Если говорят, что стиль - это человек, то его дело
всегда несет на себе отпечаток этой личности, личное клеймо. И чем
ярче личность тренера, тем более узнаваема его команда.
В этой статье я позволил себе весьма условно подразделить тренеров
премьер-лиги на тех, кто имеет четкую концепцию игры и подбирает
под нее футболистов, - и тех не менее высококлассных специалистов,
кто отталкивается от имеющегося у него человеческого «материала»,
по-новому раскрывая его возможности.
Первые стремятся выстроить, сконструировать по уму все - от инфраструктуры
клуба до схемы выполнения корнеров и штрафных - и в результате создают
самобытные, имеющие свой неповторимый почерк команды. Идет это,
с одной стороны, от системности и комплексности интеллектуального
подхода к футболу как явлению для научного анализа. С другой - от
желания все контролировать, а также от связанного с этим не слишком
хорошего умения существовать в непривычных условиях для творчества.
Иными словами, им нужны конкретные игроки, конкретные помощники
- члены тренерского штаба, определенные условия для сборов и т.?д.
Им как воздух необходимо время на возведение своих творений в полный
рост и полное доверие руководства, пусть даже и на фоне дефицита
стройматериала. В противном случае создавать, давать результат эти
художники футбола не могут. В советском футболе ярчайшим представителем
этого направления был великий Лобановский, в зарубежном - Фергюсон
и ван Гал.
Тренеры-мотиваторы танцуют от своего тонкого понимания струн души
футболиста - умеют добыть искру из прутика и выжать воду из камня.
Они преображают набор ярких личностей в настоящий сплоченный коллектив,
вдохновляя его на совершение, казалось бы, невозможного. Раскрывают
таланты там, где другие видят лишь посредственности. Но для успешной
работы мотиваторам необходим качественный человеческий материал
- уж тогда они дадут результат, причем, в отличие от строителей,
достаточно быстро. Вот только действуют созданные ими творения,
сверкают и блещут тоже недолго, год-два, редко три.
И самим наставникам наскучивает их место работы, и футболисты устают
от бесконечного эмоционального давления. В нашем футболе наилучшим
мотиватором был, безусловно, незабвенный Гавриил Дмитриевич Качалин,
в зарубежном - Фабио Капелло и Франц Беккенбауэр.
Подытоживая, хочу еще раз подчеркнуть, что оба описанных направления
тренерской работы весьма условны: наиболее успешные строители хороши
и на ниве мотивации, а лучшие мотиваторы умеют выстроить игровую
схему.
Да и неважно, по сути, каким путем достигнута победа. То ли за счет
жестких схем на поле и вне его, как у Валерия Васильевича Лобановского,
то ли за счет достижения наставником полнейшей самоотдачи коллектива
футболистов на поле, как это было в командах-чемпионах у Нодара
Парсадановича Ахалкаци или Никиты Павловича Симоняна. Оба пути достойны
всяческого восхищения.
Тренеры-строители
Начать описание коучей, относимых к данной категории, надо с заслуженного
строителя татарского футбола Курбана Бердыева. Он начинал с нуля
и выстроил клуб, способный достойно биться с самой «Барсой». Потому
что скрупулезен, систематичен и последователен. Стремится двигаться
в этой жизни пусть небольшими шагами, но только вперед. Не предаваясь
излишним эмоциям, пусть даже порой кто-то и вынимает краеугольные
камни из построенной им стены. Такие скромные и трудолюбивые люди
и построили в свое время Самарканд и Бухару, красивейшие города
Азии.
Еще один заслуженный строитель - Юрий Красножан. И он привык работать
без шума и пыли, в трудных условиях. И команда, исходно казавшаяся
бесперспективной и кризисной, вдруг становится и эффективной, и
интересной. И в Нальчике, и теперь в «Локомотиве» сразу становятся
видны нанесенные рукой мастера штрихи. Спокойный и надежный, он
в короткий срок способен донести свои мысли до футболистов. Не хватает
(или не хватало) Красножану амбиций. Все-таки одно дело - строить
фазенду, другое - дворец.
Леонид Слуцкий по теоретической оснащенности должен быть отнесен,
вероятно, даже не к строителям, а инженерам-технологам. В его построениях
всегда присутствует некий налет последней футбольной моды. Тем более
что материал для строительства у него первоклассный. Уж он-то точно
возводит дворцы. Вот только на взгляд со стороны порой кажется,
что одухотворенность и энтузиазм инженера порой мешают ему самому:
найти нужный контакт внутри команды, найти нужное место для того
или иного кирпичика (игрока).
Рашид Рахимов - прораб, строящий строго по чертежам. Как игру, так
и игроков. Лекала не такие модные, как у Слуцкого, но вполне надежные.
Кому-то эти схемы позволяют выйти на предел мощностей, а кого-то
сковывают. Возможно, именно поэтому ему удается достаточно успешно
держать на плаву финансово не вполне благополучный «Амкар» - за
счет дисциплины и поголовной грамотности. И не удалось добиться
воплощения своих идей в звездном «Локомотиве», где ряд футболистов
в эти схемы не вписывались - то ли по уровню мастерства, то ли по
характеру поведения.
Александр Тарханов всегда предпочитал строить изящные конструкции,
его тянет бразильская архитектура, этакий футбольный Нимейер. Отсюда
ажурность, упор на технику при постановке игры. При внутренней свободе
конструкции в целом - тут тебе и неожиданные виньетки, и колонны,
и портик ниоткуда. Увы, архитектор не вполне доверяет своему строительному
материалу. И оттого порой списывает на его, материала, низкое качество
ненадежность конструкции в целом...
Гаджи Гаджиев за свою жизнь выстроил не одно солидное творение:
от игровых моделей, эффективных как для провинциального клуба, так
и для сборной, победившей на Олимпиаде, - до футбольной инфраструктуры
в склонной скорее к борьбе, а не к ножному мячу республике. По его
теоретическим разработкам учатся другие наставники. Так что фундаментальность
и аналитичность, стремление умом охватить великую игру - его определяющие
качества. А еще интеллигентность и твердость руки. Последние годы
Гаджиеву приходилось творить в условиях дефицита материалов, но
сейчас появились новые возможности. Очень интересно посмотреть,
как ему удастся вписать в новую постройку в южном стиле «золотой
кирпичик». Задачка - для истинно мудрых людей...
Ну, а завершает сей раздел, конечно же, тренер-чемпион Лучано Спаллетти.
Во время работы в Италии удивляло его умение строить надежные и
красивые игровые дворцы из качественного, но очень даже не беспроблемного
материала. Тренер, умеющий найти общий язык с Тотти, встроить его
в четкую футбольную концепцию, заслуживает аплодисментов и как строитель,
и как мотиватор-педагог. То же самое ему удалось сделать и в «Зените»,
сцементировав очень и очень непростых в общении тамошних звезд единой
моделью. При этом тренер, словно добрый отец, всегда на стороне
«порой шкодящих детей», а они отвечают ему полной самоотдачей на
поле.
Тренеры-мотиваторы
В другое время, однозначно, начал бы написание сего раздела с Валерия
Газзаева. А сейчас, наверное, стоит начать с Валерия Кузьмича Непомнящего.
Тренера, небезосновательно считающего себя психологом. Обаятельного
человека - как теперь знают миллионы телезрителей - с удивительно
мягкой, доверительной и интеллигентной манерой общения. Имея такой
запас доброжелательного патернализма (покровительства), куда проще
вселять уверенность в игроков, признанных не вполне годными в клубах-фаворитах,
но расцветающих снова в холодном Томске. И доносить до них тренерскую
концепцию игры (см. Спаллетти).
Олег Протасов - один из немногих тренеров, удержавшихся в «Ростове»
более года. Что говорит о его незаурядных способностях в обеих тренерских
ипостасях. Выстроенная им игра смотрелась весьма симпатично и привлекательно,
а ряд игроков-исполнителей протасовской игровой модели (например,
Лебеденко) открылись публике с совершенно неожиданной стороны. Однако
довести строительство здания до конца в условиях дефицита средств
(что так хорошо умеет Красножан) Протасов то ли не сумел, то ли
не захотел. Нам предстоит увидеть вторую попытку.
Миодраг Божович как никто умеет раскрепостить футболистов хорошей
шуткой, сбросить с них путы ответственности и конструктивизма предшественника.
Зачастую этого хватает на такое самораскрытие, что игрок проводит
в командах черногорца свои лучшие годы. А потом переходит в другой
клуб - и снова вянет, становится самым обычным. Но меня уже давно
тревожит вопрос: что было бы, относись Божович к футболу чуть более
серьезно? Может, тогда его команды были бы не просто грозой фаворитов,
но сами стали бы претендовать на лидерство?
Валерий Карпин - в душе, мне кажется, все еще скорее игрок, а не
наставник. Что, безусловно, позволяет ему, как в недавнем еврокубковом
матче, вроде бы «ничего особенного не сказав в перерыве», радикально
перенастроить своих футболистов. Потому что отлично понимает, что
они чувствуют, о чем думают, - по собственному огромному опыту.
При этом отчего-то кажется, что с тем, «что» и, главное, «как» строить,
тренер Карпин, видимо, до конца не определился. Может, оттого и
зависит порой успех его «Спартака» более от настроения бразильских
звезд, чем от тренерской схемы?
Руд Гуллит - автор знаменитой на весь мир концепции сексуального
футбола. И неудивительно: сам тренер - живое воплощение сей концепции
как на поле, так и за его пределами. Его чисто футбольный авторитет
- огромен, его обаяние - безгранично, он весь искрится весельем
и талантом. Так и ждешь от него вместо установки - команду: «Зажигай!»
Хватит ли этого для долгосрочного успеха в непростом кавказском
клубе? Посмотрим, горячая кровь - штука обоюдоострая...
Тренеры-неофиты
В статье умышленно не даны портреты всех тренеров премьер-лиги.
Одна из причин, не будем скрывать, - способы достижения тренерского
успеха в нашем первом дивизионе несколько отличны от дивизиона высшего.
Оттого и приходится им, неофитам, перестраиваться от упора на мотивационные
компоненты воздействия - к солидному строительству из только что
подвезенных материалов. И, увы, далеко не у всех это получается
- и мелькают команды-новички пред нашим болельщицким взглядом, словно
в калейдоскопе, ничего не оставляя в душе.
Впрочем, если окажется среди вновь пришедшей бригады в лице Петреску,
Эштрекова, Тетрадзе и вернувшегося в Россию Муслина новый строитель-ударник,
свой, если можно так сказать, Красножан, мы будем только рады.