"Если бы семь лет назад, когда мы начинали, кто-нибудь сказал
мне, что это будет так выглядеть, - ни за что бы не поверила".
В голосе замечательной актрисы и доброго, сердечного человека Чулпан
Хаматовой не было надрывных, слезливых, наигранных ноток. Она была
предельно искренна - как и то дело, которое уже много лет делает,
помогая с помощью своего благотворительного фонда "Подари жизнь"
детям, больным раком.
Ни капли пафоса и надрыва не было и в человеке, который сидел перед
журналистами рядом с ней. В Роберто Карлосе - 38-летнем бразильце,
который, как по привычке злословил кто-то пару месяцев назад, приехал
в Россию заработать легких денег. А теперь он, как и весь "Анжи",
делится этими деньгами с теми, кому очень плохо. И улыбается - так
широко и естественно, почти по-детски, что беспрерывно стрекочут
блицы фотографов, которых в здание РИА "Новости" пришли
десятки.
По ходу пресс-конференции, посвященной подписанию соглашения "Анжи"
и фонда "Подари жизнь", уже рассказавший о своем участии
в благотворительности в Бразилии и Испании Роберто Карлос вдруг
незапланированно попросил слова. И сказал, что будет перечислять
фонду деньги не только из премиальных (а также кассовых сборов с
домашних матчей махачкалинцев), как предусмотрено соглашением, но
и из каждой зарплаты.
Репортеры переглянулись. Из их глаз начисто исчезли привычные ирония,
сарказм, поиск скрытого подтекста. Но я бы не сказал, что кто-то
сильно удивился - такая в зале царила аура. Не знаю, планировал
ли Роберто Карлос такой шаг заранее, но рядом с такими людьми, как
Хаматова, этот порыв показался нормальным. А ведь от нормальных
чувств и эмоций мы год от года методично отвыкали. Как и от совестливых
людей, которые чувствуют себя в долгу за что-то и перед кем-то.
Футбол является срезом жизни - вот и в нашем обществе потребления
процветал потребительский футбол. Большинство из тех, кто в нем
задействован, хотели только получать, если не сказать резче - хапать.
В последние годы на него обрушились громадные шальные деньги - однако
мало кому приходило в голову, что надо что-то отдавать взамен.
Но, кажется, все-таки появились те, кто оказался способен внушить
людям правильные понятия о жизни. Глядя на то, что творится сегодня
на наших стадионах, понимаешь, насколько это нужно.
...Еще недавно эти двое вряд ли вообще знали друг о друге. Когда
Хаматова в 98-м поступила в театр "Современник" и начинала
репетировать роль Патриции Хольман в бессмертных ремарковских "Трех
товарищах", Роберто Карлос выигрывал финал Лиги чемпионов у
"Ювентуса" и уступал решающий матч чемпионата мира французам.
Казалось: такие разные страны, стили жизни, профессии. Но когда
в людях есть чувство, выраженное в пастернаковских строках "Быть
знаменитым некрасиво", когда эта знаменитость побуждает их
помогать беспомощным - сходят на нет любые расстояния и барьеры.
Наверное, даже если бы Роберто Карлоса в "Анжи" не дождались,
новое руководство клуба из Махачкалы с "Подари жизнь"
все равно нашли бы друг друга, и эмблема фонда, так или иначе, появилась
бы на футболках игроков, заставляя болельщика любой команды задуматься
о чем-то несравнимо большем, нежели победа в конкретном матче. Недаром
и гендиректор "Анжи" Герман Чистяков начал пресс-конференцию
со слов: "Мы в футбольном мире редко уделяем внимание не голам,
очкам, секундам, а вещам гораздо более важным".
Но Роберто Карлос - из тех безоговорочных кумиров, чье имя магически
воздействует на любого неравнодушного к футболу ребенка, из какой
бы страны он ни был. "Когда с тобой общался и подружился Роберто
Карлос, больной ребенок начинает считать себя самым лучшим, а не
худшим, как до этого. Это вызывает огромный эмоциональный всплеск,
который приводит к вере в выздоровление, а потом - и к нему самому",
- говорила Хаматова.
А еще Хаматова рассказала о том, какова сила воздействия кумиров.
- У нас лечился малыш Сережа Сергеев. Ему сделали трансплантацию,
но чужие клетки не приживались. Ребенку это так надоело, что он
перестал есть, разговаривать с родителями и врачами. Лежал в стеклянном
боксе, равнодушный ко всему окружающему. И однажды в больницу пришел
Гус Хиддинк. Это было из разряда чудес, так как он не говорил по-русски,
а мальчик - по-английски и по-голландски. Но Хиддинк как-то так
посмотрел на него в окно бокса, что-то такое ему показал, что сразу
после его ухода Сережа вдруг сказал: "Хочу банан". И стал
поправляться! Гус Хиддинк сделал что-то такое, что Сереже стало
почему-то очень надо жить. Знаете, дети очень верят в греческую
мифологию. А люди футбола для них - как боги с Олимпа.
С этого года то же, что и Хиддинк, делают и футболисты "Анжи".
10-летнего дагестанского мальчика Муссу Исаева почти вылечили от
рака - но он потерял иммунитет и стал уязвим для других смертельно
опасных болезней. Ему нужен был препарат, который стоил 300 тысяч
рублей. И за счет продажи билетов на первый домашний матч "Анжи"
в 2011 году эти деньги собрали. Когда об этом было объявлено в перерыве,
да еще и с показом видеоряда о ребенке, народ так растрогался, что
после матча стихийно собрал еще столько же! В Дагестане - одном
из беднейших регионов России!
А футболисты "Анжи" записали для Муссы видеоролик, где
все во главе с Роберто Карлосом говорят простые, но такие добрые
и теплые слова, что это не может не тронуть. И дарят мальчику футболку
бразильца с автографами всей команды. "Я пыталась вспомнить,
что было в моем детстве сопоставимо с подарком такого бога, - сказала
Хаматова. - И не нашла".
За рекламу ее фонда на лицевых сторонах футболок "Анжи"
не получит ни копейки. Напротив - клуб платит сам. Как они нашли
друг друга, стало ясно во время пресс-конференции: "Анжи"
проявил инициативу, а свела их известная телеведущая Тина Канделаки,
хорошо знакомая как с Хаматовой, так и с владельцем "Анжи"
Сулейманом Керимовым. Она тоже вчера говорила эмоционально и проникновенно.
Напомнив, кстати, что сам Роберто Карлос - отец восьми (!) детей.
Человек, знающий, что такое их любить.
"Если бы наш шоу-бизнес ставил такую цель, как Чулпан, - у
нас был бы другой шоу-бизнес", - сказала Канделаки.
А я добавлю - и другой футбол.
Скептик, конечно, скажет, что зажигательная и драматичная схватка
"Анжи" с "Динамо" в минувший понедельник, от
которой невозможно было оторваться ни на секунду, не имеет ничего
общего с надписью, красующейся на футболках махачкалинцев. А по
мне - так имеет. Люди помнят, для кого они играют. И им стыдно делать
это плохо и бездушно.
Они знают о том, что сегодня, пусть и на выезде, сыграют спустя
рукава - а завтра махачкалинский болельщик не купит билеты на следующий
матч. И очередной ребенок, будь то Зарина Алиева, брат и сестра
Шамсутдиновы и другие, недосчитается денег на лекарства, которые
ему нужны для того, чтобы жить. Как это стимулирует к тому, чтобы
в каждом матче выворачиваться наизнанку, - судите сами. Просто поставьте
себя на их место.
Первопроходцем была "Барселона", на футболках ее игроков
много лет красуется эмблема UNICEF - детского фонда ООН. И пусть
теперь Qatar Foundation сделал каталонцам предложение, от которого
невозможно отказаться, - упавший флаг нашлось кому поднять. Шаг,
на который первым в России пошел "Анжи" и который не грех
бы поддержать другим, не только сделает наших болельщиков добрее.
Но и футбол - лучше и ярче. Потому что невозможно по-настоящему
жить, думая только о деньгах.
Роберто Карлос, который уже 12 лет устанавливает в бразильских больницах
оборудование для новорожденных больных детей, знает это как никто
другой. Он привык жить в правильной системе ценностей. Люди, приглашавшие
его, знали об этом.
Здорово, что его появление приблизило к этой системе и нас.