Все, кто попал под угрозу вылета, в туре дружно проиграли
«Интересное кино» получается. Всего четыре тура до финиша - но все,
кто попал под угрозу вылета, в туре дружно проиграли. И проиграли,
что называется, без фанатизма, отнюдь не вгрызаясь в каждую пядь
поля за право посмаковать следующие полтора года в высшем обществе.
У меня два нехитрых соображения на сей счет. Первое: большинство
оказавшихся под угрозой испытывают полную уверенность в своем светлом
будущем. Ситуация досконально просчитана, все ходы, как выражался
обстоятельный шахматист в «12 стульях», записаны. И острая очковая
недостача, очевидная по формальной таблице, уже мысленно покрыта
- в каких конкретно матчах и сколько прибудет.
Дергаться, по этой логике, нужно только «Крыльям» («Сибирь» можно
уже провожать с почестями). Но команду Тарханова по календарю подстерегает
на финише сомкнутый строй топ-соперников. И «Крылья» натыкаются
здесь на второй объективный признак премьер-лиговой реальности.
На конкретном примере матча «Алании» в Питере его сформулировал
тренер владикавказцев Владимир Шевчук: «Зенит» показал 30-40 процентов
себя настоящего - и этого хватило, чтобы «Алания» почувствовала
себя беспомощной.
В словах Шевчука - обобщенная характеристика текущего момента. В
премьер-лиге скопилось слишком много беспомощности. В большинстве
туровых матчей градус по сравнению с сыгранными в среду («Динамо»
- ЦСКА и «Спартак» - «Зенит») упал так резко, словно наступил ледниковый
период. Между тем премьер-лига, как мы знаем, продает свой разнокачественный
и разнородный продукт пакетом. Только что завершились торги - и
этот продукт взял «НТВ-Плюс». Мне неизвестен характер переговоров
по сделке. Но я хочу протестировать факт покупки естественными законами
рынка. Там ведь как, на рынке? «У вас качественный товар?» - интересуется
покупатель. Продавец: «Да, есть качественный и дорогой. Процентов
20». Покупатель: «А остальное?». Продавец: «Ну так, самоделки под
фирму. Попадаются с виду симпатичные». Взыскательный покупатель
не возьмет ведь оптом все, верно? Он возьмет задорого - но только
качественное.
Премьер-лига давно уже выражает недовольство ценой, какую ей выставляют
телевизионщики. Но почему бы ей сперва не провести свою внутреннюю
инспекцию качества? Почему допустима ситуация, когда месяцами (а
топ-матчи отсутствовали ныне в календаре месяцами) торговая ее марка
размывается, точно этикетка, исполненная от руки кустарями?
Скажу больше. Совершенно невнятен обобщенный производитель премьер-лигового
продукта. Дай бог, если хоть на треть он осознает ответственность
за качество выпускаемого товара и испытывает заинтересованность
в этом качестве. И идут в одну упаковку стильные костюмы и безразмерные
фуфайки с расходящимися по швам рукавами. Это же, согласитесь, не
бизнес и не рынок, если подходить строго.
Вот интересно: а сколько заплатили бы телевизионщики за чемпионат,
содержись в нем, скажем, по четыре матча «Зенита» со «Спартаком»,
ЦСКА и т.д. - и совсем незначительный процент балласта, пользующегося
незначительным спросом? Я почти уверен, что цена здорово подскочила
бы.
А прочее, сварганенное как-нибудь и преимущественно на бюджетные
деньги, пусть себе идет прицепом бесплатно. Так сказать, возвращается
к народу в качестве сермяжного, но по-своему колоритного представления.
Вон вчера на матче «Томь» - «Амкар» трибуны в кои веки - битком
почти. Как раз забесплатно.