АЛЕКСАНДР ПРОСВЕТОВ: НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО ПИАР - ЭТО
ПЛОХО
Российское межсезонье отмечено громкими пиар-акциями. К таковым,
безусловно, относятся и назначение Руда Гуллита в "Тереке",
и контракт Роберто Карлоса с "Анжи". Возвращение Андрея
Тихонова в "Спартак" - в какой-то степени тоже. Хотя в
том, что любимый болельщиками футболист вернулся в родной клуб в
качестве тренера, нет абсолютно ничего искусственного.
У Тихонова есть имя, характер, шарм, образ "парня из нашего
города", которые и позволили ему стать символом красно-белого
клуба. Честь и хвала его руководителям, которые, с одной стороны,
поддерживают связь времен, а с другой, используют имя легенды на
пользу дела. Используют, потому что даже популярнейшему клубу надо
постоянно заботиться об увеличении болельщицкой аудитории. "Спартак"
проводит сейчас предсезонную кампанию по реализации абонементов,
строит свой стадион. И что плохого в том, что клуб изыскивает коммерческие
ходы, а не осваивает бюджет?
Почему-то вошедшее в обиход понятие "пиар", сложившееся
из иностранной аббревиатуры PR (связи с общественностью), стало
восприниматься у нас с налетом негатива. В пиар-акциях подозревают
если и не обман, то назойливую попытку, простите за жаргонное словечко,
"впарить" что-то ненужное. Между тем крупнейшие фирмы,
в которых отнюдь не дураки работают, имеют отделы и департаменты,
придумывающие, как в лучшем виде представить свой бизнес, чтобы
за счет благоприятного имиджа выиграть у конкурентов, если применить
спортивную систему измерений, какие-то миллиметры и доли секунд.
В конце концов, прощальный матч Дмитрия Аленичева в 2008 году, вызвавший
слезы на глазах у болельщиков со стажем, можно тоже расценивать
как пиар-акцию, потому что она не только напоминала о славном прошлом
"Спартака", но и была устремлена в будущее. Смотрите,
мальчишки, какие люди играли за клуб! Конечно, самый верный путь
к привлечению публики на трибуны - это качественный футбол и положительные
результаты. Но разве не толкуем мы из года в год о том, что с публикой,
кроме всего прочего, надо работать?
А на Тихонова пойдут. Чтобы просто выразить ему уважение, как это
было во времена его выступлений за "Химки", которые пользовались
солидной поддержкой со стороны красно-белой торсиды. Пригласив его,
Валерий Карпин, между прочим, ущемил собственное тщеславие и даже
пошел на некоторый риск, потому что фанаты теперь наверняка будут
скандировать что-то вроде "Тихонова на поле". А в 40 лет
соответствовать уровню "Спартака" и носиться по полю,
как Макгиди или Д.Комбаров, который во время январского теста продержался
на беговой дорожке 27 минут, вряд ли возможно. Карпин, между прочим,
в свои 42 года тоже в прекрасной форме, но всему свое время.
В случае кавказских клубов "пиар" и вовсе выходит за пределы
собственно футбола. На первый план выдвигается политика. Раз Гуллит
едет в Чеченскую Республику, значит, там не все так уж и плохо,
сделает вывод западный обыватель. Денежный стимул? Его никто не
отменял, и для большинства людей денег много не бывает. Луиз Фелипе
Сколари и Ривалдо явно не ради славы и не из любви к географическим
открытиям отправились в Узбекистан, чемпионат которого никак не
сравнить с российским первенством.
"Терек" и "Анжи", названия которых, в отличие
от "Спартака", мало что говорили любителям футбола за
пределами постсоветского пространства, заявили о себе на весь мир.
В российский чемпионат впервые влились обладатель "Золотого
мяча" из страны, не входившей в состав СССР, и чемпион мира
2002 года. Это обещает дополнительное внимание к нашему чемпионату,
который заинтересован в телевизионном экспорте. Потому это пиар-акции
как конкретных клубов, так и всего отечественного футбола. ...С
конца 60-х годов в США хлынул поток знаменитых футбольных ветеранов:
Пеле, Беккенбауэр, Кройф. Поиграл за океаном и незабвенный Гус Хиддинк.
Соккер не стал в Америке видом спорта номер один. Но не стоит забывать,
что он изначально и вовсе был там "чужим ребенком", который
пробивал себе дорогу почти с нуля, как делает в России, допустим,
регби. И пусть в США он по-прежнему не может конкурировать с баскетболом,
американским футболом, бейсболом и хоккеем, на южноафриканском мировом
чемпионате американские болельщики числом превзошли всех приезжих
гостей, да и сборная выступает очень прилично: пробилась на ЧМ-2002
в четвертьфинал, а спустя восемь лет - в 1/8 финала.