В продолжение серии материалов о городах, где предполагается принять
ЧМ-2018, сегодняшний рассказ - о Ростове-на-Дону.
"Слава богу, что чемпионат мира только в 2018 году: мы все
будем на пенсии", - устало выдохнул сразу после окончания майского
финала Кубка России один из руководителей ростовской милиции. Даже
один большой матч с приездом 7 - 8 тысяч болельщиков и прочих гостей
потребовал немалого напряжения сил как сотрудников органов правопорядка,
так и местных властей, стадиона "Олимп-2" и футбольного
клуба "Ростов". В 2018 году, если Ростов-на-Дону попадет
в окончательный список принимающих городов, объем работы будет в
десятки раз больше. Правда, и на подготовку отводится не два месяца,
а семь с половиной лет. Успеть за это время можно многое - если,
конечно, не откладывать дело в долгий ящик. Тем более что ФИФА неразрешимых
проблем в Ростове не видит.
СТАДИОН И БАЗЫ
Арену для чемпионата мира предполагается возвести в рекреационной
зоне на левом берегу Дона - напротив центра города. Для этого предполагается
выделить 25 гектаров муниципальных земель. Сейчас они пустуют -
вернее, заняты пойменными лугами. Как говорят, на выборе этой площадки
настояла приезжавшая весной комиссия ФИФА. Ее специалисты не могли
не оценить удобства места: и до центра города близко, и до баз отдыха,
и до будущего аэропорта ехать не больше 15 минут.
Сам стадион, хотя и числится самым небольшим в российской заявке
(43 702 места, из которых для обычных зрителей предназначены 40
520), имеет все шансы стать одной из визитных карточек турнира благодаря
оригинальной форме крыши в виде вопросительного знака. На северной
трибуне арены не будет второго яруса, что откроет зрителям верхних
рядов прочих трибун вид на Дон и основную часть города. "Строительство
стадиона займет пять лет с момента окончательного выбора места и
обойдется приблизительно в 10-12 миллиардов рублей", - заявил
в минувшую пятницу вице-губернатор Виктор Гончаров.
Готовых тренировочных баз для команд-участниц на Дону пока нет.
За таковую может сойти лишь база "Ростова" с основным
и запасным полями "Олимпа-2", однако она расположена хотя
и в парковой зоне, но посреди города. Это может не устроить сборные,
которым выпадет проводить матчи в Ростове. Областные власти рассматривают
сейчас варианты создания тренировочных лагерей в более спокойных
местах - в частности в близлежащих Азове, Аксае и Батайске. Кроме
того, планируется реконструкция ряда полей и баз в самом Ростове.
Среди прочего власти интересуются самым большим в городе стадионом
СКА СКВО, однако проблемой может стать его принадлежность военному
ведомству. Во всяком случае, сложности с его использованием для
тренировок и матчей постоянно возникают даже у самого клуба СКА.
ТРАНСПОРТ
Получение Россией права принять чемпионат мира стало последним аргументом
в пользу строительства в Ростове нового аэропорта - решение об этом
фактически уже принято. Собственно, и нынешний устраивает почти
всех: ехать до него из центра минут двадцать, а от "Олимпа-2"
не больше десяти, и пассажиропоток в аэропорту еще может быть увеличен.
Но его взлетно-посадочная полоса зажата со всех сторон городскими
кварталами, и удлинить ее свыше нынешних 2500 метров нельзя. А значит,
аэропорт не может принимать большинство вместительных дальнемагистральных
лайнеров и не имеет долгосрочных перспектив.
Между тем ФИФА требует, во-первых, иметь возможность отправить до
10 тысяч пассажиров в течение 10 часов после матча - тут без широкофюзеляжных
самолетов не обойдешься. Во-вторых, маршрутная сеть аэропортов в
городах-претендентах должна получить серьезное развитие. Пока в
Ростов из заметных зарубежных авиакомпаний летают только Lufthansa,
Austrian, CSA и Turkish Airlines. Это больше, чем почти во всех
прочих региональных российских аэропортах, но не достаточно по меркам
ФИФА. Маловато и прямых внутренних рейсов - впрочем, времени наладить
их еще достаточно. Например, бюджетный перевозчик "Авианова"
уже пообещал открыть к 2018 году прямые маршруты между всеми городами,
принимающими чемпионат мира.
Новый аэропорт планируется разместить, как и стадион, за рекой -
на месте военного аэродрома под Батайском, приблизительно в 15 километрах
от центра Ростова. Его четырехкилометровая полоса будет способна
принимать любые самолеты. Расчетная пропускная способность - до
8 миллионов пассажиров в год: примерно столько же прошло в этом
году через питерский "Пулково". В отличие от многих других
городов-претендентов поездка из аэропорта до центра города уложится
в 15-20 минут по уже действующей магистрали, за то же время можно
будет добраться до пригородных футбольных баз и главной арены. Предполагается
протянуть в аэропорт и железнодорожную ветку. Однако в текущем варианте
проекта она задумана неудачно - просто как тупиковое ответвление
от станции Батайск, тогда как в Европе давно стремятся пропускать
через аэропорты магистральные линии дальних поездов: это позволяет
привлечь туда пассажиров соседних регионов.
С самими дальними поездами в Ростове особых проблем нет - пропускная
способность главного и пригородного вокзалов далеко не исчерпана,
составов в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и Сочи ежедневно отправляется
немало. Загвоздка в скорости: даже экспрессы идут до Москвы 16 -
18 часов, до близкого вроде бы Краснодара - целых 4, до Волгограда
- 13. Впрочем, улучшать сообщение - дело уже РЖД, а не города.
С городским транспортом в Ростове ситуация на порядок лучше, чем
в основной массе городов-претендентов: уехать по большинству направлений
можно в пределах пяти минут. Некоторую озабоченность ФИФА вызвала
ограниченная мощность ведущего к стадиону Ворошиловского моста через
Дон. Впрочем, комиссия оговорилась, что стадион в любом случае находится
в пешеходной доступности от центра. Более того, уже в этом месяце
открывается второй центральный мост через реку, который позволит
избавить от пробок первый, а до чемпионата мира запланировано возведение
еще одного-двух. Один из обсуждаемых сейчас вариантов предполагает,
что Ворошиловский мост будет отдан только общественному транспорту
- это позволит легко решить проблему проезда до стадиона.
ГОСТИНИЦЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Формально заявочный комитет требования ФИФА по гостиницам выполнил
- подписаны соглашения на 6000 существующих и 1000 будущих номеров
в радиусе не более 100 километров от города. Однако в реальности
ростовский рынок гостиниц всех уровней от насыщения пока далек.
В докладе ФИФА отмечается, что в случае матча ведущих сборных с
большим наплывом болельщиков, прессы и почетных гостей заявленных
номеров не хватит. К примеру, пятизвездный отель в Ростове пока
только один - относительно небольшой Radisson SAS Don на набережной.
Правда, планы открыть в ближайшие годы еще один есть у сети Kempinski,
заявлял о подобных намерениях и Hilton. Уже в этом году ожидалось
появление Hyatt Regency, однако из-за кризиса стройка фактически
остановилась, и до ее завершения далеко. Отложено было и возведение
второго Radisson.
Остается надеяться, что получение прав на чемпионат мира подвигнет
к реализации задуманного. Во всяком случае, в 2012 году предполагается
открыть четырехзвездный Sheraton более чем на 300 номеров. Сейчас
этот класс представлен фактически только Don Plaza (бывший "Интурист",
в нем останавливается большинство соперников "Ростова").
В городе есть еще несколько крупных отелей - "Ростов",
Amaks, "Вертол-отель" (ни один из которых не предлагает
двухместных номеров дешевле 3000 рублей) плюс несколько десятков
гостиниц поменьше с различными ценами.
Словом, больших гостиниц пока не хватает ни в люксовом, ни в экономсегментах.
Впрочем, это не помешало Ростову успешно провести летом саммит Россия
- Евросоюз: мест всем гостям хватило. И за ближайшие семь лет будет
построен еще не один отель. Среди прочего планируется гостиница
и непосредственно на будущем стадионе. Не стоит забывать и о целой
батарее баз отдыха, расположенных на левом берегу Дона поблизости
от будущей арены - они наверняка найдут клиентов среди непривередливых
фанатов.
Те же базы с прилагающимися ресторанами и шашлычными помогут занять
досуг немалого числа гостей. Для тех, кому не хватит места на стадионе,
и для желающих посмотреть другие матчи предполагается открыть в
центре города, на Театральной площади, фан-зону. Такой опыт уже
есть - семь лет назад там на большом экране показывали финал Кубка
России между "Ростовом" и "Спартаком".
Для тех, кого помимо футбола интересуют местные достопримечательности,
найдется немало вариантов экскурсий - например, в Азовскую крепость
или бывшую казачью столицу Старочеркасск. Кстати, в Ростове уже
есть то, что никак не могут толком организовать в Москве: туристический
информационный центр с бесплатными картами города, буклетами экскурсий
и тому подобным. Правда, находится он почему-то на втором этаже
аэропорта, куда мало кому из прилетевших пассажиров взбредет в голову
зайти, а карта снабжена переводом на французский, а не на английский
язык. Впрочем, стенды с картами и терминалами довольно толковой
туристической информационной системы есть уже и в ряде городских
гостиниц. Остается надеяться, что в новом аэропорту туристический
офис будет расположен удачнее, карты будут доступны на разных языках,
а указатели улиц в городе сопроводят английской версией.
В общем, самый компактный российский город-миллионник имеет хорошие
перспективы предложить приезжим сборным и их фанатам весьма удобный
продукт - оригинальные стадион и атмосферу, быстрые транспортные
связи, разнообразный досуг. Дело "за малым" - построить
с нуля стадион, аэропорт, мост-другой, пару десятков отелей и улучшить
прочую инфраструктуру. Причем начинать стройки придется уже в ближайшие
год-полтора. И тогда Ростов может стать одним из наиболее комфортных
городов для болельщиков и гостей чемпионата.
Юрий ПЛОХОТНИЧЕНКО из Ростова-на-Дону. «Спорт-Экспресс»,
16.12.2010