Каким будет талисман выигранного Россией чемпионата мира 2018 года?
Опыт оргкомитета Олимпиады в Сочи показывает, что коллективный разум
- хорошо, но иногда он порождает чудовищ.
Oсетр Ванюша с чешуей из футбольных мячиков - таким был символ несостоявшегося
в России первенства Европы 2008 года. Тогда наша страна участвовала
в конкурсе на проведение этого турнира, не имея, как, впрочем, и
сейчас, ничего - ни стадионов, ни развитой инфраструктуры. Заявочная
книга в то время была намного тоньше нынешней и наполовину состояла
из официальных писем региональных властей, гарантирующих полную
поддержку футбольного начинания. Естественно, Ванюша затонул вместе
с российской заявкой, не выдержавшей конкуренции с совместным проектом
альпийских стран - Австрии и Швейцарии.
При подготовке к Олимпиаде в Сочи организаторы пошли иным путем
- объявили всенародный конкурс на талисман будущих зимних Игр. Фантазии
соотечественников забурлили: долгое время одно из первых мест в
списке зрительских симпатий занимала мерзкая зеленая жаба. Среди
наиболее популярных персонажей также значились ежик на коньках,
пингвин на лыжах, рогатый лось в тельняшке, крокодил, осел, Микки-Маус,
червячок Иван и даже осьминог. Удовольствие от просмотра работ конкурсантов
было огромным, как, впрочем, и энтузиазм участников.
Однако подобный подход отдает дилетантизмом, поскольку роль талисмана
в настоящее время очень велика: он используется для целей рекламы,
производства сувениров и проведения масштабных промоакций и не должен
вызывать отрицательные эмоции у потребителей. Разработкой футбольных
талисманов для чемпионатов мира занимаются серьезные маркетинговые
компании, оценивающие малейшие детали - от внешнего вида до имени.
Тем не менее проколов хватает. В частности, имя одного из талисманов
чемпионата мира - 2002 - Атмо, разработанного фирмой «Интербренд»,
- оказалось явно неудачным: при наборе в поисковой строке браузера
оно выводило на известный в интернете порносайт. Стремясь избежать
конфуза, создатели удалили одну букву из имени этого монстрика.
Правда, до старта кампании по выбору талисмана еще далеко. Особых
правил на этот счет не существует, однако наличие забавного персонажа
за два года до начала соревнований жизненно необходимо.
Настенный товар
Особняком стоят официальные плакаты чемпионатов мира, которые разрабатывались
с первого турнира лучшими художниками страны-организатора. В 1982
году, к примеру, автором испанского постера был знаменитый каталонский
абстракционист 87-летний Хоан Миро, изобразивший нечто отдаленно
напоминающее футбольный мяч. Зато этот шедевр не стоил оргкомитету
и песеты, поскольку был передан ему в дар. В первых плакатах, напротив,
использовался стиль ар-деко: в 1930 году художник Гильермо Лаборде
начертал взметнувшегося за мячом в правый угол ворот голкипера,
туловище которого разрезала цифра 1. Впрочем, как отмечали местные
журналисты, внимательно ознакомившиеся с выставлявшимися перед конкурсом
работами, остальные варианты были еще хуже.
В последнее время официальные плакаты чемпионатов мира стали менее
эксцентричными и не столь яркими, как прежде: при их создании используются
новейшие достижения компьютерной графики. Вполне вероятно, что такая
судьба ожидает и российский вариант плаката. Хотя ничто не мешает
уже сейчас поручить его разработку признанным российским художникам,
таким как Илья Глазунов или Михаил Шемякин. Возможно, что в этом
случае на постере не будет скопления березок, золотых куполов и
звезд Кремля.
Первопроходец
Львенок Вилли сразу же стал популярен в Англии, готовившейся принять
первенство мира 1966 года. Его продажи принесли организаторам чемпионата
около 3 млн фунтов, что ничтожно мало по сравнению с доходами от
реализации прав на южноафриканского леопарда Закуми, составившими
около 3 млрд фунтов.
Летом 1966 года Вилли присутствовал везде. Фигурка львенка можно
было найти и в коробках с любимой англичанами овсянкой, его изображения
украшали марки, открытки, значки, кружки, часы, монеты и даже копилки.
Сейчас пластмассовые фигурки Вилли постепенно растут в цене: на
интернет-аукционах их можно купить примерно за 30-40 фунтов.
Предшественники
1974. ФРГ. Тип и Тап
Первый в истории парный талисман: два мальчика - блондин и брюнет,
одетые в традиционную для сборной ФРГ черно-белую футбольную форму,
пользовались бешеной популярностью. Для того чтобы отобрать лучшую
работу, оргкомитету чемпионата мира пришлось попотеть: на конкурс
было прислано около 10?000 вариантов.
1982. Испания. Наранхито
Первый неодушевленный предмет, ставший символом чемпионата мира.
Улыбающийся апельсинчик был создан художником Хосе Марией Мартином
Пачеко и считается одним из лучших за всю историю существования
талисманов.
За свою работу дизайнер из Севильи получил 1 млн песет, в то время
как оргкомитет чемпионата, продав права на использование талисмана,
разбогател на 1,4 млрд песет.
1990. Италия. Чао
Деревянный человечек-трансформер, раскрашенный в цвета итальянского
национального флага и с мячом вместо головы, со стороны смотрелся
довольно дико. Примерно таким же оказался и сам чемпионат с изобилием
скучных матчей.
1994. США. Страйкер
Первый талисман, созданный художниками студии Диснея. Самое популярное
домашнее животное Америки - беспородный пес по кличке Страйкер (нападающий)
- оказался довольно милым ушастым созданием и пользовался спросом
у любителей футбола.
2002. Япония/Корея. Амо, Каз и Ник
Самые футуристические из всех талисманов, порожденные больным воображением
помешанных на компьютерной графике художников. По правде говоря,
дети негативно отнеслись к этим страшилкам, поднимая дружный плач
при виде трех странных ушасто-рогатых существ.
2006. Германия. Голео VI и Пилле
С этими персонажами вышла незадача. Фигурка льва в компании с глазастым
мячом, якобы выпущенным на фабрике Adidas, не пользовалась популярностью
в Германии, поэтому компания, получившая заказ на выпуск этой парочки,
в какой-то момент оказалась на грани банкротства. К тому же местные
остряки заметили, что в экипировке персонажа, носящего майку и футбольные
бутсы, отсутствует важный элемент одежды - штаны, что, естественно,
вызвало шквал издевательских высказываний.
2010. ЮАР. Закуми
Талисманы должны подчеркивать какие-то характерные черты страны-организатора.
Поэтому леопард, родившийся, по утверждению его создателей, 16 июня
1994 года - в день первых демократических выборов в ЮАР, воспринимался
вполне органично.