нельзя доверять
детей. Можно переделать табуретку или валенки, это исправимо. С
детьми такое не пройдет. Были случаи, когда я принимал команду от
некоторых "специалистов" и видел, что имею дело с недоучками
или взятыми по блату ребятами, с "переростками". И сейчас
есть "переростки": у меня мальчишки учились в 7-м классе,
а у соперника один мальчик уже сдавал ЕГЭ в 11-м. Он что Ломоносов?!
- По национальности он...
- ...грузин. Раньше как-то пытался попасть в мою команду. Попросил
его принести медицинскую карту. Отдал ее специалистам - ответили,
что он 95-го года рождения, а играл и играет за 97-й. Он не один
такой. Подобными игроками впоследствии подторговывают. Имея таких
"переростков" из Владикавказа или Дагестана, достаточно
закрыть ими три позиции - центрального защитника, опорника и нападающего,
и не надо ходить на тренировки.
- В какой из московских школ работа поставлена лучше?
- Не могу сравнивать. Мне кажется, примерно все одинаково и зависит
во многом от селекции, а не от методики. Ребята просто пожиже стали,
не такие здоровые, серединка на половинку. Смотрел недавно матч
юношеской сборной с "Локомотивом". Поменяй форму - перемен
не заметишь, все одинаковые.
- На тренировке молодежки пару лет назад обратил внимание, что у
многих не поставлен удар. Вы как детский тренер на каких-то этапах
занимались постановкой удара у юных футболистов?
- Конечно. Но для того, чтобы поставить удар, нужна футбольная стенка.
Можно нанести два удара за тренировку, а все остальное время бегать.
Со стенкой иначе. Помню, была такая на Песчаной, у "Спартака"...
Сейчас видел похожую на "Локомотиве".
- Есть ли смысл вернуться к советскому опыту 80-х и попытаться создать
интернаты?
- Единственно верный путь. Французы и немцы по нему пошли. Когда
Германия проиграла в 98-м году, вскоре в стране были созданы 24
центра. Государственная программа. Нечто подобное в Лансе. Дети
с 12 до 19 лет, по 12-14 человек в каждом возрасте. Иностранцев
не берут - только тех, кто родился во Франции. Помимо футбольной
выполняется социальная программа: ребята учатся в школах и приобретают
вторую профессию.
Посмотрел, какие там дисциплина и самоотдача, что они умеют, - слюни
потекли. Мы здорово в этом отношении уступаем. У них есть возможность
заниматься два раза в день, больше времени уделять теории. В основе
идеологии - конкурентоспособность.
- Наши современные мальчишки любят футбол?
- Многие думают, что любят. Есть ребята, выросшие на Рублевке, -
они не знают, зачем пришли в футбол. Кому-то неведомо, что такое
сверхусилия и как их прилагать.
- Хватает родителей, рассматривающих детей как средства производства
- надеющихся, что через несколько лет их ребенок станет профессиональным
футболистом и обеспечит своих отца и мать?