«Спорт» попросил руководителей клубов премьер-лиги ответить на четыре
вопроса об отношении к коммерческим турнирам:
1. Одним из плюсов перехода на систему «осень-весна» называется
возможность участия российских клубов в коммерческих турнирах. Как
вы относитесь к такой перспективе?
2. Насколько реально для вашей команды, учитывая ее статус, участие
в коммерческих турнирах?
3. Были ли ранее приглашения на коммерческие турниры?
4. Какая сумма призового фонда устроила бы вашу команду?
Игорь Ефремов, генеральный директор «Сатурна»:
1. Я отношусь к такой перспективе положительно. Более того, у нас
существуют определенные наработки, которые, я надеюсь, будут реализованы.
2. Я думаю, это реально для всех команд, а не только для нашей.
Если смотреть в перспективу, то в связи с переходом на новую систему
будет больше возможностей для этого.
3. В мою бытность генеральным директором наша команда в коммерческих
турнирах участия не принимала, но при возможности мы бы с удовольствием
это сделали.
4. Если участие в коммерческом турнире будет сопряжено с подготовкой
к чемпионату России, то сумма призового фонда не будет стоять на
первом плане для нас. А если это некое турне, в котором участвуют
большие клубы, то в таком случае надо обговаривать условия. В прошлом
году у нас были возможности для выступления в подобных соревнованиях,
но мы не попадали по срокам.
Хайдар Алханов, вице-президент «Терека»:
1. Я отношусь к этой перспективе положительно, но в целом не очень
одобряю переход на систему «осень-весна». Я думаю, в таких турнирах
могут участвовать клубы, которые имеют хороший бюджет.
2. Смотря какой турнир, и если это будет нам по карману, то почему
бы и нет.
3. Пока, к сожалению, «Тереку» не поступало никаких предложений
по участию в коммерческих турнирах. Но я думаю, что это была бы
положительная для нас практика, поскольку клубы должны где-то выступать
в перерыве нашего чемпионата, тем более если есть возможность заработать
деньги.
4. Конкретную сумму, которая бы нас устроила, сложно назвать, но
я думаю, чем больше она будет, тем лучше.
Юрий Любимов, вице-президент «Динамо»:
1. Конечно, коммерческие турниры - дело интересное, они позволяют
пополнять бюджет и при этом получать игровую практику. Думаю, российские
клубы с удовольствием бы принимали участие в таких соревнованиях.
Вопрос только в том, насколько велик интерес организаторов крупных
турниров к нашим командам.
2. Мы ничего против участия в коммерческих турнирах не имеем. Если
в чемпионате перерыв, а соревнование нормально вписывается в график
подготовки команды, то с удовольствием ответим согласием.
3. Зимой таких турниров минимальное число. За последнее время была
возможность участия только в одном коммерческом соревновании - Кубке
Первого канала в 2009 году, однако в итоге этот турнир не состоялся.
4. Это вопрос переговоров. Многое зависит от того, насколько престижен
турнир, какова его спортивная составляющая. Если, скажем, приглашают
сыграть с европейскими грандами, тогда футболисты на турнире могут
получить неоценимый опыт, а клуб - поработать на свой имидж. Размер
вознаграждения в таком случае не столь важен.
Юрий Белоус, вице-президент по аналитической работе и спорту
«Локомотива»:
1. Хорошо отношусь, главное, чтобы такие турниры совпадали с планами
подготовки команды к сезону. Когда мы будем иметь на руках всю информацию
по переходу на систему «осень-весна», все станет окончательно ясно,
но, мне кажется, сроки как раз и должны совпасть.
2. Любая команда заинтересована в том, чтобы зарабатывать какие-то
деньги, и, думаю, учитывая свой статус, «Локомотив» вполне может
рассчитывать на приглашение поучаствовать в коммерческих турнирах.
Сейчас мы создаем все необходимые структуры для того, чтобы полнокровно
существовать не только в российском футболе, но и быть инкорпорированными
в европейский футбол. То есть ведется работа с прицелом на будущее.
3. Насколько я знаю, «Локомотив» и сам проводил коммерческие турниры,
но мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я в команде всего
месяц.
4. Опыт показывает, что суммы составляют от ста тысяч и выше, но
даже то, что организаторы берут на себя все расходы команды, связанные
с участием на турнире, с организацией сборов, - это уже неплохо,
но есть еще такие понятия, как продажа телеправ и многое другое.
То есть суммы могут быть самые разные, вплоть до нескольких миллионов
у грандов, которые играют в еврокубках. Поэтому нам еще предстоит
вернуться на тот уровень, на котором «Локомотив» когда-то был.
Александр Стельмах, директор «Алании»:
1. В перспективе положительное отношение. Коммерческие турниры -
неотъемлемая часть подготовки европейских команд к сезону. При синхронизации
российского футбольного календаря с европейским возможность широкого
представительства в них получат и наши клубы.
2. Конечно, в первую очередь на турниры будут приглашаться гранды.
Но это совершенно не говорит о том, что для середняков двери в этот
мир закрыты. Тренеры команд верстают график подготовки на сборах
по-разному: кому-то на определенный период интересно посмотреть
на силы своих подопечных в игре со сложным соперником, кому-то понадобится
«проба пера» на набирающей форму команде. Поэтому тут, думаю, ко
двору придутся и провинциальные небогатые клубы.
3. «Алания» начала историю участия в коммерческих турнирах и коммерческих
матчах еще в свою бытность владикавказским «Спартаком». В 2003 году
команда, к примеру, ездила на турнир в Испанию, где добралась до
финала. В том же 2003-м в нашу историю был записан и ряд коммерческих
матчей в Испании и выезд на встречу с командой Индонезии. Так что
история противостояний подобного ранга у нас есть.
4. Наверное, здесь у всех менеджеров будет единый ответ: чем больше,
тем лучше.
Максим Митрофанов, генеральный директор ФК «Зенит»:
1. К сожалению, в предыдущие годы сроки российского календаря не
позволяли российским клубам, и, в частности, «Зениту», участвовать
в коммерческих турнирах. Есть все основания полагать, что с переходом
на систему «осень-весна» ситуация изменится. Участие в подобных
турнирах благоприятно отразится как на имидже российских клубов,
так и на восприятии всего российского футбола за рубежом.
2. Вполне реально.
3. Мы получали приглашения на различные европейские турниры, а также
на коммерческие соревнования в Юго-Восточной Азии, однако не смогли
принять в них участие по озвученным выше причинам.
4. Сумма зависит от статуса соревнований. Понятно, что, к примеру,
выставочный матч - это один призовой фонд, а крупный коммерческий
турнир - совершенно другой.
|В тему
Коммерческие турниры являются для большинства российских команд
совершенно новым явлением. Об их специфике и спортивной составляющей
«Спорту» рассказали матч-агенты Вячеслав Проценко и Элизабетта Бартоше.
Вячеслав Проценко: «Конкретную сумму назвать не смогу»
- Как происходит организация коммерческого турнира?
- Я сейчас нахожусь в Испании и как раз занимаюсь этим. В год я
организовываю два-три подобных соревнования и занимаюсь этим уже
на протяжении пятнадцати лет. Призовой фонд соревнования определяют
спонсоры и телевидение. Если у турнира нет спонсора, то можно просто
провести его для соревновательного процесса с призами, кубками.
В последнее время в такого рода турнирах заинтересовано Министерство
спорта и туризма. Оно выделяет для этого небольшую сумму денег.
- В чем заключаются ваши функции?
- На мне полностью лежит организация соревнования: приглашение команд,
составление расписания, регламента, регистрация данного турнира,
контракты и многое другое.
- Как определяется состав участников?
- Это зависит от дат, которые интересны той или иной команде. У
нас есть международный календарь, расписанный на несколько лет вперед,
вот на него и ориентируемся.
- Организацией каких значимых турниров вы занимались?
- Проведением первого Кубка РЖД. Идея была очень хорошая, и изначально
все задумывалось для «Зенита». Но потом Юрий Семин, став президентом
«Локомотива», попросил сделать этот турнир для «железнодорожников».
Я думаю, такое созвездие команд, как «Реал», «Милан», которое было
представлено на Кубке, еще не скоро соберется вместе.
- Каким был призовой фонд турнира?
- Как такового призового фонда не было, команды получали деньги
за участие. Конкретную сумму, кто сколько заработал, назвать не
могу, но скажу, что у каждого клуба была своя сумма.
- Как удалось добиться приезда таких грандов?
- Все обговаривалось заранее, за полгода. Определили даты, устроившие
эти клубы, и они с удовольствием приехали в Москву.
- Если говорить о перспективах проведения больших турниров в России,
кроме Кубка РЖД реально что-то организовать?
- В Сочи был прекрасный турнир, в котором участвовали венская «Аустрия»,
многократный чемпион своей страны, чешская «Виктория», сочинская
«Жемчужина». Все остались довольны.
Элизабетта Бартоше: «Интерес к россиянам растет»
- Для начала хотела бы отметить, что Россия уже имеет опыт проведения
коммерческих турниров, к примеру, Кубка РЖД. Хотя этот Кубок не
является образцом, зато может дать четкое представление об организации.
Мировая практика такова, что почти все клубы участвуют в подобных
турнирах в межсезонье. При этом тренеры имеют возможность оценить
уровень игры команды, проверить в деле новичков, причем в серьезных
поединках. Организаторов таких соревнований привлекает еще и то,
что много матчей проводится в курортных местах, что повышает их
привлекательность для зрителей. Важным фактором является время проведения
коммерческого турнира: если он проходит в начале подготовительного
этапа команды, то вызовет небольшой интерес, потому что клубы только
вышли из отпуска. Поэтому организаторы таких турниров стараются
устраивать соревнования на втором или третьем этапе подготовки клубов.
- Вы могли бы привести какой-то пример организованного вами коммерческого
турнира?
- Итальянская «Рома» в этом году участвовала в турнире в Нью-Йорке
и Торонто, куда команду пригласили местные спонсоры. Эти игры были
организованы при моем участии. Интерес к матчам у населения был
просто нереальный, стадион заполнялся до отказа - «Рома» собрала,
наверное, всю итальянскую диаспору, живущую в этих городах.
- Смогут ли отечественные команды зарабатывать хорошие деньги за
участие в коммерческих турнирах?
- Безусловно, это может стать дополнительным источником финансирования
для российских клубов. Но для того чтобы получать приглашения, надо
что-то представлять из себя. Понятно, что, например, «Зенит» многие
готовы звать на соревнования, но в силу того что у команды нет проблем
с деньгами, многие предложения ей будут просто неинтересны. То же
самое можно сказать и о ЦСКА.
- После перехода на систему «осень-весна» наши клубы могут рассчитывать
на приглашения?
- Конечно. Скажу, что в мае, когда заканчиваются европейские чемпионаты,
я имела много предложений от клубов топ-уровня, которые хотели сыграть
с российскими грандами, но никто из ваших команд не смог принять
приглашение даже за хорошие деньги из-за серьезного несовпадения
по срокам. Никто не готов рисковать результатами в чемпионате!